Назначение эпистолярной публицистики
В. И. Ленин придавал большое значение прямому обращению «нашей партии иСоветской власти к трудящимся массам»,указывал на важную роль таких прямых обращений в газете. Он сам написал множество, эпистолярно-публицистических произведений, не раз обращался, в частности, к М. Горькому с просьбой выступить в этом жанре: «Не напишете ли майский листок? Или листовочку в таком же майском духе? Коротенькую, «духоподъемную», а?» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 48, с. 47.). Ленин считал (и сообщал об этом Горькому), что несколько строк его «письма к рабочим... было бы тоже прекрасной агитацией» 3. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 48, с. 137).
Каждый жанр, будучи тесно связан с другими жанрами, выполняет вместе с тем и своеобразную по сравнению с ними функцию, имеет особенное назначение, свое образно решает общую социально-педагогическую задачу публицистики.
В 1905 г. В. Г. Короленко, потрясенный расправами над крестьянами в Полтавской губернии, написал целый ряд публицистических произведений и среди них — обращение к руководителю карательной экспедиции-—«Открытое письмо статскому советнику Филонову». Опубликование письма привело к возбуждению судебного преследования против автора. Короленко заявил следователю: «...Испытывая неодолимое побуждение сделать посредством печати все возможное для избавления других местностей Полтавской губернии от беззаконных насилий исступленного человека, я решил написать то самое открытое письмо, которое служит предметом обвинения. Форму личного обращения я предпочел потому, что безличные корреспонденции уже оказались бессильны, и в этом виде письмо имело больше шансов получить широкую огласку и вызвать расследование». (Цит. по ст. П.С.Карасева в сб. «Проблемы газетных жанров» (Л., 1962, с. 46).
|
|
Затем, готовя отдельное издание «Сорочинской трагедии», Короленко включил в книгу особый раздел «Чего я добивался своим открытым письмом». Первая задача, писал Короленко, «состояла в оглашении правды». Вторая — Короленко добивался суда над Филоновым. Третья — «остановить разливающуюся все шире эпидемию жестокости». Четвертая — рассеять гипноз, вызванный «ужасом беззаконных насилий», «вызвать новое настроение, достойное будущих граждан обновляющейся страны. Голос печати, независимый и смелый, должен поднять этих людей с колен» Короленко В.Г. Собр. соч. в 8-ми т., т. 5. М., 1963, с. 374—375).
Эта характеристика позволяет увидеть кровную связь письма со всеми другими жанрами публицистики и одновременно свидетельствует о своеобразии задач письма. Короленко, конечно, не противопоставлял письмо «безличной корреспонденции». Он выбрал жанр письма потому, что считал необходимым через газету прямо обратиться к «главному герою» и высказать ему в острой форме личного обращения все, что он думает о нем.
|
|
История свидетельствует, что открытое письмо, если оно употребляется как форма критики, — весьма сильно действующее средство именно в силу непосредственной обращенности его к адресату. По характеристике Ленина, манера «открытого письма», «обращения на «Вы» носит некоторый «характер вызова», резко повышающего степень воздействия. И тогда, когда не следует наносить такой силы удар, особенно при обращении не к врагу, а к заблуждающемуся, сбившемуся с пути единомышленнику может быть иногда и следует отказаться от использования этого жанра — «не в том смысле, чтобы хоть на капельку поступаться принципами, а в том смысле, чтобы без нужды пс озлоблять людей, работающих, по мере их разумения, для социал-демократии». (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 46, с. 38.).
Таким образом, первая своеобразная функция эпистолярной публицистики — непосредственное обращение автора к определенному человеку (или группе), чтобы указать на его роль и место в событиях, на его личные свойства, сказавшиеся в поступках, произнести «приговор» адресату, находясь с ним будто бы «один на один» и вместе с тем перед всеми читателями.
|
|
И это обращение к адресату теряет всякий смысл, если есть основания считать, что письмо «не дойдет», не будет воспринято адресатом. Сознание, что цель не будет достигнута, вызвало отказ Горького от непосредственного обращения к русской интеллигенции с позитивными предложениями в период, последовавший за поражением революции 1905—1907 гг. «Русская революция, видимо, была экзаменом мозга и нервов для русской интеллигенции... Ее духовный облик совершенно неуловим для меня теперь, ибо ее психическая неустойчивость — вне всяких сравнений. Грязные ручьи, а не люди... А страна, как это ясно для меня, нуждается в сильных, здоровых, рабочих людях, в простой, яркой, здоровой литературе... Кто удовлетворит эту жажду?.. Все это мучает меня, разрывает на части. Я начал писать ряд резких статей в форме открытых писем к литераторам — мне хотелось указать им на требования момента, на их обязанности. Но — куда писать? Кому? Это камень, брошенный в болотную трясину, — ни звука, ни кругов. (Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29. М., 1956, с. 76—77. Курсив мой. — Е. П. Следует иметь в виду, что термин «статья» употреблен в данном контексте в широком смысле — как обозначение произведения публицистики вообще).
|
|
Вторая отличительная черта письма как жанра — необходимость так или иначе описывать и оценивать те стороны и ситуации жизни адресата, которые существенны для понимания читателями черт его личности и судьбы. Это та сторона жанра, которая непосредственным образом связывает эпистолярно-публицистические произведения со всеми другими жанрами. Однако и эта черта имеет своеобразие: публицист рассматривает только те стороны ситуаций и событий, в которых проявились существенные свойства адресата и которые важны для непосредственного обращения к нему. В «Письме к Гоголю» Белинского, например, книга «Выбранные места из переписки с друзьями» рассматривалась Белинским не во всех аспектах, а лишь в тех, где наиболее отчетливо сказалась позиция Гоголя в это время. В своем «Ответе на открытое письмо специалиста» В. И. Ленин повторно (вслед за автором открытого письма к нему) анализирует те события, о которых пишет автор, чтобы опровергнуть его точку зрения, его мнение.
Это же происходит и в современной публицистике. «Нужно подставить плечо» — так называется «Письмо из редакции», характерное для «Известий». («Известия», 1964, 23 марта. Эта рубрика в 1971 г. стала называться «Письма без марок»). Оно вызвано желанием автора, В. Волкова, показать, что позиция, занятая его адресатом, в силу преувеличений, неверна.
Вы никому не доверяете, считаете, что, кроме Вас, нет праведных людей в ближайшей округе. Все только и стараются «замазать» преступления, скрыть недостатки, спасти от наказания виновных. Ведь Вы и пишете чаще всего о «замазывании».
Вот провинился в чем-то человек. Его сняли с работы, наказали, заставили возместить нанесенный ущерб. Вы сразу поднимаете тревогу: преступник па свободе! Прокуратура по Вашему сигналу предпринимает расследование. Вам сообщают: нет оснований для привлечения этого человека к уголовной ответственности. Ведь, право же, не за всякий проступок надо сажать человека в тюрьму... Кажется мне, что Вы слишком увлеклись этой своей ролью пламенного борца со злом и даже несколько бравируете ею. Чего стоит одна фраза в письме: «Я согласна умереть чистой и чтобы народ знал, что моя борьба должна быть для всех примером». Слово «разоблачение» то и дело слетает с Ваших уст. Мне даже прсдствляется, что Вы на каждого человека так вот и смотрите: «Л нельзя ли тебя, голубчик, разоблачить?» Вот ведь проситесь на шахту «Южная-1», а сами на каждом перекрестке говорите, что идете туда «разоблачать жуликов». Вспомните, как писали бывшему начальнику шахты тов. Воблому: «Вы категорически отказали мне в работе, боитесь, что я Вас посажу. Я буду работать у Вас и буду бороться». Ну, скажите-ка, кому такое понравится?...
Нет, несправедливо называть Вас сейчас клеветницей. Но скажу откровенно: между Вашим отношением к жизни и психологией кляузника грань очень тонкая. Можно и не заметить, как перешагнешь ее и окончательно потеряешь уважение людей. Я потому и пишу письмо, что очень не желал бы Вам этого.
В этом письме легко обнаруживается указанная черта: автор обращается к адресату по определенному поводу, в связи с его действиями, оценками, позицией, в связи с теми событиями, в которых адресат участвует, в связи с теми мнениями, которые высказывает.
Анализ этого отрывка убеждает также и в том, что есть еще и третья сторона назначения эпистолярной публицистики: высказываясь, обращаясь к адресату от своего имени непосредственно, автор выступает либо как оппонент, либо как единомышленник адресата. Форма личного обращения теснейшим образом связана с тем, что автор письма раскрывает не только сущность ситуации и роль в ней адресата, но и сам выступает как личность со своим пониманием фактов жизни, со своим отношением к адресату. Белинский четко сформулировал свою задачу в «Письме к Гоголю»: «...Высказать Вам все, что лежало у меня на душе против Вас по поводу Вашей книги». (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т.10. М.,1956, с. 220).
Эпистолярная публицистика, следовательно, рождена стремлением вызвать у читателя определенное мнение о поведении личности в существенной для современной социальной жизни ситуации, о свойствах этой личности как они проявились в ситуации, с точки зрения автора через непосредственное обращение его к адресату.
Существо дела не меняется от того, является ли автором или адресатом один человек или целая группа. Задача «письма без адреса» принципиально та же, что и«открытого письма». Й хотя коллективный автор или адресат далеко не то же, что отдельная личность, тем не менее, коллектив в эпистолярной публицистике выступает как группа людей, объединенных общими социальными и социально-психологическими чертами. Иначе письмо не было бы выражением мнения и позиции коллектива как целого! Не случайно В. И. Ленин подчеркивал своеобразную «личностность» коллективного заявления — предполагаемой группе авторов «следует самим потребовать себе слова и громко заявить о том, как они смотрят на вопрос...». (ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 46, с. 222).
Письмо к группе, к коллективу вызывается обычно потребностью высказать понимание и оценку значительно более широкого круга вопросов современности, чем в письме, обращенном к одному человеку. Поэтому задача «письма без адреса» как бы «смещается»: первостепенным становится раскрытие сущности событий. Характеристика адресата становится менее выраженной; более обобщенным и строгим выглядит автор. В известном смысле такое письмо по своим свойствам сближается со статьей. Однако «письмо без адреса» сохраняет все основные признаки эпистолярной публицистики.
На место передовой статьи «Комсомольская правда» часто выносит такого рода «письма без адреса» под общей рубрикой «Слово к читателю», обращаясь к определенному кругу читателей газеты по большим и значимым вопросам жизни. Естественно, что «личностные», индивидуальные приметы автора и адресата уступают место обобщенному «социальному портрету». Сама газета как коллективный автор с четко обозначенной своей социальной позицией в том или ином вопросе обращается со своим «словом» к ясно очерченной части аудитории, в которой она хочет утвердить соответствующие ее позиции, взгляды, представления, убеждения, стремления.
Таково, например, «слово к читателю», опубликованное в первые дни 1967 г. под названием «Возьми в дорогу!». Уже в первых строчках письма указано, к кому именно обращается газета:
Вчера ты заново проложил стежку по свежему первоянварскому снегу от своего дома до завода, фермы, стройки, института. Это не просто дорога по земле — это главная дорога твоей жизни.
Итак, адресат письма — молодые люди, пришедшие после школы на работу или поступившие в вузы. А тема письма — «Что взять тебе с собой в большой путь?». Основных тезисов несколько: «Возьми с собой опыт старших поколений революции, бесстрашных преобразователей мира, ветеранов заводов и пашен»; «Пример твоих лучших сверстников»; «Еще возьми с собой то, что уже открыл в самом себе»; «И нам бы очень хотелось, чтобы ты взял в свою жизненную дорогу и нашу газету». Каждый из этих тезисов детализируется в неторопливом и дружески откровенном «собеседовании» газеты с читателем.
Предмет письма
Решение вопроса о своеобразном назначении, функции письма как жанра публицистики дает возможность ответить и на вопрос о предмете письма, т. е. на вопрос о том, какие факты, события, явления жизни рассматриваются публицистом, пишущим письмо, какие стороны, свойства, эпизоды жизни людей привлекают его внимание. Чтобы решить свою задачу, автор письма, естественно должен обратиться к изучению, осмыслению, а затем к воссозданию в произведении трех взаимосвязанных компонентов. Во-первых, в той или иной форме автор (индивидуальный или коллективный) дает самохарактеристику; эта самохарактеристика может выступать и как передача черт, свойств, особенностей личности индивидуального автора, и как обобщенный социальный портрет автора коллективного. Сделано это может быть и сжато, и развернуто— в зависимости от того, на чем поставлен акцент в письме. Во-вторых, автор раскрывает особенности, социальную значимость, существенные приметы, роль в жизни общества той ситуации (или ряда ситуаций), в какой действуют либо автор, либо адресат и какая выступает тем объектом, относительно которого сталкиваются мысли, чувства, стремления, жизненные позиции автора и адресата. В-третьих, автор, характеризуя адресата (индивидуального или коллективного), обращается к личностным или социально-типичным чертам, которые затем будут воссозданы в его «портрете».
Таким образом, предмет письма, так же как и функция его, носит своеобразный «триединый» характер. Даже простая констатация этого факта заставляет задаться вопросом: если это так, то не «переплетаются» ли в предмете письма предметные особенности очерка (ведь в письмах, написанных от имени определенного лица и обращенных к определенному человеку, значительное место занимает воспроизведение характерных черт автора и адресата) и корреспонденции или статьи (ведь в письмах характеризуются те или, иные жизненные ситуации, рассматриваемые автором), В пользу постановки этих вопросов свидетельствует то обстоятельство, что письма часто рассматривают как произведения других жанров: «Письмо к Гоголю» называют статьей, «Письма к тетеньке» Щедрина — памфлетом, «Письма к товарищу» Б. Горбатова — очерками, а многие современные «письма из редакции» — корреспонденциями.
Конечно, между письмом и другими жанрами публицистики много общего. Но главное своеобразие предмета письма в том, что и автор, и адресат, и объект выступают в неразрывном единстве и притом не просто как личности и ситуация, а именно как автор, высказывающий свое понимание, мнение, отношение в непосредственном обращении к адресату по поводу важной для обоих ситуации жизни. И автор письма выводит за рамки своего внимания все то, что не играет существенной роли во взаимоотношениях между ним, адресатом и ситуацией. Личности выступают в качестве предмета письма лишь в той мере и степени, как они проявились в ситуации или в своем к ней отношении, а не в полном объеме своих черт, сторон, качествл Больше того, есть письма, автором или адресатом которых (а иногда и тем и другим одновременно) выступают не личности, а коллективы или социальные институты (партийные, государственные, комсомольские и т. д. организации). И тут о личности адресата не может быть речи вообще, предметом выступают целые социальные группы, «портрет» которых уже не может быть нарисован художественными средствами, а понадобится сводная обобщенная социально-типическая характеристика автора и адресата. Точно так же ситуация, относительно которой произошло «столкновение» автора и адресата, рассматривается только в том аспекте и объеме, которые важны именно в письме от одного к другому.
Предмет письма — это, если обратиться к уже написанному произведению, его тема. И если проследить за любым письмом, выделяя не то, зачем, что, как написано, а именно о чем оно, можно ясно представить его предмет в конкретном выражении.
Сложная ситуация и сложная жизнь девушки-сектантки предстала перед Н. Штанько, автором письма «Бесчестное благочестие». («Известия», 1964, 14 декабря). Живет в Рославле Валя С. со своей матерью — закоренелой сектанткой, всеми силами стремящейся не выпустить девушку в настоящую жизнь. Письмо, которое прислала Валя в редакцию, убедило журналиста, что не совсем потеряна она. И публицист рисует в непосредственном обращении к девушке ее судьбу и портрет, портрет сложной, полной противоречий души. Автор прибегает при этом к комментированному пересказу письма Вали.
«Ныне я христианка и решила твердо, не отступая, идти за господом! Теперь я твердо всем скажу, что ужасный путь без бога...»
Так начинаешь ты свое письмо. Что-то вызывающее и, прости пожалуйста, фальшивое звучит уже в этих строках.
Постепенно, основываясь только па письме девушки, публицист показывает ей ее самое: пока все идет так, как хочется ей, она утверждает, что начался «отход от бога»; если же что-либо не соответствует ее личным интересам— бог опять «пробуждает» ее. Не раз это было. И вот последний случай: Валю, когда она окончила медицинский техникум, направили на работу в Гжатск.
И вот распределение, не такое, как тебе хотелось. И ты садишься за письмо в редакцию: «Ныне я христианка и решила твердо...». Решила твердо? Еще одна, мягко говоря, неправда. Ведь все письмо твое об одном: оставьте меня в Рославле, и я, может быть, окончательно отшатнусь от бога. Отшатывалась же раньше, когда мне шли навстречу.
Публициста интересуют в девушке, которой он пишет письмо, только те стороны ее судьбы и души, которые позволят показать ее отношение к жизни в связи с верой в бога. В этом еще не весь характер, но такие его существенные стороны, раскрытие которых близко подводит некоторые разделы письма к очерковому повествованию. Раскрытия только этих черт личности было бы недостаточно для очерка, а в эпистолярной публицистике составляет, если можно так выразиться, ее личностную сторону. Показав Вале ее самое («Я хочу, чтобы ты увидела все, что увидели мы в твоем письме»), автор демонстри рует перед ней сущность тех сил, которые хотят окончательно завладеть душой девушки. И не ограничивается тем, что находится в сфере личного опыта девушки, как должен был бы поступить очеркист, а демонстрирует перед ней страшные проявления религиозного фанатизма, в болото которых может она скатиться. Резко сказав, что ее отделяет только один шаг от ее нынешнего лицемерия и хитрости до фарисейства и демагогии, автор еще шире развертывает характеристику «божьих людей», но теперь уже не от своего имени, а от имени жертв фанатизма. Процитировав заключительные слова письма Вали, он восклицает: «Ты сказала их и стала в один ряд — знаешь с кем? Смотри!». И следуют два письма читателей о фанатиках, искалечивших жизнь себе, близким, детям, — письма, в которых читатели требуют сурово наказывать сектантов.
И снова автор прямо обращается к Вале:
Тебе не больно было читать эти письма, Валя? Тебе не захотелось тотчас же прийти на помощь этим людям? Неужели ты стала бы.рядом с темя, кто грубо попирает их чувства, издевается над их горем, нагло врывается в душу? Нет! Конечно же, нет!... Подумай обо всем этом, Валя. Сейчас у тебя самое подходящее время для таких раздумий. Впереди у тебя — жизнь. И от твоего выбора зависит, какой она будет.
Выбор фактов, необходимых для письма обстоятельств, черт характера адресата подчинен этой именно задаче. Точно так же и автор, ведя речь от своего имени, не рисует своего цельного автопортрета, а раскрывает только свое отношение, свои чувства, мысли, впечатления, переживания, вызванные судьбой Вали и действиями тех сил, которые во многом уже преуспели в калечении ее души. И он сам выступает во всей своей непримиримой вражде к этим силам, как их антагонист. Тем самым автор сам стал «действующим лицом» произведения.
Автор (з данном случае единичный, а в других — коллективный) выступает таким своеобразным персонажем письма, который определяет своей позицией, своими знаниями и социальным опытом, своей манерой рассуждать и доказывать все «движение» письма. Это возможно в определенной мере и в других жанрах, но для письма выступает как жанровая необходимость.
Предмет письма, таким образом, — это те важные черты и поступки адресата (индивидуального или группового), его взгляды, поведение, роль в обществе, которые привлекли внимание, вызвали одобрение или осуждение автора (опять-таки коллективного или индивидуального); в поле зрения автора также те обстоятельства, в которых раскрывается, проявляется, действует адресат, те факты и аргументы, которые автор демонстрирует, чтобы убедить адресата.
Если предмет — это не события, факты Содержание действительности, черты и свойства личности, поступки и помыслы человека, которые привлекли внимание и стали тематической базой произведения, то содержание письма, как и всякого публицистического произведения, — это идеи, оценки, понимание автором сущности рассматриваемых явлений, их места и роли в социальной жизни, причин возникновения и тенденций развития. Рассуждая о событиях и поступках, рисуя мир человеческой личности, автор тем самым уже и оценивает их, высказывает свою заинтересованность в победе тех или иных сил и тенденций, возбуждает у читателя определенное отношение к тому, о.чем пишется, утверждает в читателе стремление, побуждение, волю к действию в нужном направлении.
И вместе с тем тема и идея не одно и то же. На сходной или даже одинаковой тематической базе можно развивать разные идеи, если подходить к одним и тем же событиям с разных точек зрения.
В марте 1919 г. профессор Воронежского сельскохозяйственного института М. П. Дукельский обратился к В. И. Ленину с «Открытым письмом «специалиста». К политике Советской власти по отношению к интеллигенции, «специалистам», к трудностям бытового характера, вызванным гражданской войной, к действиям местных органов, куда пробрались нечестные люди, бюрократы, примазавшиеся к партии люди, автор письма подходит с точки зрения лично-бытовой, с точки зрения человека, раздраженного трудностями и неурядицами. М. П. Дукельский выступил не как враг Советской власти, но как человек, неспособный еще многого понять, он во всех трудностях и бедах обвинил «коммунистическую власть» (которая, как он пишет, для него «не совпадает с понятием о коммунистическом строе». Поводом для его пись ма послужило выступление В. И. Ленина относительно специалистов, и М. П. Дукельский, в крайне раздраженном тоне рисуя те неурядицы и трудности, в которых приходится работать «честным специалистам», «не за страх, а за совесть, несмотря на принципиальные расхождения с вами по многим вопросам, несмотря на унизительное положение, в которое часто ставит их ваша тактика, несмотря на беспримерную бюрократическую неразбериху многих советских учреждений, губящих иногда самые живые начинания», формулирует несколько советов В. И. Ленину. Он предлагает очистить партию и советские учреждения от бюрократов, шкурников и авантюристов, изменить отношение к специалистам — «не покупайте их, а научитесь уважать их, как людей, а не как нужный вам до поры до времени живой и мертвый инвентарь».
На следующий же день после получения «Открытого письма «специалиста» тов. Ленину» в «Правде» был опубликован «Ответ на открытое письмо специалиста» (См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 38, с. 218—222) в который полностью включено письмо М. П. Дукельского. В. И. Ленин в своем ответе решал сразу несколько задач, и их решение и составляет содержание письма Ленина. Нужно было иначе, не с житейской, а с политической точки зрения, рассмотреть те жизненные обстоятельства, интерпретация которых именно в силу неверной установки автора оказалась ложной. Нужно было затем, исходя из верного понимания жизненных обстоятельств, в которых оказался М. П. Дукельский, заново разъяснить политику партии по отношению к интеллигенции. При этом, далее, делать это применительно к позиции, взглядам, настроениям той группы интеллигенции, которую представлял автор. Поэтому Ленин придал столь важное значение письму М. П. Дукельского и написал ответ на него в тот же день. Наконец, необходимо было ответить на те предложения, которые выдвинул в своем письме М. П. Дукельский.
В значительной мере ответ Ленина должен был быть полемическим. Одновременно это должна была быть такая полемика, которая не оттолкнула бы тот слой интеллигенции, который представлял автор, а, наоборот, помогла бы изменить точку зрения, позицию, настроения.
«Письмо злое и, кажется, искреннее. На него хочется ответить. По-моему, все же таки у автора преобладает личное раздражение, отнявшее способность обсуждать события с массовой точки зрения и с точки зрения их действительной последовательности. У автора выходит, что мы, коммунисты, оттолкнули специалистов, «окрестив» их всякими худыми словами. Не так было дело».
В этих первых строчках определились две важные черты содержания письма: Ленин ничего не отвергает «с порога» и с полной серьезностью, уважительно относится к автору этого «злого», по характеристике самого же Ленина, письма.
Уже с названия началась и полемика: если М. П. Дукельский слово «специалист» ставит в кавычки, подчеркивая свое несогласие с Лениным, то в ответе Ленин, повторяя название письма Дукельского («Открытое письмо Специалиста»), сознательно устраняет кавычки. Таким образом, с самого начала ответ Ленина приобрел серьезный, спокойный тон, противопоставленный тому запальчивому тону, который свойствен письму Дукельского. Ленин не вступает в личную полемику. Все его письмо по направленности, манере аргументирования, последовательности доказательств -полная противоположность обращению Дукельского. И это, бесспорно, входило в замысел Ленина. Он ни разу не обращается прямо к автору. И хотя Ленин написал именно ответ, но это был не ответ специалисту, где неизбежна была бы личная полемика, а именно ответ на письмо специалиста. В ответе спокойно разбираются наблюдения, доводы, утверждения Дукельского. И не случайно па первое место Ленин выдвинул не обсуждение тех жизненных обстоятельств личного свойства, которые побудили Дукельского написать Ленину, а общественные корни спора, которые Ленин считал самыми важными.
«Не так было дело»,—отвечает Ленин на первое обвинение, брошенное М. П. Дукельским, и показывает, как складывались отношения Советской власти с интеллигенцией, которая в массе своей сначала заняла враждебную позицию и встала на путь саботажа. Но ни о какой «травле» говорить нельзя. Ленин формулирует мысль об этом очень резко:
«Бели бы мы «натравливали» на «интеллигенцию», нас следовало бы за это повесить. Но мы не только не натравливали народ на нее, а проповедовали от имени партии и от имени власти необходимость предоставления интеллигенции лучших условий работы. Я это делал с апреля 1918 года, если не раньше».
Постепенно, переходя к главной части письма, Ленин выдвигает вопрос: являются ли «лучшие условия труда» «подкупом», как это охарактеризовал М. П. Дукельский.
«...Когда речь идет о сотнях тысяч, если не миллионах, которые всегда получали лучшее жалованье, то каким образом можно, не впадая в тон бешеного раздражения, придирающегося ко всему, усматривать нечто вроде подвоха или.вроде «обиды» в защите мысли о необходимости отстаивать... более высокие, чем средний, заработки?»
Указав, что к этой неверной мысли привела автора «личная точка зрения», тогда как надо бы автору было встать на политическую точку зрения, Ленин, обратившись к литературной параллели, указал особенности личности автора: «Пусть извинит меня почтенный автор, но, ей-богу, это мне напомнило литературный тип «кисейной барышни».
Оправданность этой параллели Ленин показывает, разбирая и чисто бытовой случай. М. П. Дукельский пишет о грубом «вторжении в самые интимные стороны личной жизни» и приводит пример: «Требовал же от меня начальник отряда, расквартированного в учебном заведении, где я преподаю, чтобы я обязательно спал с женой в одной кровати». Рассматривая случай с иной, более высокой, политической точки зрения, Ленин спрашивает:
«Был ли неправ начальник отряда в данном случае? Если не было грубости, оскорблений, желания поиздеваться и т. п..., то, по-моему, он был прав. Солдаты измучены, месяцами не видали ни кроватей, ни, вероятно, сносного ночлега вообще... война подчиняет себе все, и ради отдыха для солдат интеллигенты должны потесниться. Это не унизительное, а справедливое требование».
Эта острая полемика с единственно правильной политической точки зрения не носит уничтожающего характера и не становится центром, сутью письма Ленина. Полемические выпады нужны были для того, чтобы снять второстепенное, случайное, чтобы открыть простор для позитивного. Поэтому Ленин, постоянно имея в виду своеобразие личности своего адресата, особенности его позиции, на которой отчетливо сказались жизненные обстоятельства, окружающие автора, переходя к заключительной части письма, сосредоточился на том, что не раз деляет, а соединяет автора и адресата. В конце своего письма М. П. Дукельский выдвигает несколько предложений, осуществление которых, по его мнению, должно привести к сотрудничеству интеллигенции с Советской властью. Ленин, конечно, не полемизирует с этими предложениями — он с ними соглашается, указывая, что они уже давно осуществляются.
«Автор требует товарищеского отношения к интеллигентам, — формулирует Ленин предложение Дукельского.—Это правильно. Этого требуем и мы. В программе пашей партии как раз такое требование выставлено ясно, прямо, точно». Или: «Автор требует, чтобы мы очистили нашу партию и наши правительственные учреждения от «бессовестных случайных попутчиков, от рвачей, авантюристов, прихвостней, бандитов».
Правильное требование. Мы его давно поставили и осуществляем... Пойманных бандитов, рвачей, авантюристов мы расстреливаем и расстреливать будем».
В этом согласии тоже ведь заключена своеобразная полемика: зачем ломиться в открытую дверь? Зачем выдумывать несуществующие разногласия? Зачем отдавать себя во власть раздражению? Представляемой Дукельским интеллигенции надо войти в открытую партией и государством дверь, «тогда муки родов нового общественного уклада значительно сократятся и облегчатся».
Спокойный тон ответа, нарушенный единственный только раз, обстоятельность и всесторонний разбор доводов и суждений автора, подчеркивание «пунктов», по которым нет противоречий, приглашение к деловому сотрудничеству во имя строительства нового общественного уклада, перенесение центра тяжести с личности Дукельского на суть спора, даже сознательный отказ от выдвижения на первый план личной полемики, — и все это в ответ на злое письмо раздраженного человека, не стесняющегося в выражениях, — таков характер, таковы особенности содержания этого ответного письма Ленина (Письмо Ленина, обращенное к Дукельскому и к представляемому им слою интеллигенции, не враждебной Советской власти, но вместе с тем еще растерянной и многого не понимающей в сущности социальных перемен, сыграло важную роль в самоопределении этого слоя интеллигенции. Сам проф. Дукельский не оказался ни в лагере контрреволюции, пи в эмиграции. После революции он много лет работал в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева. В 30-х годах М. П. Дукельский вступил в Коммунистическую партию. Умер в 1956 г. См. Гепкин Л. Судьба профессора. — «Известия», 1965, 1 октября).
человеку (а также стоящему за ним слою) заблуждающемуся, но не враждебному. Но Ленин при необходимости умел быть и резким. В январе 1904 г. он подготовил проект обращения «К членам партии», в котором выступил с прямым гневным обвинением тех, кто разваливал партию, — к кооптированным Плехановым членам редакции «новой» «Искры», названным им «господа не выбранные съездом и не назначенные партией «редакторы» (Ленин В.И. Полн. собр. coч. Изд. 5, т. 8, с. 107). В этом письме блистательно проявлялось использованное в полемических целях ораторское искусство Ленина.
«...К чему это лицемерие и фальшь с фразами о какой-то партии? Разве вы не разорвали на деле этой партии, насмехаясь недели и месяцы над ее учреждениями и ее уставом? Разве вы не разорвали на деле решений второго съезда этой партии, разве вы не довели дела до раскола, не отказались подчиняться Центральному Комитету и Совету, разве не ставите вы себя вне партии речами о том, что партийные съезды для вас не божество, т. е. не обязательны? Вы топчете ногами учреждения и законы партии и в то же время тешитесь заголовком «Центрального партийного Органа»!»
В этих ленинских письмах отчетливо и ярко проступает особенность письма как жанра: автор, сущность ситуации и адресат вырисовываются каждый раз очень рельефно. В содержании письма всегда переплетается целый ряд его компонентов. Во-первых, автор всегда раскрывает, оценивает позицию адресата вообще, его социальное положение и все вытекающие отсюда свойства личности: взгляды на жизнь, идеалы, стремления, настроения, свойственные этой личности. Во-вторых, автор соглашается или не соглашается с пониманием и оценкой адресатом той ситуации (или ряда ситуаций), которая вызвала письмо. Это согласие или несогласие, в-третьих, объясняется, раскрывается, аргументируется от лица автора, поэтому содержание письма включает как бы «автохарактеристику» его автора как личности — сопоставляемую или противопоставляемую адресату авторскую позицию: взгляды на жизнь, идеалы, стремления, настроения.
Важной особенностью содержания письма, вытекающей из этих коренных черт, является очень часто проявляющееся полемическое противопоставление взглядов, идей, оценок, мнений автора и адресата. Не может не возникнуть вопрос — а какой же из этих компонентов письма является центральным.
В эпистолярной публицистике Ленина в большинстве случаев в структуре письма на первый план выдвигается раскрытие предмета спора, полемики, разногласий, вызвавшей разные оценки ситуации и т. д., а субъекты спора, автор и адресат, выступают по преимуществу лишь носителями точек зрения, в которых персонифицируются различные социальные позиции.
Однако и у Ленина, все письма которого посвящены чрезвычайно важным социальным вопросам, не всегда центр тяжести письма лежит в области «предмета спора». Иногда он переносится и на личности. Так было, например, в «Письме к членам партии большевиков», написанном по поводу изменнического поступка Каменева и Зиновьева, выдавших планы большевиков. Обстоятельства были таковы, что Ленин обрушил свой главный удар по ним.
«Что же это такое выходит?
По важнейшему боевому вопросу, накануне критического дня 20 октября, двое «видных большевиков» в непартийной печати, и притом именно в такой газете, которая по данному вопросу идет об руку с буржуазией против рабочей партии, в такой газете нападают на неопубликованное решение центра партии!
Да ведь это в тысячу раз подлее я в миллион раз вреднее всех тех выступлений хотя бы Плеханова в непартийной печати в 1906—1907 гг., которые так резко осуждала партия! Ведь тогда шло дело только о выборах, а теперь идет дело о восстании для завоевания власти!
И по такому вопросу, после принятия центром решения, оспаривать это неопубликованное решение перед Родзянками и Керенскими, в газете непартийной — можно ли себе представить поступок более изменнический, более штрейкбрехерский?
Я бы считал позором для себя, если бы из-за прежней близости к этим бывшим товарищам я стал колебаться в осуждении их. Я говорю прямо, что товарищами их обоих больше не считаю и всеми силами и перед ЦК и перед съездом буду бороться за исключение обоих из партии». (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 34, с. 420).
Следовательно, в зависимости от того, какие стороны имеют большее общественное значение, меняется и центр тяжести письма. Это зависит также и от задачи, которую ставит перед собой публицист, и от того материала, ко торым он располагает. Бывает так, что публицист столкнулся с чрезвычайно важной, типической ситуацией, действия же и духовный мир его адресата не являются в такой же мере характерными и общезначимыми — тогда естественно возникает необходимость поставить в центр письма анализ, характеристику, оценку ситуации. Наоборот, когда в качестве адресата перед публицистом предстает характерная личность, концентрирующая в себе типические черты определенной группы или слоя, важные тенденции в обществе, тогда, конечно, автор в своем письме преимущественно обращается к миру личности, к мотивам поступков, жизненной позиции, идеалам и стремлениям человека, широко и подробно раскрывает свое понимание и оценку этого социального типа.
Таким образом, структура письма содержит (в разных соотношениях) ряд элементов. Публицист в своем произведении высказывает понимание тех жизненных фактов, которые послужили основой для письма. Это понимание, суждение, оценка базируются на идеале публициста, на его мировоззрении. В соответствии с идеалом находится и проникающая письмо авторская заинтересованность в победе поддерживаемых автором сил и тенденций, которая выражается в отношении к предмету спора и к адресату. Всем своим повествованием автор стремится заронить в читателей соответствующие стремления, пробудить их активность. В письме чаще, чем в произведениях других жанров, автор не только сообщает свои выводы, не только приводит доказательства их верности, но и обращается с рекомендациями, призывами, требованиями, пожеланиями. Важную группу элементов содержания письма составляют понимание особенностей личности адресата, картин его жизни, характера, передаваемые через детали поведения, через оценочное раскрытие переживаний, настроений, интересов, биографических сведений, через портретные и речевые характеристики. Существенными, а часто и первостепенно важными сторонами содержания письма выступают «автопортрет» и раскрытие чувств, мыслей, настроений самого автора, связанных с описываемыми событиями.
Произведение эпистолярной публицистики, таким образом, является результатом обобщающей, типизирующей работы аналитического и образного мышления автора. Естественно, соотношение тех и других элементов бывает разным: если в письмах, где автором и адресатом выступают отдельные личности, обычно очень большую роль играют образные элементы, то при «переписке» групп и коллективов часто преобладает рационально-понятийный тип повествования. Сложно переплетаются оба типа тогда, когда отдельная личность обращается к группе или группа — к личности.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!