Введение. Художественное проектирование.



 

Художественное проектирование – это процесс создания промышленной продукции, предназначенной для использования человеком. [1. С. 185]

Проектирование включает анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Художественное конструирование – творческий метод и неотъемлемая составная часть процесса проектирования промышленных изделий, направленная на эстетическое преобразование предметной среды человека. [1]

Процесс художественного конструирования состоит из двух этапов: определение принципа и характера формы вещи (объемный или плоский, эскиз или макет) и технической разработки, результатом которой являются чертежи деталей, узлов, а также изделий в целом. Несмотря на то, что долгое время художественное конструирование полностью отождествляли с дизайном, по нашему мнению содержание художественного конструирования несколько шире задач, выполняемых дизайном.

Уровень художественного проектирования находится в прямой зависимости от уровня общественной организации труда, технического и экономического потенциала промышленности.

Художественное проектирование – это творческая деятельность.

Недостаточно создать удобное изделие, сделать его доступным по цене, придать ему высокую функциональную способность, которой в художественном проектировании придается особое значение. Процесс художественного проектирования изделий должен опираться на глубокие гуманистические традиции, которые благоприятно воздействуют на психику человека, создавая соответствующую эмоциональную среду.

Для изготовления качественных промышленных изделий необходим постоянный поиск форм, изучение человеческих потребностей, а также техническое мастерство, владение материалом и технологий.

В сложном процессе проектирования промышленных изделий участвует большой коллектив, состоящий из художника - проектировщика (дизайнера), инженера-конструктора, технолога, экономиста и др. От взаимопонимания и слаженности работы этих специалистов зависит качество выпускаемой продукции.

В процессе работы над проектом роль дизайнера может меняться от активного творца до наблюдателя за внедрением образца. Однако на каждом этапе превращения идеи в изделие дизайнер является участником и координатором этого процесса. Он следит, чтобы не произошло искажения первоначального замысла. Научный подход и творчество в работе дизайнера сливаются воедино. Поэтому помимо знаний теории художественного конструирования дизайнеру необходимы знания психологии, социологии и технологии производства, а также талант и интуиция.

Инженер-конструктор, разрабатывающий идею художника – проектировщика с учетом технологий, должен обладать конструктивной логикой, позволяющей заключать художественный образ в определенные материальные формы. Он выбирает вместе с дизайнером основные материалы, способы отделки, продумывает конфигурацию линий, иными словами, ведет рациональную и логическую разработку изделия.

Техническая конструкция любого изделия должна обеспечивать его комфортность, удобство.

Конструкция формы определяет ее жизнеспособность.

Художественная и техническая конструкции связаны между собой. Новая форма создается не только художником-дизайнером. Бывают случаи, когда стимулом новой формы являются открытия в области науки и техники (например, космическая тематика в бытовой технике – пылесос «Ракета» и т.п.).

Изделие становится новым образцом, если оно проработано конструктивно с позиции практичности и экономичности, а также интересно и оригинально по своему художественному замыслу.

Перед проектированием изделия художник-дизайнер получает от заказчика перечень задач, например: создать новую эстетическую форму предмета; улучшить потребительские свойства изделия: снизить затраты труда и материальных ресурсов по сравнению с соответствующими затратами при создании аналогичных изделий, поступающих на мировой рынок.

Приступая к проектированию, дизайнер определяет основные направления работы. Этапы поиска новых форм фиксируются в эскизах, набросках, схемах образа модели; из них выбираются лучшие, которые затем разрабатываются детально.

Началом проектирования является так называемое предпроектное исследование. На данном подготовительном этапе проводится сбор и анализ всей информации, относящейся к разрабатываемому изделию, выявляются требования к нему. Прежде всего изучаются лучшие в отечественной и зарубежной практике образцы – аналоги, а также общественная необходимость образца.

Изучение информации не является механической регистрацией данных, а служит основой для формирования творческого замысла.

Источниками сведений могут быть публикации в отечественной и зарубежной печати (журналы, книги), каталоги промышленных фирм и выставок, стандарты и отраслевые нормативы, патентные материалы.

Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок существующих вариантов изделия, отдельных его узлов и деталей.

Как уже отмечалось выше, предпроектное исследование занимается анализом требований к будущему изделию: функциональных и эргономических, технологических, экономических, эстетических.

При анализе функциональных требований учитываются цели и условия эксплуатации изделия, связь с человеком и окружающей средой.

Эргономические требования включают антропометрические, физиолого-гигиенические и психологические факторы, предъявляемые к разрабатываемому изделию.

Согласно технологическим требованиям определяют основные конструктивные параметры изделия, обеспечивающие его прочность, долговечность, выбор технологии, соответствующей задачам проектирования, затраты на технологический процесс.

Анализ экономических требований направлен на выявление возможностей снижения себестоимости за счет выбора материалов и технологий производства.

Эстетические требования определяют художественные качества изделия (красота формы, пропорции, умелое использование материалов, цвета, фактуры и др.).

Таким образом, вся информация анализируется с позиции удобства, технологичности, экономичности и красоты проектируемого изделия. Этот этап анализа вытекает из самой сути процесса художественного проектирования, в ходе которого с учетом функционально-технических особенностей его упорядоченность, наилучшим образом соотносящая предмет с человеком, достигается внутренне согласованная, пространственно-целостная система. Этап предпроектного исследования завершается составлением перечня обоснованных научно требований к изделию и его основных проектных характеристик, отвечающих этим требованиям.

Следующий этап работы – художественно-конструкторский поиск. Он заключается в выработке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной, графической форме (форэскизы) и объемах (макетах).

Разработка форэскизов позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования. Эскизы могут иметь характер разработки идеи проекта, отработки размеров и конфигурации формы изделия, отдельных узлов, деталей и элементов. Эскизы конструктивных элементов изделия разрабатываются с учетом эксплуатационных требований.

Художественно-конструкторский поиск завершается разработкой эскизного проекта. Эскизный проект – окончательное творческое предложение художника-конструктора, полностью определяющее все характеристики изделия.

На основании эскизного проекта готовится технический проект, включающий разработку чертежей, конструирование и расчет узлов и деталей, требования к материалам, способы их обработки и т.д. Впоследствии, уже в ходе проектирования изготавливается опытный образец и проводятся его испытания.

Следует особо отметить, что некоторые современные системы автоматизированного проектирования (САПР) высшего уровня позволяют проводить испытания проектируемого изделия еще на стадии трёхмерной модели, например САПР T-FLEX, CATIA и др.

Схематически процесс проектирования можно представить следующим образом (Рис.1).

 


Рис.1. Схема процесса проектирования

 

Процесс проектирования слагается из следующих этапов:

- составление технического задания;

- сбор и анализ информации, относящейся к разрабатываемому типу изделия, изучение экономической конъюнктуры рынка изделий с точки зрения их технико-конструктивных и дизайнерских решений, а также материалов по социологии и психологии, обобщение полученных данных;

- анализ творческого источника, исследование всего комплекса изделий – аналогов для нахождения своего собственного решения, соответствующего требованиям и условиям данного производства;

- обоснование общего конструкторского замысла;

- разработка технического проекта;

- составление композиционной схемы, т.е. выбор образной атмосферы, формы и цвета, в которых будет решаться будущий проект; изучение образа человека или группы людей, для которых создается изделие;

- разработка эскизов формы, цветовых и фактурных вариаций; согласование принятого решения со специалистами – технологами и конструкторами;

- анализ первой реакции потребителей на новое изделие;

- коррекция образца;

- контроль соответствия серийных изделий опытному образцу.

При художественном проектировании промышленных изделий следует учитывать, что такие понятия, как целостность, структура изделия, имеют иное содержание, чем, например, в живописи или скульптуре, так как находятся в интегральной связи с характеристиками промышленной продукции.

Эмоциональное воздействие, оказываемое внешним видом, композицией фактурой, ритмами, соотношением контрастов и акцентов изделия, обуславливает его выразительность. Однако не стоит забывать, что эстетические свойства формы обусловлены назначением изделия.

Рассмотренные выше этапы художественного проектирования являются основой работы студентов над учебным проектом.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение художественному проектированию.

2. В чем заключается роль дизайнера и инженера-конструктора в процессе художественного проектирования?

3. Что такое предпроектное исследование?

4. Обоснуйте важность эргономических требований к проектируемому изделию.

5. Охарактеризуйте этапы художественного проектирования.

 

 

Проектная графика.

Каждому этапу проектирования соответствует свой графический язык, обусловленный особенностями проекта, совокупностью данных и некоторыми субъективными чертами авторского почерка. Графика может быть предназначена для самого проектировщика при воплощении идеи в реальную зримую форму, может изображать предмет проектирования с расчетом на восприятие «извне». В последнем случае проект доложен содержать необходимую для данной стадии информацию и быть выражен доступным для восприятия графическим языком. [3]

Принято считать, что дизайн-проект интерьера состоит из двух принципиальных разделов, наличие которых определяет состав работ и их стоимость.

1. Эскизный проект (когда нужен дизайн интерьера без подробных чертежей).

2. Рабочий проект (нужен для строительных работ, делается на основе эскизного проекта).

Проектирование начинается с ознакомления с программой проекта (техническое задание и т.д.), существующим прототипом изделия или аналогичным устройством. Изображение на этой первой стадии предназначено только для самого проектировщика и поэтому может быть произвольным.

Первичное эскизирование связано с поисками некоей целостности, объединяющей отдельные составные части объекта, и формированием в самых общих чертах его художественно-пластического образа. На этой стадии мысль фиксируется чаще всего с помощью перспективного рисунка. Когда же приступают к проверке реальных соотношений, то работа ведется путем набрасывания вариантов уже ортогональных проекций. В отличие от стадии изучения или сбора материала эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было о существе проекта не только с позиции автора, но и с позиции зрителя. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте. Поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию (см. рис. 2, 3).

Первичное эскизирование нельзя в полной мере назвать проектной графикой. В данном случае эскиз можно представить как «Рисунок по воображению». Поэтому, на этом этапе к эскизу можно применить такую же характеристику, как к рисунку, т.е. разделять его на линейный и светотеневой.


Рис. 2. Эскиз гостиной. Рис. 3. Эскиз кухни

 

Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материала. Эскизирование ведется карандашом, углем, сангиной, пером, акварелью, темперой, гуашью.

Вслед за этапом первоначальных поисков следует отбор оптимального варианта, уточнение отдельных частей объекта проектирования. На этом этапе выполняется чертеж в определенном масштабе, необходимом для передачи реальных соотношений и величин, показа главных деталей (см. рис.4). Светотеневая моделировка выполняется тоном и цветом.

 

 

Рис. 4. Планировка квартиры.

 

Таким образом, можно заключить, что в состав эскизного проекта входят:

1. Определение стиля, концепции, зонирование. Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных, потолочных покрытий.

2. Разработка вариантов планировочных решений.

3. Разработка чертежей эскизного проекта, необходимых для расчета отделочных материалов, сантехники, кондиционеров в составе:

- обмерный план (план помещения до демонтажа),

- монтажный план (план демонтируемых и возводимых перегородок),

- план расстановки мебели (схематично, без прорисовки элементов),

- план пола (план с указанием типа напольного покрытия),

- план потолка (без указания размеров и разрезов),

- план размещения светильников, розеток, выключателей.

4. Трёхмерная визуализация основных, выбранных заказчиком помещений (цветные, высококачественные 3D эскизы помещений в перспективе).

Эскизирование - это промежуточная стадия, предшествующая переходу к чистовому проекту – чертежу.

Исполнение чистового чертежа отличается тем, что предмет проектирования изображается «протокольно» - согласно законам

Графики. Это уже проектная документация, где определены размеры целого и его частей, внутренняя компоновка, цветовое решение, фактурная характеристика, выполняются ортогональные и аксонометрические проекции, перспективы.

Рабочий проект (его ещё часто называют АИ – «Архитектура Интерьера»), разрабатывается на основе эскизного проекта (см. приложение 1).

В состав рабочего проекта входят:

1. Титульный лист (название проекта, данные о заказчике, исполнителе).

2. Спецификация чертежей (перечень чертежей, входящих в дизайн-проект).

3. Обмерный план (план помещения до демонтажа).

4. Монтажный план (план демонтируемых и возводимых перегородок, с учетом выравнивания стен, с ведомостью дверных проемов и схемой размещения радиаторов).

5. План расстановки мебели и оборудования (расстановка выбранных заказчиком моделей с указанием точных размеров и месторасположением).

6. План пола (план раскладки напольных покрытий: плитки, ламината, паркетной доски и т.д. с указанием границ и высот полов).

7. План теплого пола (план с указанием полов с подогревом).

8. План потолка (план с указанием границ и высот потолков, используемых материалов: гипсокартон, подвесные, натяжные и т.д., разрезы по потолку).

9. План расстановки светильников и выключателей (с указанием осветительных приборов с точными привязками; на плане показывается какой выключатель что включает)

10. План электрики (на плане указаны места расположения электровыводов с указанием высот и предназначения, например: на кухне - для вытяжки, розетка для духового шкафа и т.п.)

11. Развертки по стенам по помещениям (с раскладкой плитки, с указанием размеров и площадей – на этих чертежах показываются декоративные перегородки, ниши, подсветки, расположение мебели вдоль стен, т.е. то, что невозможно увидеть на планах сверху).

12. Ведомость отделки помещений (сводная таблица по объемам ремонтно-строительных работ по всем помещениям, включающий в себя расчет количества и наименований строительных материалов).

Конечно, для реализации проекта в действующий объект этого недостаточно, так как для эксплуатации любого объекта нужны еще инженерные сети – водоснабжение, канализация, вентиляция и т.п.

Инженерные разделы (их часто называют «Проекты инженерных коммуникаций», не входят в состав дизайн - проекта и выполняются дополнительно).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение эскизному проектированию.

2. Раскройте назначение и содержание эскизного проекта.

3. Что такое рабочий проект?

4. Раскройте содержание рабочего проекта.

5. Ознакомьтесь с содержанием практических занятий № 1 – 4 и

выполните практические работы по заданию преподавателя.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!