Дополнительный материал для второй группы.



    Монастыри были очень красивыми сооружениями. От внешнего мира их обычно отгораживали сначала деревянные, а затем и каменные стены. Мощные стены монастыря нередко спасали от вражеских нападений жителей окрестных селений и даже городов. Башен и ворот в монастырской стене могло быть несколько, но были главные ворота, которые назывались святыми, их охраняли стражники.

    Самым важным сооружением на территории монастыря был собор. Между святыми воротами и собором располагалась монастырская площадь, вокруг нее группировались все остальные здания – трапезная, кельи – крохотные комнатки, где жили иноки, колокольня и храмы. В монастыре могло быть и 7 и 10 храмов, так как во время праздников сюда приходили жители со всей большой округи.

    Монастырскую трапезную строили на подклете; внизу размещались кухня, кладовая, столовая для нищих. Всем этим хозяйством ведал келарь. Он знал особые молитвы, которые читались при разведении огня и приготовлении пищи. Чаще всего огонь разводили с помощью лучины, принесенной из церкви и зажженной у алтаря. Большую часть трапезной занимал огромный зал с длинными рядами столов: здесь трапезничали иноки.

    На территории монастыря имелось множество хозяйственных построек – мастерских, амбаров, погребов, прачечных и пошивочных. В вытянутых вдоль стен двухэтажных или одноэтажных зданиях размещались кельи монахов. Настоятель монастыря – игумен или игуменья (монастыри могли быть и женскими) – жил в отдельных покоях. Самым высоким зданием монастыря была колокольня, звон колоколов которой разносился по всей округе, собирая народ на богослужение.

   Поскольку земля монастыря считалась священной, то быть погребенным на ней считалось большой честью. Это означало приближение к раю. На монастырских кладбищах хоронили не только монахов, но и знатных мирян. И чем знатнее был человек, тем ближе к храму его хоронили (бывало, что и в самом храме). Навеки оставались в монастыре миряне, заключенные в его кельи за проступки или попавшие в опалу: здесь они жили, здесь и умирали.

Ответы учащихся.

Учитель. В период раздробленности Русского государства земли Московского края были поделены между различными княжествами. И как свидетельствует историк

В. О. Ключевский, «каждый князь нового удела старался украсить свою резиденцию хоть одной обителью (монастырём); город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря или собора».

Послушайте отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Под Москвою на дорогах,

Средь лесов и пустырей

В старину стояло много

Сторожей–монастырей.

В них отцы–монахи жили,

В храмах каждый день служили,

Да была у них земля,

Огороды и поля…

Монастырские угодья

Сразу видны издали —

Так и пышет плодородьем

От монашеской земли…

Все, что видно вдаль и вширь,

Всем владеет монастырь…

Как объявится беда,

Весь народ бежит сюда.

Древнерусские твердыни

Сохранились и поныне.

Поезжай и посмотри

Под Москвой монастыри:

Новодевичий, Данилов,

И Андроньев, и Донской.

Эти стены вражью силу

Оттесняли под Москвой.

Вопрос классу: Почему Н. Кончаловская называет монастыри сторожами?

Ответы учащихся.

Задание для третьей группы: используя материал учебника стр. 45-47 и дополнительный материал, рассказать о том, как становились монахами, что двигало людьми при выборе этого пути?

Дополнительный материал для третьей группы.

   Кто же и как становился монахом? Обычно это были девушки и юноши не моложе 15–16 лет. Женатые люди, решившие постричься в монахи, должны были получить согласие другого супруга. Каждый монах проходил четыре этапа.

   Сперва желающий стать монахом поступал в монастырь на послушание: он жил в монастыре, носил обычную мирскую одежду и должен был выполнять любые порученные настоятелем работы. Дальше следовали три этапа посвящения. Если игумен убеждался, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершал обряд пострижения. У постригаемого в монахи крестообразно выстригали волосы на темени, в знак посвящения его Богу. Его с установленными молитвами облекали в неполное монашеское одеяние – рясу и высокую шапку без полей – камилавку, с тем чтобы он еще больше утверждался на избранном пути. Такой послушник назывался рясофорным.

   Вся монашеская одежда изготавливалась из грубого сукна черного цвета. В монастыре все было общим, даже одежда, которая не принадлежала монаху, хотя он ее и носил. Когда она изнашивалась, то ее сдавали в мастерскую, в починку, а монаху выдавали чужую, которую раньше носил другой монах. Инокам запрещалось носить двойные одежды, а также мех и украшения. Монастырский устав строго определял, какой должна быть одежда для молитв и для работы.

    Само иночество состоит из двух степеней – малого и великого образов ангельского жития, которые по–гречески называются малая схима и великая схима.

     Малая схима заключается в принятии строгих обетов – определенных обязательств. Так, монах отказывался иметь семью, какую–либо собственность и беспрекословно подчинялся монастырскому уставу. В знак полного отречения от мира он получал новое имя. Малосхимник носил мантию – верхнюю одежду без рукавов и клобук – головной убор, состоящий из камилавки и покрывала. Его могли возвести в сан священника или дьякона.

   Высшим монашеским чином на Руси была великая схима, которая предполагала самый суровый образ жизни. Иноку вручали расшитый крестами куколь – остроконечную шапочку–покрывало, спускавшуюся на плечи, грудь и спину, и перевязь – в знак того, что он понесет свой крест.

Ответы учащихся.

Задание для четвёртой группы: используя материал учебника стр. 46-47 и дополнительный материал, рассказать об образе жизни монаха в монастыре, сделать вывод о том, в чём же заключался монашеский подвиг? Может ли жизнь монаха быть для нас примером и в чём?


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!