Эстетическое как ценностное отношение.



Эстетическое отношение – ценностное. Эстетические свойства – функциональные свойства, они носят производный характер, включаются в объективные свойства. Красота есть ценность, особая значимость мира для человека. Трагизм есть ценность. Прежде всего, человек имеет дело с утилитарными ценностями: польза, практическая значимость; польза-вред. Отношения морально-нравственные: добро, зло. Религиозные ценности: безусловно положительное – божественное, антипод – дьявольское, сатанинское, восходящее к онтологическому антиподу – сатане; сакральное (священное). Мировоззренческие ценности – познавательное отношение к миру соединяется с ценностным отношением. Ценностное освоение – основа ориентации человека в мире, появляется возможность выбора, планирования деятельности, осмысленной ориентации в мире. Ценностные отношения становятся способом самоутверждения человека в тех связях, в которые он попадает, тем самым он себя выделяет. Основа – субъектное самовыделение человека. Неокантианцы: ценность связана с предметными свойствами, но она не есть предметное свойство. Ценности не натуральны, они сверхнатуральны. Поэтому и материальные ценности не вещественны, их отношение как отношение значения к знаку. Красоту нельзя потрогать руками (но можно прекрасный объект), красота невещественна, она сверхчувственна, сверхнатуральна. Ценность не есть вещество и не есть энергия, но это особая информативность, информация, объект человеческого мироотношения. Карнап – понятие диспозиционных свойств, т.е. свойств, существующих во взаимодействии. Ценность – диспозиционное свойство объекта; активную форму бытия ценности получают при активном соотношении субъекта и объекта. Ценность – та или иная способность объекта удовлетворять ту или иную потребность субъекта. У того, у кого нет потребности, нет вопроса о ценностном отношении. Когда потребность растет, возрастает ценностная захваченность мира.

Суть человека – активность, которая связана у человека с миром, и ценностные отношения возникают в результате деятельностной жизни человека, которая в основе своей носит практический характер. Эстетическая ценность не совпадает ни с природными свойствами объекта, не сводима к ним, но и неотделима от них.

 

  1. Специфика эстетического объекта и эстетической ценности.

Начать нужно с различий эстетических и утилитарных ценностей. Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Эстетическая ценность духовна. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение. Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Неутилитарный означает, что объект выступает как самоценность, ценный сам по себе, а не потому, что удовлетворяет какой-либо потребности. Ценность в силу самого существования, это и означает самоценность. Поэтому активность субъекта здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. По мере становления эстетического компонента культуры, люди учатся видеть мир эстетически, формируется способность видеть существование индивидуальности в ее полноте. Эстетическое оказывается функцией целостности объекта. Другая сторона – это значение закрепляется как сверхпредметное. У Платона появляется категория «красота», красота как нечто вообще, как нечто универсальное: признак, связанный с объектом, но больше, чем сам по себе. Мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Культура – мир человека, человеческой деятельности, которая входит в наше сознание через части, детали, эстетическое переживание этих частей. Эстетическая ценность задействует целую систему эстетических свойств: часть и целое, динамику и статику. И мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. И это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта, совпадение его с чувственным обликом. В то же время, форма несет смысл за пределами непосредственной чувственности. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. На самом деле, форма всюду – и всюду мы находим эстетическое. Форма – источник, питающий эстетические ценности. Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой. Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт. Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное. Эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности. Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая. Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

 

  1. Основные уровни эстетического отношения.

Проективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.

Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.

Практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами. Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание. Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения. Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!