Бессодержательность речи



Бессодержательность речи с позиции адресата - это, во-первых, отсутствие в тексте новой для адресата информации при ожидании та­ковой, а во-вторых, наличие новой информации, несущественной в дан­ном акте общения. Рассмотрим проявления этого дефекта.

1. Те вопросы, какие есть, они действительно имеют место. - Ожидается информация о том, какие именно вопросы встали перед го­ворящим. Вместо этого адресату еще раз сообщается о существовании вопросов. Редакторская правка здесь невозможна. Автор сам должен ввести в высказывание информацию, необходимую для устранения бес­содержательности.

2. Нередко сборная школы по футболу выезжала на городские со­ревнования, и не беда, что иной раз возвращаются игроки с пораже­нием. Главное - ребята находят свои ошибки, пробуют силы и готовят себя к службе в армии. В спорте выигрывают все, даже те, кто проиг­рал дружескую встречу. «В здоровом теле здоровый дух», - говорили древние, этого же мнения придерживаются и юные футболисты. - Содер­жание фрагмента зарисовки нам понятно, но неинтересно, так как это избитые фразы, банальные истины. Подобным образом можно ска­зать о любой школьной команде, если, конечно, она нормально рабо­тает: она встречается с другими командами, бывает, выигрывает, бы­вает, проигрывает, занятия физкультурой поддерживают физическую форму участников команд. Абсолютно никакой новой информации, конк­ретно о данной команде, адресат не получает. Редакторская правка невозможна.

Бессодержательность, к которой приводит употребление слов с ши­роким значением без должной конкретизации их смысла, характеризует многие тексты. Например, бессодержательны постановления, пункты которых призывают или приказывают «повысить активность», «активи­зировать», «уделять больше внимания», «повысить ответственность» и т.п., без конкретных указаний, что и как нужно сделать, чтобы «активизировать», «повысить» и «уделять». Такого типа ошибки встре­чаются не только в деловых текстах, но и в рецензиях или портрет­ных зарисовках, лишенных конкретных деталей и составленных из об­щих фраз.

3. Но разве могут цифры рассказать обо всем, что происходит на производстве? Оказывается, могут. - В наше время вряд ли стоит удивляться тому, что цифры рассказывают о производстве. Это баналь­ность. Но автор выдает ее за нечто новое, за некое свое открытие. Редактор должен эти восторги убрать из текста и ввести цифровой материал спокойной формулой типа: «Как показывают цифры...».

4. Чтобы получить представление о работе электрослесаря из пер­вых рук, попросил Вальтера рассказать о профессии.

- О нас в шахте говорят: «Круглое несут, квадратное катят», - начал он с шутки. - Говорят так, потому что много приходится тас­кать на себе. Пускатель, например, весит 90 килограммов, а несем его с напарником больше километра.

Говорил Вальтер о том, что электрослесари в шахте считаются самыми квалифицированными рабочими. Но их труд нуждается в механи­зации. Немалую роль в этом процессе играет внедрение рационализа­торских предложений. Есть они и у Вальтера в соавторстве с механи­ком участка.

Автор словами героя обещает читателю рассказать о работе элек­трослесаря в шахте. И мы о ней узнаём, но лишь несущественные де­тали, вернее - только одну деталь: красочно расписывается, как много тяжестей приходится переносить электрослесарю. Если бы речь шла о грузчике, такая информация была бы вполне уместна. Но об электрослеcape хотелось бы знать, каковы его задачи в шахте, ка­ков объем работы, в каком состоянии содержит герой свое «хозяйст­во», в чем сложность подземной работы электрослесаря. Но ничего этого нам не сообщается, поэтому весь рассказ выглядит как бессо­держательный.

Итак, информативную новизну текста уменьшают, а то и сводят на нет общие фразы, банальности, подаваемые как нечто новое, малосуще­ственные с точки зрения авторского замысла детали, тавтология на уровне отрезков текста.

 

& Упражнения к разделу 2.7.

Задание № 92. Объясните причины бессодержательности текстов.

1. Выступая с лекциями по архитектуре Томска, я с болью убежда­юсь: все знают о мифических «томских трущобах», побасенки о которых распространяют некоторые неквалифицированные лекторы, но редко кто может назвать хотя бы пять памятников каменной архитектуры Томска. В сознании многих томичей представление о нашей архитектуре ассо­циируется только с проделками разных купцов или пресловутыми «том­скими трущобами». 2. Электрики - представители так называемой вспо­могательной службы. Довелось как-то услышать неожиданную образную мысль. Если производство в целом сравнить, скажем, с яблоней, то вспомогательная служба - ее корни. Корни, как известно, не видны, а яблоки - вот они, спелые, сочные, радуют глаз. И нам при этом не всегда приходит в голову провести логическую связь между плода­ми и корнями. А кто же питает дерево, вливает в него силы?

Задание № 93. Объясните, за счет чего имитируется бессодержа­тельность речи и какова выразительная функция приема.

- А теперь, миссис Шайни... первый вопрос к вам. Одна из посто­янных телезрительниц спрашивает: «Какие новые возможности следова­ло бы открыть перед женщиной?» Пожалуйста, миссис Шайни.

- Я буду говорить как домохозяйка и хранительница домашнего оча­га, - сказала миссис Шайни с неописуемой важностью, - ибо вам из­вестно, что я возглавляю Гильдию домохозяек и хранительниц домаш­него очага, самое крупное и самое влиятельное объединение домохозяек и хранительниц домашнего очага в нашей стране. Итак, как до­мохозяйка и хранительница домашнего очага, я отвечаю: все без изъ­ятия новые возможности должны быть предложены и открыты женщине и, главным образом, в ее качествах домохозяйки и хранительницы домаш­него очага.

- Прекрасно, - сказал Чидлуорт. - Большое спасибо, миссис Шайни. А теперь - Тед Гиззард.

- Резервируя свое суждение по поводу проблем, не являющихся предметом данной дискуссии, - начал Гиззард чрезвычайно медленно, -я думаю, что мог бы высказаться по этому частному вопросу без вся­кого предубеждения...

- Давай, шуруй! - закричал Марлаграм.

-...без всякого предубеждения, разумеется, - продолжал Гиззард, - и, в то же время, беря на себя смелость говорить не только от ли­ца клепальщиков-паяльщиков и лудильщиков-точильщиков, но и от име­ни всего тред-юнионистского движения в целом - в том виде, в ка­ком оно существует на текущий момент. Итак, вот мое мнение - впро­чем, я еще не до конца уверен, выскажу ли я его... Или нет - выска­жу: и да, и нет, - принимая в расчет неоспоримый факт, что вместе с обстоятельствами меняется и существо дела.

- Замечательно! Благодарю вас, Тед Гизэард.

(Дж. Б. Пристли. 31 июня. Пер. Ф.Протасова и В.Хинкиса)

НЕЯСНОСТЬ РЕЧИ

Неясность высказывания проявляется в том, что адресат либо не может перефразировать высказывание, ответить на вопросы к нему, ли­бо не имеет возможности выбрать один из двух смысловых эквивалентов (вспомним, что в случае непредусмотренного каламбура мы без труда понимаем, какой смысл имел в виду автор). Рассмотрим причины погре­шности.

1. Свой путь к профессии я начала, что называется, в отчем доме. В пору моего детства мама работала радисткой на железнодорожной станции. Хотя на вооружении тогда были аппараты «Бодо», работать ей приходилось по системе Морзе. Этой азбукой увлеклись и мы с се­строй. К окончанию десятилетки я уже хорошо владела азбукой Морзе и после получения аттестата зрелости поступила на курсы телеграфи­стов. Учиться пришлось на аппарате СТ-35, но не по системе Морзе. Так я стала телеграфисткой сначала третьего класса, потом второго.

Зададим к тексту вопрос: Как связаны аппараты «Бодо» и СТ-35 с азбукой Морзе? Если мы не телеграфисты, то вряд ли на него ответим. Но ведь эта связь в определенной мере объясняет детали события - биографии героини. Не зная связи типов аппаратов с азбукой, мы и сюжет понимаем весьма приблизительно. Понимание затруднено неизве­стными нам терминами, не объясненными в тексте. Редакторская прав­ка невозможна, необходимо обращаться за разъяснениями к автору.

2. Подписан очень довольно-таки развернутый договор. - Какой же договор подписан - очень развернутый или довольно-таки развернутый, т.е. не очень краткий? Неясность возникает из-за того, что говоря­щий употребляет два противоречащих друг другу по смыслу указателя степени признака. Чтобы устранить один из них, редактор должен проконсультироваться с автором, без авторской помощи правка невоз­можна. Ошибка эта сейчас почему-то очень распространена в устной речи.

3. В одном из корпусов мы со старшим воспитателем увидели под­готовку к беседе о Пушкине, после которой состоится конкурс стихов. - Мы можем дать два одинаково возможных смысловых эквивалента: «конкурс состоится после подготовки к беседе», «конкурс состоится пос­ле беседы». Происходит это из-за того, что придаточное с союзным словом «которая» может равно относиться к двум существительным, а текст не проясняет смысла. Конечно, грамматически придаточное на­до связать с существительным «беседа». И, если бы автор сообщил нам, что беседа состоится вот-вот, мы совершенно однозначно поняли бы, когда будет проходить конкурс. Но представим, что беседа наме­чена через неделю. Зачем бы тогда автору без всякого смыслового перехода сообщать о конкурсе, до которого еще так далеко? Ясно, что в этом случае мы свяжем конкурс с временем подготовки к беседе. Таким образом, для устранения неопределенности в интерпретации синтаксической конструкции в текст нужно ввести дополнительные све­дения, некое смысловое звено. Но без помощи автора редактор не мо­жет этого сделать.

4. Железнодорожники относят это вторичное сырье к числу второ­степенных, что совершенно неправильно. - Речь идет о металлоломе. По тексту получается, что железнодорожники стали заниматься метал­лургией и диктуют металлургам, какое сырье является главным, а ка­кое второстепенным. Может быть, однако, автор хотел сказать, что железнодорожники считают металлолом второстепенным грузом? Смысл высказывания неясен, потому что автор не заполнил словом пустую по­зицию «к числу второстепенных чего?» Если бы она была заполнена, смысл высказывания был бы совершенно определенным.

5. Что интересно: в разговоре с этим экипажем вы не услышите «я». Здесь личное - общее, поделенное на всех троих членов экипажа и плюс технику. - Вряд ли мы сможем пересказать этот отрывок. Что личное поделено на троих, да еще и технике досталось? Причиной не­ясности является путаность самой мысли, непродуманность ее и под­мена мысли громкой фразой.

Как показывает материал, дефекты авторской мысли - не единствен­ный фактор, обусловливающий неясность высказывания. Часто к неясно­сти приводит небрежное оформление мысли, неумение выразить ее так, чтобы адресат мог легко интерпретировать сказанное.

 

& Упражнения к разделу 2.8.

Задание № 94. Объясните причины неясности речи.

1. Состоялась встреча с очень довольно-таки популярным бизнес­меном. 2. (О тех, кто приехал заработать): Они бегают с одного предприятия на другое, создавая тем самым и текучку и нервозность в реализации технологии. 3. На мой взгляд, это крайне не совсем мудрое решение. 4. Мы видим себя примерно так: соорганизовать де­путатский корпус, дать ему нормальные корни в гражданском обществе в виде массовых членов партии... Партия предполагает хорошую соорганизацию депутатского корпуса по вертикали. И это позволит депу­татам, во-первых, иметь общую программу, во-вторых, согласовывать действия по стратегии и тактике и, в-третьих, избегать абстрактной ссылки на избирателей, а иметь свою нормальную социальную базу в лице как коллективных, так и индивидуальных членов партии. 5. Спек­таклей, которые выдвинуты на конкурс, довольно огромное количество.

Задание № 95. В следующих текстах найдите неясные фрагменты, объясните причины неясности.

1. (Говорит депутат областной Думы по поводу совмещения федера­льных и местных выборов): Что сделаешь. Если мы оппозиция, то мы должны нести ответственность за все. Я привыкла нести ответствен­ность. За те грехи, которые есть у меня лично. У меня, может быть -один, но есть. Я, может быть, согласна, что надо сегодня всё сое­динять. Но меня страшно пугает, что мы все не усомнились, почему мы эти выборы назначаем на три месяца раньше. Президентские выбо­ры - это все-таки основное, чем живет страна. Ну посмотрите, се­годня мы натасуем все выборы. Да для моей девятиэтажки будет важно, пройдет ли сегодняшний депутат районной Думы Виталий Виногра­дов в районную Думу. И Путин - это будет как бы второстепенное.

2. АССОЛЬ

Накатит вал, и тонко

Подступит к сердцу боль...

Опять стою с девчонкой

По имени Ассоль.

И чувствую - над нею

Не властны времена:

 

Ведь капитана Грея

Напрасно ждет она.

Житейские советы

Не слышит все равно:

Старинные корветы

На дне морском давно!

Прозрачные медузы

Мерцают из кают.

Путевки профсоюза

Туда не выдают.

Ах, сумрачные вещи,

Земное бытие!..

Но голос мой зловещий

Не трогает ее.

3. В кадре: Сегодня в Екатеринбурге открылась выставка «Размыш­ления о веере».

КОPP. (за кадром): Принято считать веер дивной игрушкой женско­го кокетства. Им перестали пользоваться еще в прошлом веке. Мы, люди XX столетия, предпочитаем любоваться музейными коллекциями вееров. Сегодняшняя выставка удивляет необычными экспонатами. Так, есть манекен Генриха III, французского короля, который пользовался веером. Его изображает студент театрального института.

Екатеринбургские художники пофантазировали на тему «Веер»: про­странственные размышления в виде бабочек, витражей, панно, ширм. Но есть и традиционные японские и китайские веера. Большие интерьерные, декоративные, и маленькие, ручные. Материал самый разный: стекло, холст, масло, бамбук...

На выставке - попытка взглянуть на веер не только как на изящ­ную вещичку элегантных и романтичных эпох, но источник бесконечных творческих экспериментов.

(Ошибки других типов отметьте и исправьте.)

Задание.№ 96. Сравните варианты сцены, в которой автор исполь­зует прием неясности речи. Проанализируйте, как реагируют на неяс­ность герои. Объясните причины неясности речи для собеседников. Оцените выразительность разных вариантов сцены.

1. - Кирпич ни с того ни с сего, - внушительно перебил неизве­стный, - никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в каком случае не угрожает. Вы умрете другою смертью.

- Может быть, вы знаете, какой именно? - с совершенно естествен­ной иронией осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действитель­но нелепый разговор. - И скажете мне?

- Охотно, - отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь...» - и громко и радостно объявил: - Вам отрежут голову!

Бездомный дико и злобно вытаращил глаза на развязного неизвест­ного, а Берлиоз спросил, криво усмехнувшись:

- А кто именно? Враги? Интервенты?

- Нет, - ответил собеседник, - русская женщина, комсомолка.

- Гм... - промычал раздраженный шуточкой неизвестного Берлиоз, - ну, это, извините, маловероятно.

- Прошу и меня извинить, - ответил иностранец, - но это так. Да, мне хотелось бы спросить вас, что вы будете делать сегодня вечером, если это не секрет?

- Секрета нет. Сейчас я зайду к себе на Садовую, а потом в де­сять часов вечера в МАССОЛИТе состоится заседание, и я буду на нем председательствовать.

- Нет, этого быть никак не может, - твердо возразил иностранец.

- Это почему?

- Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили чер­ные птицы, - что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не толь­ко купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.

Тут, как вполне понятно, под липами наступило молчание.

- Простите, - после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на ме­лющего чепуху иностранца, - при чем здесь подсолнечное масло... и какая Аннушка?

(М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита. 1929-1940)

2. - Кирпич ни с того ни с сего, - ответил неизвестный, -- нико­му на голову никогда не свалится. В частности же, уверяю вас, что вам совершенно он не угрожает. Так позвольте спросить, что вы буде­те делать сегодня вечером?

- Сегодня вечером, - ответил Берлиоз, - в одиннадцать часов во Всемиописе будет заседание, на котором я буду председательствовать.

- Нет. Этого быть никак не может, - твердо заявил иностранец.

Берлиоз приоткрыл рот.

- Почему? - спросил Иван злобно.

- Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в тускневшее небо, в котором чертили бесшумно птицы, - что Аннушка уже купила постное масло, и не только купила его, но даже и разли­ла. Заседание не состоится.

Произошла пауза, понятное дело.

- Простите, - моргая глазами, сказал Берлиоз, - я не понимаю... при чем здесь постное масло?..

(М.А.Булгаков. Великий канцлер. 1932)

3. - Солнце в первом доме, - забормотал инженер, козырьком ла­дони прикрыв глаза и рассматривая Берлиоза, как рекрута в приемной комиссии, - Меркурий во втором, луна ушла из пятого дома, шесть несчастье, вечер семь, влежку фигура. Уй? Какая ерунда выходит, Владимир Миронович?

- А что? - спросил Берлиоз.

- Да... - стыдливо хихикнув, ответил инженер, - оказывается, что вы будете четвертованы.

- Это действительно ерунда, - сказал Берлиоз.

(М.А.Булгаков. Копыто инженера. 1928-1929)

ПРИМЕЧАНИЕ. Приводим комментарий из книги: Б.Соколов. Булгаковская энциклопедия:

Согласно принципам астрологии, двенадцать домов - это двенадцать частей эклиптики. Расположение тех или иных светил в каждом из до­мов отражает те или иные события в судьбе человека. Меркурий во втором доме означает счастье в торговле. Берлиоз действительно на­казан за то, что ввел в храм литературы торгующих - членов возглав­ляемого им МАССОЛИТа, озабоченных только получением материальных благ в виде дач, творческих командировок, путевок в санаторий (о такой путевке как раз и думает Михаил Александрович в последние ча­сы своей жизни). Несчастье в шестом доме означает неудачу в браке. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что жена Берлиоза сбежала в Харьков с заезжим балетмейстером. В редакции 1929 г. Воланд более ясно говорил, что «луна ушла из пятого дома». Это свидетельствова­ло об отсутствии у Берлиоза детей. Неудивительно, что единственным наследником председателя МАССОЛИТа оказывается киевский дядя, кото­рому Воланд тотчас предлагает дать телеграмму о смерти племянника. Седьмой дом - это дом смерти, и перемещение туда светила, с которым связана судьба литературного функционера, означает гибель Берлиоза, которая и происходит вечером того же дня.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!