Возвышенное как эстетическая ценность.



Возвышенное часто отождествляется с красотой в ее большой концентрации. Есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть и представление, что возвышенное связано с большими размерами. Не всегда возвышенное проявляется в количестве. возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Он попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей человека, зону, которую он не знает как замерить. От этой зоны у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. Возвышенное безмерно, несоизмеримо, много превосходит простые человеческие возможности. И у человека начинает биться сердце. В возвышенном важно не только чувственное прикосновение, как в прекрасном, но и воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что человек не может исчерпать – пример такой силы, которую человек не может соотнести со своей силой. Сила, которая бросает вызов обычному человеку. В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира. Абсолют антипод всего относительного, он безотносителен. Возвышенное – абсолютное в относительном мире. Прекрасное – однородность, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное – психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты, которые открываются человеком. В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой мы ощущаем свою бессмертность. Человек прорывается в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным. Прекрасное и возвышенное дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний и утверждающий, возвышающий его.

 

  1. Комическое как эстетическая ценность.

Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание. Комическое противоположно трагическому. В трагическом человека заставляют терять, он принужден к утрате. В комическом человек сам идет на утрату. Утрата не положительна, а отрицательна. Комическое правдиво, заставляя видеть что есть, преодолевая ложные ценности как обман. Субъективное выражение комизма – смех, хохот – это победа над антиценностью. Это эстетическая критика реальности, расставание с ложными ценностями. Комизм – уход от иллюзий, обмана. Комизм – утверждение здоровых начал жизни, отрицая больное. Смех побуждает к игре – например карнавал. Структура комического: это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации; в комическом нужна творческая роль самого субъекта. Свобода у субъекта позволяет ему нарушить серьезные условия существования, которые препятствуют комизму. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, хотя объект и сам здесь субъект. Когда эта дистанция ломается – комическое. Дистанция фамильярного контакта, которая уравнивает субъект и объект и создает превосходство субъекта над объектом, и развязывает руки субъекту. Игра с объектом, его разглядывание в попытке сорвать с него маску. Смешно тогда, когда некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в некой несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Комическое несоответствие – форма существования комического, так же, как и трагический конфликт – форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие – способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого. Модификации комического: прежде всего это модификации объектного характера, которые можно рассматривать с точки зрения комического.1.Чистый или формальный комизм. Формально возвышенное или трагическое быть не может. Прекрасное – может, форма прекрасного сама по себе. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур. Смеются не над чем-то, а вместе с чем-то. 2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. 3.Сатира. Различия с юмором: юмор – комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом, но ничего не может быть идеальным. Юмор – смех мягкий, добрый в своей основе, сочувствующий, легкий. Сатира – дополнение юмора, она направлена на явления, отрицательные по своей сущности, выражает отношение к явлению, в принципе не приемлемом для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. 4. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая. Не только ужас, но и восторг. Ирония и сарказм – еще две категории комического, субъектные модификации, обозначающие определенный тип позиций, особенностей комического отношения. Ирония – комизм, к которому субъект причастен, но смысл завуалирован самим субъектом. В иронии два слоя – текстовой и подтекстовый. Подтекст как бы отрицает текст, образуя с ним некоторое противоречивое единство. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!