О непостижимости женской натуры 1 страница



Йелто Дрент

Вагина. История заблуждений

 

 

 

Йелто Дрент

Вагина. История заблуждений

 

Предисловие

 

Когда мужчина берет на себя смелость написать книгу о женских половых органах, это означает, что он испытывает глубочайшее почтение к тому, чем не обладает сам и что является главным отличием людей противоположного ему пола. При этом он не может не столкнуться с определенными трудностями.

Трудность, например, заключается здесь в том, как писателю-мужчине добиться оптимального сочетания любопытства с благоговением. При этом легко утратить равновесие – совсем как при первой попытке гимнаста сесть на шпагат. Ведь все, что мужчинам известно о женской сущности, никак не подкреплено их внутренними ощущениями: мужчины способны быть лишь сторонними свидетелями, пусть и зачарованными увиденным.

Разумеется, мужчины могут стать исследователями в этой области. Большая часть книг по гинекологии написана мужчинами, и большинство гинекологов по-прежнему мужчины. Им совсем не мешает отсутствие личного опыта, они даже берутся судить об ощущениях женщин при общем недомогании во время месячных, в период овуляции, во время родов – или когда они, женщины, испытывают сексуальное удовлетворение (оргазм). И в то же время мужчинам, взявшим на себя роль исследователей, порой лучше любой женщины известно, как выглядит вульва снаружи или влагалище внутри; именно эти мужчины знают, каковы они на ощупь, какой у них бывает и аромат и вкус.

В литературе чаще всего встречается мужчина-«пользователь» (то есть выступающий в роли потребителя женских прелестей). Такие романы, как «Я, Ян Кремер»*, «Любовник леди Чаттерлей», «Лолита» и целый ряд произведений Волкерса** – это замечательные книги, однако все, что связано с описанием женского пола, несет порнографический оттенок, обусловленный стереотипом мужского взгляда на женщин.

* Автобиографический роман нидерландского художника и писателя Яна Кремера (род. 1940) вышел в свет в 1964 году, произведя фурор и став прародителем современного «плутовского романа». Отличается жестокостью, откровенностью сексуальных сцен, правдиво и без сантиментов, повествуя о жизни юного героя романа в послевоенной Европе.

** Ян Волкерс (1925-2007) – писатель и скульптор, один из «большой четверки» послевоенных нидерландских писателей. В 1960-е годы стал известен откровенными описаниями сексуальных сцен.

И вновь мы видим, как мужчины выражают восхищение женским началом посредством поэзии, литературы, живописи или науки. Женщины в большинстве своем куда меньше озабочены собственными половыми органами… Если вы покажете любой женщине десять фотографических изображений различных вульв, она, скорее всего, не узнает свою собственную. Скорее уж ее муж заметит сходство: причем он способен узнать ее из тысячи.

Любой тип мужчин – и вуайерист-подглядыватель, и исследователь, и пользователь – разделяют общий восторг перед обладанием женщиной, тогда как сама женщина этого совсем не понимает. Как ни странно, она нисколько не увлечена собой, своей женской сутью, своими анатомическими особенностями и чаще всего бывает очарована собой лишь перед зеркалом.

Ценность этой книги в том, что автору удалось найти золотую середину: он выказал весьма уважительное отношение к предмету своего увлечения – как вуайер, как представитель науки и как врач-сексолог. Ему удалось представить уникальный и грандиозный обзор поэтического, литературного, анатомического, художественного, политического, юмористического и психологического аспектов женских половых органов. У него это получилось так хорошо, что теперь я могу еще больше гордится тем, что я женщина.

Гусье ван дер Схот,

психолог-сексолог,

член Нидерландской ассоциации сексологов,

бывший директор Фонда Рутгера

 

О непостижимости женской натуры

 

Как быть, если издатель вдруг обратится к вам с предложением написать книгу о женских половых органах? Первое, о чем подумал я, получив такое предложение: «А есть ли мне что сказать на эту тему? Материал, в общем, конечно, знакомый*, но…» И тут же возникли известные сомнения: например, уместно ли обо всех этих «женских делах» писать мужчине} Что скажут женщины? Возникает вопрос: что на самом деле могло побудить мужчину узнать все, что только можно узнать, про женские половые органы? Мало ли что подумают окружающие. Не успеешь оглянуться, а тебя уже причислили к самым отвратительным, грязным и непристойным типам, которым только и могло прийти в голову изучать вагину.

 

* Автор работает в отделении сексологии Фонда Рутгера и в консультационном бюро по вопросам семьи и брака в Гааге. Он также является президентом Нидерландского общества сексологии.

 

Когда мне было лет 14-15, один мой приятель, из тех, про кого говорят: молодой да ранний (у него и имя было, как сейчас помню, соответствующее – Вилли*), подарил мне на Рождество книжку под несколько завуалированным названием: «Как продержаться целую ночь?», – и хотя сама она, разумеется, давным-давно канула в вечность, некоторые из приведенных советов свежи в моей памяти и по сей день. Диалог в той книжке, искусственно облагороженный и интеллектуализированный, выглядел примерно так: «Разумеется, Элоиза [книжка, как и следовало ожидать, оказалась переводом с французского], ты права, утверждая, что сексуальный экстаз у женщины гораздо глубже, чем у мужчины, поскольку, хотя бы чисто анатомически, ей приходится раскрывать себя в большей степени, чем мужчине, на ее долю выпадает преодоление множества страхов, зато и наслаждение она испытывает большее. Тогда как физическое влечение мужчины, который подвергает опасности лишь свои наружные половые органы, говорит об известной его отчужденности, даже, пожалуй, враждебности…». И так далее и тому подобное. В общем, автор разве что не давал гарантии, что даже хорошо подходящие друг другу люди – потенциальные сексуальные партнеры, следуя его указаниям, рано или поздно свалятся, как перезрелые яблоки, в подол какого-нибудь психоаналитика-любителя, обожающего псевдопсихологические сентенции.

 

* По-голландски Willy – то же, что по-русски «петька» или «петруха»: мужской половой член.

 

Западная культура изобилует образами, которые и по сей день питают иллюзии мужчин, будто женщины в сексуальном отношении способны полагаться лишь на их мужские таланты и возможности. И в самом деле: в наши дни практически любого, кто познакомится с писаниями некогда прославленных любовников, таких как, например, Казанова или же Фрэнк Хэррис*, вскоре начнет слегка подташнивать от их тщеславной похвальбы и от небрежной уверенности в том, что у тех дам, кого им удалось-таки соблазнить, никогда в жизни не случилось бы столь удивительного экстаза, не приведись им встретить на своем пути автора подобных мемуаров. Возьмем к примеру, Спящую красавицу. Спящая красавица сама вообще не способна проснуться: ей непременно нужен Прекрасный принц.

 

* Фрэнк Хэррис (1856 – 1931), английский журналист, писатель, редактор, автор скандальной, многотомной автобиографии My Life and Loves. Ее первое издание было выпущено в Берлине, в 1922-1927 гг., поскольку в ту пору, после Первой мировой войны, она шокировала «приличное общество» в Англии своей откровенностью. В Англии все пять ее томов появились лишь после начала «сексуальной революции», в 1963 г. Оскар Уайльд, друг Хэрриса, так сказал о нем: «Он имеет честь быть приглашенным во все лучшие дома Англии. Но лишь однажды…»

 

А Прекрасный принц между тем за свою «освободительную миссию» требует немалую мзду. Он убежден, что отныне ему причитаются, как минимум, пожизненная благодарность плюс неограниченный сексуальный доступ к телу «спасенной». А вот и свежий пример: нидерландские законодатели лишь недавно внесли изменения в гражданский кодекс своей страны, признав, что изнасилование может иметь место и в рамках супружеских отношений, а значит, является наказуемым правонарушением. Прежний закон строился на той предпосылке, что замужняя женщина не имеет права (!) отказать собственному мужу в сексуальном удовлетворении, причем в предыдущей редакции законодатели именно так и сформулировали это положение. Подобное отношение слишком глубоко укоренилось в нашей культуре. Возьмите хотя бы известную в Голландии детскую песенку:

 

Шибко, юрко, юрко

 

Скачет царь по озеру.

 

Шмыг-шмыг-шмыг

 

Вот в ворота он скользнул.

 

Вот пришпорил он коня,

 

Вот уже ворвался в храм -

 

И раз, и два, и три…

 

Если прочитать эту песенку «между строк», принимая во внимание ее двойной, фрейдистский смысл, станет понятно: в ней говорится о преждевременной эякуляции, этой широко распространенной сексуальной проблеме, от которой страдают многие мужчины. И поделом всем им. Ведь мужчина, который так и не научился контролировать собственное семяизвержение, не выполняет свой прямой долг, лишая женщину сексуального удовлетворения, а значит, утрачивает свои супружеские права*. Эти права важны, поскольку в сексуальном ритуале главную роль играют самоуверенность и желание завоевать расположение дамы. Более уязвимые эмоции обычно остаются скрытыми. Все мужчины в глубине души убеждены, что женская сексуальность – если благодаря любовному, мудрому отношению дать ей расцвести полным цветом – куда более благородна и трансцендентна, чем их собственные сексуальные возможности. Именно благодаря женской сексуальности мужчина оказывается в раю, куда в одиночку ему ни за что не попасть.

 

* Такое, кстати, имело место в древней Иудее, согласно тогдашним законам.

 

Такое мнение не ново. Еще Овидий в своих в «Метаморфозах» поведал историю о том, как Гера однажды поссорилась со своим мужем Зевсом, который ей то и дело изменял. Однако муж дал ей следующую отповедь: ведь женщины, сказал он, получают куда больше удовольствия во время любовного акта, чем мужчины. Когда Гера набралась решимости усомниться в подобном суждении, они оба обратились за советом к провидцу и мудрецу Тиресию, которому после злосчастной встречи с двумя совокупляющимися змеями пришлось на семь лет превратиться в женщину, прежде чем ему удалось снова обрести тот пол, с каким он был рожден. И Тиресий взял сторону Зевса в этом споре. Если уровень максимального сексуального наслаждения, сказал он, принять за десять баллов, тогда женщина получит трижды по три балла, а мужчина – всего лишь один… Гера, проиграв этот спор, в порыве гнева «наградила» Тиресия слепотой. Зевс, правда, как мог, восполнил ему потерю зрения: ведь Тиресий отныне обрел дар безошибочно предсказывать будущее, за что его имя столь вошло в мифологию. Именно Тиресий открыл Эдипу, что он, убив своего отца, разделил ложе с собственной матерью.

 

В Средние века Герардус де Соло* проявил научный интерес к вопросу о том, чем можно объяснить, почему женщины испытывают большее сексуальное удовольствие, чем мужчины. Он представил четыре причины: во-первых, они принимают в себя мужское семя; во-вторых, они испускают собственное семя; в-третьих, они способны в процессе совокупления ощущать движения собственной матки; в-четвертых, фрикции мужского органа вызывают у них pruritum et titilationem.** Надо ли, мол, удивляться, что в результате некоторые женщины оказываются в заколдованном круге непрекращающихся сексуальных удовольствий.

 

* Герардус (Жерар) де Соло в первой половине XIV в. возглавлял знаменитую медицинскую школу в Университете Монпелье. Он написал четыре важнейших трактата, в том числе комментарий к девятой книге Альманзора Аль-Рази (Абу-Бака Мухаммада ибн Закарийя Аль-Рази, примерные даты жизни: 854-935), ведущего арабского врача, который, вместе с Гиппократом и Галеном, стал основателем европейской клинической медицины.

 

** Похоть и возбуждение (лат.).

 

Вот отчего чем больше сношений женщина имеет, тем больше она их жаждет, поскольку жёлчные и солевые пары собираются вокруг шейки матки, и это объясняет, почему, чем больше сношений у женщин, тем более они одержимы похотью.

 

Когда я уже начал писать эту книгу, то понял: этот проект предоставляет исключительную возможность тщательно разобраться в вариациях сексуального поведения у различных людей. Сексологи нередко делают предметом своих исследований именно эту область, потому что их поражают богатство и многообразие самого предмета – сексуальных отношений. Ведь нам, специалистам, люди поверяют свои сугубо личные, интимные проблемы, что всякий раз лишь обогащает наши представления об этой сфере человеческих взаимоотношений. Стоит заметить, что многие из наших пациентов с большим трудом способны принять без оговорок реально широкий диапазон существующих сексуальных возможностей и практик. А ведь суть их собственных трудностей сводится как раз к тому, что они стремятся следовать какой-то сексуальной «норме», некоему «нормальному» поведению, хотя именно это не позволяет им получить желаемое, очень нужное им удовлетворение. Большинство людей, которые обращаются к сексологам, как ни прискорбно, делают это, прежде всего, из желания «стать нормальными»…

 

Пока я писал эту книгу, возникла вторая важная тема, а именно: поразительное смущение и замешательство у многих людей до сих пор вызывает тот непреложный факт, что на свете существуют два пола – мужской и женский… История и в особенности антропология позволяют нам получить представление относительно всеобщего стремления наделить особым смыслом и скрытыми значениями физиологические различия между полами, как бы навести между ними мосты. В этом смысле половые органы оказались мощным источником, порождающим сильные эмоции, и это, в свою очередь, привело к тому, что моя книги неизбежно превратилась в сборник, насыщенный самыми удивительными и странными сведениями.

 

Во всяком случае, если женщины действительно, как было сказано выше, являются носителями таких знаний о любви и сексуальности, разве не настала уже пора внимательно и тщательно заняться изучением женских качеств и особенностей? Несколько лет назад, под занавес одного из научных симпозиумов, было высказано мнение, будто предмет исследований, которым профессионально занимались голландские сексологи, сегодня превратился в скучную и предсказуемую рутину. А ведь все мы выбирали эту дисциплину именно по той причине, что секс -тема увлекательная, восхитительная и интригующая, а сексологи обязаны изо дня в день по долгу службы заниматься изучением сексуальных проблем… На том симпозиуме высказывались различные мнения, предпринимались попытки осветить целый ряд вопросов, однако никому из нас не приходили в голову новые идеи, пока не выступил наш коллега из Фландрии. Если мне не изменяет память, как раз в тот момент на солнце набежало облако, он сделал драматическую паузу и доверительным тоном сообщил нам направление своих мыслей. «Ох, эти женские тайны… – сказал он. – Эта удивительная, совершенно непостижимая женская натура…»

 

 

2. О том, как бы это назвать?

 

 

Мне кажется таким чудесным все, что ни происходит со мной – не только снаружи, но также и внутри моего тела. Я никогда не говорю об этом ни с кем, только с самой собой. Во время месячных (а это случалось уже три раза) мне все время кажется, что, несмотря на боль и различные неудобства, я несу в себе какую-то особую тайну. И предчувствие этой тайны радует меня уже заранее.

 

(«Дневник Анны Франк», запись от 6 января 1944 года)*

 

* Перевод Юлии Могилевской с издания дневника 2003 г., в котором уже восполнены купюры, сделанные в первом его издании 1947 г. отцом Анны Франк (из всей семьи лишь он выжил в нацистских лагерях). Полвека назад считалось, что такого рода «подробности» неуместны…

 

Когда приходится писать (или устно высказываться) о женских половых органах и о сексуальности женщин, нельзя не воспользоваться возможностью подчеркнуть следующее: мы имеем дело с областью, о которой на самом деле очень мало известно, поскольку она в течение долгого времени была сокрыта под покровом тайны. К тому же этот покров был соткан не столько из тайны, сколько из стыда и различных страхов, а это отнюдь не способствует разрешению всех загадок. Когда мы говорим о половых органах, в английском языке употребляется латинское слово pudenda, которое означает «непристойности», «половые органы» (в голландском schaamdelen, как и в немецком Schamteile – буквально «стыдные, позорные части тела») – и это отражает ощущения, возникающие обычно у людей при упоминании этих частей тела. В Средние века было принято говорить о «женских тайнах», и в результате это даже стало общепринятым термином: например, любая книга о женском здоровье тогда называлась «Женские тайны», то есть это превратилось в своего рода обозначение жанра, «торговую марку» – как слово «бедекер» в свое время обозначало вообще любой путеводитель для путешествующих*. В «Женских тайнах» читательницы могли найти самые различные советы: и как лечить всевозможные болезни и недомогания, и как сохранить и приумножить красоту.

 

* Карл Бедекер (1801-1859) – автор и издатель первых популярных путеводителей по достопримечательностям Европы: они отличались максимальной достоверностью и потому стали быстро пользоваться особой любовью и популярностью у публики.

 

У Зигмунда Фрейда женская сексуальность всегда вызывала сильное чувство беспомощности и безнадежности. Это была область, которую он не мог подчинить своим основным постулатам и потому назвал «темным, неисследованным континентом»*. Читатели, имеющие представление о древнегреческой мифологии, знают, что источником всевозможных бед и болезней у людей стал ящик Пандоры.** Случайно или нет, но слово «ящик» (box) в английском сленге означает «вагина», «влагалище»? И ведь его эквиваленты на других языках (нидерландском – doos, немецком – Buchse, французском – boite) также имеют аналогичный двойной смысл.

 

* Фрейд был убежден, что психоанализ не в силах разгадать загадку женственности. Его теория детской сексуальности базировалась практически лишь на мужской сексуальности. В целом Фрейд считал психическую жизнь уделом мужчин и потому в результате не мог не признаться в том, что «половая жизнь взрослой женщины для психологии является темным, неисследованным континентом».

 

** Напомним миф: Прометей похитил огонь у богов и передал его людям, а те, начав развивать науки и ремесла, перестали подчиняться богам. Тогда Зевс решил покарать их. Для этого бог-кузнец Гефест из земли и воды создал прекрасную женщину Пандору. Вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Разумеется, любопытная Пандора приоткрыла крышку… А внутри как раз и таились всевозможные людские бедствия, которые и разлетелись по миру.

 

Леонардо да Винчи проявлял большой интерес к изучению анатомии человека, он одним из первых стал заниматься этим предметом с научной точки зрения. При этом гений Возрождения считал половые органы и мужчин и женщин настолько отвратительными и безобразными, что даже высказал такое мнение: человечество давно бы вымерло, если бы в остальном наши тела не были бы прекрасными и совершенными, а половое влечение – непреодолимым. Леонардо да Винчи провел множество анатомических исследований на трупах, и, возможно, этим отчасти объясняется это специфическое отвращение*. Он, кстати, не отдавал предпочтения ни одному из полов, и это тоже надо учитывать. В те времена столь многие художники в своих картинах старательно выписывали половые органы мужчин, не тратя особых усилий на женские. Кстати, сами женщины и – девушки даже в наше время – нередко плохо представляют себе, как выглядят их собственные половые органы. Создатель в этом отношении возможно допустил некую оплошность, поскольку без зеркала женщина едва ли способна рассмотреть эту исключительно важную часть собственного тела, да и с зеркалом ей потребуется очень хорошее зрение. Более двадцати лет назад психотерапевт из Нью-Йорка Люсиль Блум предложила 68 женщинам, к которым она обратилась в приемной у врача-терапевта, нарисовать свои половые органы – вид снаружи и внутри. Более половины из них «забыли» нарисовать собственный клитор**, причем молодые женщины оказались в этом отношении даже еще более невежественными, чем женщины постарше.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!