Дизайн как эстетическое формообразование.



Идентификация дизайна стала результатом критического осмысления экономического опыта эпохи промышленных революций, но его теоретическое оформление в качестве суверенной социальной практики происходит по мере того, как анализу начинают подвергаться экономические стратегии общества "знакового потребления". прочтения дизайна как фундаментального способа коммуницирования. По мере экономического развития во второй половине XIX в. происходит резкое увеличение богатства.идеи К.Маркса о товарном фетишизме, получило развитие на исходе XIXв. в русле так называемой неоклассической экономической теории (А.Маршалл, У.С.Джевонс,.). Марксово указание на саму форму, которую приобретает произведенный предмет в сфере обмена, как на причину превращения вещи в вид фантазма, с одной стороны, и анализ "маргинальной пользы", отделивший потребность от нужды, с другой, позволили увидеть в потреблении коммуникативный процесс без апелляций к референту, то есть к самой функциональной, материально ощутимой вещи.Плодотворное развитие эта идея получила в литературе постмодернизма, и особенно в работах Ж.Бодрийяра, перенесшего акцент с материального производства и индивидуального присвоения предметов потребления на производство социальных значений и манипуляции ими: вещи, увеличиваясь в числе без всякой меры, теряют свою функциональную идентичность и транформируются в симулякры (simulacra) самих себя. имиджи вещей в силу качественного изменения информационной среды начинают действовать на человека непосредственно. Дизайн, таким образом, оказывается практикой координации процессов трансверсии вещей в знаки социальной идентификации и, наоборот, знаков в весомые в своей телесности вещи. Проясняется и противоречивая миссия дизайнера как координатора серий деятельности, разводящая его как с Творцом, созидающим мир из ничего, так и с Ремесленником, покорно воспроизводящим образец. Дизайнер схватывает и запечатляет те подвижки в смыслах, которые вызваны мутациями техногенного общества: он создает искусственное, расчерченное, маркированное пространство, в котором человек всегда подвержен опасности разучиться отличать вещь от знака, реальность от игры, но он же и помогает вырваться из этого виртуального пространства, вернуться к жизни - стихийной, непредсказуемой, спонтанной. И в этом своем противоречивом существовании своеобразного Медиума, позволяющем осуществлять эффективную коммуникацию, дизайн оказывается неузнанным хранителем бытия.

По сути, вся человеческая деятельность носит дизайнерский характер. Дизайнер же решает задачу соединения функции и формы. В функции, т.е. содержании фиксируется, зреет, концентрируется значимость, которая проявляется через форму, через особую ценность и информативность. Ценностная информативность – особое содержание объекта. Но сама ценностная информативность получает особую форму выражения. На основе ценностного выражения появляются особые смыслы. Это и есть структура любого культурного объекта, в том числе и объекта эстетического отношения. Скачки, переводы с одного языка на другой, трансформации с одной ценности на другую – дизайнер – создает эстетическое качество утилитарно значимому объекту. Дизайнер создает единство утилитарных и эстетических объектов. Эта профессия требует божественной интуиции, чувствования приводных нитей, которые переводят прекрасное в пользу. И художник держит нити двух разных систем отсчета. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Бернштейн: человек создает модель потребного будущего. И это ни что иное, как эстетический проект. Ни один человек не избежал в своей жизни эстетического проектирования реальности. И этот уровень в современной культуре имеет особое значение. Эстетическое преобразование мира может стать соизмеримым с масштабами всего проектирования мира. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию. Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.

 

  1. Эстетическое сознание: природа и онтология.

Понятие эстетического сознания включает в себя: 1) бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру. 2) субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании. В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Определение индивидуального эстетического сознания: сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность. Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание. Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания. Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического. Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания: 1) способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. 2) чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. 3) способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним. 4) способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. 5) интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека. Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума. Все 5 моментов должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!