Пропорции. Золотое сечение.
Пропорции – соотношения различных величин. Говоря о пропорциях, учитывают их в формате плоского изображения, в соотношениях габаритных размеров (длина, высота, ширина) объемного предмета, в соотношении двух различных по высоте или длине предметов одного ансамбля, в соотношении размеров двух явно выделяющихся частей одного и того же предмета и т.д.
Соотношение размеров является важнейшим вопросом любого вида профессиональной и созидающей творческой деятельности человека – в архитектуре и строительстве, в строительстве судо-, авиа- и космической техники, в художественных промыслах и т.п. Народные зодчие обращали особое внимание на пропорции изделий домовой резьбы: наличников, дверей, филенок, калиток, ворот, декоративных арок, резных панелей и прочее.
В классике пластического искусства (скульптура), а также в архитектуре на протяжении многих лет существует прием построения пропорций, называемый золотым сечением, или золотым числом.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка AB на две части так, что большая его часть AC является средней пропорциональной между всем отрезком AB и меньшей его частью CB, то есть AB: AC = AC: BC.
Алгебраическое нахождение золотого сечения отрезка AB = а сводится к решению уравнения a/x = х/ (а—х) (где х = AC). Отношение х к а может быть также выражено приближённо дробями 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21 и т.д., где 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. — числа Фибоначчи.
|
|
Золотое сечение было известно ещё в древности. В дошедшей до нас античной литературе впервые встречается в «Началах» Евклида (3 век до н. э.). Термин «Золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи (конец 15 — начало 16 вв.). Принципы золотого сечения легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства (главным образом произведений архитектуры античности и Возрождения).
Принцип золотого сечения, или динамической симметрии, заключается в
том, что «отношение между двумя частями единого целого равно отношению его большей части к целому (или, соответственно, целого к его большей части )». Это число равно 1,62..
Графически золотое сечение можно выразить соотношением отрезков,
получающихся различным построением. Например, если к диагонали «полуквадрата» добавить его короткую сторону.
AD = AB; AF = FB; = 1,62
Простой и наглядный пример пропорции золотого сечения - правильная пятиконечная звезда. Каждый из отрезков, соединяющих вершины звезды, делится в золотой пропорции другими, пересекающими его отрезками.
= = 1,62
Золотое число (1,62) наблюдается в пропорциях гармонично развитого человека.
|
|
Длина головы делит в золотом сечении расстояние от талии до макушки:
= 1,62
Коленная чашечка так же делит расстояние от талии до подошвы ног:
= 1,62
Кончик среднего пальца вытянутой вниз руки делит в золотой пропорции весь рост человека. Отношение фаланг пальцев – тоже золотое число.
Это же явление наблюдается и в других конструкциях природы: в спиралях моллюсков, в венчиках цветков и др.
Строение, а, соответственно, и графическое построение листьев некоторых растений связано с соблюдением золотых чисел.
Так например золотые пропорции проявляются в строении листа герани (пеларгонии).
= 1,62; =1,62; СЕ = АВ
= 1,62; = 1,12; =1,62
Число 1,12 другое гармоничное соотношение, используемое, например, в домовой резьбе, в архитектуре и т.п. Оно является функцией золотой пропорции.
Лист клена как объект графики также строится с применением золотой пропорции.
= = = = = = = = = 1,62
= 1,12
Графическое построение листа клена:
1. = 1,62
2. OD = BC; EF = AD
3. OM = AO; KL = 1,12 AD
4. NP = AO
5. RS = ; TU =
Рамки для картин могут иметь различные варианты соблюдения пропорций золотого сечения, например:
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!