Возникновение жанра



Письмо

Возникновение жанра

Эпистолярный жанр публицистики

Назначение эпистолярной публицистики

Предмет письма

Особенности эпистолярной формы публицистики

Работа над письмом

 

Письмо

Слово «письмо» имеет несколько значений. Это и «жанр» официальной корреспонденции в котором содер­жится сводка сведений, просьба, указание, распоряже­ние (например, «циркулярное письмо») и личное посла­ние одного человека к другому.

В журналистской практике термин «письмо» употреб­ляется очень широко и в разных значениях. Широко из­вестны «Философические письма» Чаадаева, «Письма русского путешественника» Карамзина, «Письма об изу­чении природы» Герцена. В названиях этих произведений слово «письмо» употребляется в своеобразном смысле, выступая в качестве «заместителя» очерка, корреспон­денции, статьи. Назвав одну из своих работ «Письмом к немецким коммунистам», В. И. Ленин разъяснял смысл названия так: «Я намеревался в обстоятельной статье изложить свой взгляд на уроки III конгресса Коммуни­стического Интернационала. К сожалению, мне не уда­лось по болезни взяться за эту работу до сих пор. Назна­чение съезда вашей партии... заставляет меня поспешить с этим письмом...». Письмо в этом смысле — такая статья, где раскрываются некоторые основные проблемы, имею­щие злободневное, порой «сиюминутное» значение. Имен­но это подчеркивал В. И. Ленин в своих «Письмах о так­тике»: «...печатаю нижеследующие письма, не претендуя в них на всестороннее изучение вопроса, а желая лишь наметить главные доводы, особенно существенные для практических задач движения рабочего класса» (1). (1. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 31, с. 132).

В современной прессе слово «письмо» часто входит в названия рубрик («Письма из главка», «Письма с завода», «Сельские письма» и т. д.), под которыми печатают­ся чаще всего серии корреспонденции с объекта, на ко­торый направлен журналист редакцией.

Письмами иногда называют разделы большой статьи или брошюры, печатающиеся частями в газете или жур­нале. Именно так поступил Ф.Энгельс, публикуя отдель­ными разделами свою работу «Положение в Германии». Сам Энгельс называл эти «письма» статьями (2). (2. См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. изд. 2„ т. 2, с. 559, 573).

Письмами называют также все те сообщения, жало­бы, предложения, рассказы о пережитом, отклики на со­бытия дня, на выступления газеты, размышления над по­разившими фактами, над событиями, впечатления о встречах и т.д., которые составляют содержание понятия «редакционная почта».

Очень многое из того, что приносит редакционная поч­та, в той или иной форме выходит на газетную полосу. Публицисты, опираясь на редакционную почту, выдви­гают в газете ту или иную проблему, обращаются к той или иной теме. Письмо становится поводом для срочной командировки спецкора. Письмо выступает отправным моментом, а то и основой для материалов, печатающихся под рубрикой «Письмо на круглом столе», «Письмо по­звало в дорогу», «Письма с комментариями», «По письму читателя — на место событий», «Интервью с письмом в руке» и т. д. Сочетаясь, дополняя одно другое, подчас по­лемически сталкиваясь между собой, письма образуют фундамент для обозрений типа «Раздумья над письма­ми».

Читатель в этих случаях выступает как бы «соавто­ром», причем порой ведущим, профессионального журна­листа. И это соавторство в высшей степени плодотворно: каждый из них делает то, чего не может сделать другой. В. А. Карпинский так передавал слова В. И. Ленина о письмах от рабочих и крестьян: «Как они умеют просто и хорошо писать! Ведь это же подлинные человеческие до­кументы! Ведь это я не услышу ни в одном докладе»(3). («Правда», 1956, 11 сентября). Для В.И. Ленина было чрезвычайно важно, что автор письма «подошел к вопросу с такой стороны, употребил такие выражения и аргументы, какие нам с вами никогда и в голову не пришли бы» 1.

Совместное творчество автора письма, высказываю­щего свои личные наблюдения, выдвигающего своеобраз­ную аргументацию, рассматривающего явления жизни так, как они преломились в его сознании, и журналиста, имеющего перед собой множество писем и умеющего ви­деть значительно шире, чем автор отдельного письма, ог­раниченного рамками локальной ситуации, и от которого требуется рассмотреть за фактами явление, обобщить мнения, содержащиеся в редакционной почте, — чрезвы­чайно плодотворное сотрудничеству

Многие письма читателей газеты, ее рабочих и сель­ских корреспондентов печатаются на страницах газет и как самостоятельные произведения. «Разбирая почту...», «Письма на важную тему», «Письма наших читателей», «Почта за неделю» — эти и другие рубрики не сходят с газетных страниц. Материалы, печатающиеся под ними, по традиции называют письмами. При этом слово «пись­мо» применительно к ним в повседневной практике упо­требляется и как указание на то, что материалы посту­пили в газету по почте, но также и как указание на их жанровые признаки. И письмо читателя тем са­мым становится в один ряд с другими жанрами газеты (репортажи, статьи, очерки, письма читателей). Однако причислять все произведения, пришедшие от читателей по почте, к письмам в жанровом значении этого слова нельзя. В редакционной почте есть и статьи, и корреспон­денции, и репортажи, и заметки, и очерки. Не случайно во многих газетах появились рубрики «Репортаж ведет читатель», «Фельетоны наших читателей», даже «Пере­довая читателя» (например, в газете «Труд»).

Анализ показывает, что большинство материалов, принадлежа­щих перу читателей, — это заметки и корреспонденции. Однако тенденция такова, что следует ожидать появле­ния все большего количества произведений, написанных читателями во всех других жанрах публицистики. Таким образом, во-первых, редакционная почта, выходящая па газетные страницы, — это многогранная по темам и под­ходу к их решению, по содержанию и форме читательская публицистика. «Почта «Комсомольской прав­ды», — пишет, например, главный редактор газеты, — это подлинная энциклопедия сегодняшнего дня. Многоголо­сый, взволнованный разговор о самых актуальных про­блемах нашей жизни — проблемах политических, мораль­ных, экономических, социальных, бытовых, эстетиче­ских»'. Иногда журналисты образно называют читате­лей «журналистом номер один». В этом ярко выражает­ся то понимание в коммунистической прессе роли и зна­чения писем в редакцию, которое глубоко развил В. И.Ленин и постоянно подчеркивает, конкретизируя для каждого нового этапа развития страны и ее прессы.

 

С. 386 - 387

Возникновение жанра

Возникновение письма как жанра публицИСТИКИ (или эпистолярной публицистики) связано с трансформацией деловой и личной переписки. Одно из самых ранних свидетельств этого процесса — «Поучение» Владимира Мономаха, обращенное к детям и ближайшему окруже­нию. «Поучение» соединило в себе черты делового доку­мента, политического завещания и личного, основанного на собственном жизненном опыте наставления. Оно при­обрело форму монолога — обращения к определенному кругу лиц, которых Владимир Мономах стремился убе­дить жить и действовать так, как это он считал правиль­ным.

Целую эпоху в становлении и развитии эпистолярной публицистики составила переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Такого рода эпистолярная публици­стика, сформировавшаяся еще до зарождения прессы, вступив затем во взаимодействие с другими видами эпи­столярной публицистики, послужила базой для широкого развития жанра, его типологических черт.

Вторым каналом, по которому шло формирование со­временной эпистолярной публицистики, была личная пе­реписка писателей, ученых, видных представителей общества. Не имея возможности в условиях цензурного гнета открыто выражать свои мнения, идеи, взгляды, они излагали в письмах, обращенных друг к другу, разнооб­разную общественно-политическую информацию, которую нельзя было получить из подцензурной прессы, коммен­тарии, анализ явлений современной социальной жизни, рисовали острые, памфлетного характера портреты реак­ционных деятелей, высказывали свои взгляды на дейст­вительность и пути ее преобразования. «Дружеское пись­мо» приобретало тем самым широкое общественно-поли­тическое звучание и исполняло роль нелегальной эписто­лярной публицистики.

Таким образом, процесс формирования эпистолярной публицистики шел, с одной стороны, путем привнесения в деловую, социально-политическую переписку личных элементов, а с другой, насыщения дружеского письма об­щественными мотивами и идеями. Сохранявшееся и за­острявшееся при этом непосредственное обращение авто­ра к адресату становилось своеобразной формой воздей­ствия на читателя, которым теперь уже был не только непосредственный адресат, но и более или менее широкий круг лиц, среди которых эти письма распространялись вполне сознательно.

В результате родился жанр, в котором через обраще­ние одного человека к другому ставятся в острой, откро­венно-личной высокоэмоциональной форме большие со­циальные проблемы. Сложившись в основных чертах еще до возникновения печати в России, эпистолярный жанр публицистики уже никогда более не «снимался с воору­жения» русской журналистики, развивался и приобре­тал новые черты под пером крупнейших публицистов. Эпистолярная публицистика играла важную роль и в эпоху декабристов, и в сороковые годы, и в эпоху шестидесятников, и во времена революционного народничества. Она представлена в творчестве Ломоносова, Новикова, Фонвизина, Крылова, Радищева, Герцена, Белинско­го освободительного движения дал великолепные образцы воззваний и проклама­ций, обращенных к широким массам. Эпистолярным жанром блистательно владели В. И. Ленин и многие пуб­лицисты ленинской школы. В советской публицистике он представлен произведениями Горького и Кольцова, Гор­батова и Леонова. Широкая публикация произведений эпистолярной публицистики — свидетельство важного места этого жанра в ряду других форм публицистиче­ского творчества Чернышевского, Добролюбова, Щедрина, Короленко, Толстого. Период пролетарского освободительного движения дал великолепные образцы воззваний и проклама­ций, обращенных к широким массам. Эпистолярным жанром блистательно владели В. И. Ленин и многие пуб­лицисты ленинской школы. В советской публицистике он представлен произведениями Горького и Кольцова, Гор­батова и Леонова.

Широкая публикация произведений эпистолярной публицистики — свидетельство важного места этого жанра в ряду других форм публицистиче­ского творчества.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!