Первый и второй сын



Первый сын представляет народ, зависимый от фарисеев. Будучи призванными Богом через пророчество Иоанна подчиниться Его заповедям, они остались надменными, непокорными и непослушными к Его предупреждениям. Они имели веру в закон, отвергли раскаяние в грехах, вместо этого хвалясь знатностью происхождения от Авраама. Позже они пришли к вере через чудеса, совершенные апостолами после Воскресения Господа, и, вернувшись волевым актом веры к делам Евангельским, раскаялись и осознали вину их прежнего высокомерия. Второй сын представляет мытарей и грешников, которые затем вернулись к прежней греховной жизни. Иоанн учил их ожидать спасения от Христа, принять крещение и уверовать в Него. Когда Господь в притче говорит, что второй сын не пошел вопреки обещанию, то он показывает, что этот народ поверил Иоанну. Но поскольку они не были способны принять учение евангельское через апостолов до страданий Господа (ибо тогда должны были исполниться таинства человеческого спасения), то они и не пошли. Он ведь не говорит, что они отказались идти, но просто не пошли. Это обстоятельство не делает их виновными в неверии, потому что сделать так им было трудно. Потому не в том дело, что второй сын не захотел тотчас же сделать то, что от него требовалось, а в том, что он не мог этого сделать. Так что здесь показана необходимость промедления, а не воля непослушания. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Если бы Он просто сказал: блудницы прежде вас войдут в царство Божие, то Его слова показались бы им тяжкими; но теперь, когда сами они объявили свое мнение, то слова Его для них кажутся не так тяжкими. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

21:32 ибо пришел к вам Иоанн путем, праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему

 

Пришел к вам Иоанн

Для этого же Он приводит и причину. Какую же? Пришел Иоанн, говорит Он, к вам, а не к ним, и притом путем праведности. Вы не можете обвинять его как человека нерадивого и бесполезного. Он вел и жизнь безукоризненную и имел большую попечительность; и однако вы не послушали его. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Мытари и блудницы поверили

Слово же: вперед вас идут в Царство Божие - не потому сказано, что иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царство Божие. Подлинно, ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность. Поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, и первые последними (Мф 19:80). Для того и представляет Он в пример блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали. Грех блудниц и грех мытарей - два величайшие греха, происходящие от грубой любви, в первом случае к телу, в последнем - к деньгам. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Это вы - священнослужители, знающие заповеди Писаний, предводители народа - должны были первыми поверить в Христа в пример народу. А вы не только не поверили, но и увидев, как в Него уверовали мытари и блудницы, и не устыдились, и не покаялись. Мытари и блудницы, от которых никто не ждал, действительно поверили, а вы, делавшие вид, что исполняете каждую заповедь, упорствовали в вашем бесстыдстве, отказываясь каяться и поверить или последовать примеру тех, кому вы должны были служить примером. Разве вы больше были безгрешны, чем те, кто Ему поверил, разве это и стало причиной не поверить в Христа? Но нет, вы не поверили потому, что вы презрели Бога, потому что вы надменны, тщеславны, жестокосердны, потому что вы не хотите ни их вести к вере, ни сами следовать за ними. Воистину велик позор священникам и всему духовенству, когда миряне обнаруживают и больше веры, и больше праведности. Анонимный комментарий.

 

После этого следует другое осуждение, то есть что мытари уверовали. Затем еще обвинение, именно: вы даже и после них не поверили ему, а это вам надлежало сделать прежде мытарей; то же, что вы не сделали этого даже и после них, не заслуживает никакого прощения, и потому мытарям большая похвала, а вам - осуждение. Иоанн пришел к вам - и вы не приняли его; он не приходил к мытарям - и они приняли его, а вы не вразумились их примером. Заметь, как много доказательств является к похвале мытарей и осуждению иудеев. К вам пришел Иоанн, говорит Он, а не к ним; вы не поверили - это их не соблазнило; они поверили - это вам не принесло пользы. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Слова Господа можно переформулировать так: «Если бы даже Иоанн не пришел к вам путем праведности, а только бы проповедовал крещение покаяния, вы должны были поверить ему, как священнослужители и мудрецы, судящие не по лицам, а по делам; если не как праведнику, то как говорящему правду. Какое отношение имеет образ жизни проповедника к его слушателю? Ведь если он живет порочно, то и осужден будет один; но если он учит доброму, то выгода от этого всем, кто слушает. Тем не менее Иоанн пришел к вам путем праведности столь очевидно, что образцовое его поведение и ангелоподобная жизнь поразили сердца даже мытарей и блудниц, так что со страхом и трепетом они обратились к вере. Но ваших сердец он не тронул. Теперь видите, что по праву мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие?» Анонимный комментарий.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!