Первомайская демонстрация американских трудящихся, 43 страница



Стремление запечатлеть события в Испании во всей их сложности
и противоречивости определяет пафос его прославленного романа «По ком
звонит колокол» (1940), произведения, созданного уже после поражения
Испанской республики. Роман с его «спрессованностью» во времени и
локализацией действия построен как бы в духе трех единств античной
трагедии. В то же время экскурсы в прошлое героев, их «образы памя-
ти», выходы за пределы Сьерры придают этому произведению необходи-
мую масштабность и глубину. Сама гражданская война предстает у Хе-
мингуэя во всем ее трагизме.

Рисуя широкую жизненную картину, Хемингуэй остается в романе
«По ком звонит колокол» художником лирического склада. Он умеет в
частном, индивидуальном видеть общее: для него партизанский отряд
Эль Сордо — это микромир всей Испании. Роберт Джордан — очередное
звено в типологии хемингуэевских героев; но он уже существенно отли-
чен от своих предшественников. Джордан — человек несравненно более
Духовно богатый, интеллектуальный, постоянно размышляющий над про-
исходящим. В романе художественно осознается связь судьбы героя с ве-
ликими событиями века. Найдя эстетическое выражение своей филосо-
фии стоицизма, Хемингуэй создал неповторимый стиль, который можно
было бы определить: мужественная простота.


522


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


523


 


Межвоенное двадцатилетие характеризуется также успехами в лите-
ратурной сфере различных этнических групп, прежде всего негров.
В это время литература «черной» Америки впервые вышла на общена-
циональную сцену, а такие писатели, как Ленгстон Хьюз, Ричард Райт
У. Э. Б. Дюбуа, выросли в художников общенационального масштаба,
что отразило рост этнического самосознания негритянского населения.
Наиболее значительное явление в литературе черных 20-х годов —
это так называемый «негритянский» или «гарлемский Ренессанс». Он
означал качественно новые явления в художественной жизни негров,
этап «этнического открытия», разрыв с некоторыми шаблонами прош-
лого, довлевшими над негритянской литературой XIX — начала XX в.
Впервые деятели негритянской культуры и литературы стали осозна-
вать себя самобытными художниками, разрабатывающими свой специфи-
ческий этнический материал; началось освоение негритянского фолькло-
ра, в частности музыкального, таких его форм, как спиричуэле и блюзы.
В 1925 г. под редакцией А. Локка вышла известная антология «Новый
негр», содержащая эстетическую программу «гарлемцев». Настроения
«протеста, бунта, отчаяния» отозвались в поэзии Клода Маккея (1890—
1948), связанного в начале 20-х годов с рабочим движением. Он был
первым черным поэтом, который горячо и страстно выразил негодование
против расовой дискриминации («Изгой», «Ваши двери», «Америка»
и др.). Джин Тумер (1894—1967) удачно дебютировал сборником поэти-
ческой прозы «Тростник» (1923), предисловие к которому написал
У. Фрэнк. Каунти Каллен (1903—1946), поэт лирического склада, пи-
савший в традиционной манере, близкий к английским романтикам, вы-
пустил в 1925 г. сборник стихов «Цвет».

Наиболее значительным писателем «негритянского Ренессанса», пред-
ставлявшим в нем демократическое крыло, был Ленгстон Хьюз (1902—
1967), заявивший о себе первыми сборниками стихов «Усталый блюз»
(1926) и «Хорошие вещи в закладе» (1927). В поэзии Хьюз, воспевший
простых людей Гарлема, органически соединил уитменовскую традицию
свободного стиха с элементами и формами негритянского фольклора,
в частности с блюзом. Резко повернувший влево в 30-е годы, Хьюз наи-
более отчетливо представлял те новые черты, которые обрела прогрессив-
ная негритянская литература в пору «красного десятилетия». На смену
«новому негру», выдвинутому «гарлемским Ренессансом», во многом еше
условной фигуре, пришел «новый новый негр» (если употребить выраже-
ние критика Дж. Янга). Им стал пролетарий, испольщик, бедняк и тру-
женик, взятый из самой «глубинки», не «ниггер», добивающийся благо-
склонности белого человека, а личность, способная постоять за себя.
Хьюз, сблизившийся в это десятилетие с рабочим движением, пере-
живает большой творческий подъем: его автобиографический роман
«Смех сквозь слезы» (1930) рисует картины детства писателя, автобио-
графическая книга «Открытое море» (1940) содержит интересные зари-
совки художественной жизни 20-х годов, в частности «гарлемского Ренес-
санса». Горячим протестом против дискриминации был пронизан извест-
ный сборник новелл «Нравы белых» (1934). Много сил отдал Хьюз орга-
низации негритянского театра, писал пьесы прямой агитационной
направленности (среди них наиболее известная «Скотсборо», 1932).
В 1932—1933 гг. Хьюз совершил поездку в Советский Союз, итогом ко-
торой стала брошюра «Негр смотрит на Советскую Среднюю Азию»


(1934). В его стихах звучат призывы к солидарности со всеми борю-
щимися народами мира, славится героика классовой и стачечной борьбы,
осуждается эксплуататорская сущность капитала. Поэт-интернациона-
лист, Хьюз первым в негритянской литературе воспел единение черных
и белых рабочих. Героическая, социальная тема с наибольшей силой вы-
пажена в его известном сборнике «Новая песня» (1938).

В 30-е годы писатели-негры впервые обратились к героическим стра-
ницам истории освободительной борьбы своего народа: поэт и критик
Стерлинг Браун (р. 1901), отдавший много сил изучению фольклора, вос-
пел Ната Тернера; Роберт Хейден (1913—1970)—Туссена Лувертюра
(вождя восставших негров на Гаити) и Фредерика Дугласа; Арна Бон-
там (1902—1973), поэт, критик, прозаик, посвятил роман «Черный гром»
(1936) Габриэлю, стоявшему во главе восстания невольников в 1800 г.
и мужественно встретившему смерть от рук рабовладельцев.

Но, безусловно, «ключевой» фигурой в истории негритянской литера-
туры 30—40-х годов был уже упоминавшийся Ричард Райт: осваивая
«этнический», негритянский материал, используя элементы негритянско-
го фольклора, он придал ему универсальное, общеамериканское звуча-
ние, явился «духовным отцом» для писателей «новой волны», выдвинув-
шихся в условиях «негритянской» революции 60-х годов, для Дж. А. Бол-
дуина, Лоррейн Хенсберри, Дж. Килленса и др.

Годы второй мировой войны очерчиваются как определенный этап в
истории американской литературы. В это время большинство прогрессив-
ных писателей занимают последовательно антифашистские позиции, вы-
ражают симпатии Советскому Союзу, присоединяют свой голос к требо-
ваниям открытия второго фронта. Одни писатели работают военными
корреспондентами (Э. Хемингуэй, Э. Колдуэлл, Дж. Херси), другие тру-
дятся в Голливуде, содействуя выпуску военных фильмов патриотическо-
го, антифашистского содержания (Л. Хелман, А. Бесси, Д. Трамбо и др.).
Даже У. Фолкнер, работавший в кино, пишет сценарий, посвященный
•французскому Сопротивлению, который, однако, не был принят. Неко-
торые писатели (Стейнбек, Сароян) по заданию военных ведомств пуб-
ликуют пропагандистские материалы, содействуя мобилизации усилий на
борьбу с нацизмом.

Среди первых произведений, непосредственно отразивших героику
антифашистской борьбы, стала повесть Стейнбека «Луна зашла» (1942),
Действие в которой развертывается в одной европейской стране (очевид-
но, Норвегии), подвергшейся нацистской оккупации. Свою повесть Стейн-
бек переработал в одноименную пьесу. Процесс нравственного прозрения
человека, героический поступок рядового немца Вилли Веглера, освобож-
дающегося от нацистского дурмана, бросающего ценой жизни вызов фа-
шизму,—в центре романа А. Мальца «Крест и стрела» (1944), действие
в котором происходит в Германии в 1942 г.

Антирасистскую тему продолжает Э. Колдуэлл (повесть «Случай в
июле», 1940). Наиболее значительной книгой, созданной им в это время,
стала повесть «Мальчик из Джорджии» (1943), носящая автобиографи-
ческий характер: сквозь призму восприятия 12-летнего подростка он рис^г-
eт драму семьи тружеников. Элементы натурализма отличают роман «Тра-
гическая земля» (1944), рисующий быт поселка, выросшего рядом с по-
роховым заводом. Среди немногих художественных произведений о войне
выделяется роман Джона Ричарда Херси (р.  1914) «Колокол для Ада-


524


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


525


 


но» (1944), действие которого происходит на итальянском фронте, где
автор был военным корреспондентом.

В период войны Фолкнер, оставаясь верным главным идейно-художе-
ственным мотивам своего творчества, намеченным в 30-е годы, выпускает
сборник новелл «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла знаменитая повесть
«Медведь», философская притча о столкновении девственной природы с
жестокой всесокрушающей цивилизацией.

Масштабность жизненных картин, ясность социального анализа и сме-
лость обобщений, касающихся американской действительности, стремле-
ние показать человека в его многообразных общественных связях, бо-
гатство художественных форм и плодотворные эстетические поиски
наконец, критический пафос — таковы наиболее привлекательные
особенности реалистической литературы США рассматриваемой эпохи.
Творчество таких писателей, как Хемингуэй и Фолкнер, Льюис п Стейн-
бек, Вулф и О'Нил, Колдуэлл и Райт, получило международное призна-
ние. Идейно-художественные достижения особенно значительны в облас-
ти «высокой прозы», социального романа США, который стал фактором
мирового художественного процесса.

«Красные тридцатые» остались как уникальная эпоха в истории на-
циональной литературы, вдохновленной широким общественным движе-
нием и борьбой масс. Для Драйзера, Хемингуэя, Фолкнера, Льюиса,,
Стейнбека, Колдуэлла, Райта эти годы были временем их высших
творческих успехов. После 1945 г. литературе США не удалось поднять-
ся до' тех социальных обобщений, которые отличали ее в межвоенный:
период. Однако в лучших произведениях Уоррена, Стайрона, Воннегута,
Чивера, Гарднера, Джонса, Мейлера и других в новых исторических ус-
ловиях были продолжены традиции реализма и социальной критики. Не
иссякла и социалистическая традиция, пережившая взлет в пору «крас-
ного десятилетия».

2. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР

Межвоенные годы оказались плодотворными для всех видов американ-
ского искусства, в том числе и для театра. Именно тогда произошло под-
линное становление национально самобытного театрального искусства в
США. Этому способствовало появление большой группы драматургов во
главе с Юджином О'Нилом, вставших вровень с такими мастерами прозы
и поэзии, как Хемингуэй, Фолкнер, Стейнбек, Льюис, Фрост и другие,
а также выдвижение талантливых режиссеров, художников сцены, акте-
ров, формирование ряда театральных коллективов и объединений, привер-
женных принципам реализма в сценическом искусстве.

В начале века в США задавали тон драматурги явно среднего уровня
(Огастес Томас, 1857-1934; Клайд Фитч, 1865-1909; Уильям Воэн Му-
ди, 1869—1910; и др.), представлявшие американскую действительность
в радужно-оптимистическом духе 28. На заре столетия в театре, носящей
коммерческий характер, прежде всего на Бродвее, доминировала «хорошо
сделанная пьеса», развлекательная мелодрама, базирующаяся на внешних
сценических эффектах в ущерб серьезному жизненному содержанию. Вмес-

28 Один из редких образцов социальной драмы — «Кража» (1910) Дж. Лондона была
отвергнута театрами и увидела свет рампы уже после смерти ее автора.


те с тем общий рост демократических и реалистических тенденций в
американском искусстве стимулировал и плодотворные веяния в театре,
пpоявившиеся уже в начале столетия. Важную роль сыграл созданный
при Гарвардском университете в 1912 г. профессором Джорджем Пир-
сом Бейкером (1866—1935) семинар по драматургическому искусству
(с 1925 г. он вел его в Йелском университете).

Преобразованию театрального искусства содействовало начавшееся в
1910-е годы движение так называемых «малых театров». Они возникли
в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, носили поначалу любительский
характер, затем выросли в профессиональные коллективы. Ориентируясь
на широкого демократического зрителя, они ставили лучшие образцы ми-
ровой драматургии (Ибсен, Шоу, Чехов и др.), а также молодых амери-
канских авторов (Ю. О'Нил, Дж. Рид и др.), утверждали в целом реали-
стические сценические принципы, подрывали монополию буржуазно-
развлекательного коммерческого бродвейского театра. Среди них
выделялась экспериментальная группа актеров и драматургов «Актеры
Провинстауна», созданная в 1915 г. В нее, в частности, входили молодой
Юджин О'Нил, критик Флойд Делл, Джон Рид (перу которого принадле-
жит несколько пьес: «Заход луны», 1913; «Свобода», 1916; «Мир, кото-
рый выходит за пределы достижимого», 1919, сатира на версальских
«миротворцев»). «Актерами Провинстауна» (позднее они обосновались
в Нью-Йорке, в Гринвич Вилледже) были осуществлены первые поста-
новки одноактных «морских пьес» О'Нила с их суровым, грубоватым реа-
лизмом, что явилось своеобразным вызовом закрепившимся театральным
канонам.

В 1915 г. был создан интересный коллектив «Вашингтон-сквер плей-
ерc», осуществивший за четыре года работы более 60 постановок, в том
числе пьес М. Метерлинка, Дж. Рида, Т. Драйзера, Б. Шоу, А. П. Че-
хова, Л. Н. Андреева. На его базе в 1919 г. возникла крупнейшая теат-
ральная группа, пережившая свой расцвет в 20-е годы,— «Тиэтр гилд».
Коллективом, просуществовавшим до 1948 г., руководили Филип Меллер,
Ли Симонсоы, Лоуренс Ленджер и др. В нем осваивались выдающиеся
образцы мировой драматургии, в частности пьесы Ибсена, Стриндберга,
Шоу, Чехова, Толстого, Гауптмана и др. Они давали режиссерам и акте-
рам благодарный материал для творческого совершенствования и роста.
В 1926 г. режиссер и актриса Елена Ле Гальен организовала Граждан-
ский репертуарный театр (1926—1933), ставивший пьесы западноевро-
пейских и русских авторов. В 20-30-е годы наряду с опытными масте-
рами старшего поколения (М. Адамc, семья Барримор-Диана, Этель, Джек,,
Джон, Кетрин, Лайонел) в театр пришли талантливые молодые актеры
(А. Лант, Л. Фонтейн, К. Хепберн, Э. Хейс, Г. Фонда, А. Байрон
я др.) 29.

Поездка МХАТ в США в 1922—1924 гг. дала сильнейший стимул к
развитию реализма в американском театре. В условиях американской k
«системы звезд» он продемонстрировал силу театрального коллектива как
единого творческого ансамбля, руководимого принципом максимальной
верности правде жизни. К. С. Станиславский имел основание констати-
ровать: «Наши гастроли в Америке не прошли бесследно. Вся история

29 Bloom D. A Pictorial History of the American Theatre, 1900—1956. N. Y., 1956.


526


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


527


 


американского театра сейчас делится на два периода: „до" и „после"
приезда Художественного театра» 30. В США начинается серьезное изу-
чение системы Станиславского, специально для этой цели создается
Американский лабораторный театр. Несколько американских режиссеров
(X. Фленеген, Г. Клермен и др.) приезжают в Москву для того, чтобы
изучать опыт Станиславского, Мейерхольда, Таирова. Наиболее успешно
принципы Станиславского реализуются в деятельности «Груп тиэтр» в
30-е годы.

Однако на Бродвее (где имелось до 80 театральных зданий, а число
постановок достигало 280 в год) задавали тон драматурги (С. Н. Бер-
ман, Дж. Кауфман, Ф. Барри и др.), создающие не лишенные блеска и
остроумия комедии, тем не менее ориентированные на вкусы буржуазно-
го зрителя.

Период с 1915 по 1925 г., отмеченный интенсивными процессами об-
новления драмы и сцены, некоторые критики называют «театральным
Возрождением». Именно тогда выдвигается группа «новых драматургов»,
признанным лидером которых стал О'Нил (1888—1953). Созданная им
«новая драма», исполненная социально-критического пафоса, с сатири-
ческим и трагедийным уклоном, философской углубленностью запечат-
левала американскую жизнь и национальные характеры в их подлинном
выражении. О'Нилу суждено было сделаться основоположником нацио-
нальной драматургии, ее классиком и вырасти в фигуру общемирового
значения. Он дебютировал сборником «„Жажда" и другие одноактные
пьесы» (1914). В 1920 г. О'Нил получил известность на Бродвее после
премьеры драмы «За горизонтом». Как в свое время «Сестре Керри»
Драйзера, и ей выпала «пионерская» роль в судьбе американского театра.

Коллизии личной жизни драматурга, острейшие социальные конфлик-
ты, которые он отражал, в частности первая мировая война,— все это
определило сумрачную, трагедийную окраску его произведений. Экспери-
ментатор и новатор, стремившийся к созданию «современной трагедии»,
О'Нил был крепко связан с классической драматургической традицией:
с античной трагедией Эсхила и Софокла, с Шекспиром, с театром рубежа
XIX—XX вв.— Ибсеном, Шоу, Гауптманом, Горьким, Чеховым, «новой
драмой», одной из форм которой сделалось его собственное творчество.
При этом он исходил из концепции двухмерности, двуплановости драма-
тургического произведения: стремился просто запечатлеть конкретных
людей, их конфликты и устремления, но переносил нравственно-этиче-
ские проблемы в некий вневременной, метафизический план. Проникая в
тайники человеческой души, О'Нил опирался и на теории психоаналити-
ков Фрейда и Юнга.

Художественный метод О'Нила, оригинальный продукт художест-
венных и философских исканий XX в., был в основе реалистическим.
Вместе с тем он отличался богатством стилистических приемов, аккуму-
лировал элементы символической, натуралистической, экспрессионисти-
ческой поэтики. Сам драматург уподоблял себя «плавильному котлу»,
в котором из: многих современных стилей выплавлялась его собственная
самобытная техника. Свой метод О'Нил именовал «супернатурализмом»,
видя цель в создании «сгущенной правды», некоей квинтэссенции жизни,


 

в «обнажении души», освобождении
ее от «тяжеловесной, обездуховлен-
ной плоти... от жирных фактов»31.

ЮДЖИН О'НИЛ

Двадцатые годы оказались наи-
более плодотворной порой для
О'Нила: в ряде пьес, нередко экспе-
риментируя в области формы, он от-
зывался на общественные и социаль-
ные проблемы, осуждая подавление
личности бездумной техникой (в пье-
се «Динамо»), собственническую
алчность, расовые предрассудки.
В критицизме О'Нила сказалась
«социалистическая закалка», полу-
ченная им в ранние годы, в пору бли-
зости к левым, радикальным кругам,
к журналу «Мэссиз». Так, в дра-
ме «За горизонтом» раскрывается
«сквозной» для О'Нила мотив разла-
да между мечтой и унылой буржу-
азно-мещанской действительностью;
в «Косматой обезьяне» (1922), напи-
санной в экспрессионистской ма-
нере, показано обесчеловечивающее
воздействие капитала на людей тру-
да; психологическая драма «У всех


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!