Год: волнения мобилизованных рабочих



Как уже было сказано выше: военкоматы относились к набору мобилизованной рабочих рук как к второстепенной деятельности, а потому качество отобранного контингента был далёкой от идеала: брали людей с судимостями, больных и т.д. Была так же и особая прослойка «полудемобилизованных» срочников, отправляемых на работу в строительные организации (которые, из-за специфичности своего положения, рождали нестандартные юридические казусы).

Богатым на волнения вышел 1955 год: наиболее знаковые конфликты произошли в Каменской и Московской областях. Особенно знаковыми были волнения в Кемеровской области (прозванную даже стачкой), где срок службы тамошним стробатовцам был беспричинно увеличен на целых полгода. Недовольные стройбатовцы повели себя на удивление мирно и, в ходе некоторого противостояния с местной властью (практически мирного), добились снижения срока службы на целых три месяца. Однако пять человек из числа военнослужащих получили непомерно высокие тюремные сроки от 5 до 10 лет (впрочем, позже дела были пересмотрены и сроки значительно снижены).

Глава 5. Насильственные этнические конфликты на целине. Ингушский погром в Джетыгаре

География насильственных этнических конфликтов. «Конфликтные» этносы и власть.

Основными районами насильственных этнических конфликтов и столкновений были в 1950-е гг. целина, новостройки и Северный Кавказ. Здесь произошло 20 из 24 известных нам открытых столкновений с этнической окраской. Во многие конфликты, что характерно, были особенно вовлечены чеченцы и ингуши (при чём, что интересно, конфликтовали вайнахские народы не только с «инородцами», но и друг с другом; камнем преткновения тут был спор на счёт того, кто больше был повинен в депортации — ингуши или чеченцы).

Занятный факт: Высланная вместе со всеми единородцами чеченская и ингушская партийная элита сохранила своё членство в Коммунистической партии. Членство это давало некоторое преимущество, но морально обезоруживало перед земляками, а так же развязывало руки религиозным деятелям, ведущим свою религиозно-националистическую пропаганду.

Вайнахи среди переселённых народов были самыми беспокойными и неукротимыми. Они крайне неохотно интегрировались в повседневную жизнь, слабо участвовали в ключевых областях народного хозяйства, предпочитая второстепенную работу. Они даже долгое время спустя продолжали возмущаться своим статусом переселенцев и лелеяли надежды на возвращение в родные земли. Муллы вели среди них религиозную пропаганду, тайно обучали арабскому языку, порицали их общение и связи с инородцами (русскими, в частности). Всё это сопровождалось этническими конфликтами, беспорядками и даже бандитизмом.

Чеченцы и ингуши: между ссылкой и репатриацией

В последние месяцы жизни Сталина видимо планировалась некоторая либерализация в отношении ссыльных народов, но вопрос повис в воздухе из-за заминки, вызванной смертью «вождя народов». Тем не менее, либерализация имела место быть уже в 1954 году. Со спецпоселенцев был снят ряд ограничений. Официально вернуться на места прежнего жительства вайнахи не могли, но, тем не менее, пользуясь бюрократическими прорехами, некоторые спецпоселенцы умудрялись возвращаться обратно на Кавказ.

Кордоны на дорогах (1955-1958 гг.)

В течение 1954, 1955 и первой половины 1956 гг. были сняты с учёта по спецпоселению, но без права возвращения к прежним местам жительства, все немцы, крымские татары, калмыки и балкарцы. Под подозрением у власти дольше других находились карачаевцы, чеченцы и ингуши. Возможность восстановления чечено-ингушской автономии долгое время оставалось под вопросом. Как минимум, были идеи создать для вайнахов автономную область (не республику) на территории Казахстана или Киргизии.

Однако оставлять депортированных вайнахов в Казахстане было не менее опасно, чем возвращать их обратно на Кавказ. Т.к. именно в Казахстане осуществлялась политика освоения целинных земель, то прибывающие новостроевцы и освоители целины только повышали градус межэтнической напряжённости. Межэтнические конфликты, как не трудно предположить, имело место быть. При чём иногда инициаторами конфликтов становились не вайнахи, а местные жители.

Так или иначе, вопрос репатриации вайнахских народов был лишь вопросом времени. Хрущёвское руководство в сущности и не могло поступить иначе, потому как осуждение культа личности на XX-м съезде КПСС подразумевало так же и осуждение депортации народов. 9 января 1957 г. Президиумы Верховного Совета СССР и РСФСР восстановили наконец чечено-ингушскую автономию и определили её территориальное устройство. Запрет на возвращение на родину был отменен. Чеченцы и ингуши стремительно и неорганизованно стали покидать места ссылки, что вызвало реакцию со стороны милиции. Фактически, препятствования возвращению вайнахов на историческую родину не имело юридической почвы. Тем не менее, была организована целая спецоперация по возвращению бывших спецпоселенцев на места ссылки (для дальнейшей организованного выезда на Кавказ). Вайнахи были не в восторге от таких мер, потому как многие из них уже уволились с работы, продали имущество с домами и уже «сидели на чемоданах».

В результате первой массовой волны репатриации на родину в 1957 г. возвратилось свыше 200 тысяч чеченцев и ингушей (что превысило норму в три раза, т.к. изначально планировалось переселить в этом году только 70 тысяч человек). К сентябрю 1960 года большинство чеченцев и ингушей вернулись на родину; однако в местах спецпоселения оставалось ещё около 120 тысяч вайнахов.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!