Методика по определению доминирования познавательного
Или игрового мотивов
/Н.И.Гуткина/
Инструкция:
Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены игрушки, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем подзываем ребенку к себе и предлагаем ему послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и спрашивают, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Сказка
Почему зайцы зимой белые шубки носят
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.
Мороз расхвастался:
- я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.
- нет, одолею!
- нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
-давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
-давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, торит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «до чего ж крепкий заяц!» а сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертоногом по лугу носится.
|
|
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Ключ:
· У детей предпочитающих дослушать сказку преобладает познавательная мотивация;
· Дети, предпочитающие игру - игровая мотивация.
Методика «ДА И НЕТ»
/Н.И.Гуткина/
Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?»
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Тебе нравится гулять в лесу?
5. Ты любишь играть в игрушки?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?
8. Тебе нравится болеть?
9. Ты любишь смотреть телевизор?
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
|
|
Ключ:
· 3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень;
· 2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень;
· 1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень.
Ориентировочный тест школьной зрелости
А.Керна - Я.Йирасека
Цель: установление степени школьной зрелости.
Задания теста выполняются детьми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе.
Выполнение задания оценивается по пятибальной системе (1 - высший балл, 5-низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям.
Ключ:
Оценка выполнения теста (отметки от 1 - 5) идет по каждой задаче отдельно.
Задача 1. Рисунок мужской фигуры.
Инструкция: «здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь».
Ключ:
· 1 балл - нарисованная фигура имеет, голову, туловище, конечности. Голова и туловище соединены шеей. На голове имеются волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с кистями на которых по 5 пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда - мужская. Фигура нарисована синтетическим методом.
|
|
· 2 балла - все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
· 3 балла - рисунок имеет голову, туловище и конечности. Руки нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
· 4 балла - примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
· 5 баллов - не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение ли преодоление «головоного» изображения) или обоих конечностей.
Задача 2. Подражание письменным буквам.
Инструкция: «посмотри, здесь, что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».
Ключ:
· 1 балл - удовлетворительное подражание. Начальная буква имеет заметную высоту. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
|
|
· 2 балла разборчивое подражание. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
· 3 балла - минимальное расчленение на две части. Можно разобрать хотя бы 4 буквы.
· 4 балла - похожи на образец 2 буквы. Целое образует еще строчку «писания».
· 5 баллов - черкание.
Задача 3. Срисовывание группы точек.
Инструкция: «посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».
Ключ:
· 1 балл - удовлетворительной. Допускается небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка не допустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен с образцом.
· 2 балла количество и расположение точек отвечает образцу. Допускается отклонение 3 точек на половину промежутка между рядами или столбцами.
· 3 балла - целое по контуру похоже на образец. По высоте и ширине не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот - даже на 180 градусов.
· 4 балла - не похож на образец по контуру, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения.
· 5 баллов - черкание.
Подсчитывается общий результат - сумма баллов по отдельным заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматриваются как выше среднего, от 7 - 11 - как среднее, от 12 - 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углубленно обследовать.
Методика Тест «Шифровка».
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Выполнение: Время на выполнение данного теста жестко ограничивается 2 минутами.
На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания.
Перед началом проведения специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры – образцы данного задания.
Инструкция: «Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры (см. приложение к методике № 5). В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике – вертикальную палочку (сопровождается показом на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается показом), а ромбик остается пустым. В нем вы ничего не рисуете. У вас на листе показано, что надо рисовать. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.»
Основную часть инструкции можно повторить дважды. С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Специалист фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания.
Анализ результатов:
5 баллов – безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут. Допустимо единичный пропуск фигуры, одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений.
4 балла – наличие двух пропусков фигур, исправления или одна- две ошибки в заполнении. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает сделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.
3 балла – наличие не только двух пропусков фигур, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.) В 3 балла также оценивается безошибочное (или с одной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также 1-2 самостоятельных исправления.
2 балла – выполнение, когда при 1-2-х ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задания за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).
1 балл – выполнение, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах; ребенок не способен удержать инструкцию (начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадраты и т.п. и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более 2-х ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, также дается 1 балл.
0 баллов – невозможность выполнить задание в целом (н-р, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).
Ключ:
4-5 баллов – готов к обучению в школе;
2-3 балла – условно готов к обучению в школе;
0 -1 балл – не готов к обучению в школе
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!