Первомайская демонстрация американских трудящихся, 40 страница



«Анатом американской культуры», как назвал его известный литера-
турный критик Г. Менкен, Льюис в своих лучших сатирических и со-
циально-критических романах 20-х годов выставлял на всеобщее обозре-
ние пороки и язвы «долларовой цивилизации». Он одним из первых
художественно запечатлел то, что позднее философы определили поня-
тиями «массовая культура», «массовое общество», «отчуждение личности».
Путь Льюиса был сложным, противоречивым. Уже в конце 20-х го-
дов в его творчестве обозначился известный спад, о чем свидетельство-
вал роман «Додсворт» (1929). В 30—40-е годы подъемы и спады обозна-
чились с еще большей резкостью. В известном смысле Льюис пошел
вперед, его сатира приобрела политическую направленность. В центре
романа «Энн Виккерс» (1933) — женщина, сильная, волевая, вдохновлен-
ная идеалами гуманности и справедливости. Однако уже в романе «Про-
изведение искусства» (1934 ), явно неудачном, Льюис выступил с аполо-
гией честного, добропорядочного бизнесхмена, противопоставляемого «бо-
геме». Затем писатель вновь переживает творческий взлет. Необычайно
чуткий к пульсу общественной жизни, Льюис в антифашистском сатири-
ко-утопическом романе-предупреждении «У нас это невозможно» (1935),
появившемся в преддверии президентских выборов 1936 г. и ставшем

40 Начало творческого пути С. Льюиса см.: Там же, с. 479.


 

подлинной общественной сенсацией,
выступил как пионер антифашист-
ской темы, привлек внимание к опа-
сности «коричневой» угрозы в ее
американской разновидности. В ро-
мане «Гидеон Плениш» (1943) с
присущим ему сатирическим блес-
ком и остроумием он высмеял бур-
жуазного карьериста, паразитирую-
щего на ниве педагогики и «филант-
ропии». Большой резонанс имел и
его широко известный антирасист-
ский роман «Кингсблад — потомок
королей» (1947).

CИHКЛЕР ЛЬЮИС

Романы С. Льюиса рассматрива-
ют иногда как своего рода беллет-
ристическую параллель к книгам
Генри Менкена (1880-1956), кри-
тика и публициста, одного из куми-
ров либеральной интеллигенции
20-х годов. В сборниках статей «Кни-
га предисловий» (1917), «Предрас-
судки» (6 серий, 1919-1927) Мен-
кен издевался над ограниченностью
американского мещанина, «буба»
(от boob — глупец), «каталогизиро-
вал» в виде документальных пасса-
жей образчики невежества и пош-
лости провинциальной журналисти-
ки («Американа», 1926). В середине 20-х годов приходит известность
и к Ринголду Уилмеру Ларднеру (1885—1933), талантливому новеллисту,
сатирику, умевшему показать «столпов» и «кумиров» «американского».
образа жизни» с их воинствующей пошлостью, грубостью, мещанским
эгоизмом (рассказы «Чемпион», «Гнездышко любви» и др.).

В 20-е годы выдвинулась группа писателей, которых называют худож-
никами «потерянного поколения»: Э. Хемингуэй, Дж. Дос Пассос,
Ф. С. Фицджеральд, У. Фолкнер. В раннем творчестве этих очень раз-
ных мастеров слова, пути которых в дальнейшем разошлись, имелись
существенные общие точки соприкосновения. Пройдя сквозь горький
опыт первой мировой войны, осудив ее как бессмысленную бойню, они
выразили чувство глубочайшего разочарования в буржуазном обществе-
и его идеалах.

Участник первой мировой войны Эрнест Миллер Хемингуэй (1899—
1961), подобно многим его собратьям по перу, начал как репортер, жур-
налист в Канаде (1920-1921), затем в Европе (1922-1923). Очерки,
публицистика составляют вообще важный пласт его творчества. Обосно-
вавшись в Париже, в художественной среде «экспатриантов» (эта пора
его жизни была позднее воссоздана в книге воспоминаний «Праздник,
который всегда с тобой», 1964), Хемингуэй полностью отдается литера-
турному творчеству, дебютировав книгой рассказов «В наше время»
(1925). В 20-е годы формируется неповторимый хемингуэевский стиль,


506


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


507


 


лаконичный, простой и прозрачный, отличающийся двуплановостью
когда объективное, наглядное изображение событий слито с подтекстом,
образующим весьма емкую подводную часть его знаменитого «айсберга».
Этими особенностями уже отмечены сборник рассказов «Мужчины без
женщин» (1927) и первый роман «И восходит солнце» («Фиеста», 1926).
Подлинным триумфом Хемингуэя-художника стал антивоенный роман
«Прощай, оружие» (1929), произведение редкой гармоничности и цель-
ности, вызвавшее всемирный резонанс.

Место рядом с Хемингуэем в 20-е годы по праву занимает Фрэнсис
Скотт Фицджеральд (1896—1940), художник, продолживший традиции
романтизма, создавший своеобразную повествовательную манеру, соеди-
нившую в себе лиризм, поэтичность, пластичность и тонкий психологизм.
В ранних произведениях он не только запечатлел безумную жажду на-
слаждений, овладевшую «золотой молодежью» в пору послевоенного
бума, «века джаза», но и силой своего острокритического, «второго зре-
ния» увидел пустоту, ущербность «сладкой жизни». Эти мотивы присут-
ствуют в ранней повести «Первое мая» (1920), в романах «По ту сторо-
ну рая» (1920) и «Прекрасные и проклятые» (1922). Одним из самых
впечатляющих художественных свидетельств эпохи явился знаменитый
и лучший роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925), классический
образец американской прозы, своеобразный вариант «американской тра-
гедии». Его главный герой — Джей Гэтсби — не только делец, нувориш,
но и романтик, охваченный сильным чувством к холодной красавице
Дейзи Бьюкенен, олицетворяющей бездушие мира богачей.

Кризисное десятилетие было нелегким для Фицджеральда, продук-
тивность которого снизилась, однако писатель не остался глух к пульсу
общественной жизни11. К началу 30-х годов относится его интерес к
марксизму. Роман «Ночь нежна» (1934), отмеченный поэтичностью и
психологизмом, говорит о возросшем критицизме Фицджеральда к «очень
богатым людям». Во второй половине 30-х годов Фицджеральд, пережи-
вающий творческий кризис, был занят поденной работой в Голливуде,
что отразилось в оставшемся незавершенным романе «Последний магнат»
(посмертно издан в 1945 г.).

Расцвет поэзии США, начавшийся как раз в канун первой мировой
войны и обычно называемый «поэтическим Ренессансом» (1912—1925),
продолжался и в начале первого послевоенного десятилетия. К. Сэнд-
берг12 выпускает ряд новых поэтических сборников: «Дым и сталь»
(1920), «Доброе утро, Америка» (1928), «Народ, да» (1936); последний
одушевлен верой поэта в светлое будущее страны, в неодолимую мощь
народа. Много сил отдает он созданию шеститомной биографии Линколь-
на (1926—1939), который предстает как государственный деятель ярко
выраженного демократического склада, приверженный прогрессивным
идеалам. Демократизм, органически присущий и самому Сэндбергу, ска-
зывается в его активной работе по собиранию американского фольклора,
в особенности народных песен. В годы второй мировой войны он занимал
четкую антифашистскую позицию.

Как и Сэндберг, традицию реализма в поэзии развивал в послевоен-

11 Фицджералъд Ф. С. Портрет в документах. Письма. Из записных книжек. Воспо-
минания. М., 1984.

12 О начале творческого пути Сэндберга см.: История США, т. 2, с. 485—486.


 

ные годы Роберт Фрост 13, художник-
гуманист. Его поэтические сборники
«Hью-Гэмпшир» (1923), «Ручей, те-
кущий к западу» (1928), «Дальний
хребет» (1936), «Дерево-свидетель»
(1942) и др.—подтверждение широ-
кого светлого взгляда на мир, любви
к природе, вере в человека. Мастер
пейзажной лирики и философской
медитации, Фрост в отличие от
Сэндберга, мастера свободного стиха,
более традиционен, использует бе-
лый, реже рифмованный стих.
В 1962 г. 88-летний поэт посетил
СССР, где был тепло принят совет-
скими писателями 14.

РОБЕРТ ФРОСТ

20—30-е годы — время активной
работы Уильяма Карлоса Уильямса
(1883—1963), который стремился
передать самый ритм, дух, глубин-
ный смысл своего времени, воспро-
изводя его в образах, осязаемых и
пластичных (сборники «Кора в аду»,

1920, «Кислый виноград», 1921,                                           

и др.). Поэма «Патерсон» (1946—
1958)была задумана им как современные «Листья травы».

«Поэтический Ренессанс» дал импульс развитию (не без влияния
европейских, особенно французских, образцов) различных авангардист-
ских, модернистских течений и школ. Среди авангардистов в 20-е годы
выделялся Эдуард Эстлин Каммингс (1894—1962), автор антивоенного
романа «Громадная комната» (1922), ряда поэтических сборникoв
(«Тюльпаны и труба», 1926; «Будет пять», 1927; и др.), в которых oн
увлекался экспериментальным языкотворчеством. Одним из влиятельныx
теоретиков авангардистских новаций в области стилистики была Гертрy-
да Стайн (1874—1946), культивировавшая самодовлеющее слово и фрa-
зу, нередко оторванные от реальной жизни. Некоторые ее приемы иc-
пользовал молодой Хемингуэй.

Признанным лидером американского модернизма был поэт Эзpa
Лумис Паунд (1885—1972), у которого ироническое отношение к мещан-
ским ценностям соединялось с аристократическим снобизмом и презрe-
нием к народу, толпе. Паунд стремился «реанимировать», оживить
омертвелые, как он считал, стиховые формы, создать «новую поэзию», эли-
тарную, рассчитанную на «посвященных», но при этом многие его поиckи
обретали формалистический характер. Антигуманизм и антидемократизм
привели Паунда на реакционные позиции: в 30-е годы он уезжал в Итa-
лию, увлеченный социальной демагогией Муссолини, в годы вторoй
мировой войны обращался к войскам союзников по радио с профашист-
скими воззваниями.

13 О начале творческого пути Фроста см.: Там же, с. 485.

14 Фрост Р. Из девяти книг. М., 1962.


508


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


509


 


Видную роль играл в эти годы влиятельный англо-американский кри-
тик, «мэтр» поэтического модернизма XX столетия Томас Стернз Элиот
(1888—1965), лауреат Нобелевской премии (1948). Художник большого
таланта, Элиот оказал сильнейшее воздействие на развитие англо-амери-
канской поэзии. Оригинально передал он трагический удел индивида, за-
терянного в хаосе жестокого, безжалостного мира, но при этом пессими-
стически оценивал будущее, осуждал революционные перемены. Широкую
известность приобрела его символико-аллегорическая поэма «Бесплодная
земля» (1922): уловив кризисные явления буржуазного мира, Элиот рас-
пространил свою пессимистическую концепцию на всю современную
цивилизацию. В русле модернизма развивалось и творчество талантливого
поэта Харта Крейна (1899—1932), автора поэмы «Мост» (1930), испол-
ненной смутных видений и аллегорий, посвященной Бруклинскому мосту
как символу американской цивилизации.

Кризис 1929—1933 гг., потрясший до основания здание капитализма,
оставил неизгладимый след во всех сферах американской жизни, в том
числе и в сфере культуры, искусства, литературы. 30-е годы называют
«голодными», «злыми», «грозовыми», но выразительнее всего — «красные
тридцатые». В это время впервые в национальной истории миллионы аме-
риканцев, в том числе и мастера культуры, обратились к научному со-
циализму: так, 20-е годы прошли под знаком увлечения фрейдистским
психоанализмом, а 30-е отмечены решительным поворотом в сторону
марксистской философии.

Само отношение к наследию «красных тридцатых» стало своеобраз-
ным барометром, указывающим на общественно-политический климат
в стране в разные исторические периоды. После многих лет откровенного
поношения и тенденциозного подхода в 60—70-е годы проявилось новое
отношение к литературе «грозового десятилетия», в частности более
объективная ее оценка. В последние годы заметен интерес к выявлению
художественного вклада, сделанного в это десятилетие.

Кризис и последовавшая за ним депрессия обострили, сделали
рельефным процесс поляризации сил в литературе. В то самое время,
когда многие писатели повернули влево, происходило оживление различ-
ных буржуазно-охранительных течений. Своеобразным противовесом
марксистской и социологической критике стало выдвижение группы ли-
тературоведов и философов эстетско-формалистического толка во главе
с И.. Бэббитом, Н. Форстером и П. Э. Мором, которые обнародовали свой
манифест «Новый гуманизм» (1930). В нем под флагом защиты «эстети-
ческих ценностей» от «натуралистической грубости» велась откровенная
атака на литературу критико-реалистической направленности и жизнен-
ной правды 15.

Еще в 20-е годы консервативно настроенные писатели-южане создали
группу «Фыоджитивс» («Беглецы»); в нее входили Аллен Тейт, Джон
Кроу Рэнсом, Клинт Брукс и другие, которые в программном манифесте
«Моя позиция» (1930) резко осуждали «северный индустриализм» как
источник всех социальных зол. Многие из них образовали формалисти-
ческую критико-эстетическую школу, так называемую «Новую критику»,
задававшую тон в университетах в 40—50-е годы.

В произведениях писателей-модернистов порой содержалась критика

15 Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х годов XX в. М., 1974, с. 31—39.


буржуазно-мещанского мира, но в то же время фетишизировалось тем-
ное, биологическое начало в человеке. Примером этого было творчество
Генри Миллера (1891—1980), выразившего анархо-индивидуалистический
протест против бездуховности, прагматизма и серости американской дей-
ствительности. Однако его бунт вылился лишь в осмеяние морально-
нравственных норм мещанской среды, проповедь эгоцентрической свобо-
ды от общественного долга (романы «Тропик Рака» (1934) и «Тропик
Козерога» (1939)). Критик-коммунист Сидней Финкельстайн, характери-
зуя творчество Генри Миллера, писал: «Мрак заслоняет от Миллера
горящие в мире путеводные огни прогресса, и писатель видит лишь поро-
ки, которые осыпает бранью. Это губит в нем поэта» 16.

Однако определяющим в «красное десятилетие» стало развитие лите-
ратуры радикальной, а то и революционной ориентации. Социальный
опыт, накопленный писателями в 30-е годы, знаменовал, по словам
М. Голда, «становление новой философии, нового взгляда на материал
и саму страну» 17. Это сказалось в новой концепции человека. В лите-
ратуре 30-х годов акцент делался на социально-классовой характеристикe
героев, ее привлекал человек в сфере трудовой деятельности, обществен-
еой активности, находящийся в процессе духовного, нравственного роста.
Для литературы этого десятилетия характерно также обращение к меж-
дународной проблематике, интерес к социалистическому строительству
в СССР (Т. Драйзер, А. Р. Вильямc, Э. Уилсон, Л. Хьюз, У. Фрэнк и др.),
к антифашистской борьбе в Германии (Л. Хелман, Э. Райе), к войнe
и революции в Китае (П. Бак, А. Смедли, Э. Сноу).

Меняется сама позиция писателей, все острее ощущающих прямую
личную причастность к судьбам миллионов соотечественников. Пафоc
коллективизма, утверждение героя, ищущего единения с другими людьми
{у Стейнбека в «Гроздьях гнева», Фрэнка в «Смерти и рождении Дэви-
да Маркенда», Трамбо в «Джонни получил винтовку», во многих образ-
цах пролетарского романа),— замечательная и совершенно новая чертa
этой литературной эпохи. Она весьма удачно выражена в словах Гарри
Моргана — героя романа Хемингуэя, ставших крылатыми: «Человек один
не может ни черта» 13. Известный критик М. Каули, участник литера-
турного движения 30-х годов, так характеризовал новый психологиче-
скии климат десятилетия: «В это время говорили не ,,я", а „мы", не ,,мое"

а „наше"» 19.

Критики-коммунисты возглавили движение «Клубов Джона Рида»,
первый из которых был создан в Нью-Йорке осенью 1929 г. К 1934 г.
их число достигло 35, они объединяли литераторов-рабочих, рабкоров,
художников, графиков, стихийно возникавшие на предприятиях художe-
ственные и театральные коллективы. После роспуска «Клубов Джонa
Рида» в 1934 г. в апреле следующего года состоялся первый учредитель-
вый конгресс Лиги американских писателей, представивший фактичесkи
весь цвет прогрессивной американской литературы. Центральное местo
заняла на конгрессе дискуссия о путях развития пролетарского романa.
Второй съезд лиги (июнь 1937 г.) прошел под знаком испанских собы-
тий; на нем с большой силой прозвучали призывы к защите культуpы

16 Финкелъстайн С. Экзистенциализм в литературе США. М., 1967, с. 224.

17 Писатели США о литературе: В 2-х т. М., 1982, т. 2, с. 165.

18 Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1968, т. 2, с. 632.

19 New York Times Book Review, 1964, Dec. 13, p. 4.


510


IV. НАУКА II КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


511


 


от «коричневой» угрозы, осуждение позиции «нейтрализма» и ухода oт
борьбы.

Гражданская активность писателей, особенно в начале 30-х годов,
стала важным фактором общественной жизни в стране. В 1932 г. была
издана брошюра «Культура и кризис», под которой стояли подписи более
50 деятелей американской литературы, в том числе Андерсона, Дос Пас-
соса, Стеффенса, Колдуэлла, Фрэнка и др. Тогда же группа писателей
выступила с поддержкой кандидатов Компартии на президентских выбо-
рах — У. 3. Фостера и Дж. Форда.

Писатели не ограничивались печатными заявлениями и декларациями.
В 1931 г. группа литераторов (Дос Пассос, Каули и др.) во главе с Драй-
зером расследовали условия жизни бастующих шахтеров в Харлане
(штат Кентукки). Итогом стал коллективный сборник «Говорят горняки
Харлана» (1932). Гражданственная позиция писателей США нашла свое-
наиболее яркое выражение в прямом участии многих из них в защите
республиканской Испании в качестве корреспондентов и солдат-интер-
бригадовцев.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!