Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию



 

Между тем первые думают, что они потрудились больше последних, словно бы более претерпели разжжение диавола, поскольку еще не упразднен грех, и тление, и смерть. Ведь само это дело, если рассмотреть его по справедливости, указывает на то, что пришедшим ранее полагается больше, потому что они жили под властью смерти и диавола. Ибо это означает тягость дня и зной (Мф 20:12), когда не было даже росы Духа, чтобы помочь людям [достигнуть] праведности. Кирилл Александрийский, Фрагменты

 

И, получив, стали роптать на хозяина дома

 

Без ропота

Можно спросить, почему призванные, пусть и поздно, в Царство, как сказано, роптали. Никто из выражающих недовольство не обретает Царства Небесного, но и никто из обретающих Его не может роптать. Праотцы наши вплоть до прихода Господа, как бы праведно они ни жили, не вводились в Царство, пока не сошел Тот, Кто Своей смертью открыл вход в рай, который закрыт был для людей. Их роптание означает, что они жили так, чтобы снискать Царство, но Царство еще далеко отстояло от них. (...) Мы, придя около одиннадцатого часа, не ропщем после наших трудов и получаем наш динарий. После прихода нашего Посредника в мир нас вводят в Царство, как только мы покидаем тело. Без промедления мы обретаем то, что праотцы наши заслужили лишь после долгого ожидания. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 

20:12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной

 

Что значит эта притча?

Сказанное в начале не согласно с тем, что говорится в конце ее, но открывает совершенно противоположное. В ней Господь показывает, что все люди получают равные награды; а не говорит того, что одни изгоняются, а другие вводятся. Но прежде этой притчи и после нее Он говорил противное: будут первые последними, и последние первыми (Мф 19:30; 20:16), то есть последние будут выше и самых первых, которые уже не будут первыми, но сделаются последними. А что таков действительно смысл этого изречения, это видно, из присоединенных к нему слов: много званых, а мало избранных, - которыми Господь вместе и первых укоряет, и последних утешает и ободряет. Но притча не то говорит, в ней говорится только, что последние равны будут мужам уже испытанным и много трудившимся. Сравнял их с нами, говорится в ней, перенесшими тягость дня и зной. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

20:13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

 

Но главное дело состоит в том, что те первые, которые столько прославились и угодили Богу и весь день с особенной ревностью провели в трудах, не заражены ли сильнейшей страстью злобы, завистью и недоброжелательством? Видя, что и пришедшие после них получили такую же награду, они говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Так они, не потерпев никакого убытка и получив сполна свою награду, досадовали и негодовали на то, что другие пользуются благами, а это происходило от зависти и недоброжелательства. Но что всего важнее, сам домовладыка, защищая тех и оправдывая свой поступок перед человеком, говорившим ему, обвиняет его в злобе и крайней зависти, говоря: не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

20:14 возьми свое и пойди; я же хочу дашь этому последнему [то же], что и тебе

 

Смысл притчи

Итак, чему научают нас такие притчи? Не в этой только, но и в других притчах то же можно видеть. Так, например, и добрый сын впал в такую же душевную болезнь, когда увидел, что блудный брат его удостоился великой чести и даже большей, нежели он. Как последним делателям винограда большая честь была оказана тем, что они первые получили награду, так и блудному сыну обилием даров сделано было предпочтение, о чем свидетельствует сам добрый сын. Что же следует сказать? То, что в Царстве Небесном нет ни одного человека, который бы производил такие споры и жалобы, и быть не может, потому что там нет места ни зависти, ни недоброжелательству. Если святые и в настоящей жизни полагают души свои за грешников, то, видя их там наслаждающихся уготованными благами, они тем более радуются и почитают это собственным блаженством. Итак, для чего Господь в таком образе предложил слово Свое? Это притча, а в притчах не нужно изъяснять все по буквальному смыслу, но, узнав цель, для которой она сказана, обращать это в свою пользу и более ничего не испытывать. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

20:15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

 

Домовладыка сказал им: я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. И поскольку обретение Его Царства зависит от Его доброй воли, то Он уместно и добавляет: развел не властен в своем делать, что хочу? Глупо ведь человеку ставить под вопрос благость Бога. Ибо мог бы быть повод вопрошать, если бы Он не давал то, что должен; однако нет повода, когда не дает то, чего не должен. Потому Он добавляет: или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Пусть никто не хвалится своими трудами или временем своим, если после сказанных слов Сама Истина восклицает: Так будут последние первыми, и первые последними. И хотя мы знаем, какие добрые дела и сколько их стоят за нами, мы не умеем оценить, с какой тщательностью наш Вышний Судия исследует их. Великая радость всякому быть и последним в Царстве Небесном. Григорий Великий, Сорок гомилий на Евангелия.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!