ГОТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН



1. Остановка при входе: интерьер, характеристика экспозиции, работы Овчинникова.

Из Большого кабинета-Музеума графа Шувалова мы переходим в Готический кабинет графа Шувалова. Основной элемент интерьера – высокий свод и роспись. Лепной декор имитирует резное дерево.

Сейчас здесь экспонируется коллекция икон фонда «Связь времен».

На Руси издавна существовала традиция украшать иконы окладами. В зале представлены драгоценные оклады, большая часть которых изготовлена ведущими ювелирами Москвы и Петербурга. Серебряную основу оклада можно было украсить разными способами с применением разных техник, в зависимости от желания и возможностей мастера и заказчика. Предметы личного благочестия: складни, которые брали с собой в дорогу, иконки. Есть 1 мощевик. Многие вещи очень ценны с мемориальной точки зрения.

Складень с изображением иконы Божией Матери «Утоли моя печали», князем Владимиром и мученицей Варварой был поднесен московскому генерал-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукову от Александровской общины сестер милосердия по поводу 60-летия со дня его производства в офицерский чин.

 

Остановка у витрины Фаберже:

Многие иконы связаны с историческими лицами и событиями 19 века. Складень «Богоматерь Казанская, Николай Чудотворец, Святая Александра» (Москва, 1894 г. Фирма К.Фаберже) - подарок императрице Александре Федоровне по случаю ее бракосочетания с императором Николаем II. Изготовленная М.Перхиным рама с молитвой «Отче наш» (текст вырезан на камне, который держит литой серебряный херувим).

3. Витрина с работами петербургских мастеров: центральная часть складня «Спас Нерукотворный, святитель Николай Чудотворец, Георгий Победоносец» фирмы придворного поставщика Карла Гана воспроизводит икону в окладе, принадлежавшую Петру I и сейчас находящуюся в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.

4. Про ранние иконы и оклады. Царские врата: живопись – около 1600 г., басменный оклад – XVII в. Самая ранняя икона - «Господь Вседержитель» (вторая половина XVI века).

РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ. ПОЛКОВОЕ СЕРЕБРО

1. Остановка у витрины с чашей Оболенского: интерьер, характеристика экспозиции, пополнение коллекции фонда, полковое серебро

Стену зала опоясывает лепной фриз со сценами средневековой жизни (сбор на войну, рыцарский турнир, награждение победителя). Вдоль стен ниже фриза стояли невысокие книжные шкафы того же резного ореха, что и двери. Помещение использовалось как библиотека и учебная комната для детей Шуваловых (за ней находились детские комнаты).

В Рыцарском зале в согласии с военной тематикой его оформления представлено полковое серебро. Ковш работы Юлия Раппопорта – подарок князя В.С.Оболенского (гофмаршала при дворе Александра III) офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Подписные чарки в форме фуражных ведер (фирма братьев Грачевых).

На стенах – очень редкие картины художников-баталистов Пиратского и Балашова из коллекции фонда «Связь времен» с изображением различных полков царской армии.

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. СЕРЕБРЯНАЯ УТВАРЬ

1. Остановка у витрины с имитациями: интерьер, характеристика экспозиции, образцы имитационной техники.

Первый зал парадной анфилады. Стены обиты золотистой брокателью с красными хризантемами. Деревянный декор: тонированный под красное дерево полированный орех. Камин: темно-красный с прожилками мрамор. В боковых панно – гербы Нарышкиных. Фамильным гербом был украшен и мебельный гарнитур этой гостиной (3 дивана, 12 кресел, 12 стульев, 2 овальных стола). Висели картины Мурильо и Сурбарана.

В Красной гостиной представлены серебряные сервизы, изготовленные различными поставщиками Двора его Императорского Величества.

Н.М. Карамзин писал: «Мы зреем десятилетиями, а не веками». Так, за несколько десятилетий 19 века сформировалась в России ювелирная промышленность. Серийное производство серебряных изделий зародилось на рубеже 18-19 веков. Первые фабрики, возникшие в 1810-1840 годы, приобрели известность к середине 19 века и стали участниками Первой всемирной выставки в Лондоне в 1851 году.

Необычайной виртуозности русские мастера достигли в имитационной технике: как будто сплетенный из лыка самовар (Санкт-Петербург, 1881, Фирма Г.Грачева, мастер И.Ольсониус), сухарница с «салфеткой» (Москва, 1885, мастер Г. Лоскутов).

2. Ковш, пожалованный в 1899 г. императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия (К.Фаберже, Петербург).

3. Сервизы, выполненные фирмой К.Фаберже в разных исторических стилях - золоченый и с матовой эмалью (Фаберже, Москва).

4. чайно-кофейный сервиз с самоваром полнокомплектный. Выполнен в 1847 г. на фабрике И.Сазикова в «оригинальном русском стиле», был преподнесен великому князю Константину Николаевичу по случаю его бракосочетания.

5. И.Сазиков: Кружка с танцующим мужиком (Москва, 1873 г.), Пресс-папье «Тройка», чернильница «Сцена у колодца». Кабаре с литыми серебряными фигурками И.Хлебникова (Москва, 1873 г.).

БУФЕТНАЯ

В бывшей буфетной представлена часть живописной коллекции фонда «Связь времен».

1. Сергей Виноградов. Вид на Московский Кремль. 1912 холст, масло

2. Константин Коровин. Лето в Гурзуфе.1917 холст, масло

3. Константин Горбатов. Цветы на веранде. 1917 холст, масло

4. Анри Ле Сиданер. Порт Ландерно.1914 холст, масло

5. Луи Вальта. Берег моря в Антеоре. 1900-е холст, масло

6. Анри Мартен. Сен-Сирк-Лапопи. Около 1930 холст, масло

7. Пьер Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже 1893 холст, масло

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: историческое значение К.Фаберже

Ювелирная империя семьи Фаберже просуществовала с 1842 по 1917 год и рухнула вместе с великой империей Романовых. Однако ни один ювелир за всю историю существования ювелирного искусства не оказал такого всестороннего и радикального влияния на художественную среду эпохи, как Карл Фаберже. В своей деятельности он охватил не только все виды и жанры ювелирного дела, но и различные слои общества, а также сформулировал новую эстетику: ценность изделия определяется не количеством каратов, а фантазией и мастерством.

Музей Фаберже обладает самой большой в мире коллекцией изделий Фаберже, которая отражает все грани его деятельности. Несмотря на то, что она оборвалась 100 лет тому назад, интерес к явлению, именуемому «Фаберже», растет с каждым годом, как и аукционные цены на его произведения. Популярность Фаберже сопоставима только с творчеством художников русского авангарда.

По этим причинам, не умаляя значения других русских ювелиров и воздавая должное их творчеству, наш музей носит имя Карла Фаберже.

 

Голубая гостиная
Белая гостиная
Русские эмали
Большой кабинет
Камнерезные изделия
Готический кабинет
Иконы
Буфетная
Импрессионисты
Аванзал
Эмали - гильоше
Русские эмали
Золотая гостиная
Подарки
Синяя гостиная
Пасхальные яйца
Красная гостиная
Русское серебро
Рыцарский зал
Полковое серебро
Наб. р. Фонтанки


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!