Изменчивость природы



Однако кто-нибудь может спросить: если одиннадцать апостолов обладали чистой совестью (так как они были чисты от всякого предательства Учителя), почему они опечалились от услышанного, словно могло случиться, что один из них был тем, о ком говорил [Господь]? Я думаю, что каждый из учеников знал из Христова учения, что человеческая природа изменчива и склонна ко злу и что в борьбе против начальств, прошив властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф 6:12) человек может пасть, либо путем обмана, либо претерпев насилие от враждебных сил для совершения зла. И вот ученики, обдумав каждый все это и [опасаясь], как бы он сам не оказался случайно тем, которого предузнал Иисус как предателя, весьма опечалились из-за того, что было им сказано: Один из вас предаст Меня, и начали говорить каждый по отдельности, словно не зная своего будущего: Не я ли, Господи? Итак, если он имеет разум [понять], что по этой причине каждый из апостолов из страха сказал: Не я ли, Господи, [то он поймет, что] нам, немощным, следует опасаться всего, что ждет нас в будущем, поскольку мы еще не приняли совершенной мудрости, согласно которой апостол говорит: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, и прочее, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим 8:38-39). А тот, кто еще не совершенен, сомневается в себе самом, словно может и пасть. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Один из вас

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками. О, бесстыдство Иудино! И он там присутствовал, и он пришел для того, чтобы причаститься таинств и яств, и обличаем был при самой трапезе, тогда как и зверь мог бы сделаться кротчайшим. Поэтому-то и евангелист замечает, что, когда они ели, Христос беседовал с ними о предательстве, чтобы и самым временем, и трапезою обличить лукавство предателя. Когда ученики совершили, как повелел им Иисус, Он сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Прежде же вечери Христос умыл и ноги Иуды. Смотри, как Он щадит предателя: Он не сказал: этот предаст Меня; но - один из вас, для того чтобы сокрытием его опять дать ему возможность раскаяться, и предпочитает устрашить всех, чтобы спасти его. Один из вас двенадцати, говорит Он, которые всюду находитесь со Мною, которым Я умыл ноги и которым Я обещал столь великие блага. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Не я ли, Господи?

Тогда нестерпимая скорбь объяла это святое собрание. Иоанн говорит, что ученики недоумевали и озирались друг на друга, и каждый из них с боязнью спрашивал о себе самом, хотя они и не сознавали за собой ничего такого. Матфей же говорит: они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф 26:22-23; Ин 13:26). Смотри, когда Христос открыл предателя! Тогда, как восхотел вывести из смущения прочих, которые омертвели от страха, а потому и спрашивали настоятельно. Впрочем, Он делал это не только с тем намерением, чтобы освободить их от страха, но и для того, чтобы исправить предателя. Так как последний, часто слышавший неясные обличения, по жестокосердию своему, оставался без исправления, то Христос, желая сильнее возбудить его, срывает с него личину. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

26:23—25 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал

 

Которым Сын Человеческий предается

Иисус, как казалось, шел претерпеть [страдания] на кресте, а на самом деле и шел, и оставался в мире со Своими учениками, сохраняя их в вере. Ведь они не смогли бы пребыть в вере в Него, особенно после того, как увидели Его умершим, если бы Господь незримо не оберегал их сердца. И Он не сказал: Горе тому человеку, которым (a quo) предается, но тому, через которого (per quem) предается (Мф 26:24), указывая таким образом на другого, кем Он предавался (то есть дьяволом), а сам Иуда - лишь служитель предательства. И горе не только Иуде, но всем предателям Христа. Ибо всякий, предающий учеников Христовых, предает Самого Христа. Поэтому они предаются дьяволом, но через тех людей, и поэтому и им - горе. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Весьма опечалились

Другие же опечалились, и весьма опечалились, когда спрашивали Христа: не я ли, Господи? И чтобы не выдать себя молчанием, и он, чья совесть не давала ему покоя и чья рука оказалась опущенной в блюдо, тоже вопросил: не я ли, Равви?К тому добавил и неискренность или знак неверия: другие, не собиравшиеся Его предавать, говорили: не я ли, Господи; этот же, собираясь выдать Его, назвал Его не Господом, а Учителем, словно бы извиняясь за то, что, отвергнув Господа, предаст просто учителя. Иисус ответил: ты сказал. Здесь предатель был устыжен тем же ответом, который затем Христос даст Пилату. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!