ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОНСТИТУЦИЙ ЮСТИНИА1 О СОСТАВЛЕНИИ ДИГЕСТ, ОБ ИХ ОБНАРОДОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ 77 страница



41. (Лицинний Руф) ибо и император Антонин постановил, что жена может дарить мужу для продвижения последнего17.

14 В начале фр. 32 указывается, что император Антонин Каракалла (в 206 г. н. э.) предложил сенату смягчить строгость правил о запрещении дарений между мужем и женой.

15 Требовать подаренное обратно.

16 Имеются в виду супруги, которые разводятся.

17 Для получения мужем почетных должностей.

552

 

42. (Гай). Недавно по милости принцепса Антонина признано еще дру roe основание дарения, которое мы называем дарением для почета (honori causa); например если жена совершает дарение в пользу мужа ввиду того что тот испрашивает себе пурпуровую полосу на тунику' , или для того чтобы муж вступил в сословие всадников, либо для устройства зрелищ19.

43. (Павел). Между мужем и женой может быть совершаемо дарение по причине изгнания20...

51. (Помпоний). Квинт Муций говорит: когда происходит спор, откуда поступило что-либо к женщине, то при отсутствии указания на источник, из которого это поступило, более соответствует истине и пристойности считать, что это поступило к ней от мужа или от того, кто был во власти мужа. [По-видимому, Квинт Муций установил это для того, чтобы избежать (подозрения) в совершении женщиной позорного приобретения.]

52. (Папиниан). Если муж в целях дарения сдал жене внаем вещь за слишком низкую цену, то наем является ничтожным; если же между теми же лицами заключен договор хранения и сданная на хранение вещь оценена в целях совершения дарения слишком низко, то имеется (договор) хранения. Это различие обусловливается тем, что наем не может быть заключен без определения наемной платы, а сдача на хранение может быть произведена и без оценки...

53. (Папиниан). Установлено, что дарение, совершенное тестем или свекром на случай своей смерти в пользу зятя или невестки, является недействительным, так как в силу смерти тестя (или свекра) брак не прекращается; и не имеет значения, лишил ли отец21 своего сына или свою дочь наследства; в силу тех же оснований иное решение получает вопрос о действительности дарения на случай развода...

60. (Гермогениан)... § 1. Дарения между мужем и женой на случай развода разрешены, ибо часто случается, что вследствие принятия (мужем) жреческого сана, или же бесплодия жены,

61. (Гай) или же старости или болезни, или военной службы22 брак не может быть надлежащим образом сохранен

62. (Гермогениан) и в силу этого брак расторгается мирным путем... 64. (Яволен). По совершении развода муж подарил нечто женщине, чтобы она вернулась; женщина возвратилась и затем (вновь) совершила развод. Лабеон (говорит): по делу Теренции и Мецената Требаций ответил в том смысле, что если развод был настоящим, то дарение получает силу; если развод был притворным, то наоборот. Но правильно думают Прокул и Цецилий: развод является настоящим и дарение вследствие развода получает

111 Latus clavus - знак принадлежности к сенаторскому сословию.

19 Зрелища для народа устраивались высшими должностными лицами.

20 Если один из супругов подвергся изгнанию и другой супруг дает ему средства для суще ствования.

21 Лицо, совершившее дарение в пользу зятя или невестки.

22 Поступления на военную службу.

553

 

силу в том случае, если последовал другой брак или же если жена столь долгое время находилась без мужа, что брак несомненно является чуждым ей; в других случаях дарение не будет иметь никакой силы...

66. (Сцевола). Сейя должна была выйти замуж за Семпрония в определенный день; раньше, чем она была введена в дом (мужа) и был подписан документ о приданом, она подарила Семпронию столько-то золотых монет. Спрашивается: является ли дарение действительным? (Сцевола ответил): не имеет значения вопрос о том, в какое время было совершено дарение:

раньше ли введения в дом и подписания документа, что часто происходит и после заключения брака; поэтому дарение не имеет силы, кроме тех случаев, когда оно совершено раньше заключения брака, признаваемого (при на-дичии) согласия. § 1. Девушка (невеста) была введена в сады (жениха) за три дня до совершения там брака и проживала отдельно от него в доме в саду; он (жених) предложил ей в дар 10 золотых монет в день свадьбы и до того, как она перешла к нему и была принята посредством воды и огня23, [т.е. прежде чем был совершен обряд брака]. Спрашивается: после того как брак был заключен и развод совершен, может ли быть истребована обратно подаренная сумма? Ответил: в этом случае подаренная сумма не может быть вычтена из приданого24.

Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака (De divortiis et repudiis)

1. (Павел). Брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из них (супругов).

2. (Гай). Слово "развод" происходит от различия или от того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны25. § 1. При заявлении о прекращении брака (repudium), [т.е. при отказе от брака], употребляются такие выражения: "имей у себя твои вещи" или же "возьми с собой твои веши"26. § 2. Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ;

в этом деле принято такое выражение: "я не следую твоей участи". § 3. Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит (супруг).

23 Имеется в виду обряд совершения брака. Грамматик IV в. Мавр Сервий Гонорат в комментариях к "Энеиде" Вергилия указывает, что невеста, употребив (в доме мужа) воду и огонь -"два важнейших элемента", связывает с мужем свою природу (Servius in Aen. 4, 103). "Принятие воды и огня" означало, что женщина вступает в новую семью и является участницей семейного культа. Подробностей этой церемонии мы не знаем. См.: BItlmner H. Die romischen PrivataltertUmer. MUnchen, 1911, S. 360.

24 Муж не может удержать этой суммы при возвращении приданого.

25 Гай сближает слово "divortium" (развод) с "diversitas" (различие) и с "diversae partes" (разные стороны).

26 Первое выражение (tuas res tibi habeto) употребляется уходящей женой по адресу мужа, второе (tuas res tibi agito) - мужем по адресу уходящей жены. Возможно, эти выражения искажены в рукописи и должны читаться так: tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я ухожу) и tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я изгоняю тебя).

554

 

3. (Павел). Нет развода, если он не является настоящим27, т.е. совершается с намерением установить прекращение (брака) навсегда. Поэтому если что-либо сделано или сказано в пылу гнева, то (развод) является действительным не прежде, чем упорство (в высказанном намерении) установит, что это суждение души; поэтому если женщина в пылу заявит об отказе (от брака) и быстро возвратится (к мужу), то она не рассматривается как расторгнувшая брак.

4. (Ульпиан). Юлиан в 18-й книге дигест разбирает вопрос: может ли безумная послать заявление о прекращении брака или может ли ей быть заявлено об этом? И пишет, что можно отказаться от брака с безумной, так как она занимает место находящейся в неведении, но заявить о прекращении брака не может ни она сама вследствие безумия, ни ее попечитель, но ее отец может послать об этом сообщение. Он (Юлиан) не разбирал бы вопроса о возможности заявить о прекращении брака (с безумной), если бы не было известно, что брак (с безумной) сохраняется; это мнение представляется мне правильным.

6. (Юлиан). Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающие положение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйти замуж за других. [И следует дать общее определение: пока известно, что находящийся в плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружество, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака28. Если же неизвестно, находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть, то по истечении пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступить в другое супружество, но с тем, однако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами29 и каждый (из бывших супругов) сохраняет свое право без всякого ущемления30; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине, а жена захвачена в плен.]...

8. (Папиниан). Тот, кто привел с улицы в свой дом чужую жену и от себя послал ее мужу заявление о расторжении брака, был выслан божественным Адрианом на три года.

9. (Павел). Никакой развод не является действительным, если не привлечено (в качестве свидетелей) семь взрослых римских граждан, за исключением вольноотпущенника лица, совершающего развод. Мы считаем вольноотпущенником и того, кто освобожден от рабства отцом, дедом, прадедом и прочими (родственниками) по восходящей линии.

10. (Модестин). Вольноотпущенница не может расторгнуть брак без согласия патрона, с которым она состояла в браке, [разве что она была отпущена из рабства в силу фидеикоммисса: в этом случае она может

27 Verum - правдивым, истинным.

28 Создать повод к разводу.

29 Без вины кого-либо из супругов.

30 Не несет никаких имущественных потерь вследс-

555

 

(расторгнуть брак), хотя бы она была вольноотпущенницей его (своего му жа)].

11. (Ульпиан). Указание закона "у вольноотпущенницы, которая вы шла замуж за патрона, нет власти совершить развод", по-видимому, не де лает недействительным развод, который, согласно цивильному праву, прекращает брак. Поэтому мы не можем сказать, что брак сохраняется, когда произошло разделение, но брак не расторгнут целиком. Следовательно, пишет Юлиан, (вольноотпущенница) не имеет иска о приданом. Таким образом, пока патрон хочет иметь ее в качестве жены, она не может правомерно вступить в брак ни с кем другим. Признавая, что в силу действий вольноотпущенницы брак является как бы расторгнутым, законодатель (вместе с тем) отобрал у нее право вступить в брак с другим. Поэтому, за кого бы она ни вышла замуж, она считается незамужней. Юлиан идет дальше и считает, что она не может находиться в конкубинате с другим патроном. § 1. Закон говорит: "пока патрон хочет иметь ее в качестве жены". И он должен хотеть иметь ее в качестве жены и продолжать быть патроном. Поэтому если он перестал быть патроном или перестал желать (иметь ее своей женой), то сила закона оканчивается...

Титул III. Каким образом приданое может быть истребовано по прекращении брака (Soluto matrimonio dos quemadmodum petatur)

1. (Помпоний). Отношения, связанные с приданым, [всегда и везде] имеют особое значение; ибо государство заинтересовано в том, чтобы были сохраняемы приданые женщин, так как [для появления потомства и для пополнения государства детьми] весьма необходимо, чтобы женщины имели приданое.

2. (Ульпиан). После прекращения брака приданое должно быть уплачено женщине...

3. (Павел). Если приданое принадлежит совместно отцу и дочери, то воля обоих должна быть исследуема не только при истребовании приданого, но и при уплате его, и один не может ухудшать положения другого. Но если деньги, которые получила дочь, достались отцу, то уничтожается иск обоих о приданом.

4. (Помпоний). Если отец истребовал приданое от мужа без согласия дочери, дал то же приданое другому мужу32 и после смерти отца дочь предъявляла иск к первому мужу, то (ее требование) устраняется эксцепцией о злом умысле...

7. (Ульпиан). Известно, что плодами является то, что остается за вычетом расходов; Сцевола относит это к расходам и мужа и жены. Ибо если

31 Имеется в виду lex lulia et Papia. Настоящей фрагмент взят из комментария Ульпиана к этому закону.

32 Имеется в виду тот случай, когда дочь развелась и вступила затем во второй брак.

556

 

жена дала в приданое виноградник, а затем вслед за сбором мужем винограда развелась, то (Сцевола) не думает, что ей должны быть возвращены плоды только за одиннадцать месяцев33, но (ей должны быть возмещены и расходы, понесенные ею на виноградник), которые должны быть вычтены до распределения долей плодов. Поэтому если и муж что-либо израсходовал в этом же году, то должен быть произведен взаимный расчет расходов обоих...

9. (Помпоний). Если женщина допустила просрочку, в силу которой она не получила (своевременно) приданого обратно, то муж в этом деле должен отвечать только за злой умысел, а не за вину, дабы он не был принужден в силу действия женщины принять на себя навсегда заботу об ее имении; однако плоды, которые поступят к мужу, подлежат возвращению.

10. (Помпоний). Если попала в плен к врагам дочь, которая была замужем и имела приданое, предоставленное ее отцом, и она там (в плену) умерла, то, по моему мнению, следует сказать, что должно быть соблюдаемо все, как если бы она умерла, будучи замужем; поэтому, если даже она не была во власти отца, предоставленное отцом приданое должно быть ему возвращено. § 1. Если муж убьет свою жену, то, по словам Прокула, иск о приданом должен быть предоставлен наследникам жены, и это правильно:

было бы несправедливым, если бы муж надеялся на то, что в силу своего преступного деяния он может получить выгоду из приданого; [ то же нужно установить и в противоположном случае34 ].

11. (Помпоний). Если женщина сознательно дала в приданое чужую вещь, то эта вещь должна быть возвращена ей, как если бы она дала свою вещь и плоды за часть года, в течение которого произошел развод.

12. (Ульпиан). Несомненно, что муж присуждается к уплате (лишь того, что он имеет возможность уплатить); но это не предоставляется наследникам,

13. (Павел) так как это благодеяние (beneficium) имеет личный характер и погашается вместе со смертью лица35.

14. ( Ульпиан)... § 1. Помпоний в книге 15-й "К Сабину" правильно рассматривает вопрос: если муж заключил договор о том, что он может быть присужден к уплате не в размере своих возможностей, но в размере долга, то должен ли быть соблюдаем этот договор? И он отрицает, что нужно соблюдать (такой договор), и мне это представляется правильным. Ибо лучше сказать, что этот договор идет против добрых нравов [так как ясно, что он противоречит почтению, которое должно быть оказываемо мужу].

15. (Павел)... § 2. И свекру, к которому сноха предъявила иск о приданом, предоставляется та же часть, так что он присуждается к уплате в размере своих возможностей,

16. (Помпоний) так как свекор занимает место родителя.

17. (Павел)... § 2. Если при рассмотрении иска о приданом судья, допустив вследствие своего незнания ошибку в праве, присудил мужа к уплате в

33 Сбор винограда длился один месяц.

34 Если жена убьет мужа, то иск о приданом переходит к наследникам мужа.

35 Погашается смертью.

557

 

полном объеме, то, как говорят Нераций и Сабин, он (муж) должен использовать эксцепцию об умысле и этим путем его интересы будут охранены.

20. (Павел). Если женщина во время существования брака получает приданое36 не для уплаты долгов и не для покупки выгодных имений, но хотя бы для помощи нуждающимся детям от другого мужа, или братьям, или родителям, или для выкупа их от врагов, то это получение не считается дурным, так как имеется справедливая и честная причина, и потому ей правильно выплачивается (приданое); то же соблюдается в отношении дочери семейства.

21. (Ульпиан). Но если и муж произвел из приданого расходы на выкуп от разбойников родственников женщины или на то, чтобы женщина освободила из оков кого-либо из своих родственников, то израсходованное вычитается (из приданого) и иск о приданом погашается: если (израсходована) часть имущества - то в соответствующей части; если (израсходовано) все приданое - то целиком.

22. (Ульпиан)... [§ 7. Если во время существования брака муж или жена впали в безумие, то рассмотрим вопрос о том, что следует сделать. И, без сомнения, следует придерживаться того, что лицо, которым овладело безумие, не может послать сообщение о разводе, так как не имеет разума; но может ли этому лицу быть направлено сообщение о разводе - это следует рассмотреть. И если безумие имеет перерывы или же болезнь, хотя и является постоянной, но может быть переносима теми, кто находится вокруг больного, то никоим образом не следует уничтожать брак; и если лицо, которое находится в рассудке, пошлет сообщение о разводе (супругу), который находится, как указано, в безумии, то пусть это лицо знает, что по его вине расторгнут брак. Ибо что является столь человечным, как участие мужа в случайном несчастии жены или участие жены в случайном несчастии мужа. Если, однако, безумие столь велико, столь необузданно, столь опасно, что не остается никакой надежды на выздоровление; (если безумие) устрашает служителей и, может быть, другое лицо (супруг) вследствие диких выходок безумного (желает расторгнуть брак) или, не имея детей, испытывает желание иметь потомство, то лицо, находящееся в рассудке (супруг), может послать безумному сообщение о разводе, причем брак не рассматривается как расторгнутый по чьей-либо вине и ни на одну из сторон не возлагается (ответственность) за ущерб.]...

24. (Ульпиан)... § 5. Если муж жестоко обращался с рабами, входящими в состав приданого, то следует рассмотреть, может ли к нему быть предъявлен иск на этом основании. И если он был жесток лишь в отношении рабов жены, то установлено, что он в силу этого несет ответственность37. Если же и в отношении своих (рабов) его характер был таким же, то и в этом случае следует сказать, что его неумеренная жестокость должна быть наказана путем этого иска; [хотя жена требует от него лишь той внимательности, которую он проявляет в своих делах, и не может требовать большего,

•'° Берет деньги из приданого. 37 Ответственность за ухудшение рабов, за их обесценение.

558

 

однако жестокость, которая и в отношении своих рабов должна быть поставлена в вину, подлежит наказанию, если она проявляется и в отношении чужих (рабов), т.е. входящих в приданое].

25. (Павел)... § 1. В отношении возвращения приданого муж должен дать обеспечение (убытков, причиненных) по его злому умыслу и по его вине. Если он сделал что-либо по злому умыслу и в силу этого не может возвратить (приданое), то он должен быть осужден в размере, указанном женой на суде под присягой, [так как другое лицо не должно удерживать наши вещи против нашей воли]. § 2. Если после развода вещи, входящие в приданое, ухудшились и муж допустил просрочку в возвращении приданого, то он во всяком случае сам отвечает за ущерб...

26. (Павел). Если (мужем) была допущена просрочка и затем муж предложил жене получить входящего в приданое раба, а жена не пожелала его принять и если раб умер, то муж или его наследник не является должником в отношении цены раба, дабы он не потерпел ущерба вследствие того, что жена не пожелала взять раба, который ей потом38 был предложен...

31. (Юлиан). Если муж был осужден государственным (уголовным) судом и какая-либо часть его имущества была конфискована, то фиск находится в необходимости удовлетворить (в соответствующей части) его кредиторов, среди которых находится и жена...

36. (Павел). Если муж не может дать полного удовлетворения (по требованиям, связанным с приданым), и приданое конфисковано39, то муж присуждается в пользу фиска в пределах своих возможностей, дабы женщина не была наказана с возложением ущерба на мужа...

39. (Папиниан). Когда муж и жена предъявляют взаимные обвинения в (нарушении) нравов, то было решено, что каждый из них создал основание для прекращения брака. Это следует понимать таким образом, что ни один из них не может быть наказан на основании того закона, который они оба презрели, ибо равные деликты погашаются взаимным зачетом...


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!