ЗОЛОТАЯ ГОСТИНАЯ. ПОДАРКИ. ОБЖЕ ДЕ ВЕРТУ и ОБЖЕ ДЕ ФАНТАЗИ



1. Остановка при входе: интерьер зала, характеристика экспозиции

Золотая гостиная замыкает парадную анфиладу Шуваловского дворца. Стены обиты золотистой брокателью с цветочным орнаментом. Деревянный декор выполнен из ореха. Использовалась как парадная столовая. Камин отделан белым мрамором и орехом, третий ярус занимает золоченое панно. Люстры золоченой бронзы, зеркало – середина 19 века. Над камином и дверным проемом напротив – герб Нарышкиных.

Экспозиция Золотой гостиной знакомит нас с такой стороной деятельности Карла Фаберже как создание оригинальных, изящных подарков. Здесь представлены различные виды подарков: предназначенные для членов царской семьи, для широких слоев населения, официальные подарки, даримые от имени императоров через Министерство двора.

В 1885 году рядом с названием фирмы Карла Фаберже впервые появилось изображение государственного герба. Двуглавый орел засвидетельствовал право ювелира именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества, его вхождение в элиту торгово-промышленного мира России. Не принося прямых выгод, даже налагая некоторые обязательства (необходимо было поддерживать относительно низкие цены при поставках или подрядах, например), это звание, тем не менее, было желанным для каждого предпринимателя, поскольку являлось лучшей рекламой товаров и услуг. Получить его было чрезвычайно сложно, а лишиться можно было после первой же рекламации. В соответствии со сложившейся к середине XIX века практикой, только 8-10 лет беспрерывных поставок к Высочайшему Двору давали право надеяться, что император утвердит указ о присвоении звания претенденту. При этом вся продукция должна была быть высочайшего качества.

Дела с Поставщиками Двора проходили через Кабинет Его Императорского Величества, учрежденный еще в начале XVIII столетия. Помимо прочего в его задачи входило заготовление, хранение и выдача императорских подарков, которые (по имени ведавшего ими учреждения) принято именовать «кабинетскими». Изготовлялись они «на определенные цены по разрядам» и жаловались по самым разным случаям и поводам: за подношения царю и посвящение сочинений (табакерки в знак милости получали от императоров музыканты и поэты), на крестины, в память государственных празднований, дипломатических и прочих визитов, в том числе во время Высочайших путешествий. Наконец, подарки назначались просто по личному желанию Их Величеств. Подобные поощрения не являлись государственными наградами. Они были скорее знаками личной признательности или благоволения императора, что делало их особенно ценными.

Самым почетным считалось получение бриллиантового медальона с изображением императора. Следующими по значимости шли перстни и табакерки с портретом монарха, затем - вещи «с вензелевым изображением Высочайшего имени». Подобными изделиями награждались только высшие чины (для военных, например, звание должно было быть не ниже генеральского). Далее шли вещи, украшенные государственным гербом.

Портреты на «кабинетских» вещах заказывались лучшим миниатюристам. В начале XVIII века их выполняли на эмали, а позже стали использовать в качестве основы тончайшую (толщиной не более 1 мм) костяную пластину. Миниатюры писались, как правило, акварелью и тогда через полупрозрачные краски просвечивал естественный тон слоновой кости, придавая лицу особую теплоту. Что касается мастеров-ювелиров, то долгое время ими оставались преимущественно иностранцы: выходцы из Германии, Франции и Швейцарии. Их продукция, несомненно, приобретала в Петербурге особые, характерные для российской эстетики черты, хотя в целом продолжала традиции национальных европейских школ. Кроме того, Кабинет широко практиковал закупки необходимых изделий за рубежом.

2. Остановка у первой витрины: подарки для царской семьи, кабинетские подарки

По своим размерам и роскоши отделки уникальна фоторамка из горного хрусталя, возможно, подаренная Николаем Вторым матери, императрице Марии Федоровне.

Подарки от Фаберже царская семья дарила своим многочисленным родственникам из правящих домов Европы. Это уникальное по своим размерам блюдо из нефрита с вензелями императора и императрицы на ручках – подарок Николая Второго и Александры Федоровны немецкому кронпринцу по случаю его бракосочетания. Творчество Фаберже связывало всю огромную монархическую семью Европы.

Перед нами портсигары с государственным гербом, являющиеся государственными подарками императора (один из полосчатого агата, два золотых). Даже при изготовлении такого стандартного изделия, как официальный подарок с двуглавым орлом, Фаберже избегает однообразия и проявляет фантазию.

3. Остановка у второй витрины: портсигары, «король ювелиров, ювелир королей»

Во второй половине 19 века начинается промышленное производство сигарет. Фаберже чутко реагировал на новые веяния моды. Николай Второй был заядлым курильщиком, и портсигары ему дарили в огромных количествах. В обиходе на смену табакеркам приходят портсигары, а табакерки поднимаются на верхнюю ступень иерархии кабинетских подарков. Портсигар из пробки с золотой изнанкой и портретами двух дочерей в центре алмазных маргариток – подарок Николаю от жены. Золотой портсигар с именем «Елизавета» и медальон с ее портретом связаны с великой княгиней Елизаветой Федоровной – супругой великого князя Сергея Александровича. Елизавете Федоровне  принадлежал и лорнет, изготовленный в период ее вдовства и иночества в Марфо-Мариинской обители. Табакерка с портретом Сергея Александровича – его подарок князю Шихматову-Ширинскому. Бювар – подарок от граждан Санкт-Петербурга Николаю и Александре по случаю их возвращения из Москвы после коронации (М.Перхин)

Карл Фаберже был в прямом смысле слова королем ювелиров и ювелиром королей – короля Англии, короля Дании и Норвегии, короля Сиама. Фоторамка принадлежала английской королеве Марии Текской, а часы, покрытые сиреневой эмалью, были подарены ею внучке принцессе Маргарет. В 1903 году Фаберже открыл в Лондоне свой магазин, который охотно посещали король Эдуард VII с королевой Александрой. Часы-триптих с портретами датских принцев-племянников Марии Федоровны – ее подарок брату. Спицы принадлежали датской королеве Луизе – материи Марии Федоровны. Как ювелир короля Сиама Фаберже изучал традиции национального искусства Сиама, в тайском стиле сделаны набалдашник для трости и нефритовый портсигар.

4. Остановка у третьей витрины: история «кабинетской табакерки»

В допетровской Руси особое значение почетной награды имели серебряные ковши, на них вырезали царский титул, чеканили государственный герб (позднее ковши использовались в качестве подарков купцам-промышленникам). Петр Первый реформировал наградную систему на европейский манер и ввел обычай награждать подданных табакеркой. По частоте упоминаний в Приходно-расходных книгах Кабинета табакерки с самого начала занимали первое место. В XVIII столетии в новой столице Российской империи – Санкт-Петербурге - широко распространилась мода на нюхание табака, и драгоценные коробочки, вмещавшие горсточку ароматной пыли, стали своеобразным символом знатности и богатства. Они указывали на то, что обладатель благороден, обеспечен и обладает вкусом. Изображение же царя на табакерке невероятно поднимало статус ее владельца, свидетельствуя о близости ко Двору.

В витрине мы видим табакерки различных эпох с портретами российских императоров – от Петра Первого до Александра Третьего. Ранг такого кабинетского подарка с государственным гербом, вензелем или портретом императора был необычайно высок и сопоставим с орденами высших степеней. Получать такие подарки могла только четырехклассная аристократия – лица, относившиеся к четырем верхним классам табели о рангах.

5. Остановка у четвертой витрины: обже де фантази

Помимо вещей изящных и полезных фирма Карла Фаберже изготавливала вещи изящные, но лишенные практической пользы, назначение которых – дать выход фантазии мастера и порадовать владельца. Они так и называются – обже де фантази, фантазийные предметы. Эти вещицы эстетизировали жизнь человека того времени, создавали вокруг него удивительную среду. Даже утилитарные вещи решались художественно. У Фаберже были целые серии фантазийных  предметов – «Народные типы», «Зверинец», «Цветы», «Мебель». Множество фантазийных предметов изготавливали из уральских самоцветов уральские мастера-камнерезы, с которыми К.Фаберже активно сотрудничал.

В нашей коллекции есть уникальные экспонаты. Например, пляшущий мужик из серии «народные типы» (яшма, пурпурин, оникс, обсидиан). В государственных музеях России поликаменных фигурок людей, изготовленных фирмой К. Фаберже, сохранилось меньше, чем пасхальных яиц – всего 6 (3 в Павловске, 2 в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана, 1 в Оружейной палате МК). Кресло и портшез из серии «Мебель» (в Государственном Эрмитаже есть только 1 предмет из этой серии).

Анютины глазки – Фаберже делал их часто, но никогда не повторялся. Характерный стаканчик горного хрусталя специальным образом обработан на токарном станке. В государственных музеях России всего 11 цветков: 6 в Государственном Эрмитаже, 2 в Оружейной палате, 2 в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана, 1 в Нижнем Новгороде).


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!