Характеристика односоставных предложений



Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты:

· Люблю тебя, Петра творенье! (П.);

· Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед - там нет души родной! (Л.);

· Всюду родимую Русь узнаю (Н.);

· Стою один среди долины голой (Ес.).

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам:

· «Не верь глазам своим» (о рекламе);

· «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах);

· «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов).

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле:

· Проведем прямую и обозначим на ней точку;

· Опишем дугу; Обозначим точки пересечения прямых;

· вычислим среднюю квадратичную ошибку.

В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям при доказательстве теоремы.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь:

· Стучат!; Продают клубнику;

· Говорят, говорят...

· - Ну и пусть говорят!

откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации:

·...А в комнате метут и убирают... (Гр.);

· Идет. Ему коня подводят (П.);

· Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.).

Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Вот, например, предложения из научно-популярной книги:

· Молоко называют «легкой пищей»;

· Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд;

· В качестве восстановителя используют окись углерода;

· Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами.

Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что для неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

в них подчеркивается действие:

· Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.);

· Сейчас за вами придут (Сим.);

· Блинами, понятно, не встретят... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.).

Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное:

· - А завтра меня в кино приглашают. - Кто же это? - спросила мать. - Да Виктор, - ответила Луша (Лид.).

Подчеркнутаяглагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле:

· Сообщают из Киева...;

· Из Дамаска передают...

Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов:

· «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»;

· «Пятятся назад» (о международной политике);

· «Неугодных убирают»;

· «Где отмывают деньги».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опыто в:

· Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают.

В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными:

· У нас не курят.

· - Курить воспрещается;

а также с инфинитивными:

· Не курить!;

· Просят соблюдать тишину.

· - Не шуметь!

При сопоставлении таких конструкций очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениями.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией:

· Сердцу не прикажешь;

· Голой овцы не стригут;

· Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной:

· За чем пойдешь, то и найдешь;

· Поспешишь - людей насмешишь;

· Перед смертью не надышишься.

Глагол- сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу:

· В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем;

· За одного битого двух небитых дают.

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям:

· Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.);

· В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа... (Л.)

Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени:

· Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность:

· На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...;

· Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа:

· Льет дождь.

· На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят(Паст.).

По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи:

· Хочется есть;

· Больно!;

· Не спится;

· Морозит;

· Ни души;

· Нет денег;

· Пора домой.

Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции:

· И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.);

· Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.)

и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации:

· Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс;

· Ответ надо искать всем заинтересованным организациям.

Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи:

· Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам.

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле:

· Известно, что...;

· Приходится признать, что...;

· Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным.

Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости. Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых:

· Можно заметить следующую закономерность...;

· Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения:

· Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души.

Книжную окраску имеют такие:

· Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать...

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли:

· Чему быть, того не миновать (посл.);

· Кого любить, кому же верить? (Л.);

· Так держать!;

· От судьбы не уйти;

· Быть бычку на веревочке!

Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов:

· Работать без брака!

Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль:

· Сказать бы об этом сразу!;

· А не вернуться ли нам?;

· Берега не видать.

Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи:

· Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями:

· Подать свежих шпицрутенов! (Л. Т.);

· Унять старую ведьму! - сказал Пугачев (П.).

Эти конструкции ценят поэты:

· Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Паст.);

· Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! (Маяк.)

При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

 


Билет 24

1.Охарактеризуйте отличие публицистики от художественной речи.

2.Охарактеризуйте правила использования однородных членов предложения.

3.Решите стилистическую задачу.

 

 

2. Охарактеризуйте правила использования однородных членов предложения.

 

- после союзов должны идти однотипные слова (одна часть речи, падеж, лицо, время..)Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

-Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Комиссия отметила антисанитарное состояние павильона и продавца т. Пелевиной

-В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы.

- Следует следить за управлением однородных членов предложения. Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства).

-При соединении однородных членов составными союзами важно соблюдать необходимый порядок слов, иначе нарушается логическая сторона речи. Неверно, например, такое словорасположение: Он научил Виктора не только профессиональным приемам, но и открыл красоту профессии фрезеровщика (надо: не только научил, но и открыл)

 


Билет 25

1.Дайте сравнительную морфолого-стилистическую характеристику различным видам односоставных предложений с одним главным членом – сказуемым.

2.Охарактеризуйте отличие жанра публицистического очерка от рассказа.

3.Решите стилистическую задачу.

 

. 1. Дайте сравнительную морфолого-стилистическую характеристику различным Видам односоставных предложений с одним главным членом - сказуемым.

Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты:

· Люблю тебя, Петра творенье! (П.);

· Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед - там нет души родной! (Л.);

· Всюду родимую Русь узнаю (Н.);

· Стою один среди долины голой (Ес.).

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам:

· «Не верь глазам своим» (о рекламе);

· «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах);

· «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов).

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле:

· Проведем прямую и обозначим на ней точку;

· Опишем дугу; Обозначим точки пересечения прямых;

· вычислим среднюю квадратичную ошибку.

В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям при доказательстве теоремы.

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь:

· Стучат!; Продают клубнику;

· Говорят, говорят...

· - Ну и пусть говорят!

откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации:

·...А в комнате метут и убирают... (Гр.);

· Идет. Ему коня подводят (П.);

· Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.).

Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Вот, например, предложения из научно-популярной книги:

· Молоко называют «легкой пищей»;

· Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд;

· В качестве восстановителя используют окись углерода;

· Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами.

Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что для неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

в них подчеркивается действие:

· Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.);

· Сейчас за вами придут (Сим.);

· Блинами, понятно, не встретят... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.).

Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное:

· - А завтра меня в кино приглашают. - Кто же это? - спросила мать. - Да Виктор, - ответила Луша (Лид.).

Подчеркнутаяглагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле:

· Сообщают из Киева...;

· Из Дамаска передают...

Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов:

· «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»;

· «Пятятся назад» (о международной политике);

· «Неугодных убирают»;

· «Где отмывают деньги».

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опыто в:

· Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают.

В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными:

· У нас не курят.

· - Курить воспрещается;

а также с инфинитивными:

· Не курить!;

· Просят соблюдать тишину.

· - Не шуметь!

При сопоставлении таких конструкций очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениями.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией:

· Сердцу не прикажешь;

· Голой овцы не стригут;

· Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной:

· За чем пойдешь, то и найдешь;

· Поспешишь - людей насмешишь;

· Перед смертью не надышишься.

Глагол- сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу:

· В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем;

· За одного битого двух небитых дают.

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям:

· Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.);

· В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа... (Л.)

Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени:

· Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность:

· На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...;

· Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа:

· Льет дождь.

· На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят(Паст.).

По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи:

· Хочется есть;

· Больно!;

· Не спится;

· Морозит;

· Ни души;

· Нет денег;

· Пора домой.

Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции:

· И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.);

· Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.)

и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации:

· Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс;

· Ответ надо искать всем заинтересованным организациям.

Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи:

· Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам.

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле:

· Известно, что...;

· Приходится признать, что...;

· Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным.

Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости. Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых:

· Можно заметить следующую закономерность...;

· Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения:

· Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души.

Книжную окраску имеют такие:

· Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать...

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли:

· Чему быть, того не миновать (посл.);

· Кого любить, кому же верить? (Л.);

· Так держать!;

· От судьбы не уйти;

· Быть бычку на веревочке!

Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов:

· Работать без брака!

Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль:

· Сказать бы об этом сразу!;

· А не вернуться ли нам?;

· Берега не видать.

Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи:

· Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями:

· Подать свежих шпицрутенов! (Л. Т.);

· Унять старую ведьму! - сказал Пугачев (П.).

Эти конструкции ценят поэты:

· Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Паст.);

· Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! (Маяк.)

При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

 


Билет 31

1. Охарактеризуйте особенности публицистического стиля, его отличие от художественной речи, этапы подготовки и особенности проведения публичного выступления.

5. Охарактеризуйте особенности публицистического стиля.

 

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях.

 

Цель стиля – сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей. В то время кА основные особенности худож речи - - не имеет информативности, главное - эстетическая функция.

 

Лексика стиля:

- общественно политическая

- книжная (единодушие, свершение)

- разговорная (шумиха, молодчик)

- оценочная (кляузничает)

- иноязычные слова (авторитет, тренд, менеджмент)

-фразеологизмы (холодная война)

- клише (важный шаг, достойный вклад)

- изобразительные ср-ва языка (эпитеты, метафоры) (бегущая по волнам памяти)

 

Для публицистического стиля характерныоценочность, призывность и политичность. Для публицистического стиля характерны чередование стандарта и экспрессии, логического и образного, доходчивость и последовательность изложения при большой информативности.

 

Тексты и жанры, относящиеся к публицистическому стилю, сильно отличаются друг от друга.

Например, жанр репортажа различен в газетах и на радио. А общим для них является адресация к публицистике.

 

Отличительными чертами публицистики являются ее многожанровость и большое разнообразие стилевого оформления текстов. Газетные жанры настолько разнообразны, что стилевые и стилистические категории в них часто противоположны друг другу, что ведет к поляризации жанров. Например, противопоставление индивидуально-авторского стиля ярче представлено в газетных жанрах. Жанр очерка, наоборот, является противоположностью информативному жанру по уровню проявления автора. Это самый субъективный публицистический жанр. Но их объединяет информативность.

 

Произведения:

1) ближе к офиц-деловой рече - информационные сообщения:

- репортажи (гл. сущ, нет эмоций, авторская позиция в контекте, но бывает и ярко выражена)

2) ближе к худ.рече:

- очерк (близко к рассказу)

- статья

- фельетон (высмеивание общества)

Отл. от худ.стиля:

- позиция автора выск. не через детали, а прямо и четко

- не допуск.искажения фактов

 

Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика.

 

В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

 

 

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности, 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи,4)Заучивание, запоминание текста, 5)Произнесение.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы: 1)Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:

а) знания, практика;

б) личные контакты, беседы, интервью;

в) воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

Опосредованные:

а) официальные документы:

б) научная и научно - популярная литература;

в) художественная литература;

г) статьи газет и журналов;

д) передачи радио и телевидения;

е) справочная литература: энциклопедии, словари;

ж) результаты социологических опросов.

«Живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, доброжелательности, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему но и всем присутствующим.

 

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!