Сухуми и Батуми: 5-9 марта 1956 г.



Аналогичные события происходили и в других городах Грузии, в том числе в Сухуми. Козлов отмечает, что косвенно это ещё раз свидетельствует о возможности общенациональной координации действий лидеров и руководителей стихийных митингов и манифестаций. Демонстрации в городе продолжались с утра 5 марта по 9 марта 1956 г. В основном, участниками манифестаций были ученики грузинских школ. Они беспрерывно выступали с речами и читали стихи. На пике выступлений собралась толпа 2-2,5 тыс. человек.

В 13 часов 9 марта, как и во всей Грузии, в Сухуми прошёл официально объявленный властями митинг. Так же как и в Тбилиси его участники отказались разойтись после официальной церемонии. Более того, от толпы стали отделяться отдельные группы, которые стали чинить хулиганские выходки (избивали водителей проезжающих мимо авто, выкрикивали националистические и антисоветские высказывания). К 3 часам утра 10 марта последние демонстранты разошлись, город вернулся к привычной жизни.

В Батуми (столице Аджарии) беспорядков в эти дни не было. Прошло два митинга: первый 5 марта, второй (уже официальный) 9 марта. Оба мероприятия прошли мирно, без беспорядков и хулиганских выходок.

Политическое эхо событий в Грузии

Прошедшие политические волнения привели к обострению этнической напряжённости в Грузии. Среди негрузинского населения ходили слухи о чуть ли не о погромах и массовых убийствах армян и русских. Проблема «грузинского национализма» после обсуждалась на самом высшем уровне (на Президиуме ЦК КПСС). Проблема встала остро. Именно под влиянием мартовских событий, в Грузии сложилась одна из первых молодёжных подпольных антисоветских националистических организаций, которую возглавлял Звиад Гамсахурдия (диссидент, сторонник отделения Грузии от СССР; в 1991 году станет первым президентом независимой Грузии). Козлов высказывает мнение, что Гамсахурдия и его товарищи теоретически могли быть распространителями листовок во время беспорядков в Тбилиси (по крайней мере, аналогичной деятельностью они занимались позже).

Козлов так же утверждает, что развенчание сталинского культа личности стало одним из тех гвоздей, которая сама советская власть вбила в гроб идеям коммунизма. Для многих миллионов людей «грехопадение вождя народов» стало настоящим шоком, что, вероятно, привело к разочарованию народа (по крайней мере, его части) в коммунистических идеях. Важной деталью во всём этом было то, что разоблачение «сталинизма» по сути было половинчатым. Если бы Хрущёв начал проводить «десталинизацию» на всю катушку, то это поставило бы под сомнение легитимность режима в целом (проще говоря, не будь меры половинчатыми, Перестройка произошла бы лет на тридцать раньше, в 1956 году).

Хрущёв понимал опасность ситуации, а потому действовал осторожно. Десталинизация шла постепенно. До 1961 года критика Сталина была достаточно умеренной. Лишь после XXII съезда КПСС накал разоблачений возрос: стали сносить памятники вождю, переименовывать города и улицы, названные в его честь; в конце концов, само тело Сталина было вынесено из Мавзолея и похоронено.

Говоря короче, именно политические волнения в Грузии стали симптомом начавшегося идеологического кризиса. К несчастью (или к счастью?) дальнейшие попытки «строительства коммунизм» (см. «Освоение целины» и план строительства коммунизма к 1980 году) не привели к той мобилизации общества, что была при Сталине. История первого социалистического государство миновала свой полдень и постепенно стала подходить к вечеру.

Глава 8. Волнения верующих

Религиозные праздники как потенциальный катализатор конфликтов

Религиозные праздники в России всегда содержали в себе потенциальную опасность возникновения локальных межгрупповых конфликтов - толпы, собиравшиеся у храмов, состояли не только из истинно верующих. Официально разрешённое властями массовое скопление людей привлекало уголовников, маргиналов, пьяниц, хулиганов. Естественно, что в таких условиях пьяные драки были явлением если не заурядным, то регулярным.

Иногда конфликты на религиозной почве приобретали политический характер (происходило это только на окраинах СССР). Известны случаи, когда в 1960 г. группы хулиганов пытались ворваться в православный храм во время Пасхи (произошло это в Риге и Таллине). Тем не менее, нужно отметить: само по себе празднование религиозных праздников в России, при всей потенциальной конфликтности праздничной ситуации, никакими беспорядками на религиозной почве не сопровождалось. Если, конечно, не считать беспорядками сами празднования (в СССР религиозность не приветствовалась, а потому участие в подобных празднованиях само по себе могло считать своего рода нонконформистским поведением).

Иногда подобный завуалированный протест выливался в события весьма похожие на локальные политические демонстрации. Так например в ноябре 1956 г. в Литве на Задушный день (католический праздник, он же День всех усопших верных) обычное праздничное напряжение наложилось на сочувственное отношение многих литовцев к антикоммунистическому мятежу в Венгрии (см. Венгерское восстание 1956 г.). В те дни литовцы пели свои национальные песни и выкрикивали антисоветские лозунги. Тем не менее, этот эпизод трудно отнести именно к волнениям на религиозной почве.

Верующие старались «мирно сосуществовать» с властью и, если сама власть не совершала грубых ошибок, даже в потенциально конфликтных ситуациях сами контролировали поведение толпы в местах массовых скоплений (известные нам случаи беспорядков среди верующих связаны сугубо с церковной политикой партии и неповоротливостью местных чиновников).


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!