Синяя гостиная. Пасхальные яйца



ДОМ ФАБЕРЖЕ

Ювелирная фирма Фаберже была основана в 1842 году в Петербурге Густавом Фаберже, отцом великого Карла. Карл Фаберже, возглавивший дело в 1872, прошел школу Дрездена, Франкфурта на Майне, Лондона, Флоренции и Парижа. Под его руководством предприятие стало одним из крупнейших в России. Здесь трудилось от 500 до 700 мастеров и художников. Петербургское отделение состояло из самостоятельных мастерских, владельцы которых работали по рисункам и моделям фирмы и исключительно для нее. Высочайшие требования к качеству изделий, а также выполнение условия о регулярных поставках ко Двору в течение 8-10 лет принесли Фаберже в 1885 году звание Поставщика Двора е.и.в., а его эрудиция и профессионализм - звание «оценщика Кабинета е.и.в.» в 1890 году. Мастерство Фаберже было по достоинству оценено Его Величеством королем шведским и норвежским, английским королевским домом и сиамским королем, поставщиком которых он также являлся.

Фирма имела филиалы:

1887-1918 – в Москве (магазин и фабрика)

1900-1918 – в Одессе (магазин и мастерская)

1903-1917 – в Лондоне (только магазин)

1905-1910 – в Киеве (магазин и мастерская).

С осени 1908 – поставки изделий Фаберже в Индию Сиам и Китай

 

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Остановка на площадке Парадной лестницы: фонд «Связь времен», статус музея, краткая характеристика коллекции.

История Музея Фаберже в Петербурге началась в 2004 году, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел у наследников американского медиамагната Малкольма Форбса коллекцию изделий знаменитого ювелирного дома Карла Фаберже и основал благотворительный фонд «Связь времен». Основная миссия фонда «Связь времен» – возвращение в Россию культурных ценностей, утраченных в период Советской власти.

Для того, чтобы открыть музей, посвященный творчеству Карла Фаберже, в 2006 году фонд «Связь времен» заключил с администрацией города Санкт-Петербурга договор аренды Шуваловского дворца сроком на 50 лет и приступил к его реставрации, которая продолжалась 7 лет, проведена полностью на средства фонда «Связь времен» и в полном соответствии с заданием и техническими документами, предоставленными КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников). Дворец на Фонтанке был построен в конце 18 века для графа Иллариона Воронцова, в первой половине 19 века принадлежал семье Нарышкиных, а в середине 19 века наследница из рода Нарышкиных вышла замуж за графа Петра Шувалова, и дворец стал Шуваловским до 1917 года. После 1917 года здесь находились различные учреждения: Дом печати, Дом техники, Дом Дружбы. В результате комплексной реставрации архитектурный памятник приобрел тот вид, который имел при последних владельцах, графах Шуваловых на рубеже 19-20 веков. Восстановление Шуваловского дворца также является реализацией миссии фонда «Связь времен» - возвращение утраченных культурных ценностей.

На протяжении 10 лет фонд «Связь времен» непрерывно пополнял свое собрание, ядром которого стала коллекция М.Форбса, содержавшая около 200 изделий Карла Фаберже, включая 14 больших пасхальных яиц (вместе со «Скандинавским») и сюрприз 1 из утраченных императорских яиц. Сегодня собрание фонда «Связь времен» насчитывает более 4000 предметов, куда помимо работ Карла Фаберже входят изделия лучших русских ювелиров - его современников, а также фарфор и живопись. Собрание фонда «Связь времен» позволяет показать высокий уровень развития ювелирного, серебряного и камнерезного дела в России 19 - начала 20 века.

За 10 лет своего существования Фонд организовал около 20 выставок своего растущего собрания в России и за рубежом (в Италии, Бельгии, Индии, Ватикане и т.д.). Коллекция произведений Фаберже экспонировалась в ведущих музеях России – Государственном Эрмитаже, Музеях Московского Кремля, ГМИИ им. А.С.Пушкина, а также побывала во многих городах России – Екатеринбурге, Иркутске, Тюмени, Перми, Ханты-Мансийске. Сотни тысяч людей имели возможность полюбоваться ею. В 2013 году отреставрированный Шуваловский дворец стал прекрасным обрамлением для уникальной коллекции.

Синяя гостиная. Пасхальные яйца

1. Остановка у яйца «Курочка» (1885 г., мастер Эрик Коллин предположительно): интерьер зала, экспозиция зала, история императорской пасхальной серии, описание яйца

Синяя гостиная является частью парадной анфилады Шуваловского дворца, построенного в конце 18 века. Архитектор достоверно неизвестен. Предположительно – Джакомо Кваренги или Николай Львов. Интерьеры парадной анфилады декорировал в 1840-е годы Бернар Симон. Названием гостиная обязана цвету стен, обитых брокателью («полупарча», тяжелая шелковая или шелкобумажная ткань). Гостиная служила салоном, была тесно заставлена золоченой мягкой мебелью и столиками (7), в центре стоял круглый диван. В лепные рамы на стенах вмонтированы живописные панно середины 19 века: копии портретов Ван Дейка, а также «Рыцарь», «Купальщица», «Три грации», «Венера и Амур». Камин мраморный, зеркало и люстра золоченой бронзы – середина 19 века. (Архитекторы, которые перестраивали и оформляли дворец для Шуваловых в 1844-48 и 1859-60 годы – Николай Ефимов, Бернар де Симон и Рудольф Бернгард. Дом был оборудован вентиляцией и воздушным отоплением от расположенных в подвале воздушных «амосовских» печей. Мраморные камины изготовлены в мастерской Трискорни).

В Синей гостиной находится наиболее знаменитая и поистине бесценная часть музейного собрания – 14 больших пасхальных яиц Фаберже. Это самая большая в мире коллекция пасхальных шедевров мастера. Девять яиц являются императорскими, то есть сделаны по личному заказу двух последних русских императоров – Александра Третьего и Николая Второго. На одно больше находится только в Оружейной палате Московского Кремля. Наша коллекция содержит этапные произведения – первое и последнее яйца императорской серии, яйца, связанные с важными историческими событиями. Предметом особой гордости музея является самое первое яйцо «Курочка», с которого началась знаменитая пасхальная серия. На экспозиции яйца расположены в хронологическом порядке.

Русский народ издавна обменивался на Пасху крашеными и освященными куриными яйцами. Из яйца рождается новая жизнь, поэтому оно стало символом Воскресения Христова, которое празднуют на Пасху. При царе Алексее Михайловиче в 17 веке иконописцы-травщики начали расписывать деревянные яйца. После открытия Императорского фарфорового завода во второй половине 18 века появляются расписные фарфоровые яйца. В 1885 году император Александр Третий решает подарить любимой супруге императрице Марии Федоровне на Пасху ювелирное яйцо и поручает этот заказ Карлу Фаберже.

Император рекомендует мастеру в качестве образца для подражания белое костяное яйцо с золотой курочкой внутри - из королевской сокровищницы Дании, откуда родом Мария Федоровна. Яйцо «Курочка» с виду самое простое из всех императорских яиц: золотая скорлупа покрыта белой непрозрачной эмалью, внутри желток из матового золота, в котором прячется курочка из цветного золота с двумя крошечными сюрпризами: короной и рубиновым яйцом-подвеской внутри (сейчас утрачены).

Подарок привел императрицу в восхищение. В том же году Карл Фаберже был удостоен особой чести - звания поставщика Двора его Императорского Величества, а вместе с тем получил полную свободу творчества. Старший мастер фирмы Франц Бирбаум в своих мемуарах писал, что в вопросах художественного решения пасхальных шедевров Фаберже предоставлялась полная свобода. Яйцо должно было непременно удивлять заказчиков, чему часто способствовал сюрприз, сокрытый внутри яйца.

С 1885 по 1916 год (с перерывом на 1904-1905 гг.) было изготовлено 50 удивительных ювелирных шедевров. Большая часть из них была продана за рубеж Советским правительством в 20-30-е годы, 10 осталось в Оружейной палате Кремля, 9 вернулось в Россию благодаря фонду «Связь времен», незаконченное яйцо 1917 года хранится в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана.

Браслет – из ювелирной коллекции, которую Карл Фаберже представил на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году (копии античных золотых украшений, найденных при раскопках в Керчи). Она обратила на себя внимание императорской четы, и Мария Федоровна приобрела пару запонок в греческом вкусе. Интерес к творчеству Карла Фаберже побудило императора поручить ему первый пасхальный заказ.

Остановка у яйца «Ренессанс»: описание яйца

Перед нами еще одно этапное яйцо – последний, десятый по счету, подарок, который Александр Третий успел преподнести жене на Пасху 1894 года незадолго до своей смерти. Яйцо сделано из агата, название объясняется его художественным решением в стиле эпохи Возрождения. Сюрприз этого яйца потерян, но высказывается предположение, что им являлось яйцо «Воскресение Христово», которое мы видим рядом.

 

 

2. Остановка у яйца «Бутон розы»(1895 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

После смерти Александра Третьего его сын, император Николай Второй, продолжает пасхальную традицию, начатую его отцом. Но отныне Карл Фаберже должен делать два яйца в год – одно для матери императора, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а второе для жены, новой императрицы Александры Федоровны.

  

Перед нами первый подарок Николая Второго молодой жене, он преподнесен вскоре после свадьбы и представляет собой признание в любви. Золотая скорлупка, покрытая на этот раз прозрачной эмалью, украшена стрелами амура и туго перевитыми венками – символом нерасторжимости брачных уз.

Сюрприз яйца – бутон чайной розы – также является символом любви. Внутри бутона пряталась ныне утраченная миниатюрная копия бриллиантовой короны, которая увенчает голову императрицы во время коронации годом позже.

Трилистник с портретами – сюрприз утраченного яйца.

 

3. Остановка у яйца «Коронационное» (1897 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца, процесс изготовления яиц и роль Фаберже

Важнейшему событию в истории династии и России – коронации Николая Второго – Карл Фаберже посвятил яйцо, которое так и называется – «Коронационное». Было подарено Николаем Вторым супруге-императрице. Драгоценная скорлупа яйца напоминает златотканую парчовую мантию, в которую были облачены Николай и Александра во время коронации. Сюрприз яйца – копия кареты, созданной в XVIII веке для Екатерины II. Позднее эта карета доставляла императриц в Московский Кремль во время коронационных торжеств. В ней в мае 1896 года въехала в Кремль и Александра Федоровна. Над копией кареты, точной как с топографической, так и с механической точки зрения, 23-летний мастер Георг Штайн трудился в течение 15 месяцев по 16 часов в день. Когда встал вопрос о реставрации кареты (ныне представленной в Открытых фондах Государственного Эрмитажа), при восстановлении утраченных частей художники-реставраторы опирались на эту копию.

Процесс изготовления пасхального яйца был необычайно трудоемким, над каждым работали десятки высококвалифицированных мастеров в течение года и более. Возглавлял мастерскую, которая изготавливала яйца, главный мастер фирмы Карла Фаберже Михаил Перхин, а после его смерти – Генрих Вигстрем. Сам Карл Фаберже всегда утверждал окончательный проект. Замысел подарка держался в строгом секрете. В страстную пятницу Фаберже лично сдавал заказ императору.

 

 

4. Остановка у яйца «Ландыши» (1898 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

Яйцо «Ландыши» является очередным подарком Николая Второго дорогой жене. Выполнено в стиле ар-нуво или модерн, которому императрица отдавала особое предпочтение. Цветочные мотивы, характерные для этого стиля, прекрасно гармонируют с интимной и поэтической трактовкой семейной темы. Ландыши, любимые цветы императрицы, сделаны из столь ценимого ею жемчуга, а розовый был ее излюбленным цветом. Кроме того, на языке того времени ландыши – символ женской чистоты. У императорской четы к апрелю 1898 года родились две дочери. Их портреты, наряду с портретом императора, образуют трилистник, который при повороте жемчужной ручки складывается и прячется внутри яйца.

Изящная фотографическая рамка с портретом Александры Федоровны не имеет отношения к яйцу, но покрыта такой же нежной розовой эмалью по гильошированному фону.

5. Остановка у яйца «Петушок» (1900 г., мастер Михаил Перхин): описание яйца

   

Торжественное, но сдержанное великолепие выполненного в стиле регентства яйца «Петушок» подсказывает нам, для кого оно предназначалось. Это подарок Николая Второго глубоко почитаемой матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. Привыкшие к художественной дисциплине художники и мастера Фаберже предпочитали классические стили. Из 50 в стиле ар-нуво выполнены только три.

Выбранный для яйца цвет, возможно, связан с недавней смертью сына императрицы Георгия. Но сюрприз этого яйца петушок «поет рассвет» грядущего двадцатого века, на который все возлагали большие надежды.

Петушок сделан из золота и натуральных перьев, механизм его подобен механизму швейцарских музыкальных шкатулок с заводными птичками.

6. Остановка у яйца «15-летие царствования» (1911 г., мастер Генрих Вигстрем) : описание яйца

Перед нами самый живописный в прямом смысле слова пасхальный подарок – яйцо украшено миниатюрами, написанными акварелью на слоновой кости художником Василием Зуевым. Оно подарено императрице Александре Федоровне. В 1911 году исполнялось 15 лет с момента коронации Николая Второго, но на самом яйце указан и год начала царствования – 1894. 16 миниатюр изображают 7 членов царской семьи и 9 памятных событий правления Николая Второго, происшедших до 1911 года: коронация (2), открытие Музея Александра Третьего, открытие Первой Думы в Тронном зале Зимнего дворца, открытие моста Александра Третьего в Париже, дворец в Гааге, где проходила мирная конференция, созванная по инициативе Николая Второго, празднование 200-летия победы под Полтавой, открытие памятника Петру Первому в Риге, перенос мощей святого Серфаима Саровского.

 

 

7. Остановка у яйца «Лавровое дерево» (1911 г., мастер Генрих Вигстрем): описание яйца

С каждым годом Карлу Фаберже все сложнее удивлять своих коронованных клиентов, и яйца порой принимают весьма причудливую форму - например, лаврового дерева, как в этом случае. Однако любая причудливая форма у Фаберже всегда оправдана смысловой задачей. Вечнозеленый лавр означает неувядающую славу и признание, которыми пользовалась Мария Федоровна в России.

Карл Фаберже, разрабатывая каждый год новую концепцию пасхального подарка, часто обращался к историческим вехам в жизни династии Романовых. В 1911 году отмечали 45-летие пребывания в России матери Николая второго, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая по рождению была датской принцессой. Этому юбилею Карл Фаберже и посвятил предназначенное ей в подарок яйцо «Лавровое дерево». 325 листьев вырезаны из нефрита и прикреплены каждый своим золотым стебельком к золотому стволу. Плоды из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, цветы – золотые, покрыты белой опаковой эмалью. Сюрприз этого яйца подобен тому, который мы видели в яйце «Петушок». Золотая заводная птичка прячется в кроне дерева. Присутствие птичек в подарках, предназначенных для Марии Федоровны, также не случайно и объясняется ее пристрастием к ним.

 

8. Остановка у яйца «Георгиевское»(1916 г.): описание яйца, значение императорской серии

Замыкает ряд пасхальных шедевров подчеркнуто скромное последнее яйцо императорской серии. Оно сделано в военном 1916 году и называется «Георгиевское». В октябре 1915 года, находясь в должности Главнокомандующего, император был награжден Георгиевским крестом 4 степени, а цесаревич Алексей - Георгиевской медалью. Эта награда имела огромное значение для императора, и Фаберже посвятил ей последнее пасхальное яйцо, которое успела получить императрица Мария Федоровна перед революцией. Сюрприз яйца – портреты Николая и Алексея под крышечками со знаком ордена и медалью, обвитыми орденской лентой. Это единственное яйцо, которое покинуло Россию вместе с хозяйкой в 1919 году. Мария Федоровна хранила Георгиевское яйцо до своей смерти в Дании в 1928 году. А император не расставался с Георгиевским крестом вплоть до расстрела в Ипатьевском доме.

Революция 1917 года положила конец Российской империи, но пасхальные шедевры Фаберже стали символом России эпохи последних Романовых и рассказывают об ее истории, о жизни царской семьи.

 

9. Остановка у яйца герцогини Мальборо (1902, мастер Михаил Перхин): описание яйца, коллекция Форбса как ядро музея

Процесс изготовления пасхального сувенира отличался необычайной трудоемкостью, и, возможно, поэтому мастера Карла Фаберже могли выполнять ограниченное число подобных заказов помимо императорской семьи для очень узкого круга представителей аристократии и промышленным магнатов. Всего по одному яйцу было сделано для таких богатых и именитых заказчиков, как князь Феликс Юсупов-Старший, Э.Нобель, герцогиня Мальборо. Перед нами яйцо, сделанное для герцогини Мальборо, которая посетила Петербург, была принята при императорском дворе и видела коллекцию императрицы (в том числе и Синее яйцо со змеей, подаренное Марии Федоровне на Пасху 1895 года). Яйцо в форме вазы представляет собой часы-ротатор, циферблат которых вращается, а бриллиантовая стрелка в виде змеи неподвижна и указывает жалом время.

Именно с этого яйца началось коллекционирование американским миллионером Малкольмом Форбсом больших пасхальных яиц. За более чем 20 лет жизни им были собраны 13 пасхальных яиц и сюрприз утраченного яйца, которые представлены в этом зале, а также более 300 других ювелирных изделий Карла Фаберже.

В 2004 году наследники Форбса объявили о продаже его коллекции через аукцион Сотбис, что означало бы ее исчезновение как целостного явления, распыление по различным владельцам и странам. Чтобы не допустить этого, Виктор Вексельберг выкупил ее целиком и вернул в Россию, а уже объявленный аукцион был впервые за 260 лет существования аукционного дома отменен. Коллекция Форбса стала ядром, вокруг которого сформировалось собрание фонда «Связь времен».

 

10. Остановка у яиц Кельх (1898 г. и 1903 г., мастер Михаил Перхин): описание яиц

Помимо императриц существовала еще одна особа, для которой Фаберже сделал более одного яйца – это купчиха Варвара Петровна Базанова, в замужестве Кельх, владелица Ленских золотых приисков. Для нее Фаберже сделал 7 яиц, перед нами – первое и последнее. Оба сделаны по мотивам яиц императрицы Марии Федоровны – «Курочка» и «Петушок». В 1904 году Ваврвара Кельх покинула Россию, взяв с собой свои драгоценности, в том числе и пасхальные яйца. После 1917 года она начала их продавать. В конечном итоге два из них оказались в коллекции Форбса, а впоследствии перешли к фонду «Связь времен».

11. Остановка у витрины с подвесками: описание подвесок, характеристика деятельности Карла Фаберже

В этой витрине представлены подвески в форме пасхальных яиц, которые в большом количестве изготавливали мастера Карла Фаберже. Существовал обычай дарить ребенку с рождения каждый год на Пасху такое яичко. Со временем собиралась коллекция, из которой можно было сделать ожерелье, чтобы носить на страстной и пасхальной неделе. Стоимость такой подвески составляла как минимум 3-5 рублей (фунт хорошего чая), что было доступно практически любому жителю империи.

Таким образом, вещь от придворного ювелира могла быть и у горничной, и у императрицы. Это есть то новое, что вводит в повседневный быт современников Карл Фаберже. Ему удалось объединить в рамках одного предприятия все виды и жанры ювелирного, камнерезного и серебряного мастерства. Фаберже был всеобъемлющ. На его фирме работали лучшие мастера всех специальностей: бриллиантщики, эмальеры, серебряники, камнерезы. В конечном итоге он построил свою собственную империю – крупнейшую в России ювелирную фирму с отделениями в 4 городах России и с магазином в Лондоне, на которой трудились более 500 человек.

Карл Фаберже стоял во главе предприятия в течение 45 лет. Он родился в 1846 году в Петербурге в семье ювелира Густава Фаберже. Получив ювелирное и экономическое образование в России и Германии, много путешествовал по Европе, впитал различные культурные влияния. Его называли «культурная губка» (Кеннет Сноумен), «ученый и образованный ювелир» (сотрудники Императорского Эрмитажа). Вернувшись в Петербург, он в возрасте 26 лет возглавил дело своего отца – вполне успешную, но обычную ювелирную мастерскую, которую превратил в фирму с мировым именем. Являясь гениальным менеджером, на предприятии он играл роль руководителя и мозгового центра. Прекрасно владея ювелирным ремеслом, он на безвозмездной основе работал в Эрмитаже реставратором античных золотых изделий.

В этом зале мы познакомились со знаменитыми пасхальными яйцами - самой яркой страницей в творчестве Карла Фаберже, которая заслонила все прочие его достижения. Однако в нашем собрании представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже, и в следующих залах мы познакомимся с каждым из них.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!