Притча о злых виноградарях



33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 43 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

 

Обзор: В этой притче затронуто много тем: провидение Божье, неблагодарность народа Завета, рачительность хозяина к своему имуществу, чрезвычайная непокорность и склонность к насилию людей (Иоанн Златоуст). Наказание за зло соответствует мере содеянного зла; подобно этому, и слава за добро соответствует мере содеянного добра; но Бог свободен в воздаянии (Анонимный комментарий). Первосвященники и фарисеи задумали погубить Иисуса, но все еще боялись народа, который был непостоянен (Иероним Стридонский).

 

21:33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился

 

Настоящей притчей Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого завета; что через смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены. Притчу эту Христос предлагает после предыдущей для того, чтобы тем показать всю тяжесть и совершенную непростительность греха их. Как же и чем именно? Тем, что иудеи, при всем о них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя, и притом так много. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Рассуди же, как велико было Божие попечение о них и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое - заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога. Так, когда иудеи вышли из Египта, Бог дал им закон, дал им город, устроил жертвенник и храм воздвигнул. И отошел, то есть долго терпел, не всегда наказывал тотчас по преступлении. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же

Он послал слуг, то есть пророков, взять свои плоды, то есть повиновение, доказываемое делами. Но они и в этом случае показали свою злобу: не только после таких попечений о них не дали плода, что обнаруживало их бездеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя были к тому обязаны, то им надлежало не досадовать и не негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью и, сами заслуживая казни, предали казни посланных. Поэтому Бог послал в другой и в третий раз, чтобы обнаружились и их злоба, и человеколюбие Пославшего. Но почему Бог не тотчас послал Сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами, и, оставив гнев, устыдились Его пришествия. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего

 

Постыдятся сына моего

Что значат слова: постыдятся сына моего? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и его совершенную непростительность. Бог знал, что убьют и Сына, и однако послал. Словами же постыдятся Сына Моего Он указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться. Так, если и в другом месте говорит: будут ли они слушать (Иез 2:5), то не по неведению, но чтобы не сказал кто-нибудь из людей безрассудных, что само предсказание Божие невольно влечет к неповиновению, для того и употребляет такой образ выражения. Если они уже были непризнательны к рабам, то по крайней мере должны были почтить достоинство Сына. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его

 

Но как же поступили они?

В то время как им должно было прийти и просить помилования в своих преступлениях, они ведут себя по- прежнему, даже предпринимают новые злодеяния, ужаснее прежних. На это и Сам Христос указывает, говоря: дополняйте же меру отцов ваших (Мф 23:32). В том же обвиняли их прежде пророки, говоря ваши руки полны крови (Ис 1:5), и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос 4:2), а также созидающие Сион кровью (Мих 3:10). Но они не сделались благоразумнее, хотя и дана им была эта великая заповедь не убий, а через нее велено было воздерживаться от многого другого; и много употреблено было других различных побуждений к исполнению ими этой заповеди. Но несмотря и на все это они не оставили своего злого навыка. Но что говорят они, увидев Сына? Пойдем, убьем Его. Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас и, будучи Богом, соделался для вас человеком и совершил бесчисленные чудеса? Или в том, что прощал грехи? Или в том, что призывал в Царство? Смотри, как они при своем нечестии крайне безумны и как безрассудно их побуждение к убийству: убьем Его, говорят они, и наследство его будет наше (Лк 20:14)! И где намерены убить? Вне виноградника. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:39—41 И схватив его вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим, виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!