Классификация отечественных тестов умственного развития



В отечественной психологической школе сложились три группы тестов умственного развития: 1) направленные на оценку степени сформированности умственных действий детей от 3 до 7 лет (Л.А. Венгер); 2) направленные на выявление задержки и нарушений умственного развития детей (В.И. Лубовский); 3) тесты, опирающиеся на концепцию социально-психологических нормативов (К.М. Гуревич).

Третья группа тестов предназначена для диагностики умственного развития школьников разного возраста. Она включает:

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для 7-9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. Помимо этого, определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест умственного развития АСТУР разработан в целях диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления.

Также разработаны тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) для учащихся 2-4-х классов и тест умственного развития подростков (ТУРП), в которые включены задания невербального характера.

30. Способностями обычно называют индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту их приобретения, а также определяющие успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей. По мнению В.Д. Шадрикова способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.

Классификация способностей. Наиболее общая классификация способностей предполагает выделение двух видов: общих и специальных способностей. Общие способности - способности, определяющие успехи человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности. К ним относятся творческие, интеллектуальные (или умственные), сенсорные и психомоторные способности.

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, организаторские и ряд других.

Выделяют также теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и организаторские способности.

Для диагностики способностей исследователи применяют разнообразные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов, тесты. Тесты способностей - группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые являются профессионально важными для конкретного вида деятельности и определяют успешность ее выполнения.

31. Креативность – это, прежде всего, способности к генерированию большого количества оригинальных (нестандартных) вариантов решений задач или проблем. Креативность может быть внешним проявлением творческих способностей и является необходимым, но не достаточным условием их развития.

Творческие способности – способности к созданию нужного, актуального и востребованного обществом качественно нового и оригинального продукта в духовной или материальной сфере, развивающиеся на основе креативности в культурно оформленной среде.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом. Они измеряли особенности дивергентной (творческой) продуктивности, основными параметрами которой были: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, иррелевантность, фантастичность. Всего в батарее тестов Дж.Гилфорд содержится до 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность и 4 – на невербальную креативность.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е. Торранса. Под креативностью Е.П. Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, сгруппированных в три части: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

Креативные тесты Вильямса для получения наиболее полной характеристики по творческим показателям включают сочетание невербальной креативности, личностных творческих характеристик и результатов опроса родителей (учителей).

В отечественной психодиагностике наиболее известным методом исследования творческих способностей является методика «креативного поля», созданная Д.Б. Богоявленской.

32. В общем же следует отметить, что тесты интеллекта удачнее работают по отрицательному критерию: хорошо дифференцируют умственную отсталость от нормы и хуже различают норму от высоких уровней интеллектуальной одаренности.

С другой стороны, креативность как общая творческая способность не служит адаптации, то есть в регламентированных условиях тестовой ситуации индивид, обладающий креативностью, может ее не проявлять, поскольку принятие задания предполагает адаптивное поведение. Этим, очевидно, и обусловлены положительные корреляции между интеллектом и креативностью, получаемые иногда исследователями. Следовательно, творческая продуктивность, проявленная индивидом при решении задач на креативность, разумеется, свидетельствует о наличии способности к творчеству, но отсутствие проявления креативности при решении задачи не говорит о том, что испытуемый не способен к творчеству.

Тем самым диагностика креативности использует положительный критерий: проявление креативности при тестировании свидетельствует о том, что индивид – креативен, но обратное – неверно. Отсюда вытекает бессмысленность использования тестов креативности при отборе "одаренных детей" во всякого рода гимназии, лицеи и т.д. и т.п. Есть шанс упустить при отборе талантливых детей.

Если распологать тесты по уровню регламентации поведения испытуемого в ходе диагностики, то мы получим шкалу, на крайних полюсах которой будут, с одной стороны, – высокоскоростные тесты интеллекта, а с другой стороны, – игровые методики диагностики креативности.

Теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют
заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными
факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально
они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению
интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в
которых проявляется креативность.
Таким образом, наблюдаемые в экспериментах различия в корреляциях
между интеллектом и креативностью объясняются тем, какие методики
применяются для диагностики этих свойств, а точнее, в каких точках
условного континуума "регламентация-свобода" методики помещаются и
каково расстояние между ними. При желании можно теоретически
рассчитать примерные величины корреляций между методиками, если
"расстояния" между ними определены.

По мнению Е. Торренса, креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Дж. Гилфорд Выделил основные параметры креативности:
1) беглость - способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
4) разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в сеоя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

33.Опросник креативности Джонсона.

Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением.
ОК - это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций.
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная оценка - 40 баллов).
В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Тест Гилфорда предназначен для выявления креативных способностей, а также творческого мышления у соискателей на получение работы, у студентов и школьников.

В данном тесте исследуются следующие факторы: беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Тест Гилфорда используются в проведении различных психологических исследований, для изучения адаптации соискателя к работе в постоянно изменяющихся или экстремальных условиях, Данные тесты занимают немного вашего времени, в течение которого тестируемый должен ответить на ряд вопросов. Проведение подобного тестирования рекомендуется как для детей, так и для взрослых.

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности.

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
  2. Способность к генерированию большого количества идей.
  3. Семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей.
  4. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость — увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — на вербальную креативность, 4 — на невербальную). Приведем примеры некоторых заданий на креативность: тест «легкости словоупотребления» (напишите как можно больше слов, содержащих букву «о»); тест «беглости идей» (напишите как можно больше слов, обозначающих предметы, явления, которые могут быть белого цвета); тест на «гибкость идей, гибкость использования предметов» (укажите как можно больше разных способов использования консервной банки); тест на «составление изображений» (составить как можно больше разных изображений, используя набор фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция).

34. Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Общее описание:

Тест включает методическое руководство, стимульный материал,содержащий серию заданий вербальной батареи (7 субтестов) и серию заданий образной батареи (3 субтеста). Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Цветные стимульные фигуры и матерчатого слона.

Время проведения – 60-90 мин.

Методические рекомендации:

В методическом руководстве подробно описана процедура тестирования и алгоритм обработки результатов, приведены протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.

Перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, свободно ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникают во время исследования.

Перед проведением каждого субтеста психолог четко объясняет задание, разбирает его на примере вместе с испытуемыми, отвечает на возникающие вопросы. После этого экспериментатор засекает время, а испытуемые работают самостоятельно.

Все субтесты выполняются четко по времени, поэтому психологу необходимо во время проведения теста обращать на это внимание.

Каждый субтест при обработке имеет свои критерии оценивания, которые полностью описаны в методическом руководстве.

Тест требует длительного времени как на этапе проведения, так и при обработке результатов.

Проведение данной методики возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.

Образовательные программы:

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

  • исследование развития одаренности учащихся;
  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
  • разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
  • оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
  • поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тест Ф. Вильямса. Тест состоит из 3-х частей и предназначен для оценки когнитивных и личностных факторов, связанных с проявлением творческих способностей детей. Тест может применяться начиная с 5 лет, но также может применяться и для взрослых.

I часть. Дорисовывание картинок или тест на завершение фигур. Производит оценку дивергентного мышления. По результатам этого теста подсчитываются 5 показателей: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

II часть. Шкала оценки творческих личностных характеристик. Это опросник, который выявляет степень любознательности, рискованности, воображения и его сложность. Этот тест может применяться только начиная с 5 класса.

III часть. Опросник для родителей и учителей, который выявляет 8 факторов креативности.

35.Принципы диагностики творческих способностей

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

 

Методика креативного поля (методика шахматной доски) была разработана Д. Б. Богоявленской и представляет собой альтернативный тест на креативность. Особенностью данной методики являются следующие принципы:

  • отказ от внешнего побуждения и предотвращение появления внутренних оценочных стимулов;
  • отсутствие потолка (отличие заключается в том, что в данном случае предлагаемая задача должна предоставлять возможность решения на нескольких уровнях — от частного до общих, пользуясь универсальными законами). Это условие необходимо для достижения пространства второго креативного слоя — выход за пределы заданного;
  • эксперимент не может быть кратковременным. В данном случае скорость протекания психических процессов отступает на второй план.

В результате заданий, выполняемых на шахматной доске, деятельность испытуемых проявляется по-разному, что дает возможность определить уровень креативности.

Три категории по уровню интеллектуальной активности.

1) Алгоритмический: решение задач при помощи гипотез и находок. При добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием «познавательного интереса» и инициативы.

2) Эвристический: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.

3) Креативный, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач — характерная черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.

36. Психодиагностика личности связана с теоретическими представлениями о сущности этого понятия. Многообразие подходов к определению структуры личности находит отражение в разнообразии авторских концепций психодиагностических методик. В целом, в психодиагностике личности можно выделить три методических подхода к исследованию личности: системный, универсальный и проективный.

Системный подход связан с последовательным изучением системы свойств каждого уровня психической регуляции с помощью соответствующих методик и интеграции этих свойств в целостное описание личности. Этот подход основан на представлении о структуре личности как иерархической системе личностных свойств в соответствии с уже известным и принятым в литературе различением трех уровней психической регуляции – организмического, индивидного и личностного.

Универсальный подход связан с изучением определенного набора личностных свойств с помощью многофакторных опросников, которые основаны на конкретных авторских концепциях личности. Универсальный подход включает несколько принципиально различных видов тестирования: 1) на основе исследования черт личности; 2) на основе определения принадлежности к психологическому типу; 3) психосемантические методы исследования.

Проективный подход связан с использованием методов, направленных на выявление неосознаваемых аспектов личности, раскрытие внутреннего мира, и основанных на психологической интерпретации результатов проекции, вызванной неопределенным и неоднозначным стимульным материалом.

37. Для того чтобы составить достаточно полную картину исследуемых качеств личности, необходимо собрать три типа данных по любой психологической характеристике: L -, Q - и Т-данные.

1. L-данные (от англ. life - жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто в психодиагностической практике для получения этого типа данных используются экспертные оценки. Эксперты, хорошо знающие испытуемого, оценивают выраженность у него определенной характеристики.

2. Q-данные (от англ. question - вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Для их устранения (или учета) используют шкалы лжи или коррекции и др.

3. Т-данные (от англ. test - тест) - это данные, получаемые с помо­щью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.

Привлечение этих трех типов данных позволяет построить интегральный L Q T- образ исследуемой переменной.

38. После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования результаты тестирования, как правило, представлены в первичных оценках - «сырых» баллах. Дальнейшая обработка первичных оценок включает несколько этапов:

1) преобразование в стандартные величины;

2) расчет коэффициентов или суммарных показателей;

3) построение «профилей личности»;

4) описательное обобщение;

5) соотнесение с определенной теорией личности;

6) интерпретация.

Количественная оценка полученных результатов в виде стандартных величин, коэффициентов и профилей требуется для интерпретации, основанной на статистическом подходе к обобщению данных исследования, который предусматривает учет объективных, формализованных критериев. Роль субъективного суждения здесь сводится к минимуму, а прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических отношений.

Другой подход – клинический – опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к субъективному суждению и профессиональному опыту.

В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов к обобщению данных исследования и интерпретации материала, важнейшим компонентом которой является соотнесение описательного обобщения с конкретной теорией личности, в рамках которой будет построена интерпретация. Это позволяет целостно представить структуру личности испытуемого, а также наиболее обоснованно, в соответствующих понятиях раскрыть психологическую сущность изучаемого явления.

39. Психодиагностика личности связана с теоретическими представлениями о сущности этого понятия. Многообразие подходов к определению структуры личности находит отражение в разнообразии авторских концепций психодиагностических методик. В целом, в психодиагностике личности можно выделить три методических подхода к исследованию личности: системный, универсальный и проективный.

Системный подход связан с последовательным изучением системы свойств каждого уровня психической регуляции с помощью соответствующих методик и интеграции этих свойств в целостное описание личности. Этот подход основан на представлении о структуре личности как иерархической системе личностных свойств в соответствии с уже известным и принятым в литературе различением трех уровней психической регуляции – организмического, индивидного и личностного.

Универсальный подход связан с изучением определенного набора личностных свойств с помощью многофакторных опросников, которые основаны на конкретных авторских концепциях личности. Универсальный подход включает несколько принципиально различных видов тестирования: 1) на основе исследования черт личности; 2) на основе определения принадлежности к психологическому типу; 3) психосемантические методы исследования.

Проективный подход связан с использованием методов, направленных на выявление неосознаваемых аспектов личности, раскрытие внутреннего мира, и основанных на психологической интерпретации результатов проекции, вызванной неопределенным и неоднозначным стимульным материалом.

Черта личности – это описательная переменная, фиксирующая интегральную предрасположенность к определенной стратегии поведения человека, сложившейся в силу наличия определенных свойств организма, социально-индивидных и личностных свойств. Набор черт в своей совокупности образует профиль личности.

16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF) является образцом реализации подхода на основании выделения черт личности. Опросник универсален и практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека по двадцати биполярным шкалам, включающим факторы первого и второго порядка. В настоящее время различные формы 16 PF опросника являются одним из наиболее профессиональных средств диагностики индивидуально-психологических особенностей личности. Результаты опросника трактуются по профилю личности, построенному в стеновых единицах.

5-факторный личностный опросник («Большая пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся: 1) эмоциональная стабильность; 2) экстраверсия, энергичность; 3) интеллектуальная и культурная открытость новому опыту; 4) согласие, дружелюбие; 5) сознательность, самоконтроль. Указанная “Пятерка” факторов отражает межкуль­турные универсалии (общие черты) в представлени­ях об индивидуальных различиях в разных языко­вых культурах.

40. Опросник Кеттела. История становления метода, становл. теории личности. Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую­щего орга­низма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос­ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, ис­пользуемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точ­ности, имеет вид:

R = f (S,P).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), оз­начающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопреде­ленная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент вре­мени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаи­модействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние. В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году В. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов было бы вполне достаточно. (См. NEO PI-R). В дальнейшем Л. Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России — А. Г. Шмелев), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны. 16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае, если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного именно в той стране, в которой предусматривается проведение этого теста.

41.Первичные факторы Кетелла. Диапазоны — от 1 до 3; + от 7 до 10

  • Фактор А+ — Открытость

Готовый к новым знакомствам, приветливый, уживчивый, внимательный к людям, естественный в обращении, легко сокращающий дистанцию.

  • Фактор А- — Замкнутость

Замкнутый, скептичный, негибкий в отношениях с людьми, склонный к уединению, сконцентрированный на собственных мыслях и чувствах, дистантный (официальный).

  • Фактор B+ — Развитое мышление

Сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный

  • Фактор B- — Ограниченное мышление

Трудности в обучении, в умении анализировать и обобщать материалы, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями, «мужлан»

  • Фактор C+ — Эмоциональная стабильность

Спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций, эмоционально устойчив

  • Фактор C- — Эмоциональная неустойчивость

Неуверенный, нетерпеливый, раздражительный, склонный к озабоченности и огорчениям, откладывает решение сложных вопросов, тревожится.

  • Фактор E+ — Независимость

Пробивной, самоуверенный, твёрдый, неуступчивый, неподатливый, берётся лидировать, руководить, сам для себя является «законом»

  • Фактор E- — Податливость

Мягкий, уступчивый, зависимый, ласковый, легко попадает в зависимость, избегает роль лидера, подчиняется, ведомый

  • Фактор F+ — Беспечность

Беззаботный, импульсивный, разговорчивый, весёлый, радостный, живой, готовый реагировать, проявлять чувства

  • Фактор F- — Озабоченность

Серьёзный, углублённый в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем

  • Фактор G+ — Сознательность

Выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный, выраженная сила «супер-ЭГО»

  • Фактор G- — Беспринципность

Небрежный, легкомысленный, ненадёжный, непостоянный, легко сдаётся, столкнувшись с трудностями создаёт помехи и трудности, с претензиями, не связывает себя правилами

  • Фактор H+ — Смелость

Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый, предприимчивый, рискующий

  • Фактор H- — Застенчивость

Нерешительный, избегает ответственности и риска

  • Фактор I+ — Чувственность

Сентиментальный, с развитыми эстетическими потребностями, сочувствующий и ищущий сочувствия у других, приветливый, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый

  • Фактор I- — Твёрдость

Реалист, надеется на себя, берет на себя ответственность, суровый, жёсткий, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик

  • Фактор L+ — Подозрительность

Ревнивый, замкнутый, задумчивый, твёрдый, раздражитель, излишнее самомнение, направленный на «себя», независимый

  • Фактор L- — Доверчивость

Дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, снисходительный, мягкосердечный, спокойный, благодушный, не завистливый, умеет ладить с людьми

  • Фактор M+ — Мечтательность

Углублённый в себя, интересующийся наукой, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощный в практических делах, преимущественно весёлый, не исключены истерические аномалии, в коллективе конфликтный, бесхозяйственный

  • Фактор M- — Практичность

Интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надёжный, серьёзный, хозяйственный, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения

  • Фактор N+ — Утончённость

Изысканно-утончённый, рафинированный, под самоконтролем, эстетически разборчивый, светский, понимает себя, понимает других, честолюбивый, несколько неуверенный, неудовлетворённый

  • Фактор N- — «Простота»

Простой без «блеска», открытый, горячий, спонтанный в поведении, в обществе, простой вкус, отсутствует самоанализ, не анализирует мотивы поведения других, доволен тем что имеет

  • Фактор Q+ — Склонность к чувству вины

Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия

  • Фактор Q- — Спокойная самоуверенность

Верен в себя, спокойный, умеет «позабавится», упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живёт простыми делами, нечувствителен к мнению о себе

  • Фактор Q1+ — Радикализм

Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям

  • Фактор Q1- — Консерватизм

Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен

  • Фактор Q2+ — Самостоятельность

Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям

  • Фактор Q2- — Зависимость от группы

Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение

  • Фактор Q3+ — Самоконтроль, сильная воля

Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации

  • Фактор Q3- — Недостаток самоконтроля, индифферентность

Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчинённость своим страстям

  • Фактор Q4+ — Внутренняя напряжённость

Возбужденный, взволнованный, напряжённый, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки

  • Фактор Q4- — Внутренняя расслабленность

Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворённость

  • Фактор MD — Адекватная самооценка

Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость

  • Фактор MD+ — Неадекватно высокая самооценка

Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой

  • Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка

Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!