ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ 2 страница



Все металлы — твердые тела.

Ртуть не является твердым телом.

Ртуть не является металлом.

В этом умозаключении заключение получилось ложным имен­но потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть ис­тинными суждениями (имеется в виду, что правила логики соблюде­ны). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом ис­тинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение, например:

Все тигры полосатые.

Это животное полосатое.

Это животное — тигр.                       <

Во втором умозаключении обе посылки — истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что было нарушено одно из правил умозаключения.

Между истинностью суждения и правильностью построения умо­заключения имеется тесная связь, выражающаяся следующим обра­зом: для того чтобы гарантировать истинность заключения, необходи­мо опираться на истинные посылки и соблюдать правила логики, правила того или иного умозаключения.

Основные этапы развития формальной логики

Формальная логика в своем развитии прошла два основных эта­па. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого фило­софа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Основными работами Арис­тотеля по логике являются «Первая аналитика» и «Вторая аналити­ка», в которых даны теория силлогизма, определение и деление поня­тий, доказательство.

В дальнейшем логики объединили все перечисленные работы Ари­стотеля под общим названием «Органон» («Орудие познания»). Пер­вые три закона мышления Аристотель изложил также в своем главном произведении «Метафизика». Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции. Логику Аристотеля обычно называ­ют традиционной формальной логикой. Традиционная формальная ло­гика включает такие разделы, как «Понятие», «Суждение», «Умозаклю­чение», законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза.

Второй этап — это появление математической (или символиче­ской) логики.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в ра­ботах Д. Буля, Э. Шредера, П.С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков.

§ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаклю­чения, опровергать доводы противника, и не зная правил логики, по­добно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики.


Вместе с тем бывает, что человек может осознавать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно, что то или иное доказа­тельство имеет изъяны. Но в чем состоит ошибка? Как ее найти и по­казать, что собеседник ошибается? На эти вопросы он не может дать ответа, если не знает логики. Бывает и так, что человек не умеет точно и ясно сформулировать вопрос, подобрать необходимые для доказа­тельства или опровержения какого-либо суждения аргументы. И в этих случаях ему поможет знание логики.

Знание логики способствует четкости, последовательности и до­казательности рассуждения, усиливает эффективность и убедитель­ность речи, а вместе с этим повышает и культуру мышления.

Особенно важно знание основ логики в процессе овладевания новыми знаниями, в обучении, в ходе подготовки к занятию, при на­писании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произве­дениях других людей, найти более короткие и правильные пути опро­вержения этих ошибок, не допускать их самому.

Логическая культура — это не врожденное качество. Овладение ею предполагает ознакомление учащихся с основами логической на­уки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоре­тически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рацио­нального рассуждения и аргументации.

В науке, полемике, повседневной жизни нам ежедневно приходит­ся из одних истинных суждений выводить другие, опровергать лож­ные суждения или неправильно построенные доказательства. Созна­тельное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помо­гает избежать ошибок, что особенно важно для учащихся.

Значение логики особенно стремительно возрастает в современ­ной жизни. Вызывается это многими причинами.

Во-первых, умение строго и четко пользоваться терминологией, понятиями самых различных областей науки, искусства, политической жизни, ориентироваться в их потоке, нередко сталкиваясь с резко ме­няющейся оценкой тех или иных событий, фактов становится все бо­лее необходимым для молодого человека в наши дни.

Во-вторых, современная эпоха характеризуется как эпоха диа­лога. А диалог требует от его участников умения доказывать и убеж­дать, аргументированно отстаивать свою позицию, опровергать лож­ные или необоснованные положения оппонента, уметь в сложных условиях переговорного процесса договариваться, находить компро­миссы.

В-третьих, знания элементарной логики, ставшие умениями и на­выками, доведенными до автоматизма, превращаются в надежный им­мунитет против всевозможных домыслов, ограждают сознание че­ловека от проникновения в него предрассудков и суеверий.

В-четвертых, внедрение новых технологий в промышленное про­изводство и обучение, широкое использование в различных областях деятельности человека информатики и вычислительной техники свя­зано с расширением использования логики, со значительным повы­шением ее роли в науке и технике.

В-пятых, изучение логики весьма основательно повышает общий уровень культуры, ибо абсолютно в любой области знания, будь то наука, преподаваемые учебные дисциплины, художественная литера- гура,— везде используются формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение), действуют законы логики, срабатывает введенная ею система аргументации.

Не случайно, видимо, расцвет ораторского искусства в Древней Греции приходится на Афины IV в. до н. э. — одну из вершин рабо­владельческой демократии. Именно в этот период появляются самые знаменитые греческие ораторы. Благодаря умению вести дискуссию ораторское искусство превратилось в мощное средство принятия важ­нейших политических решений. Больше того, оно послужило одним из источников, на основе которых Аристотель разрабатывал свою логическую систему. Область исследования аристотелевской силло­гистики — не научное рассуждение, а ораторское искусство. Первая в истории европейской цивилизации строгая логическая теория имела своей целью теоретически обосновать здравый смысл, выра­женный в естественном разговорном языке. В соответствии с этим и эмпирический материал Аристотель находит в речах своих совре­менников. Изучение и обобщение приемов ораторского искусства в качестве источников формирования логической теории стало воз­можным еще и потому, что греческая культура опиралась на звуча­щую, а не на письменную речь.

Логика в качестве обязательного предмета входила в курс гимна- И1н дореволюционной России, в советское время в конце 40-х — начале 50-х годов логика преподавалась в средних школах. Сейчас логика изуча- г н я в средних учебных заведениях многих зарубежных стран и у нас.

О значении изучения логики для молодых людей актуально и своевременно звучат мысли, высказанные Г. Струве еще 120 лет назад.

Г. Струве писал: «Введение Логики, как предмета преподавания в гимназиях, есть мера столь благоразумная и утешительная, что от iiie следует ожидать самих благодатных последствий.


Прежде всего мера эта устранит ту несообразность, что у нас молодой человек мог окончить курс наук не только в гимназии, но даже и в универ­ситете (наир., по медицинскому, математическому, а иногда и по юридиче­скому факультетам), не получив ни малейшего понятия о самых элемен­тарных основах Логики, этого необходимого пособия при всяком научном исследовании; условия всякого истинного образования и самостоя­тельного мышления, как в области теории, так и в практической жизни.

Чего же можно ожидать в научном отношении от молодого чело­века, получившего высшее образование без этого первоначального фун­дамента? Чем будет он руководиться в жизни при выборе и оценке разнородных, действующих на него взглядов? Не знакомый с самыми простыми средствами истинно критической оценки чужих воззрений, он примет, даже после окончания курса наук в университете, обыкно­венно без всякой критической самостоятельности, то воззрение, кото­рое, заслуженно или незаслуженно, пользуется наибольшею популяр­ностью в той тесной среде, к которой он случайно принадлежит»[1].

Фундаментальная роль логики для современной науки (в различ­ных ее аспектах) и для философии науки, что сейчас также актуально, подтверждает ее огромную роль в развитии современного общества.

§ 4 ЯЗЫК, РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ

Предметом изучения логики являются формы и законы правиль­ного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фун­даментом в возникновении у людей сознания (в том числе мышления) и языка. Мышление неразрывно связано с языком. В ходе коллектив­ной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов.

Функции языка и речи[2]

Основная функция языка и речи — коммуникативная: речь слу­жит для сообщения и сохранения информации, как средство связи по­колений.

Вторая функция, общая языку и речи,— функция выражения мысли. «Человек может выражать свои мысли,— отмечает М.Р. Львов,— не только вербально, но и рисунком, чертежом, формулами, моде­лями, музыкальными звуками, красками, жестами, однако универ­сальным средством оформления и материализации мысли служит язык. Этот вывод относится в первую очередь к отвлеченному, рече­вому мышлению (логическому)»[3]. В речи мысль становится доступ­ной не только другим людям, но и более понятной тому, кто ее про­износит.

Третья функция языка и речи — познавательная. Все человече­ское знание прошлых веков и настоящего заключено в произведениях речи, в текстах; это книги, журналы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр.

Следующие две функции присущи только речи. Это функция выражения эмоций (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя или слушателя, и регулятивная и планирующая: человек устно, письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оценивает свои поступки и поступки других людей.

Язык и речь не тождественны. М.Р. Львов указывает на харак­терные отличия языка от речи.

1. Язык — это общая система, отвлеченная от конкретных ситуа­ций жизни. Речь же всегда конкретна.

2. Язык лишь создает возможности для целенаправленных дей­ствий людей. Речь всегда преднамеренна и направлена на достижение какой-либо цели.

3. Язык характеризуется обобщенностью и статичностью. Речь развертывается во времени и пространстве, подвижна, динамична.

4. Языку свойственны строгая система, стабильность и обязатель­ность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна.

5. Язык является средоточием коллективного опыта многих по­колений целого народа. Речь отражает опыт индивидуума.

6. Различны и их структуры. Язык имеет уровневую организацию (морфологический, синтаксический и другие уровни). Речь же линей­на; это последовательность слов, предложений и компонентов текста, связываемых по законам логики, синтаксиса, композиции.

7. Речи (как виду деятельности индивида) в отличие от языка присущи: свой темп, громкость, эмоциональная окрашенность, инди­видуальная степень стройности и связанности, эстетические качества; речи свойственны также различные стили (научный, официально-де­ловой, разговорный, публицистический, художественный).


Виды речи (речевой деятельности): а) внутренняя (для себя) и внешняя (для других); б) устная и письменная; в) звуковая и незву­ковая (например, у глухонемых).

Внутренняя речь — это обычно сжатое, свернутое оформление мысли без ее устного или письменного сообщения другим (например, воспоминание о прошедших событиях с помощью образов). В экстре­мальных ситуациях человеку, в доли секунды принимающему реше­ние, от которого, возможно, зависит его жизнь, для полного языкового оформления мысли не хватает времени. В этом случае внутренняя речь выполняет регулятивную функцию. Внутренняя речь, свернутая и фрагментарная, понятная самому субъекту с полуслова, при расска­зе может быть плохо оформлена и, следовательно, не понята другим человеком (или понята искаженно). Поэтому надо учиться четко вы­ражать свои мысли во внешней речи.

Внешняя речь бывает в виде монолога или диалога (полилога). Наиболее важным при оформлении внешней речи является передача содержания мысли.

Важную роль при речевом общении играют и невербальные сред­ства: жесты[4], мимика, умолчание, взгляды, указание на окружающие предметы, интонация, громкость речи и т.д.

В истории развития логики и языкознания неоднократно предпри­нимались попытки оторвать мышление от языка. К чему это может приве­сти, показывает такой пример. У известного своими социально-фантасти­ческими романами американского писателя Э. Беллами есть рассказ «Остров ясновидцев», в котором описывается следующая ситуация. За три столетия до нашей эры один из парфянских царей изгоняет из своего цар­ства магов и прорицателей, которые оказались более других наделены да­ром гипноза и телепатии. Их вместе с семьями отправили на Цейлон, но ко­рабль разбился, и маги оказались на необитаемом острове. Через несколько поколений жители острова просто упивались своей новоприобретенной способностью прямого ясновидения, когда вместо несовершенных описа­ний отдельных мыслей при помощи «неуклюжих слов» появляется воз­можность общаться посредством передачи картин душевного состояния. У островитян вырабатывается «непреодолимое отвращение к вымученно­му бессилию языка», «удручающему бессилию слов при попытках выра­зить состояние души в ее цельности», а также к «неизбежным искажениям, которые вносят слова при передаче мыслей от одного человека к другому». Но очень скоро, с иронией пишет автор, «интеллектуальный восторг» за­метно поубавился, так как обнаружилось, что «весьма желательно хранить информацию о прошлом, а для записи этой информации необходимо обра­титься к презренному средству — к словам».

Что же такое знак?

Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступа­ющий в качестве представителя некоторого другого предмета, свой­ства или отношения и используемый для приобретения, хранения, пе­реработки и передачи сообщений (информации).

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки паль­цев, репродукции и др.), знаки-признаки, или знаки-показатели (напри­мер, дым — признак огня, повышенная температура тела — признак бо­лезни), знаки-сигналы (например, звонок — знак начала или окончания занятия), знаки-символы (например, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука — семиотика — общая теория знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки, использующиеся в целях общения. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя — это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Каждое имя имеет значение и смысл. Значение имени — это предмет или класс[5] предметов, обозначаемый этим именем. Смысл име­ни — это информация о предмете, которую выражает имя, т.е. способ обозначения предмета.

Один и тот же предмет может иметь множество разных имен (си­нонимов). Так, например, знаковые выражения: «4», «2 + 2», «9 - 5» являются именами одного и того же предмета — числа 4. Смысл ука­занных выражений различен. Выражение «4» не имеет вполне опреде­ленного смысла, кроме того, что это обозначение некоторого количест­ва. Выражение «2 + 2» можно рассматривать как некий материальный объект, обозначающий число, которое можно получить путем сложе­ния чисел 2 и 2. Выражение «9 - 5» тоже обозначает число 4, но способ его получения иной, нежели во втором случае. Здесь оно получается путем вычитания числа 5 из числа 9.

Различают единичные имена, обозначающие один предмет, и об­щие имена, обозначающие предметы некоторого класса. К единичным


именам относятся такие, как «художник Илья Глазунов», «река Обь», «Автор поэмы „Мертвые души"» и др. К общим именам относятся, на­пример, имена «учитель», «город», «дом» и т.п.

Общие имена могут быть универсальными. Универсальными на­зывают общие имена, обозначающие такой класс, в который входят (элементами которого являются) все предметы, мыслимые в некото­ром рассуждении.

Кроме единичных и общих имен, выделяют имена, которые на­зывают мнимыми. Мнимые имена чаще всего обозначают предметы, которые не существуют в объективной действительности. Например: «наибольшее натуральное число», «квадратный круг», «фея» и т.п.

Среди всех имен различают также простые и сложные, или опи­сательные. В простом имени нет частей, которые имели бы самостоя­тельный смысл, в сложном они имеются. К простым именам относят­ся имена: «книга», «государство», «Астрахань» и т.п. К сложным — имена «самый большой водопад в Канаде и США», «планета Солнеч­ной системы» и др.

Такие языковые выражения, как «самое глубокое озеро мира», «пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 мет­ров», «озеро, имеющее свыше 300 притоков и единственный исток — реку Ангару», «озеро, глубина которого 1620 метров», имеют одно и то же значение (озеро Байкал), но различный смысл, поскольку эти язы­ковые выражения представляют озеро Байкал с помощью различных его свойств, т.е. дают различную информацию о Байкале.

Соотношение трех понятий: «имя», «значение», «смысл» — схе­матически можно изобразить таким образом.

Имя — языковое выражение, Смысл — способ, каким имя обозначает обозначающее предмет  предмет (информация о предмете)

Рис. 1

 

Эта схема пригодна, если имя является не только собственным, т.е. приложимым к одному предмету, но и общим. Тогда вместо еди­ничного предмета значением имени будет класс однородных предме­тов (например, класс озер или класс собак и т.д.), и схема останется в силе при данном уточнении.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что изучает логика как наука?

2. Каковы основные формы абстрактного мышления? Приведите при­меры понятий и суждений.

3. Почему следует различать истинность мысли и формальную пра­вильность рассуждений?

4. В чем заключается значение логики в современной жизни?

5. В чем состоят отличия языка и речи?

6. Каковы функции языка и речи?

7. Что такое знак и каковы его виды?

8. Что такое имя? Какие виды имен вы знаете?

9. Как взаимосвязаны имя, значение и смысл?


ГЛАВА II

ПОНЯТИЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Отдельные предметы и их свойства отражаются с помощью форм эмпирического познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, апельсин вызывает у нас ощущения круглого, оранжевого, сладкого, ароматного. Это и есть его свойства. Их и дает нам конкрет­ный образ единичного предмета, его восприятие, в котором отражают­ся как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же фиксируются лишь существенные признаки предметов. Что же та­кое признаки?


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!