Эстетическое и нравственное.



Назовем этот этап, уровень эстетического освоения, созерцательным. Характеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания:

1. Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом;

2. Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту.

3. Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи; Закс: «Любовь без интимного контакта – не любовь, а общественное поручение».

Философские созерцания – философская рефлексия – спокойное погружение в глубины объекта, чтобы объект раскрывал свое содержание, сущее. Созерцательная спекуляция – умственное усмотрения глубин сущего.

Нравственное созерцание – усмотрение нравственных глубин сущего. Человек раскрывает нравственное содержание мира. Раскрытие нравственности своего состояния – ответственности, вины и т.д. Основы – нравственные чувства. Но суть нравственного отношения – сверхчувствена.

Суть философского отношения – тоже сверхчувственна. Суть эстетического отношения – чувственный контакт.

Бахтин – милота, мы ласкаем объект, любовный приемлющий характер отношения.

Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру – уже у Платона.

Пристальность, внимательность, любовная сосредоточенность. Глаз в процессе эстетического созерцания совершает работу подобно руке, которой гладит любимый объект – психологическое исследование.

 

  1. Прекрасное как эстетическая ценность.

Главная эстетическая ценность – прекрасное и красота – исторически первая ценность. Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью. Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. В красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. С другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию. Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить. Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку. Красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты. Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование. Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте. Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!