Июль 1960 г. Ингушский погром в Джетыгаре



31 июля 1960 года в городке Джетыгаре произошёл острый конфликт на межэтнической почве. Группа пьяных демобилизованных моряков устроила (при поддержке местных жителей) нападение на дом ингушской семьи Сагадаевых, имевших репутацию «богачей» и за это же недолюбливаемая местными жителями. Вокруг дома Сагадаевых собралась возбуждённая толпа а 500-1000 человек, которая принялась штурмовать дом. Семья Сагадаевых (в доме было 6 человек мужчин) вела оборону, используя охотничьи ружья и мелкокалиберные винтовки (на которые имелось разрешение милиции), стреляла по моряками. В ходе стрельбы был случайно ранен один милиционер. Всего было ранено около 15 человек (один из них скончался позже в больнице).

Ни милиция, ни прибывших отряд солдат не смогли ничего сделать в этой ситуации. Нападающие сумели поджечь дом и принялись расхищать и портить имущество Сагадаевых. Семья ингушей же успели сесть в машину и уехать из дома. Нападающие немедленно организовали погоню на трёх грузовиках. Ингуши нашли убежище в отделении милиции. Собравшаяся толпа (400-500 человек) принялись штурмовать здание. Сотрудники милиции были избиты, а продолжавшие обороняться с помощью охотничьих ружей ингуши были жестоко убиты.

Ингушский погром в Джетыгаре носил не столько этнический (хотя, выглядит он именно так), сколько эгалитаристкий характер. Разъярённая толпа испытывала ненависть к ингушам не столько из-за их национальности, сколько из-за их богатства, добытого «нечестным» (в представлении рядовых граждан) путём.

Глава 6. Возвращение депортированных народов Северного Кавказа. Волнения русского населения в Грозном в 1958 году

Синдром возвращения

В середине 1950-х гг. были восстановлены национальные автономии репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. В течение нескольких лет они вернулись на родные пепелища из ссылки. В целом репатриация прошла довольно мирно. Нам известно только восемь открытых насильственных конфликтов в районах возвращения. Речь, разумеется, идёт о таких столкновениях, эхо которых докатилось до Москвы и стало фактором большой политики. Один эпизод — массовые беспорядки, чеченский погром, двухдневные митинги протеста, распространение листовок и коллективных петиций, забастовки, нападения на обком, МВД и КГБ в городе Грозном - был одним из самых крупных (и самым загадочным) среди массовых беспорядков 1950-х гг.

В Чечне межэтнические конфликты происходили ещё с 1955 года, когда стали появляться первые репатрианты (нелегальные). Ожидаемо, что поводом для конфликтов были оставленные чеченцами дома, которые за время их 10-13-летнего отсутствия уже заняли русские переселенцы из центральных областей РСФСР. До 1957 г. конфликты можно было успешно локализовать и предотвращать, банально отправляя нелегальных репатриантов в места высылки. После восстановления ЧИАССР ситуация ожидаемо осложнилась. Возвращающиеся чеченцы и ингуши не просто хотели заново заселиться на землях предков, но и буквально в тех же домах, где они жили до депортации.

Этническая конкуренция и стратегии выживания

Репатриированные вайнахи отнюдь не стремились к провокации крупных межэтнических конфликтов (возможно понимали, что ответная реакция от властей не заставит себя ждать). Однако, тем не менее, на пришлое русское (а так же осетинское и аварское) население оказывалось систематическое давление со стороны вайнахов. Большинство русских и осетинов безропотно оставляли занятые вайнахские дома и уезжали на родину (даже более того, многие делали это добровольно). Не смотря на это, стоит отметить, что на протяжении всего существования СССР, численность русского населения в Чечено-Ингушетии было более менее стабильным и составляло значительный процент (см. Таблица 1).

Таблица 2. Русское население Чечни (источник: Википедия)

Год переписи Русское население (чел.) % от общего населения
1926 103 271 23,7 %
1939 ↗ 213 354 ↗ 34,3 %
1959 ↗ 296 794 ↗ 49,4 %
1970 ↗ 329 701 ↘ 36,1 %
1979 ↘ 309 079 ↘ 30,8 %
1989 ↘ 269 130 ↘ 24,8 %
2002 ↘ 40 664 ↘ 3,68 %
2010 ↘ 24 382 ↘ 1,92 %

Попытки политизации этнических конфликтов

Проблемы, связанные с репатриацией вайнахов, заключались не только в демонстративной агрессивности чеченцев и ингушей, освобождавших свою этническую нишу, но и в определённой несовместимости культур, ценностей, иногда в конфессиональных противоречиях. Этнические конкуренты чеченцев и ингушей в ряде случаев пытались гиперболизировать эти культурные различия и втянуть власть в конфликт на своей стороне. Впрочем, кое-какие реальные различия действительно имели место. Так, например, Чечено-Ингушетия в своё время плохо поддалась коллективизации. Созданные на её территории колхозы зачастую были лишь декорациями для традиционных форм хозяйствования (т.е. противоречащих социалистическим формам хозяйствования).

 В целом же, попытки вытянуть бытовые этнические конфликты на уровень большой политики и заручиться поддержкой начальства отклика в Москве не нашли. Переселенцам, желающим выехать из ЧИАССР (а таковых оказалось даже больше чем планировалось), была дана такая возможность. В большинстве случаев московские руководители старались не втягиваться в спровоцированный ими же этнический конфликт на чьей-либо стороне, что в принципе было единственно возможным решением.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!