Ограничительная» политика государства по отношению к церкви как фактор стихийных волнений верующих



Количество православных храмов в СССР в своё время значительно увеличилось после Великой Отечественной войны за счёт того, что на  оккупированных территориях храмы появлялись без препятствий со стороны немецкой администрации. Впрочем, после войны число православных приходов тоже увеличилось. В основном за счёт воссоединения греко-католической (униатской) церкви с православной в пяти западных областях Украины (при одновременном сокращении униатских церквей). На 1 января 1948 г. в СССР насчитывалось 14320 церквей.

После 1948 года началась новое наступление на православную церковь (стоит отметить, что если судить только по количеству храмов, то до конца правления Сталина и несколько лет после это значение оставалось примерно на одном уровне, без резких колебаний). На духовенство был наложен ряд ограничений: в первую очередь запрет на совершение церковных обрядов вне храма, запрет на организацию духовных концертов в церквях (не приуроченные к праздникам). С 1950 г. пострижение в монахи было возможно только с разрешения патриарха.

Не смотря на усилия властей, религия продолжала играл заметную роль в мировоззрении людей. В 1959 г. в Кировской области 56% родивших младенцев прошли обряд церковного крещения, а 75% умерших - отпевания. Во Владимирской области эти цифры составляли соответственно были 39% и 46%; в Курской - 48% и 35%. (Козлов утверждает, что приведённые цифры являются «явно заниженными», а так же говорит, что сам в детстве был крещён в тайне от родителей своей бабушкой-коммунисткой; при этом подобная практика была явлением распространённым.)

Желая «реанимировать» коммунистический энтузиазм и отвернуть людей от религии, Хрущёв положил начало новому витку антирелигиозной политики. В 1959 г. было «проведено наибольшее число ограничительных мероприятий», что вызвало острую реакцию церкви и духовенства (возмутился даже лояльный советской власти патриарх Алексий I). Церкви был нанесён и серьёзный финансовый удар: повышен налог (в 47 раз — с 1,5 до 70 млн. руб. в год) на свечное производство, дававшее большую часть (до 70%) всех доходов церкви.

Наступление на права верующих было в конце концов приостановлено не столько организованной оппозицией религиозных деятелей, сколько стихийными протестами самих верующих. Последней каплей оказались решения о резком сокращении монастырей и их усердное проведение в жизнь руководителями Молдавии и Украины.

Стихийные выступления верующих против закрытия монастырей и церквей в 1959-1960 гг.

16 октября 1958 г. Совет Министров СССР принял постановление «О монастырях в СССР» в котором подразумевалось сократить число монастырей в стране с 63 до 29 путём укрупнения и слияния. Подобное мероприятие уже проходило в 1946 г. (всего с 1947 г. по 1957 г. было закрыто 38 монастырей). Однако на этот раз партийные чиновники встретили отпор от рядовых верующих. Важнейшим и политически значимым эпизодом борьбы верующих против антицерковных гонений конца 1950-х начала 1960-х гг. стали события в Молдавской ССР. Руководство республики проявило завидное рвение: за месяц было закрыто сразу 4 монастыря (всего планировалось закрыть 8 монастырей из 14 имевшихся в Молдавии).

При ликвидации пятого — Речульского женского своекоштного монастыря «произошёл серьёзный инцидент», который продолжался с 23 июня по 2 июля. Монастырь располагался в центре села. Из 800 человек взрослого населения 235 были монашками, связанными с окрестными жителями родственными или дружескими связями. Монастырская церковь использовалась как приходская, её посещали жители окрестных деревень. Местные чиновники не учли этих особенностей и даже не позволил ворующим сохранить монастырскую церковь как приходскую (хотя такая возможность была). Позже выяснилось, что местное руководство не только допустили ряд серьёзных ошибок в обращении с верующими, но и банально нарушили закон.

Закрытие монастыря и приходского храма происходило с согласия и при содействии управляющего архиерея Молдавско-Кишинёвской епархии, что фактически означало конфликт верующих не только с партийными чиновниками, но и с церковной властью. Обстановка в Речуле уже была достаточно нервной и накалённой. В первые дни возбуждённая толпа местных жителей, вооружённые вилами и дубинами, чуть было не растерзала одного представителя епархии за то, что тот выступал целиком на стороне властей. При каждом появлении представителей местной власти и попытках закрыть церковь добровольная охрана из местных жителей звонила в колокола, собирала с полей население и никого к храму не допускала. 1 июля группа партийных активистов, пытаясь наладить контакт с верующими, была избита камнями и палками. Жертвой агрессии так же стал лейтенант милиции, которому в целях самообороны пришлось применить огнестрельное оружие (результат: 2 раненных, один из которых впоследствии скончался). Дело закончилось арестом 11 человек

Схожий сценарий произошёл и на Украине, где местные партийцы так же проявили излишнее усердие, результатом чего стали массовые протесты верующих. 18-19 июня 1959 г. уполномоченный Совета по Тернопольской области вместе с представителем местной власти г. Кременца объявил монахиням Кременецкого монастыря о закрытии их обители. Монахини распоряжению не подчинились, а верующие установили, по некоторым сведениям, дежурства, чтобы не допустить ликвидации монастыря. В Закарпатской области Украинской ССР Совет Министров республики постановил закрыть один женский монастырь и два женских скита, чем спровоцировали сильное недовольство местных жителей. В городе Лохвицы Полтавской области Украинской ССР при закрытии церкви применили грубость и газовым резаком вскрывали двери и удаляли кресты, а утварь выбросили, чем вызвали массовый протест

Сигналы о «перегибах» и столкновениях с верующими при закрытии монастырей, хотя и не охладил антицерковный пыл властей, но впредь заставили их действовать более осторожно. Конфликты с верующими продолжались и в 1960 г. В марте 1960 г. в Челябинской области в г. Златоусте бульдозерами было снесено здание церкви и в беспорядке вывезено культовое имущество (всё это сделали даже не предупредив верующих). За 10 дней в Москву из области направилось сразу три делегации верующих. Властям пришлось пойти на частичные уступки.

В июне 1960 г. в село Пасковщина Згуровского района Киевской области в 4 часа утра приехала группа дружинников с четырьмя милиционерами и двумя партийными чиновниками. Они сбили замок с двери в церковь и стали складывать культовое имущество. Собралась, не смотря на ранее время, возмущённая толпа в 200 человек, которые учинили драку с милиционерами.

Одно из последних известных волнений вспыхнуло в июле 1962 г. в селе Дуплиска Залещицкого района Тернопольской области. 5 июля местными органами власти было организовано снятие крестов и купола с закрытой церкви. Группа жителей села начала звонить в колокола и созывать односельчан. Произошла драка, в ходе которой были избиты трое активистов. В октябре 1962 г. четверо участников беспорядков были привлечены к уголовной ответственности.

Волнения верующих, хотя и не отбили у Хрущёва и его чиновников охоты в рекордно короткие сроки покончить с «религиозным дурманом», но все-таки оказали на власть определённое дисциплинирующее воздействие. В ряде случаев исполнение решения удавалось приостановить и даже добиться его отмены. После каждого эксцесса местные начальники попадали «на ковёр» в вышестоящих инстанциях и обвинялись в «администрировании». Верующие хотя и не смогли защитить свои права, но по крайней мере добивались от властей несколько большей административной сдержанности. Конфликты способствовали консолидации верующих и давали церковным иерархам некоторые дополнительные аргументы в их взаимоотношениях с властями.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!