Дополнительный материал для четвёртой группы.



  Монашеский подвиг состоял не только в том, что иноки вели уединенный образ жизни и исполняли обет полного послушания отцам (так называли игуменов, а друг друга иноки именовали братьями). Монахи должны были работать с раннего утра до 9 часов вечера: ослушаться не мог никто. Они рубили лес, пасли скот, растили хлеб, строили, мастерили разные изделия, переписывали книги, писали иконы. Определенный чин монахов занимался определенной работой. Инок должен был уметь делать все, так как ему могли поручить любую работу. Исключение составляли только иноки, переписывающие иконы и книги, а также повара, которые готовили пищу. Заходить в кельи во время работы было нельзя.

  Не только трудом праведным служили Богу монахи, но и ежедневными подвигами самоотречения. Они не щадили своего тела: носили вериги – тяжелые металлические оковы (иногда весом до нескольких килограммов), много раз в день усердно молились. Спали и ели монахи очень мало. В пост они принимали пищу один раз в день, порой ели только сухой хлеб и запивали его водой. Иногда в течение многих лет монах хранил обет безмолвия, как, например, знаменитый Сергий Радонежский. Он благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, примирял князей, вселял уверенность в людей и смягчал своими молитвами их сердца.

   В старину монахов было мало. Так, в монастыре Сергия Радонежского их было всего 12; могло быть и до 100, но не больше.

  В монастыре существовала строгая дисциплина. Жизнь в обители протекала согласно уставу. День начинался очень рано, до рассвета. Отвечал за подъем монахов особый инок – будильник. Он просил благословения игумена и давал распоряжение бить в колокол.

Вскоре снова били в колокол, созывая на молитву. В храм входили сначала священник и его помощник – дьякон, затем – все остальные. В храме все также выстраивались по чину: игумен, слева от него – келарь, сзади – казначей (заведующий монастырской казной), ризничий (хранитель ценностей), уставщик (начальник церкви), книгохранитель и все иноки. Утренняя служба продолжалась несколько часов.

   После богослужения шли в трапезную, на обед. Завтрака в монастыре не было. На обед обычно подавали варево (суп, похлебку) и сочиво (кашу). А вечером доедали оставшуюся от обеда кашу. Мясные блюда не были популярны в монастыре даже в мясоед, когда разрешалось есть все. Монахи предпочитали яйца, творог, молоко, рыбу. В праздники подавали и третье блюдо – пироги, кутью, икру, мед, фрукты, ягоды. Монастырское праздничное угощение называли «утешеньем».

   Любой трапезе предшествовала молитва. Пока игумен не начинал трапезу, никто не мог прикоснуться к еде. Ели молча, как и работали. За одним столом должно было сидеть не более девяти монахов. Съедать надо было все без остатка: оставлять что–нибудь на тарелке по окончании трапезы было нехорошо.

    После обеда монахи шли к храму и перед его стенами молились. В праздники они шли к вечерне в храм. В течение дня они молились в келье. Кроме молитв и работы, монахи читали богословские книги. Только один раз в месяц им разрешалось сходить в баню, а в пост – и того реже. (Вообще на время постов монастырь часто закрывался.) Спали монахи на лавках, иногда на грубой постели из тростниковой рогожи, укрывались двумя суконными одеялами.

    Монастыри были очень богатыми: они имели обширные земли с крестьянами, занимались солеварением и ловлей рыбы, вели обширную торговлю. Доходы монастырей достигали половины поступлений в государственную казну. Нередко цари пользовались казной монастырей, когда нуждались в деньгах. Но никто – даже цари – не вправе были вмешиваться в жизнь обители. Недаром до сего дня сохранилась пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь!»

    Монастыри были центрами культуры. В них существовали книжные палаты, где книги переписывали и украшали миниатюрами. В ризницах хранились иконы, ювелирные изделия, дорогая церковная утварь, предметы декоративно–прикладного искусства, созданные руками самих монахов. Не случайно сегодня во многих монастырях устроены музеи.

Ответы учащихся.

Учитель. Любопытный факт. Знаете ли вы, почему за одним столом сидело только девять монахов? Дело в том, что счет в старину велся девятками. Отсюда, например, пошло известное выражение «за тридевять земель», т. е. 3 раза по 9.

 

Учитель. В заключение я хочу сказать, что самым драгоценным вкладом иноков в духовную жизнь народа было воспитание нравственных качеств людей, укрепление моральных устоев жизни, стремление дать людям правильное представление о подлинном благочестии. Иноки показывали мирянам образец жизни во Христе. Блаженный Феодорит говорит в своей истории, что «последуя примеру и учению монахов, народ оставался верен православию».

  «Главная заслуга монастырей заключается в том, что они оказывали благотворное влияние своим примером, как проводники в жизнь, без всяких уступок, известных нравственных требований». (Митр. Московский Владимир. Речь на монашеском съезде. «Прибавление к церковным ведомостям», 1909, стр. 90.)

Вопрос классу: перечислите какие нравственные качества монашества могут служить примером для современных подростков и молодёжи? (учащиеся могут назвать: терпение, послушание, трудолюбие, образованность, любовь к ближнему, доброта, сострадание, милосердие)


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!