Тексты, допускающие редакторскую правку



Если редактор установил, что сам может провести правку, он дол­жен определить, какая именно правка требуется для данного текста. Здесь возможны три варианта: 1) в тексте обнаружились дефекты на уровне смысловой структуры: противоречия, частичная бездоказатель­ность, нарушения закона тождества в виде наличия двух главных пред­метов речи, но все это может быть устранено редактором без обраще­ния к авторской помощи; 2) на уровне смысловой структуры текст вполне приемлем, но выстроен он плохо, в нем есть лишняя информа­ция, может оказаться, что неудачен зачин или концовка, текст непра­вильно разбит на абзацы, в нем есть ненужные повторы, в нем много речевых погрешностей, затрудняющих чтение; 3) текст не имеет де­фектов смысловой структуры, он хорошо выстроен, ясен, понятен, ли­шен грубых речевых погрешностей.

В соответствии с этими тремя вариантами результатов чтения ре­дактор выбирает вид правки:

1. Правка-переделка избирается редактором, если нужно улучшить смысловую структуру текста, т.е. устранить неопределенность в вы­боре предмета речи, противоречия, неясности, необоснованность суж­дений;

2. Правка-обработка избирается редактором, если нужно улучшить литературную форму текста без вмешательства в смысловую структуру, редактор в этом случае устраняет все обнаруженные им дефекты фор­мы: неудачное деление на абзацы, неверный заголовок, грубые рече­вые погрешности и др.;

3. Правка-вычитка избирается редактором, когда он не обнаружил в тексте никаких значительных погрешностей. В этом случае он вычи­тывает текст, чтобы убедиться, что в нем нет никаких речевых погре­шностей, опечаток, т.е. текст полностью готов к публикации. Прав­ка-вычитка будет произведена редактором и после правки-переделки или правки-обработки, так как и в этом случае нужно убедиться, что в тексте нет никаких погрешностей и он полностью готов к публикации.

Осуществляя перечисленные задачи, редактор применяет различные операции (приемы) правки. Это сокращение элементов текста (фрагмен­та, предложения, слова, буквы), вставка элемента, перестановка эле­ментов текста, замена одного элемента другим. Изменения в текст вносятся с помощью корректурных знаков.

Правка-переделка

 

Рассмотрим следующий текст.

ПОЙ, РАЗ МЫ ПЛАТИМ

Дворец молодежи продолжил свою, ставшую в последнее время уже традиционной благотворительную деятельность. Вслед за воинами-аф­ганцами ее целью стали дети-сироты, а партнерами Дворца стали Дет­ский фонд им. Ленина, ленинградская группа «НЭП», свердловская груп­па «Чай-ф».

Зал был полон, доход, судя по всему, удалось собрать неплохой, а песни Владимира Шахрина, по-моему, лишний раз представлять не на­до. Крутиз-зна! И все было бы хорошо, да вот фаны, которые, прямо скажем, и на предыдущих концертах «Чай-фа» не очень сдерживали свои эмоции, превзошли самих себя. Еще в начале выступления они полнос­тью заполонили сцену, оставив исполнителям не слишком большое жиз­ненное пространство. Но в этом, по-моему, нет ничего плохого. Хуже другое: в конце, крепко вцепившись в занавес и преградив пытавшему­ся уйти Шахрину дорогу, они просили его спеть одну из самых люби­мых своих песен «С войны», которую, судя по всему, тот петь не собирался.

Не стоит морализировать, но, по-моему, просто негуманно застав­лять человека делать то, что он не хочет. Шахрину хоть и свойствен­на некоторая назидательность, воспитывать фанов он не стал - прос­то спел. Но чувствуем, что композитору и певцу вскоре придется стать и воспитателем.

Воспользуемся нашей обычной методикой смыслового анализа текс­та. О чем говорится в заметке? О благотворительном концерте в пользу детей-сирот, который провел Дворец молодежи. Что главное гово­рится об этом концерте? Что на нем очень несимпатично вели себя поклонники Владимира Шахрина. Этот признак автор анализирует: это поведение негуманно (и далее: негуманно, так как требует от челове­ка делать то, чего он не хочет делать), это поведение должно побу­дить певца к действиям, способствующим воспитанию слушателей.

Неслучайно невозможно сформулировать никакую аналитическую оце­нку ситуации: дело в том, что конец и начало заметки друг с другом не связаны, поэтому все сказанное не охватывается одним взглядом., не выводит нас в какую-либо более широкую проблему. Мы не знаем, как автор собирался связать благотворительность и безумства фанатов. С одной стороны, вроде бы «фаны» не мешают благотворительно­сти, с другой стороны, вроде бы она их не облагораживает. Неясность возникает потому, что у предмета речи - благотворительного концер­та - автор выделил несущественный его признак. В результате возни­кают два самостоятельных предмета речи, которые и надо было рассма­тривать в двух разных текстах: благотворительный концерт - чего ожи­дают от него устроители, куда собираются направить полученные сред­ства; поведение фанатов на концертах популярных певцов - оценка, причины, следствия. Попытаемся, насколько позволяют нам сведения, содержащиеся в заметке, выправить текст.

1. Еще один благотворительный концерт. Дворец молодежи продол­жил свою ставшую уже традиционной благотворительную деятельность. Вслед за воинами-афганцами объектом ее стали дети-сироты. Партне­рами Дворца выступили Детский фонд имени В.И.Ленина, ленинградская группа «НЭП», свердловская группа «Чай-ф». Зал был полон, и доход, судя но всему, удалось собрать неплохой.

2. Пой, раз мы платим! Во Дворце молодежи в одном из благотвори­тельных концертов выступила свердловская группа «Чай-ф». Владимира Шахрина лишний раз представлять не надо, концерт, как всегда, про-

шел с подъемом. Пожалуй, даже слишком большим. Фаны, и обычно-то не очень сдерживающие свои эмоции, на этот раз превзошли самих себя. В начале выступления Шахрина они заполонили сцену, а в конце, крепко вцепившись в занавес, долго не давали ему уйти и требовали, чтобы он спел одну из самых любимых их песен – «С войны», которую, судя по всему, тот петь не собирался.

Не стоит много морализировать, но все-таки, по-моему, негуманно заставлять человека делать то, что он не хочет. Хотя Шахрину и свой­ственна некоторая назидательность, воспитывать фанов он не стал - просто спел. Но кажется, что ему, композитору и певцу, придется стать еще и воспитателем.

Анализируя содержание, редактор не должен забывать о сво­их ощущениях в процессе чтения текста, ведь мы уже не раз говорили о том, что обманутое ожидание может в ряде случаев служить сигналом текстовой погрешности. Рассмотрим еще одну заметку.

«СВЯТО» МЕСТО БЫВАЕТ ПУСТО

Когда бездушие ближнего торжествует, то остается уповать на ми­лосердие общества. Взрослые люди еще как-то могут обходиться без этого гуманного акта, но как быть с детьми?

«Дети - наше лучшее», - сегодня эта фраза отправилась вне бытие (так! - Л.М.), поскольку «лучшее» исчезло, а дети остались. Многие из них совсем одни. В Доме ребенка № 2 Свердловской области 110 ма­лышей, вполне нормальных юных граждан от 3 месяцев до 3 лет. Им не в чем нуждаться... кроме родительской опеки и ласки. Кажется, имен­но такую, хотя и на недолгий срок, они обретут в скором времени. Дом ребенка № 2 закрывается на капитальный ремонт: предполагается строительство бассейна, замена отопительной системы, перестройка помещений. Перед штатом, обслуживающим Дом, не встало проблемы: куда поместить детей? Почти каждый работник (а в штате 145 человек) возьмет ребенка в свою семью на 3-4 месяца.

Представим, что редактор в первый раз читает этот текст. Начало и не очень ясный заголовок заставляют его ожидать, что речь пойдет о каком-то отрицательном явлении: кто-то нанес какой-то ущерб дет­скому учреждению, не построили больницу или что-то другое в том же роде. Действительный же повод заметки никак не соответствует нача­лу: бассейн в детском доме, решение персонала разобрать детей по семьям - все это должно бы получить совсем иную оценку. Значит, противоречивость оценки надо устранить, а для этого нужно переде­лать зачин и сменить заголовок (допустим: «Эффект ремонта», «Нео­жиданный поворот», «Найден выход из положения» или «Прибавление семейства»):

Эффект ремонта. Дом ребенка №2 Свердловской области закрывает­ся на капитальный ремонт: будет заменена отопительная система, пе­рестроены помещения, предполагается строительство бассейна. И сов­сем неожиданный поворот. 110 малышей, юных граждан от трех месяцев до трех лет, пусть ненадолго, но обретут семью, родительскую опеку и ласку. Дело в том, что работники Дома ребенка, а их 145 человек, решили на время ремонта, три-четыре месяца, разобрать детей по сво­им семьям.

& Упражнения к разделу 3.4.1.

Задание № 100. Проанализируйте содержание текста, объясните, почему он нуждается в правке-переделке. Дайте отредактированный вариант текста. Проведите правку-вычитку.

ТРИ ОЗЕРА

В выходной день порой многие не знают, где бы провести день, искупаться, подышать свежим воздухом. И напрасно. В нашем районе имеется множество интереснейших уголков, прямо, казалось бы, со­зданных природой для отдыха.

Вот хотя бы - Косино. Любителям рыбной ловли даже не нужно да­леко ходить от платформы электропоездов. Почти рядом с линией железной дороги беспорядочно разбросано множество озер, зарастающих по берегам осоками и камышем. Эти озера образовались на месте ста­рых торфяных разработок и в них давным-давно развелась рыба, но до прошлого года ни один местный рыболов и не предполагал тут порыба­чить. Но в минувшем году, осенью, какой-то любознательный удильщик расставил веером несколько удочек и... Да что говорить, он мне сам рассказывал - улов превзошел все ожидания. Вслед за ним и потяну­лись рыболовы к этим озерам.

Нужно еще сказать, что эти «земли» с болотами и с озерами, про­званные в шутку «Ухтомской целиной», - начало известной всем Мещёр­ской низменности. Чуть дальше от этих озер, в этой же самой низине, лежат три озера: Белое, Черное и Святое. Эти реликтовые озера нам остались от ледникового периода древнейшей эпохи нашей земли.

Самое большое из этих трех озер - Белое. Его водное зеркало пре­вышает 27 гектаров и имеет на своих берегах прекрасные пляжи. Это озеро богато рыбой. Московское общество «Рыболов-Спортсмен» здесь открыло базу, на которой можно всегда получить лодку. Сюда же, в воды этого озера, общество «Рыболов-Спортсмен» запустило представи­теля Дальне-Восточной реки Амура - амурского сазана.

На берегах следующего озера Святого часто находят наконечники кремниевых стрел. По всей видимости, здесь когда-то была стоянка наших далеких доисторических предков-охотников. Эти же стрелы нам говорят, что они не напрасно разбросаны по берегам озера, а, по-ви­димому, здесь, в те далекие времена, было много зверя и дикой пти­цы. Нужно же было людям отдаленной эпохи чем-то питаться, значит - на кого-то охотиться, применяя кремневые наконечники к стрелам, или же к дротикам.

В двух километрах к юго-западу от Белого озера археологи обна­ружили интереснейшие могильники из 21 кургана, которые относят к очень древней стоянке доисторического человека, к стоянке неолитических людей. Вот видите, какой седой древностью пахнет от этого веселого уголка нашего района. Здесь не только можно отдохнуть, но, бродя в междуозерье, напасть на ряд интереснейших следов про­шлого, невзначай ускользнувшего от глаз наших ученых-археологов.

Третье озеро - Черное озеро, это зарастающий водоем, мало изу­ченный. А ведь можно было бы его воды освободить от разных рогозов, элодей и прочей водяной растительности и использовать для нужд на­шего народного хозяйства. Здесь есть о чем поразмыслить нашим лю­бителям природы.

Примерно в ХIII веке, когда Москва стала Стольные градом, мимо этих озер по «сухим десятинам» проходила из Рязанских земель к Мо­скве дорога. По этой дороге в зимнее время в Стольный град рязанс­кие хлеборобы возили муку и мясо, рыбу и мед. Летом же этот товар шел по полноводной Москва-реке, а дорога «по сухой десятине» зами­рала.

В ХVII веке Косино вместе с озерами и лесами, с боровой и водо­плавающей птицей входило в состав царских вотчин. Здесь русские цари тешились соколиной охотой и здесь же, на берегах озер, слуги готовили для царских охот завтраки из свежей рыбы.

А царь Петр Первый на Белом озере совершал учебные плавания на первых русских судах.

(Абрамович, Лазаревич 1974: 190-192)

Правка-обработка

Обработку текста редактор использует тогда, когда не нужно что-либо менять в концепции, в логической схеме, по необходимо выразить ее более четко, ясно, кратко. Количественно это может быть весьма решительное вмешательство в текст. Но концептуально - это полная сохранность произведения. Рассмотрим следующий текст.

РЯЗАНОВСКИЕ ОСОБНЯКИ

1. E. Воеводин был победителем викторины «Шаги истории», которую «ВС» провел в начале этого года. Его ответы во многом закрывают «белые пятна» (для читателей, конечно) нашего города. Мы уже печа­тали рассказ о постройке железных дорог на Урале. Теперь - об особ­няках, которые по имена их владельцев свердловчане зовут рязановскими.

2. В первой половине XIХ века были построены два великолепных каменных здания екатеринбургских миллионеров Зотова и Рязанова (ны­не на улице Куйбышева, 40 и 63). По свидетельству современников, в дни так называемой «зотовской свадьбы», когда объединились две ди­настии золотых магнатов, купеческий Екатеринбург почти год был в пьяном угаре. Пьяные компании травили собаками и медведями прохо­жих, мыли шампанским извозчичьих лошадей, отдавали лавки с красным товаром на «шарап» толпе.

3. Рязановский особняк с коринфской колоннадой - это подлинная старая, барская усадьба, широко раскинувшаяся, с многочисленными постройками. В 1990-1991 годах она полностью реставрирована с со­хранением старинного вида. Весь дом построен в характере раннего классицизма, конечно, с некоторым налетом провинциализма.

4. Дом очень выдержан в смысле внутренней отделки - одна из гос­тиных имеет чудесный плафон ампирного характера. Под карнизом - бордюр из фруктов и цветов. По характеру работы и плафон, и бордюр следует приписать тому же комнатному живописцу Алексееву.

5. Очень хороши изразцовые печи, в том же стиле ампир дверные приборы.

6. Другой рязановский дом - напротив - меньших размеров, произ­водит впечатление более уютного жилища. Средняя часть его в три этажа. Третий этаж с полуциркульным окном. Общая компоновка очень интересна. Хорош балкон на колоннах в сад.

7. Судя по времени постройки и по архитектуре, следует рязановские дома приписать архитектору М.П. Малахову.

8. Обычно, говоря об архитектуре города, мы приводим как пример знаменитый Харитоновский дом. Но с харитоновской усадьбой в извест­ной мере соперничали и две усадьбы золотопромышленников Рязановых, так же сложившиеся в первой половине XIX века в торговом районе Екатеринбурга - на левобережье Исети. Рязановы были старообрядцами, среди них в конце ХVIII века уже купцом второй гильдии писался Петр Рязанов, имевший салотопенный завод. С начала XIX века быстро раз­богател Меркурий Рязанов. С 1814 года на арену выступили два его сына - Яким и Терентий, а затем и сын Терентия – Аникей.

9. У Якима Рязанова был в 1839 году каменный дом на правобере­жье, в приходе церкви Иоанна Златоуста, примерно около пересечения Исети с современной улицей Тверитина. Этот дом Яким несколько раз пускал в заклад, чтобы выбиться из долгов. В делах Якиму не везло лет десять, ко всему прочему он был старообрядцем, которые жестоко преследовались. В 1823-1830 годах он даже считался несостоятельным должником и выбывал из купцов в мещане. Лишь с переходом в единове­рие Яким вздохнул свободнее, дела его уверенно пошли в гору.

10. В 1843 году Рязанов был уже городским головой, его удостои­ли Владимирской ленты и золотой медали за устроение единоверческой церкви и за усердие в обращении раскольников к единоверию. Старый дом Якима Рязанова не сохранился. Зато и по сегодня мы можем лю­боваться другим домом Рязанова и частью усадьбы при нем, возведенными после 1835 года для сына Якова. Дом был построен пo соседству с усадьбой Терентия Рязанова, унаследованной его сыном Аникеем.

11. Обе усадьбы образовали очень запоминающиеся ансамбль, кото­рый оформил выход Сибирского проспекта (ныне улицы Куйбышева) к ре­ке. Сады дома Аникея – (Большого Рязановского) и дома Якова – «Ма­лого Рязановского», сбегавшие по береговому склону, создавали рос­кошное обрамление построек.

1.2. К сожалению, сейчас мало что сохранилось от всего этого ве­ликолепия. При устройстве трамвайных путей забор, ворота засыпали землей. Навсегда исчез прекрасный сад с бальзамическими тополями, дубами и кленами. Внутренняя отделка погибла. В 1990-1991 годах был капиталъный ремонт: сделали забор, ворота. Лучше сохранилась усадьба Якима Рязанова, хотя и здесь от сада осталась лишь крошечная часть.

13. Усадьба строилась тоже М.П. Малаховым, но на 25 лет позже «большой». Дом здесь немногим менее, чем у Анкиея, но гармоничнее, и напоминает так называемый дом Горной аптеки.

14. Строительство этой усадьбы первым начал Терентий Рязанов в 1815 – 1818 годах. За ним она записана в описи от 12 ноября 1824 г. Вначале дом был одноэтажным. В 1853 году сын просил «... дозволить пристройку на каменном его доме второго этажа». В это время и был возведен существующий поныне двухэтажный дом.

15. Однако формирование усадьбы на этом не завершилось. В 1845 году А.Т.Рязанов подал прошение «... о проекте устройства при своем доме каменной оранжереи и пристроя к каменному дому по про­ектам архитектора Турского». Приблизительно в это время был разбит сад, и к концу 50-x годов XIX века усадьба оформилась полностью. Площадь ее составила 4320 квадратных саженей, еще и флигели, многочисленные службы, оранжерея, двор и сад.

16. после Великой Октябрьской социалистической революции в бывшем доке Рязановых размещались детский дом имени Красной Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец усадебные постройки стали использоваться под жилье. Усадебные постройки подверглись значите­льным переделкам, изменившим их внешний вид.

Содержание текста просто и понятно: рассказывается о рязановских особняках (предмет речи), сообщается, что эти памятники архи­тектуры до сих пор сохраняют эстетическую ценность, описывается их внешний и внутренний вид, излагается их история.

Вместе с тем мы чувствуем, что в тексте «что-то не так», его трудно читать. В чем же здесь дело? Проведем абзац за абзацем го­ризонтальный смысловой анализ публикации.

1. Редакционная вводка. Указан предмет речи – рязановские особняки.

2. Названы два особняка – миллионеров Зотова и Рязанова. Разго­вор о свадьбе возникает неожиданно, роль этой детали пока неясна (потом оказалось, что никакой роли она не играет).

3. Предмет речи – рязановский особняк. Выглядит все так, как будто это один из двух упомянутых во втором абзаце: там «зотовский» и «рязановский», здесь пошел рассказ о рязановском. Краткое описа­ние, реставрация, внешний вид особняка.

4. Внутренняя отделка рязановского особняка.

5. Внутренняя отделка рязановского особняка.

6. Предмет речи – «другой рязановский особняк». Хотя заголовок и предупреждает, что речь пойдет о рязановских особняках, но текст пока строился так, что мы ориентированы на один рязановский дом. Второй появляется совершенно неожиданно. Описание его внешнего вида.

7. Предмет речи - рязановские дома. Архитектор.

8. Харитоновский дом (очень похоже на зачин). Дома золотопромыш­ленников Рязановых. Местоположение, время появления. Сведения о Рязановых (Петр, Меркурии, его сыновья Яким и Терентий, сын Терен­тия Аникей).

9. Старый дом Якима. Жизнь Якима.

10. Жизнь Якима. Новый его дом, построенный для сына Якова. Дом Терентия и Аникея.

11. Сады рязановских особняков.

12. Начало абзаца как будто относится к обоим строениям (не сохранилось, пострадало «это великолепие»). Потом оказывается, что сообщенное относится к дому Терентия, а дом Якима сохранился лучше.

13. Неясно, о чьей усадьбе пошел разговор. Лишь из второго пред­ложения выясняется, что говорится о строительстве усадьбы Якима Рязанова. Она сравнивается с домом Аникея.

14. Переход «строительство этой усадьбы» как будто свидетельствует о том, что продолжается рассказ о доме Якима-Якова. Однако продолжение абзаца указывает, что разговор касается усадьба Терен­тия - строительство, перестройка ее.

15. Перестройка усадьбы Терентия, окончательный ее вид.

16. Судьба, по-видимому, дома Терентия после революции.

Что мы можем сказать о тексте, исходя из проведенного анализа? Во-первых, у него два зачина, но ни одной концовки, последний аб­зац никак не может служить завершением изложения - это обрыв рас­сказа, но не концовка. Зачином может быть не только второй, но и восьмой абзац, причем гораздо успешнее. A в конце лучше сказать о реставрации памятников архитектуры и завершить повествование какой-нибудь общей фразой о том, что это наследие истории, которое про­должает радовать нас и сейчас. Такая фраза исполнит роль аналити­ческой оценки описанной ситуации и закруглит изложение.

Во-вторых, мы видим, что автор несколько раз принимается расска­зывать о внешнем и внутреннем виде усадеб, о принадлежности их то­му или иному Рязанову. В результате неумелого использования средств связности изложение получается путаным и неясным, Чтобы устранить бессвязность текста, его нужно перекомпоновать, выстроить по тема­тическим единствам.

В-третьих, сведения о владельцах усадеб также разбросаны по всему тексту, и читатель путается с именами, не всегда, кстати, и нужными. Если убрать упоминания о Зотове, Петре и Меркурии, то останется четыре имени: братья Яким и Терентий и их сыновья – Яков и Аникей.

В-четвертых, надо убрать сведения, не имеющие отношения к домам: зотовская свадьба, старый дом Якима, часть биографических данных.

Возможный вариант правки:

РЯЗАНОВСКИЕ ОСОБНЯКИ

Е.Воеводин был победителем викторины «Шаги истории», которую «ВС» провел в начале этого года. Его ответы во многом закрывают для читателя «белые пятна» нашего города. Мы уже печатали его рассказ о постройке железных дорог на Урале. Теперь он поветсвует об особняках, которые свердловчане по имени владельцев называют рязановскими.

Обычно, говоря об архитектуре нашего города, мы приводим как пример знаменитый Харитоновский дом. Но с харитоновской усадьбой в известной степени соперничали и две усадьбы золотопромышленников Рязановых, построенные в первой половине ХIX века в торговом районе Екатеринбурга, на левобережье Исети, по проектам архитектора М.П. Малахова.

Род Рязановых в ХVIII веке становится купеческим. Строительство усадеб связано с именами братьев Якима и Терентия Рязановых, вступивших на торговое поприще в 1814 году.

Терентий Рязанов в 1815-1818 годах начинает строить усадьбу, известную впоследствии как «Большая рязановская». Вначале дом был одноэтажным. В 1845 году сын Терентия Аникей подал прошение «…о проекте устройства при своем доме каменной оранжереи и пристроя к каменному дому по проектам архитектора Турского». Приблизительно в это же время был разбит сад. В 1853 году Аникей Рязанов просит «...дозволить пристройку на каменном его доме второго этажа», воз­водится существующий поныне двухэтажный дом. И к концу 50-x годов XIX века усадьба оформилась полностью.

Площадь усадьбы составила 4320 квадратных саженей, в ее состав вошли, помимо каменного двухэтажного дома, еще и флигели, многочисленные службы, оранжерея, двор и сад. Дом выдержан в стиле раннего классицизма с некоторым налетом провинциализма. Хороша его внутренняя отделка: одна из гостиных имеет чудесный плафон в стиле ампир, под карнизом – бордюр из фруктов и цветов. По манере исполнения и плафон, и бордюр следует приписать комнатному живописцу Алексееву. Прекрасны изразцовые печи и в том же стиле ампир дверные приборы.

По соседству с усадьбой Терентия его брат Яким в 30-х годах прошлого века строит вторую усадьбу, впоследствии названную «Малой рязановской». Якиму долго не везло в делах, настолько, что в 1823-1830 годах он даже считался несостоятельным должником и выбывал из купцов в мещане. По-видимому, ему как-то помог переход из старообрядчества в единоверие, дела его пошли в гору. В 1843 году он был уже городским головой, его удостоили Владимирской ленты и золотой медали за устроение единоверческой церкви и усердие в обращении раскольников в единоверие. Вот этот-то процветающий купец и постро­ил для своего сына Якова уютный дом по проекту Малахова. Средняя часть дома имеет три этажа, третий этаж с полуциркульным окном, в сад выходит красивый балкон на колоннах.

Обе усадьбы образовали запоминающийся ансамбль, который оформил выход Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева) к реке. Сады, сбе­гавшие по береговому склону, создавали роскошное обрамление построек.

К сожалению, сейчас мало что сохранилось от всего этого велико­лепия. Навсегда исчез прекрасный сад с бальзамическими тополями, дубами и кленами. Пострадала внутренняя отделка зданий. При устрой­стве трамвайных путей забор и ворота усадьбы Терентия Рязанова засыпали землей, а в здании размещались скачала детский дом, а потом автошкола. Усадебные постройки, используемые под жилье, подверглись значительным переделкам, изменившим их внешний вид.

Из двух усадеб малая пострадала меньше, а большая в 1990-1991 годах была реставрирована, восстановлен ее прежний внешний вид.

Две старинные усадьбы в центре нашего города - прекрасные архи­тектурные памятники, напоминающие нам о прошлом, о творческих возможностях нашего народа.

 

& Упражнения к разделу 3.4.2.

Задание № 101. Ксерокопируйте текст. Проведите вертикальный и горизонтальный смысловой анализ. Докажите, что требуется правка-об­работка. Эту правку нужно провести на листе с помощью корректорских знаков (вставки, перестановки, замены, сокращения и т.д.). Учитывайте, что текст опубликован в конце первого квартала года.

ГДЕ БЕЗРАБОТНЫХ БОЛЬШЕ?

На 1 января в России было 600 тысяч официально зарегистрированных безработных. Рост за год в 10 раз. Особенно остро безработица ощущается в центре и на севере европейской России, в Ивановской и Костромской областях. А на Урале выделяется Удмуртия - уровень без­работицы в ней почти втрое выше среднего по России. Главная причина - глубокая конверсия многочисленных оборонных предприятий.

Поэтому именно в Ижевске федеральная служба и Фонд занятости России провели недавно совещание представителей тридцати регионов Поволжья, Урала и более дальних мест. Шло оно три дня, и вопрос об­суждался актуальный: как наиболее эффективно использовать имеющиеся средства для смягчения последствий безработицы? А деньги немалые. В 1992 году по России в целом, - 35 миллиардов рублей. В этом году сумма значительно увеличится, так как процент отчислений в Фонд занятости вырос вдвое.

В Удмуртии в начале года насчитывалось 12,5 тысячи безработных. А уже через два месяца стало 16 тысяч. Ряд крупных заводов работает лишь три дня в неделю. Процесс высвобождения работников идет гораздо быстрее создания новых рабочих мест.

Задание № 102. Ксерокопируйте текст. Проведите вертикальный и горизонтальный смысловой анализ. Докажите, что требуется правка-об­работка. Правку проведите на листе, используйте корректурные знаки.

ЛЮБАЯ РОСКОШЬ СТОИТ ДОРОГО

За любую pocкошь надо как следует платить. Даже за роскошь человеческого общения, к которому стремишься, садясь в рейсовый автобус, чтобы ехать к родителям, друзьям, знакомым или, скажем, на рынок, в город. Жителям Удмуртии, регулярно пользующимся общественным автотранспортом, поневоле проходится сегодня чесать затылок, прежде чем идти покупать автобусный билет. Поездка в близлежащий город Сарапул за 60 километров от Ижевска обойдется жителю столицы Удмуртии в 241 рубль в один конец. А автобусное путешествие в самый северный город Глазов и обратно стоит сегодня почти 1300 рублей. Сильно вздорожал и проезд в сады-огороды, окружающие Ижевск в радиусе 20-40 километров. Хотя мотивировано недавнее постановление Совмина об этом весьма убедительно повышением цен на энергоресурсы, другие виды продукции.

Оно воспринято в республике совсем неоднозначно. Отражая мнение многих граждан, против выступило руководство республиканского Совета профсоюзов. В постановлении его президиума говорится, что повышение стоимости проезда особенно болезненно скажется на бюджете сельского населения и садоводов-огородников.

Задание № 103. Проанализируйте текст, выявите смысловые дефекты и речевые погрешности. Ксерокопируйте его и проведите правку-обработку и вычитку.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

«Благодарю судьбу за то, что она позволила сложиться обстоятель­ствам благоприятно и у меня появилась реальная возможность побывать в начале сентября в Екатеринбурге на 5 фестивале театров для детей и молодежи «Реальный театр». По словам бессменного его директора Олега Лоевского: «С одной стороны, это название заключает реалистическую направленность, одну из особенностей российского театра. С другой стороны, реальность - это то, с чем мы сталкиваемся еже­дневно».

Одной из основных целей театрального форума была необходимость, по возможности, более полно представить картину того, что происхо­дит сейчас в российском театре. По-моему, очень удачно вышла эмбле­ма нынешнего фестиваля: великий Шекспир с реально подбитым глазом. Во всем этом безобразии участвовало, ни много ни мало, 20 театров из России, 1 из Латвии и 2 из Германии.

Я лично приехал в Екатеринбург на второй день фестиваля и про­был там не до конца. Удалось посмотреть только половину из того, что было привезено, но и это немало - 13 спектаклей. Как я узнал позднее от театралов, просмотревших фестиваль «от корки до корки», самое интересное я все же увидел. Поделюсь лишь некоторыми впечат­лениями.

Из довольно безрадостной, поначалу, картины к четвертому дню стало вырисовываться что-то интересное. Ярославский ТЮЗ представил горинскую пьесу «Чума на оба ваши дома», преобразовав эстрадный стиль первоисточника в аскетичную манеру повествования лучших об­разцов грузинского кино. «Две равноуважаемые семьи» ведут борьбу среди квадратного двора со множеством дверей. Зритель же, равномер­но распределяясь по периметру двора, наблюдает за событиями сверху, как в римском цирке следили за боем гладиаторов. Спектакль начался мощно, к антракту стал пробуксовывать, а в финале практически развалился на первоэлементы, не донеся до зрителя даже игры эмоцио­нального напряжения, заявленного так ярко в начале.

Очень простая история была рассказана тремя актрисами Омского ТЮЗа. Спектакль главного режиссера театра В.Рубанова, поставленный по пьесе итальянского драматурга, назывался «Золушки». Двум сестрам, в поте и грязи добывающим свой каждодневный кусок хлеба, решает помочь добрая фея и приглашает на бал с условием, что они должны стать совершенством. Но принцев, как известно, на всех не хватает, туфелька оказывается прекрасной до невозможности, но, как водится, слишком маленькой, да и часы уже бьют полночь. Очень знакомая ис­тория из жизни. Это первый спектакль на фестивале, где я понимал поступки героинь, мотивы, побудившие их к этому, а значит мог им сопереживать. По моему глубокому убеждению, театр должен говорить понятным языком и обращаться к чувствам зрителя. Если понятно, что происходит - это первейший признак профессионально сделанного дей­ства.

Всем этим требованиям, по-моему, удовлетворяет новая работа Екатеринбургского ТЮЗа и режиссера Анатолия Праудина. «Житие и страда­ние преподобной мученицы Февронии». Пьеса М. Бартенева основана на подлинной житийной литературе. Это стало для меня потрясением та­ким, что около часа я ничего не мог сказать, но мыслей и чувств бродило во мне огромное количество. Анатолий Праудин стал говорить простым языком, изъясняться символами, понятными простому человеку, не отягощенному знанием элитарной художественной литературы и ма­лоизвестными мифами. Именно поэтому, как мне кажется, все, что про­исходило па сцене, напрямую проникало до самого сердца и воздейст­вовало на него таким образом, что ни на минуту невозможно отстра­ниться от происходящего и слезы просто требуют своего выхода нару­жу. Это слезы очищения, слезы, просветляющие взгляд.

Безупречно, по-моему, работает С. Замараева в заглавной роли спектакля. По слухам она, чтобы сыграть эту роль, месяц жила в действующем монастыре.

Кроме этой, критиками была отмечена еще одна работа молодого актера, студента 4 курса ЕГТИ и нашего земляка Евгения Осминина.

Очень жаль, что из Каменского театра на фестивале никто не по­явился. Видно не интересует наших театральных деятелей то, чем за­нимаются коллеги. Прискорбно это. Планка, ведь она имеет такую особенность - сползать, если ее все время не подпихивать кверху.

 

Правка-вычитка

Еще раз нужно напомнить, что правка-вычитка производится, когда текст по содержанию, композиции и стилю готов к публикации и остается лишь проверить, нет ли каких-либо мелких погрешностей. Вычитывается любой текст, и бездефектный, и такой, который подвергался переделке, обработке или сокращению.

& Упражнения к разделу 3.4.3.

Задание № 104. Ксерокопируйте текст, копию вычитайте и проведите правку с помощью корректурных знаков.

Зафиксирован небывалый рост численности грызунов. Нижний ТАГИЛ. По данным Городской дезинфекционной станции в этом году зафиксиро­ван небывалый рост численности грызунов. Так если в 1998 году нa одного жителя приходилось 5 грызунов, то по показателям на ноябрь 1999 года эта цифра выросла до 43, из них 13 мышей и 30 крыс. Сле­дует заметить, что грызуны являются переносчиками таких инфекций, как чума, гемаррагическая лихорадка с почечным синдромом, туляре­мия и других. Специалисты говорят, что ситуация на сегодняшний день такова, если в город попадет хоть один зараженный грызун, то вели­ка вероятность начала эпизоотии (эпидемии среди грызунов), следом за которой обычно следует эпидемия среди людей одной из вышеперечисленных инфекций. Жители Нижнего Тагила уже обращаются с жалобами в СМИ и непосредственно в ГДC, поскольку крысы и мыши уже начали появляться в подъездах и квартирах. Также в домах тагильчан появились блохи, основные переносчики заразы. Такая ситуация сложилась в первую очередь из-за задолженности предприятий перед ГДС. Дезостанция не имеет возможностей регулярно обрабатывать положенные терри­тории, на сегодня обрабатывается всего 35-40 % от них. Общий долг предприятий перед ГДС составляет 4 миллиона 576 тысяч рублей.

Задание № 105. Ксерокопируйте текст, копию вычитайте, используй­те корректурные знаки.

Качканар помнит имена всех сильнейших спортсменов, которые на высоком международном, республиканском и областном уровнях принесли славу родному городу.

С праздником вас работники физической культуры, спорта и туризма! Здоровья вам, личного и семейного счастья. С праздником вас спортсмены профессионалы и будущие чемпионы! С праздником вас заядлые болельщики и любители физической культуры.

 

Правка-сокращение

До сиx пор речь шла о видах правки, призванных устранить в тек­сте те или иные дефекты, от очень серьезных до самых незначитель­ных. Сокращение как вид правки (а не как операция правки) имеет це­лью получить текст определенного объема.

Традиционный способ сокращения текста - это его смысловой ана­лиз, снятие второстепенных смысловых элементов и восстановление связей между оставшимися частями.

В современном газетном тексте о возможном сокращении может по­заботиться сам автор. Текст строится им из смысловых блоков, более или менее самостоятельных и законченных по смыслу. Вначале пишущий помещает самые важные блоки, а второстепенные по значимости смещает к концу. Таким образом, при необходимости сократить текст редактор может просто снять с конца нужное количество блоков.

& Упражнения к разделу 3.4.4.

Задание № 106. Выберите способ сокращения текста и уменьшите его на одну треть.

ЖАНР – ЧУСОВАЯ

Фотография сейчас считается актуальным видом искусства: фотографы признаны творческой богемой, фотоснимками оперируют модные ху­дожники (коллажи, раскраска и пр.), их анализируют искусствоведы. В этой ситуации сложнее всего, пожалуй, самим фотографам: не под­даться «художественным» похвалам, не стать подражателями живописи, не увлечься авангардным творчеством и... не работать под компьютер­ный дизайн. Искусство видеть должно главенствовать.

Выставка фотографий Евгения Савенко в екатеринбургском «Доме Метенкова» показательна. Называется просто - «Чусовая»: слово это для уральцев - знаковое. Бывалый турист будет рад узнаванию мест: все снимки - с конкретными географическими координатами: «Камень Омутной», «Великан», «Разбойник», «Стерняжий», «Столбы», «Гребни». Для опытных фотографов Чусовая - своего рода проверка их мастерства, умения передать красоты легендарной реки.

Напомню, что Е.Савенко с 1991 года ступил на профессиональную фотостезю. Выбрал фотографию коммерческую - в духе времени - для рекламно-представительских буклетов, альбомов, календарей. Пейзажи Урала органично вписывались в эту продукцию. Хорошей фотопрактикой стала экспедиция «Большой Урал»: на велосипедах от Магнитогорска до Северного Ледовитого океана. Часть тех снимков вошла в экспозицию первой персональной выставки в 1997 г. В 1998 году по рейтингу местного еженедельника «Деловой экспресс» Евгений Савенко попал в десятку лучших фотографов Екатеринбурга.

Нынеший год в жизни автора снимков - это не только новая инте­ресная выставка, это новая высота, взятая им.

Задание № 107. Выберите способ сокращения текста и уменьшите его на одну четверть.

ВСЕ ЖЕНЩИНЫ – ЦЕЗАРИ

Чего не скажешь об их мужьях. Если веритъ профессору Майклу О’Бойлу из университета штата Айова (США), есть научное объяснение, почему глажка белья и прочая домашняя работа мужчинам не только не по плечу, но и не по уму. Де­ло в том, что мозг у представителей сильного пола устроен иначе, нежели у дам. И на «нудную» работу «серого вещества» им как раз и не хватает.

Став в этом случае союзниками мужчин, американские ученые дока­зали: целые поколения слабого пола ошибались, полагая, что их спутники жизни увиливают от обязанностей по дому по той причине, что они-де злостные лентяи. Нa самом деле мыслительный процесс у мужчин, в oтличиe от женского, проходит лишь по одной мыслительной дорожке. То есть мужчины не способны делать в одно и то же время два дела, как обычно и требуется в домашних хлопотах: готовить, например, обед и одновременно заниматься с малышом.

Кстати, мужчины, убежденные в том, что от женщин мало проку в ремонте автомобиля или, скажем, в установке полок, тоже по-своему правы. Так запрограммировано природой: женщине трудно охватить сво­им умом всю задачу от начала до конца. Мужчинам же свойственно ви­деть ту или иную программу в целом, не вдаваясь в ее детали. Мужской мозг нацелен на конкретную цель и на данный конкретный момент.

В доказательство своей теории профессор О'Бойл и его команда провели психологический тест, в которое участвовали шесть леди и шестеро джентльменов. Им предложили выполнить серию заданий в тече­ние десяти минут. В частности, помыть посуду, приготовить кофе и то­сты, взбить яйца, поджарить яичницу и выгладить рубашку. Все женщи­ны уложились в срок, а вот среди мужчин это оказалось под силу лишь одному из шести. Остальные были обескуражены. Ведь они-то полагали, что им, представителям сильного пола, все что угодно по плечу.

3.4.5. Требования к правке

1. Необходимо помнить, что переделка или обработка - это именно правка текста, а не пересказ его содержания редакторскими словами. Редактор обязал максимально сохранять авторское слово, отредактиро­ванный текст должен быть узнаваемым, т.е. должно быть совершенно ясно, что это тот же текст, который был до правки, но только улуч­шенный, избавленный от недостатков.

2. Редакторское вмешательство в текст должно быть не вкусовым, а объективно обоснованным, допускающим объяснение с помощью смысло­вого анализа и указания на тип речевой погрешности (нарушение язы­ковой нормы, плеоназм, алогизм, каламбур, неясность).

3. Литературное редактирование не связано с критикой авторской концепции, редактор старается, чтобы читателю стали понятны даже те авторские мысли, с которыми сам редактор не согласен. Обратимся, например, к заметке о благотворительном концерте. Думается, что бисирование или требование зала, чтобы артист исполнил песню (арию, романс), которая.известна как его коронный номер, - это отнюдь не ущемление свободы исполнителя. Такие аплодисменты, скандирование входят в ритуал общения с певцом (или чтецом, или танцовщиком). Все это является признаком того, что артист оказался перед своими поклонниками, перед теми, кто его знает, любит, разбирается в его ре­пертуаре, имеет свои пристрастия в нем. Но автор заметки считает иначе. Его право. Поможем ему ясно, четко выразить эту мысль, уст­раним лишние для данной мысли детали. И на этом наше вмешательство в текст заканчивается. Спорить с автором будет читатель.

& Упражнения к разделу 3.

Порядок анализа материала: 1) установить, является ли текст редактируемым или нередактируемым; 2) если текст оказался нередактируемым, объяснить смысловые причины нередактируемости; 3) если текст редактируемый, следует установить, требуется ли для редактирования авторская помощь; 4) если нужна авторская помощь, необходимо сформулировать вопросы к автору; 5) если редактор решает править текст, ему нужно выбрать вид правки и отредактировать текст.

Задание № 108. Проанализируйте содержание текста, сформулируйте ваше редакторское решение и аргументируйте его. Учитывайте, что текст опубликован 17 декабря.

У «ОПТИМИСТКИ» - ЮБИЛЕЙ

Быстро летит время, вот уже и клуб тружениц огнеупорного произ­водства «Оптимистка» отметил первый маленький юбилей - свое пяти­летие.

На праздничную встречу женщины, как и в прошлые годы, прищли к нам во дворец, который, хотя и стал теперь молодежным, но не пре­рывает свои связи со старыми друзьями. Мы рады, что и огнеупорщики по-прежнему считают дворец своим домом.

Надо сказать, что праздничное чаепитие мы успешно соединили с деловым разговором. Обсудили план работы «Оптимистки» на нынешний сезон, определили тематику и форму проведения занятий. Это и бесе­да о «секретах» садоводства и огородничества, празднование 8 Марта, коллективный выезд в однодневный дом отдыха «Металлург» на Баранче, экскурсия по Тагилу и т.д.

А на декабрьской встрече с беседой «Мода на здоровье», которая заинтересовала всех женщин, выступила методист Дворца молодежи М,Г.Москаленко. Разговор шел о методике рационального питания и лечебного голодания, о нетрадиционной медицине, очень популярной сегодня, и о многом другом.

Встреча. затянулась до 9 часов вечера; и расставаться никому не хотелось. И уходили работницы с надеждой на скорую встречу в своем клубе «Оптимистка».

Задание № 109. Проанализируйте текст, аргументируйте свое редак­торское решение.

* * *

Они появляются одновременно - из пяти ниш-входов, как бы проби­тых в стене. Эти пятеро - персонажи пьесы Ж.Кокто «Ужасные родите­ли». В пьесе любят все. Ивонн (Н.Сазонова) любит сына Мишеля (Ф.Чеханков), Лео (В.Капустина) всю жизнь беззаветно любит Жоржа (В.Зе­льдин), Мишель и Жорж любят Мадлен (О.Богданова), а она любит Мише­ля и испытывает добрые чувства к его отцу. Идею неизбежной разъединенности людей в буржуазном обществе выражает уже декорационное оформление (художник Н.Двигубский). Игровое пространство замыкает­ся массивным, словно из камня сложенным полукружием – крепостью («мой дом - моя крепость»). Ироническим противовесом бастиону лице­мерного буржуазного благонравия выглядит выдвинутая на передний план двуспальная кровать - символ «адюльтера», супружеской неверности.

Разрушение семьи - основная тема пьесы. Глубокий психологизм, тончайшее ощущение противоречивости характера, гармоническая завершенность образов - таков художественный уровень игры старшего поколения участников спектакля. Н. Сазонова раскрывает драму слепой ма­теринской любви. В то же время Ивонн - убежденная блюстительница благопристойности. Актриса убедительно показывает, как естествен­ное материнское чувство обретает уродливые очертания, превращаясь в тиранию для окружающих. В трактовке Жоржа В.Зельдин тонко соеди­няет противоречивые черты нравственного портрета персонажа: любовь к сыну, собственническое чувство и претензии на «светскость». Ар­тист показывает, что, в первую очередь, неспособность Жоржа подня­ться выше жестокого себялюбия стала причиной развала семьи и гибели Ивонн.

В художественной. архитектонике спектакля отчетливо выделяется другая линия - служение любимому человеку, самопожертвование во имя любви. В.Капустина играет Лео как красивую, обаятельную женщину, потратившую свою молодость на каждодневную помощь безалаберной се­мье любимого ею Жоржа. Актриса играет в сдержанной, несколько «аскетичной» манере, но за внешней невозмутимостью - целая жизненная драма. Чувство человечности, оставшееся скрытой сердцевиной ее ха­рактера.

Партнерами опытных мастеров являются в спектакле Ф.Чеханков и О.Богданова. Элементы наследственного эгоизма проглядывают в раз­нузданном отчаянии Мишеля, оскорбляющего свою любовь. Незащищен­ность маленького человека в мире зла xopoшo читается в образе Мадлен. Однако исполнителям этих ролей пока недостает разнообразия психологического портрета их персонажей. Воплощение юношеской экс­пансивности Мишеля, равно как и драмы Мадлен, где-то тяготеет к одноплановости.

Задание № 110. Проанализируйте текст, аргументируйте свое редак­торское решение.

ТАМОЖНЯ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Екатеринбург. Эдуард Россель имел телефонный разговор с предсе­дателем Таможенного комитета РФ Михаилом Ваниным.

Губернатор рассказал ему о рабочем совещании, проведенном им по ситуации, складывающейся вокруг Кольцовской таможни. В ходе разговора была достигнута договоренность о необходимости в самое ближайшее время стабилизировать положение дел на таможне в аэропорту Кольцово. Эдуард Россель направил Михаилу Ванину докладную о ходе проверки, которую в спешном и почему-то в авральном порядке прово­дили в Кольцово сотрудники ГТК РФ. Эдуард Россель и Михаил Ванин договорились о проведении совместного совещания, на котором должныбудут расставлены все точки над «i».

Задание № 111. Ксерокопируйте текст, проанализируйте его, выбе­рите вид правки и отредактируйте копию. (Текст был опубликован без заголовка.)

Четыре года назад в Историческом сквере Екатеринбурга мне дове­лось снимать один из вариантов гипсовой скульптуры Петру I, выполненную тогда еще студентом Уральского архитектурно-художественного института Геннадием Чехомовым.

Бюст был установлен на мраморном постаменте (чудом сохранившемся до наших дней) прежнего памятника российскому императору-реформатору, низвергнутому «мудрецами» «красного колеса».

И вот окончательный вариант выпускника. Г.Чехомова в чугунной отливке каслинских мастеров под руководством директора Музея истории архитектуры промышленной техники Урала Галины Васильевны Тюменевой и при участии оператора областного телевидения и двух журналистов газет накануне Дня города Екатеринбурга «Петр Великий» возвращается на свое место.

Много было слухов, что на памятник нет денег, что отливку кас­линского завода покупает С.-Петербург. Но город все расходы взял на себя. Власти и мэр.

Не дав посрамить себя, 15 августа, в День города, они приняли участие в открытии памятника. Город отметил свое рождение, и отме­тили екатеринбуржцы и второе рождение «Великому российскому императору». Справедливость восторжествовала. Бюст Петру I стоит пока в Историческом сквере как музейный экспонат. Уверен, придет время, и он будет установлен на более достойном месте или даже там, где сто­ял прежде. Ведь именно Петру Великому город обязан своим рождением.

Задание № 112. Ксерокопируйте текст, копию отредактируйте.

СКАЗКА О ДОБРОТЕ

- Последний звонок. Приготовиться к выходу на сцену. Пошел занавес, - говорит помощник режиссера Галина Зайкова.

Зазвучала музыка, заиграл разными цветами радуги свет, высвечивая всё многообразие предметов на сцене. Перед нами - герои сказки «Поющий поросенок». Их немного – всего шестеро: бабка Дарья Ивано­вна, Дядь Вася, Поросенок, Заяц, Ворон и Волк. У бабки Шмелевой (артистка Л.Иванская) день ангела, придут гости. Чем их угощать? И решает бабка зарезать своего Поросенка (засл. артистка PСФCP Л.Ворожцова). Не будем рассказывать сюжет сказки, его сами поймут зрители, когда придут на новый спектакль Свердловского ТЮЗа.

А для какого возраста предназначена сказка? Да конечно же, для учеников младших классов.

- Давно в нашем театре не было сказки для ребят этого возраста, - говорит режиссер-постановщик Владимир Сизов. - Вот мы с Владимиром Иванским и решили поработать над «Поющим поросенком».

- Чем привлекла вас пьеса?

- Ее автор - драматург Сергей Козлов, многие ребята его хорошо знают. Он автор любимых их «мультиков». В его произведениях всегда любопытные столкновения, происшествия, герои веселые, находчивые, умные. И в «Поющем поросенке» много забавных коллизий. А главное - сказка о доброте, о взаимовыручке и крепкой дружбе.

В.Сизов и В.Иванский - актеры, давно работающие в ТЮ3е. Неско­лько лет назад их увидели в спектакле «Враги» и исполнителями, и режиссерами. А их вторую совместную режиссерскую работу «Происшест­вие в загородном доме» хорошо знают зрители, недавно было юбилейное, сотое представление этого спектакля.

Нарядная, радостная декорация художника В.Смелкова. Светлая, запоминающаяся музыка А,Бызова. Необыкновенные превращения, неожиданные приключения героев. Почти настоящие деревья с румяным яблоч­ком, красочные, оживающие телефоны - всё это искусно сделано актерами, декораторами, костюмерами, бутафорами. Одним словом, как все­гда в театре, спектакль создавал весь коллектив.

Вчера состоялась премьера. «Поющий поросенок» начал свою сцени­ческую жизнь.

Задание № 113. Ксерокопируйте текст, копию отредактируйте.

СЕКРЕТ ЖИВУЧЕСТИ «ИСТОКА»

КАЧКАНАР. Каждую пятницу специальный автобус собирает стоящих на остановках по-походному одетых людей. Это на загородную базу «Чайка» горнообогатительного комбината едут на выходные дни любители лыж и семейного отдыха.

Туристский клуб «Исток» за пятъ лет своего существования стал не только организатором уик-эндов, но и многодневных маршрутов отпускников к российским памятникам природы. Комплектование команд нередко начинается в горотделе милиции, где заместитель директора ГОКа по туристско-спортивной работе В.Галактионов берет списки под­ростков, состоящих на учете. С согласия родителей и при финансовой поддержке предприятия «трудные» ребята обретают на маршрутах не только туристские навыки, но и избавляются от вредных привычек и неуживчивого характера.

Девять новых точек освоил «Исток» в Башкирии, Сибири, в Челябин­ской и Кировской областях. Среди самых популярных маршруты на озеро Байкал и к красноярским «Столбам». Туристское снаряжение стоит до­рого, и пребывание на базе отдыха обходится в две тысячи рублей за один день. Но дирекция и профком ГОКа считают недопустимой экономию на здоровье горняков и их семей. В нынешнем году на нужды клуба уже выделено втрое больше средств, чем за весь прошлый год. Наверное, поэтому «Исток» среди подобных клубов промышленных гигантов облас­ти оказался самым живучим. Не последнюю роль играет и увлечение спортом директора ГОКа Н.Еремина. Пробежать на лыжах в выходной день километров тридцать ему всегда в охотку.

Задание № 114. Ксерокопируйте текст, копию отредактируйте.

ПОКОЛЕНИЕ «NEXT» ВЫБИРАЕТ

ВЕРХНИЙ ТАГИЛ. Как оценивает подросток современное общество, российских политиков и «новых русских»? Что думает школьница о че­ченской войне, в которой участвовали ее старшие братья? На какие жизненные ценности ориентируется сегодня молодежь? На эти вопросы попытались ответить в сочинениях тагильские школьники, и они же стали предметом обсуждения на февральском Дне министерства образования в Верхнем Тагиле.

Педагогов, специалистов министерства образования Свердловской области, представителей Верхнетагильской администрации, принявших участие в дискуссии, тревожит проблема формирования ценностей у нынешних школьников. Не секрет, что большинству ребят чужды жизнен­ные ориентиры их отцов. Молодежь выбирает порой иных, чем хотелось бы педагогам, героев для подражания. Выдержки из школьных сочинений, прозвучавшие в докладе начальника городского управления образования Ф. Койфмана, - наглядное подтверждение актуальности разговора. Ва­жны не только знания. Если у молодого человека не сформирована система ценностей, его нельзя считать образованным, а миссию педагогов выполненной, - к такому выводу пришли участники дискуссии.

Хотя уровень обучения в школах Верхнего Тагила достаточно высок: треть выпускников прошлого года поступила в вузы, столько же - в техникумы. В городе работают школы искусств и саморазвития, воскресная церковно-приходская. Но остро ощущается нехватка учреждений начального профессионального и дополнительного образования, нет спортшколы. Проблема воспитания разносторонней личности частично решается с помощью разнообразных программ, которые верхнетагильские педагоги представляли во время Дня министерства. В политехнических классах вводятся дополнительные гуманитарные предметы. Действуют программы по профессиональному самоопределению старшеклассников, по экологическому воспитанию школьников, по работе с педагогически запущенными детьми, по формированию ценностей у дошколят. Чтобы не опоздать, начинать надо с детства.

Задание № 115. Ксерокопируйте текст, копию отредактируйте.

«ХОТИМ УСЫНОВИТЬ…»

Исполнился год, как в Екатеринбурге создан центр по усыновлению, опеке и попечительству.

В отличие от домов ребенка, детских домов и приютов, содержащих ребят, лишившихся родителей, центр ставит целью найти обездоленным новую семью. Сюда приходят письма из разных городов России, стран ближнего зарубежья, авторы которых просят усыновить девочку или мальчика. Руководители центра не против, если этого же пожелают иностранцы, но с условием, что они возьмут больных детей: к здоро­вым и здесь найдутся добрые люди.

Задание № 116. Ксерокопируйте текст, копию отредактируйте.

УВАЖАЕМЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ!

На объединении «Уралобувь» начато изготовление нового вида обуви, предназначенного для отдыха после занятий зимними видами спорта (ходьбой, на лыжах, катаньем на коньках). Обувь не предназначена для постоянной носки. При эксплуатации этой обуви необходимо соблюдать следующие условия:

1. Правильно подбирать обувь по размеру ноги путем примерки.

2. Просушивать обувь следует при комнатной температуре, нельзя сушить обувь на нагревательных поверхностях.

3. Подкладочный чулок и вкладная стелька могут выниматься для просушивания.

4. Чистку верха обуви производить влажной тряпочкой.

Отзывы об эксплуатационных свойствах этой обуви просим присылать по адресу…

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!