Использование средств в сценарной работе



В сценарной работе используются различные средства, способные придать театрализованному представлению, вечеру, концерту и любому другому мероприятию яркую окраску, неповторимую индивидуальность и эффектность.

Документальные средства используются в проведении вечеров, посвященных памятным, историко-революционным датам или связанных с военно-патриотическойтематикой; митингов, манифестаций, юбилеев, документальных тематических и киновечеров, устных журналов.

Художественные средства с элементами театрализации используются в мероприятиях, организованных для подростков, молодежи, студенческой аудитории; в театрализованных концертах, вечерах отдыха, вечерах знакомства.

Средства клоунады, буффонады, юмора, пародии, шаржа и ярмарочного праздника используются для проведения новогодних представлений, карнавалов, маскарадных шоу, игровых программ, детских праздничных шоу, спектаклей, встреч со сказочными героями, танцевальных вечеров, караоке.

Научно-популярные и технико-пропагандистские средства в вечерах данной направленности служат для пробуждения интереса к вопросам науки, техники, экономики, используются с целью расширения научно-технического кругозора молодежи, популяризации научных и технических знаний, новых технических достижений. Мероприятия носят научный характер и могут быть представлены в жанрах устных журналов, вечеров передового опыта изобретателей, рационализаторов, например «Наука смотрит в будущее», «Новости техники», «Техника за рубежом» и др. Непременные отличительные черты таких вечеров - передовая научная и техническая мысль, увлекательная форма подачи и изложения материала, актуальность поставлен-ных проблем.

Музыкально-художественные средства в театрализованных мероприятиях. Главная идея подготовки и разработки подобных мероприятий заключается в использовании различных жанров искусства при приоритете музыкальных номеров. Театрализованные вечера и обозрения, тематические программы художественной самодеятельности, литературно-музыкальные композиции, альманахи искусств, фольклорные вечера, анимационные праздничные концерты - каждый из них сохраняет свой жанровый почерк, однако всех объединяет музыкально-художественная направленность. Привычные элементы - слово, пантомима, песня, музыка, танец - выступают в новом качестве, создавая новый жанр.

Построение сюжета вечера, камерной программы, массового зрелища или эпизода – важный этап создания сценария. Это работа творческая, требующая знания материала, незаурядной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существует. Сценарист, разрабатывая сюжет, трансформирует его для раскрытия темы и решения задачи конкретного воздействия на публику.

Принципы построения сюжета:

Литературно-повествователъный принцип. Сюжет раскрывается описательными средствами, способами рассказа. Например, литературно-музыкальную композицию раскрывают персонажи литературных произведений. Можно вводить в действие новые лица - автора произведения, современного читателя, критика; в музыкальных представлениях, композитора, слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой.

Драматический принцип. Основное действие, событие создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Особое значение приобретают характеры, обстоятельства, поведение персонажей в определенной сценической ситуации, столкновение характеров в героико-драматической или комедийной борьбе.

Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику, однако их различие не исключает возможности применения одинаковых литературных приемов построения сюжета.

Сюжет-сопоставление - сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций.

Сюжет-аллегория (буквально - изображение отвлеченной идеи посредством образа) - аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей.

Сюжет-метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность - залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца - перемена судьбы).

Сюжет-гипербола - намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера.

Сюжет-пародия - сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене.

Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного.

Сюжет-сатира - способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сюжет-ирония - способ осмеяния, притворно облекаемый в форму согласия или одобрения, основанный на иносказании. В иронии как виде комического смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного отношения к предмету.

Сюжет-юмор - сочетает насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.

Сюжет-комедия - основан на хитроумной, запутанной интриге. Осмеиваются характеры, нравы, человеческие качества, банальные идеи.

Построение предварительной композиции. Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, составляется композиционный план в виде записи по порядку наименований эпизодов, или план по эпизодам. В сценарии может быть один или несколько эпизодов. По плану действие может развиваться в следующем порядке: пролог; экспозиция; развитие действия с неожиданным обострением ситуации, поворо-тами сюжета, завязкой; кульминационный момент; финал, развязка.

Монтаж производится из отдельных эпизодов, номеров, страничек, миниатюр, сценок. В задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии каждого отдельного звена.

Монтаж тематических эпизодов. В тематических вечерах эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), развитием (раскрытие темы), финалом (завершение, вывод).

Драматургическое построение приемлемо для художественного, научного, популярного, документального и литературного материала.

Принцип тематических блоков - построение вечера из эпизодов, близких по теме, материалу и жанру, в соответствии с развитием действия и сценарным ходом.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!