Эпистолярный жанр публицистики
Эпистолярная публицистика как один из видов профессионального оружия журналиста соседствует на страницах газет с произведениями этого жанра, принадлежащими читателям. Редакционная почта, состоящая из произведений самых различных жанров, приносит и такие, какие невозможно рассматривать как заметки или корреспонденции, статьи или очерки. Это письма в жанровом смысле слова. И это естественно: поскольку читательская публицистика содержит мнения по всем вопросам современности, поскольку она выступает во всех жанрах, в ней не могут не быть произведения, написанные в эпистолярном жанре.
Поводом для широкой дискуссии на страницах «Комсомольской правды» послужило выступление группы рабочих волгоградского завода «Красный Октябрь», прямо обращенное к читателям и опубликованное под названием «Интересно ли тебе работать?» («Комсомольская правда», 1964, 2 сентября). Одним из первых на призыв высказать свое мнение откликнулся рабочий из Гродно:
А мне неинтересно работать.
Почему? Потому что на нашем заводе ценят рабочего не по истинной квалификации, а по «бороде», по стажу. Если ты кадровый специалист, то можешь рассчитывать и на уважение, и на хорошую работу, и на высокий разряд. Если же ты новичок...
Принимая меня на работу, начальник цеха тов. Станкевич сказал:
—Поработаешь — посмотрим... Поработал я, пришел к начальнику цеха.
—Ничего, — ответил Михаил Захарович. — Для тебя и третий хорош. Жухневичу вон сколько времени не повышали разряда.
|
|
С этим я и ушел. Согласен, можно проработать всю жизнь и не стать квалифицированным специалистом. Но зачем же кивать на плохие примеры?
Как-то пришел я на работу, а начальник цеха крупнопанельного домостроения Тимощенко говорит мне:
— Завтра, Паталета, выйди в первую смену. Надо помочь коллеге. У Жданюка потолочный шов не получается.
Как и договорились, вышел я в первую смену. Работа не из легких. Варить пришлось лежа на боку. Брызги расплавленного металла жгли одежду, обжигали тело. Но с заданием я справился за смену. А Владимир Ждашок варил две смены и все напрасно.
Но Жданюку платят по четвертому разряду. Разве будет интересно работать? Любого поставить на мое место, интерес весь исчезнет.
Все это делается потому, что многие считают: а, молодой, пусть пообтешется... Несправедливо.
* По первому впечатлению этот отклик можно назвать заметкой. Действительно, здесь кратко сообщается о факте, можно почерпнуть ответы на вопросы — что, где, когда, кто. Но более подробный анализ заставляет утверждать, что для заметки, достойной публикации в «Комсомольской правде», факт носит слишком локальный характер. Отклик не убеждает в том, что сообщенное характерно для завода или даже для цеха. От заметки он отличается также и тем, что автор его открыто и прямо высказывает свое мнение, дает оценку факту, тогда как в заметке оценка обычно скрыта в самом отборе факта, в характере его освещения, в типе изложения. Весьма важно, что в письме выбор сведений носит особый характер: сообщается лишь то, что непосредственно затрагивает автора, что случилось лично с ним. Наконец, в письме отчетливо сказывается живая человеческая личность автора, его настроение, вызванное случившимся с ним или с его товарищами, переживания, размышления, предложения.
|
|
Таким образом, это краткое письмо тем и отличается от заметки, что его «душу» составляет не сообщение о неверной практике присвоения разрядов, а отношение вполне определенного человека — автора письма как личности — к тем событиям, поступкам людей, их взаимоотношениям, которые его лично интересуют и волнуют, вызывают на размышление, находятся в сфере его личного опыта, отражаются на личности автора, на его мыслях, чувствах, поведении.
Следовательно, можно определить сущность письма как обращение к какому-то адресату (в данном случае— к газете, поставившей в одном из своих материалов вопрос «Интересно ли тебе работать?») с выражением своего мнения, переживания, настроения, стремления, вызванного случаем в жизни автора или событиями, остро и непосредственно затрагивающими его.
|
|
Крупнейший мастер эпистолярной публицистики А. И. Герцен, высоко ценивший письма, присылавшиеся из России в «Колокол», писал о некоторых из них: «Письма эти сами по себе замечательны: у испуганных, удивленных людей явилась потребность заявить свое негодование, свой крик боли вслед за неожиданным воскресением николаевского времени» (Герцен А. И. Поли. собр. соч. в 30-ти т., т. 14. М., 1958, с. 256). Переписка, писал он в другом месте, «делается какой-то движущейся, раскрытой исповедью... все закреплено, все помечено в письмах... без румян и прикрас» 2.(Герцен А. И. Поли. собр. соч. в 30-ти т., М., 1958, т. 11, с. 514—515. Курсив мой. — Е. П.).
Через много десятилетий, уже в советские годы, особенный характер писем как жанра читательской публицистики подчеркивал М. И. Калинин, придававший ему огромное значение. Он характеризовал письма крестьян, пришедшие в газету, с двух сторон — со стороны социологической как отражения социальных фактов и со стороны социально-психологической как фиксации в письмах психологии их авторов. Во-первых, подчеркивал Калинин, «письмо в газету, хотя бы и на мое имя, уже не есть частное письмо, частная жалоба, а документ: автор своим письмом стремится произвести политическое действие, он обращает внимание общества на известное ему зло, выявляет его причины, часто предлагая и соответствующие средства исцеления зла». Во-вторых, Калинин подробно характеризует письмо как человеческий документ, изнутри рисующий личность автора, выражающий его психологию. «В «Бедноте» мне часто приходится читать помещенные без всяких изменений крестьянские письма... Я вижу в тех письмах, которые печатаются, что называется, в чем мать родила, подлинного жителя деревни, подлинную его психологию, подлинный подход его к явлениям, его уровень, даже с большей безошибочностью его социальное лицо, его хозяйственное положение, наконец, степень его искренности или плутовства... И чем непосредственнее письмо, чем сильнее в нем бьется голос наболевшей души или взволнованной совести, тем больше оно является человеческим документом, которого не заменить никакой профессиональной корреспонденцией». (Калинин М. И. О корреспондентах и корреспонденциях. М., 1958, с. 37, 31, 30)
|
|
Однако до сих пор выводы о характере письма основывались на приведенном кратком письме, относящемся к разряду «малых» форм жанра. Но письма читателей могут быть и развернутыми, не только 30-строчными, но 300-строчными. Не случайно М. И. Калинин соотносил письмо не только с заметкой, но и с корреспонденцией (Калинин М.И. О корреспондентах и корреспонденциях. М., 1958, с.31). Письмо может быть вызвано как отдельным, частным случаем, так и рядом значительных случаев, наблюдений. Письмо может выражать мнение одного человека, ограниченного своим индивидуальным жизненным опытом и личными наблюдениями, и мнение коллектива, располагающего широкими возможностями концентрации и обобщения, сопоставления наблюдений и мнений его отдельных членов.
Если в «малых» формах письма (письмо-отклик, письмо-вопрос, письмо-предложение, письмо-пожелание, письмо-благодарность, письмо-осуждение, письмо-просьба, письмо-сигнал, письмо-замечание и т. д.) рассуждения и аргументация, на которых основывается высказываемое мнение, неразвиты, то в развернутых письмах, тем более коллективных, суждения и оценки, выводы и предложения обосновываются подробно и всесторонне.
Разнообразные по масштабу фактов, по широте и глубине обобщений, вызванных размышлениями над фактами, письма («малых форм», развернутые, индивидуальные и коллективные) — это всегда, -если употреблять терминологию Герцена, исповедь и одновременно проповедь, обращенная к определенной аудитории. И характер проповеди в разных письмах разный, зависящий от того, каков адресат.
Чаще всего читательское письмо не имеет данного отдельного адресата (хотя бывает и так). Автор обращается к газете и через нее ко всем читателям. Поэтому личного обращения, столь характерного для письма, чаще всего не бывает. Но даже и в том случае, если письмо адресовано определенному лицу (или коллективу), его обращенность ко всем читателям вполне отчетлива.
В другой группе писем обнаруживается стремление, привлекая внимание всех читателей, непосредственно обратиться к определенной части читательской аудитории. К этому зачастую неизбежно приводит конкретизация содержания, более ясное понимание того, кто должен ответить на вопрос, кто может помочь разобраться в сложной ситуации. Поэтому-то, например, в письме «Интересно ли тебе работать?» адресат назван более конкретный, чем просто «редакция».
«Мы думаем, — пишут авторы, — что молодые рабочие с разных заводов откликнутся на наше письмо. Давайте сообща подумаем над тем, как создать рабочему человеку доброе трудовое настроение».
Наконец, в третьей группе писем адресатом является коллектив, группа лиц или даже один человек, к которому в силу важности вопроса автор обращается через газету. Указания на действия этого человека, критика или поддержка его, обращенные к нему замечания или предложения, придают такому письму своеобразную окраску. Можно назвать такие письма, адресат которых — все читатели или крайне неопределенная группа, «письмами без адреса»; письма, адресованные вполне определенной группе или отдельному человеку, — «открытыми письмами». (Особенно важно это разделение при характеристике эпистолярной публицистики профессиональных журналистов.)
Таким образом, можно выделить в письме три стороны: мысли, переживания, мнения автора, вызванные фактами жизни и обращенные к определенному адресату.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!