ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОНСТИТУЦИЙ ЮСТИНИА1 О СОСТАВЛЕНИИ ДИГЕСТ, ОБ ИХ ОБНАРОДОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ 76 страница



18. (Юлиан). Хотя во время существования брака не может быть заключено между мужем и женой соглашение о том, что приданое возвращается в более отдаленный срок, однако после развода, если имеется основательная причина (такого) соглашения, этот договор должен быть соблюден...

21. (Юлиан). Если женщина обещала в виде приданого определенную сумму и вместо этих денег дала в приданое рабов с тем условием, что они находятся на ее риске и что то, что родится от них, будет принадлежать ей, то следует придерживаться этого соглашения; ибо признано, что жена и муж могут вступить в соглашение о том, что приданое, внесенное деньгами, изменяется и обращается в вещи, когда это выгодно женщине...

26. (Папиниан). Между зятем и тестем было заключено соглашение о том, что если после смерти дочери останется переживший ее годовалый сын, то приданое принадлежит мужу; если же сын умрет при жизни матери, то муж удержит часть приданого после смерти жены, приключившейся во время замужества. Женщина погибла с годовалым сыном при кораблекрушении. Так как признается правдоподобным, что ребенок погиб раньше матери73, то установлено, что муж удерживает часть приданого...

32. (Яволен). Жена дала мужу в приданое имение, оцененное в сто, затем она заключила с мужем договор о том, что после развода муж возвращает жене имение за ту же цену; потом по воле жены муж продал это имение за двести, а (затем) произошел развод. Лабеон думает, что мужу должна быть предоставлена возможность возвратить по своей воле двести или имение и соглашение не должно освободить мужа от этого (от платежа двухсот). Я думаю, что Лабеон дал такой ответ потому, что имение было продано по воле жены; иначе во всяком случае должно быть возвращено имение...

72 Ульпиан в "Книге правил" говорит: "Если приданое определяется весом, числом, мерой, то оно возвращается в годичный, двухлетний, трехлетний срок, разве что имелось соглашение о возвращении сразу. В других случаях приданое возвращается немедленно" (Ulpianus. Liber sineularis regularum, 6, 8).

Применяется презумпция, что в случае совместной гибели несовершеннолетний умирает раньше взрослого.

 

8- 1995

545

 

 

Титул V. Об имении, входящем в приданое (De fundo dotali)

1. (Павел). Иногда Юлиев закон об имении, входящем в приданое74, не применяется: если сосед введен во владение имением, входящим в приданое, ввиду того, что муж не дал обеспечения на случай могущего произойти ущерба (cautio damni infecti) и что затем соседу будет приказано (претором) владеть имением; в этом случае сосед является собственником (и Юлиев закон не применятся), так как это отчуждение не было добровольным. § 1. Но если имение переходит, когда это возможно, в порядке универсального преемства (per universitatem) к другому, например к наследнику мужа, то (оно переходит) со своим правом, так что не может быть отчуждаемо.

2. (Ульпиан). Если муж обращен в рабство, то распространяется ли на господина75 запрещение отчуждать это имение? Я считаю, что (утвердительный ответ) более правилен. Поэтому если имение переходит к фиску, то тем не менее возбраняется продавать имение, хотя фиск всегда является надежным и платежеспособным наследником76.

3. (Павел)... § 1. Имение не может быть отчуждено (мужем) постольку, поскольку жене принадлежит или может принадлежать иск о приданом...

5. (Ульпиан). Юлиан в 16-й книге дигест писал, что муж не может ни отказаться от сервитутов, установленных в пользу имения (входящего в приданое), ни обременить другими (новыми) сервитутами это имение...

9. (Африкан). Если мужу, являющемуся должником, женщина обещала в качестве приданого то имение, которое он должен (предоставить), то имение становится входящим в состав приданого. § 1. Если она дала (такое) обещание о приданом мужу, который был должен (предоставить), то имение становится входящим в состав приданого. § 2. Если муж должен (предоставить) (раба) Стиха или имение и ему обещано (в качестве приданого) то, что он должен, то в этом случае после смерти Стиха в приданое входит имение...

74 Lex lulia de fundo dotali. Имеется в виду изданный Августом закон о прелюбодеяниях (lex lulia de adulteriis), к которому была присоединена глава об имении, входящем в приданое. Об этом сказано в Сентенциях Павла: "По Юлиеву закону о прелюбодеяниях предусмотрено, что муж не должен отчуждать против воли жены имение, входящее в приданое" (11.21-в). См. также Институции Гая: "В силу Юлиева закона мужу запрещается отчуждать против воли жены имение, входящее в приданое, хотя бы это имение было его (мужа) или потому, что оно было передано ему как приданое путем манципации, или потому, что оно было получено им путем in iure cessio, или потому, что оно было приобретено им по давности" (11,63). Установленное указанным законом запрещение не относится к тем случаям, когда имение передается в приданое по оценке: в этих случаях в приданое входит не само имение, а его стоимость. См.: Cuq Ed. Manuel des Institutions juridiques des Remains. P., 1928, p. 176.

75 На лицо, рабом которого является человек, бывший мужем и получивший приданое. 711 Не возникает опасений, что жена не получит стоимости имения.

546

 

12. (Павел). Даже после прекращения брака считается, что имение входит в приданое. § 1. Воля тестя в отношении отчуждения имения, входящего в приданое, является ничтожной.

13. (Ульпиан)... § 3. Наследнику жены будет оказана такая же помощь (в отношении возвращения приданого), которая оказывается жене...

17. (Марциан). Муж продал и передал имение, входящее в приданое; если женщина умерла, состоя в браке, и приданое отошло в пользу мужа, то имение не может быть отнято у покупателя.

 

 

КНИГА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

 

 

Титул I. О дарении между мужем и жене (De donationibus inter virum et uxorem)

1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя,

2. (Павел) и дабы не утратилось стремление прежде всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоединил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность, не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными.

3. (Ульпиан). Это основание приводится и в обращении к сенату нашего императора Антонина Августа: ибо (император) сказал так: "Наши предки запретили дарения между мужем и женой; они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обогатился". § 1. Посмотрим, между кем запрещены дарения. И если брак установлен на основании наших обычаев и законов, то дарение не имеет силы. Но если имело место какое-либо препятствие, так что вообще нет брака, то дарение будет иметь силу. Поэтому если дочь сенатора вышла замуж за вольноотпущенника в нарушение сенатусконсульта или женщина, являющаяся жительницей какой-либо провинции, (вышла замуж) вопреки мандату за того, кто управляет провинцией или там служит, то дарение является действительным, так как нет брака. Но не является пристойным (fas), чтобы эти дарения имели силу, дабы положение тех, которые поступили противоправно, не было более хорошим. Однако божественный Север по делу вольноотпущенницы Понтия Паулина вынес противоположное постановление, так как эта (вольноотпущенница) находилась в положении не жены, а скорее конкубины. § 2. Лицам, находящимся во власти одного (лица), запрещается делать друг другу дарения, например брат мужа, который находится во власти свекра жены'... § 4. Вследствие этого если мать совершает дарение в пользу сына, который находится но власти отца, то дарение не имеет никакого значения, так как это приобретается отцом; но если она совершила дарение в пользу сына, идущего на военную службу, то дарение рассматривается как действительное, так как это приобретается сыном и входит в его военный пекулий (peculium castrense). Поэтому если сын, или пасынок, или кто-либо другой, подчиненный власти мужа, совершил даре-

' Жена не должна получать дарений от брата ее мужа. 548

 

ние из своего военного пекулия, то дарение не является недействительным. § 5. И тому, кто находится во власти тестя, запрещается совершать дарения в пользу жены и невестки, если только муж находится под властью своего отца... § 9. Муж, жена и прочие лица не могут совершать дарений не только непосредственно, но и через подставное лицо...

5. (Ульпиан)... § 3. Если должник мужа дал по приказу, мужа обещание жене (уплатить) деньги, то ничего не произошло. § 4. Если жена в целях совершения дарения дала обещание кредитору мужа (уплатить долг, лежащий на муже), и представила поручителя, то, по словам Юлиана, ни муж не является свободным (от обязательства), ни жена или поручитель не являются обязанными и дело рассматривается таким образом, как если бы она ничего не обещала. § 5. В отношении продажи, совершенной за меньшую цену2, Юлиан говорит, что (эта продажа) не имеет никакого значения. Но Нераций, мнение которого не опровергает Помпоний, (говорит), что продажа, совершенная между мужем и женой в целях дарения, не имеет никакого значения, если муж не имел намерения продать и совершил мнимую продажу, чтобы подарить; если же он, имея намерение продать, сделал скидку с цены, то продажа имеет силу, а скидка не имеет силы в тех пределах, в которых жена обогатилась. Поэтому если вещь, стоящая пятнадцать, продана за пять, а в настоящее время стоит десять, то нужно уплатить только пять, ибо жена рассматривается как обогатившаяся на эту сумму... § 8. Предоставляется делать дарение в целях погребения, ибо известно, что жена может подарить мужу участок для погребения3, или наоборот, и если будет произведено погребение, то участок станет религиозным. Это устанавливается в силу того, что только те дарения являются запрещенными, которые делают дарителя более бедным, а получившего дарение более богатым; и здесь не видно, что имеет место обогащение в силу получения той вещи, которая посвящена религии... § 9. Это дело понимается таким образом, что если муж подарил жене (участок) в целях погребения, то считается, что участок только тогда начнет принадлежать женщине, когда погребено тело;

до тех пор пока он (участок) не станет религиозным, он остается принадлежащим дарящему; поэтому если женщина отчудит (участок), то он остается принадлежащим дарителю. § 10. Из этого следует, что если муж подарит своей жене чистый надгробный памятник, весьма ценный, то дарение будет иметь силу, [но таким образом, что оно явится действительным, когда памятник сделается религиозной вещью]5... § 13. Если муж, будучи назначен наследником6, откажется от наследства в целях совершения дарения, то, как пишет Юлиан в 17-й книге дигест, дарение имеет силу; ибо становится более бедным не тот, который не приобретает, а тот, который выдал что-

2 За цену, не соответствующую стоимости продаваемого.

3 Жена дарит мужу участок, чтобы на этом участке был похоронен муж или кто-либо другой.

4 Могильное сооружение, в которое еще не положено тело.

5 Когда в нем будет погребено тело.

6 По завещанию какого-либо третьего лица.

549

 

Либо из своего имущества; отказ мужа (от наследства) идет в пользу жены, если она является подназначенным наследником или же будет наследником по закону... § 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то правильно говорится, что дарение имеет силу. Таким образом, во всех тех случаях, когда совершивший дарение не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то дарение имеет силу. § 17. Мар-целл в 7-й книге дигест разбирает вопрос: если женщина получила от мужа деньги и внесла их за своего когната в качестве сбора при вступлении его в муниципальный совет, то имеет ли дарение силу? И (Марцелл) говорит, что (дарение) имеет силу; и не видно, чтобы женщина обогатилась, хотя она взяла деньги и израсходовала на свойственника (мужа). § 18. В случае совершения запрещенных цивильным правом дарений дарение истребуется обратно от того или от той, в чью пользу совершено дарение, следующим образом: если вещь еще имеется в наличности, то она виндицируется, если же вещь потреблена, то предъявляется кондикция в объеме обогащения одного из них (супругов)...

7. (Ульпиан)... § 1. Если муж дал жене деньги на мази, а она этими деньгами уплатила (свой долг) кредитору, а вскоре затем купила мази на свои деньги, то, как пишет Марцелл в 7-й книге дигест, она не рассматривается как обогатившаяся. Так же, если муж по той же причине дал ей чашу, а она удержала чашу у себя и купила мази на свои деньги, то не применяется виндикация (чаши), ибо не обогатилась та женщина, которая израсходовала столько же на мертвые вещи7...

9. (Ульпиан)... § 2. Дарения между мужем и женой на случай смерти являются принятыми8,

10. (Гай) так как результат дарения падает на то время, когда они уже перестали быть мужем и женой.

11. (Ульпиан). [Однако вещи не делаются немедленно принадлежащими тому, кому они подарены, но лишь тогда, когда наступила смерть.] Поэтому в промежуточное время собственность остается у того, кто совершил дарение. § 1. Но сказанное о действительности дарений на случай смерти между мужем и женой является правильным в том смысле, что [не только] те дарения являются, согласно Юлиану, действительными, которые делаются с намерением, чтобы вещь сделалась принадлежащей жене или мужу, когда наступит смерть, [но всякое дарение на случай смерти...]...

14. (Павел). Если здания, принадлежащие жене, уничтожены пожаром и муж дал жене деньги на восстановление строений, то дарение является действительным в той сумме, которая требуется для постройки здания.

15. (Ульпиан). Из тех денег, которые муж дает жене (на ведение хозяйства) на год или на месяц, может быть истребовано излишнее в том случае

7 In re mortua - имеются в виду потребляемые вещи.

8 Имеют силу.

550

 

если эти выдачи чрезмерны, т.е. выходят за пределы приданого. § 1. Если муж дал жене деньги, а она извлекла из данных ей денег проценты, то это идет в ее пользу...

26. (Павел). Если я прикажу лицу, которое продало мне вещь, передать ее моей жене и он передаст (ей) владение по моему приказу, то он будет освобожден9, так как хотя жена и не признается владеющей по цивильному праву10, однако продавец не имеет ничего, что он мог бы передать...

27. (Модестин). Между лицами, намеревающимися вступить в брак, дарение, совершенное до брака, соответствует праву, хотя бы брак последовал в тот же день.

28. (Павел)... § 2. Если рабы мужа выполнили какую-либо работу для жены или наоборот, то более правильно признать, что этому не уделяется внимания; и, конечно, право, устанавливающее воспрещение дарения, не должно быть применяемо строго, и не так, как если бы речь шла о взаимоотношениях враждебных лиц, но (право должно быть применяемо) сообразно с взаимоотношениями лиц, связанных великой любовью и боящихся лишь бедности. § 3. Если жена на подаренные ей десять купила себе раба и стоимость его составляет пять, то можно истребовать" пять, как указано у Плавция; таким же образом, если он (раб) умер, то ничего не может быть истребовано; если же раб стоит пятнадцать, то может быть истребовано не более чем десять, так как на эту сумму обеднел даритель...

29. (Помпоний)... § 1. Если муж подарил жене шерсть и жена сделала себе из этой шерсти одежду, то Лабеон говорит, что одежда принадлежит жене,

30. (Гай) [однако мужу принадлежит actio utilis].

31. (Помпоний). Но если муж сделал из принадлежащей ему шерсти одежду для жены, то хотя бы эта одежда была сделана для жены и жена заботилась об ее изготовлении, однако одежда принадлежит мужу и не является препятствием для мужа то, что жена в этом деле выступила в качестве как бы хозяйки ткачих12 и заботилась о делах мужа. § 1. Если жена сделала женскую одежду для себя из принадлежащей ей шерсти, но использовала труд рабынь мужа, то одежда принадлежит жене и она ничего не должна предоставить мужу за труд рабынь, но если сделана мужская одежда для мужа, то одежда принадлежит мужу с тем, что он предоставляет жене цену шерсти... § 8. Если муж дал жене чрезмерный подарок в мартовские календы 3 или в день рождения, то это является дарением; не будет дарения, если

9 Продавец будет признаваться выполнившим в отношении меня обязательства, вытекающие из продажи.

10 Ввиду запрещения дарений между супругами жена не осуществляет правомерно владения, могущего дать ей собственность в силу истечения давности. " Муж может истребовать.

12 Например, выдавала шерсть рабыням и т. п.

13 1 марта - этот день был посвящен воспоминанию о мире между римлянами и сабинянами, у которых, по преданию, римляне похитили девушек и взяли их себе в жены. Отсюда обычай делать в этот день подарки женам.

551

 

(муж) возместил расходы, которые жена сделала для того, чтобы более прилично содержать себя. § 9. Женщина не рассматривается как обогатившаяся, если она израсходовала подаренные ей деньги на съестные припасы, или на мази, или на пищу для рабов. § 10. Не может быть истребовано то, что муж дал жене для питания рабов и животных, которые находятся в общем пользовании; если же он питал домашних рабов жены или рабов, предназначенных для продажи, то я считаю, что нужно придерживаться противоположного взгляда.

32. (Ульпиан)14... § 1. Обращение нашего императора о подтверждении дарений относится не только к тому, что приобретено мужем для жены, но ко всем дарениям, совершенным между мужем и женой, так что со смертью дарителя вещи становятся в силу самого права принадлежащими тому, кому они подарены, и имеется цивильное обязательство, и в подлежащих случаях следует рассмотреть вопрос о Фальцидиевой четверти; это, по моему мнению, имеет место таким образом, как если бы завещанием было подтверждено то, что подарено... § 3. Обращение говорит: "Является пристойным, что тот, кто подарил, может в этом раскаяться 5; но было бы проявлением жестокости и жадности, если бы подаренное было отнято наследниками, может быть, вопреки последней воле совершившего дарение"... § 7. Если муж совершил дарение в пользу жены и покончил свою жизнь вследствие того, что на его совести лежало злодеяние, то если после его (мужа) смерти память его была проклята, то дарение истребуется обратно; хотя совершенные им в пользу других лиц дарения имеют силу, если он не совершил дарения на случай смерти... § 10. Если после совершения дарения произошел развод или принявший дар умер раньше (дарителя), то остается прежнее право, [т.е. если муж желает, чтобы (данное им) было подарено жене, то дарение имеет силу; если же не желает, то дарение уничтожается, ибо одни расходятся16 с хорошими чувствами, другие - с душевным гневом и оскорбленными]... § 13. Если женщина и муж длительно жили раздельно, но взаимно воздавали честь, связанную с браком, что, как мы знаем, иногда случается и с лицами консульского достоинства, то я считаю, что дарения не имеют силы, как если бы длился брак; ибо не совокупление совершает брак, но супружеская любовь; если, однако, даритель умрет первым, то дарение будет иметь силу...

40. (Ульпиан). То, что предоставлено женой мужу для получения (им) почетной должности, является действительным постольку, поскольку это необходимо для расходов по должности,


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!