Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения



Возможно впервые наша готовность без страха воспринимать отрицательное открывает наши истинные достоинства, непременную доброту и наличие широкого выбора.

Эрни Ларсен

Проведение этой инвентаризации является важным Шагом в нашем путешествии. Она может помочь нам впервые посмотреть на себя и нашу жизнь честно и отчетливо. Она может помочь нам поднять на поверхность многие старые, ранее подавленные чувства и освободиться от них. Она может помочь нам сделать пожизненной привычкой внимательное осмысление прожитого и честное изучение самих себя, что позволит нам поддерживать мир и умиротворение, над которыми мы сейчас работаем. С помощью Бога и под Его руководством мы проведем нравственную инвентаризацию, определяя наши слабые и сильные стороны и добиваемся прогресса в выздоровлении.

К настоящему времени мы узнали, что в соответствии с программой Двенадцать Шагов нам необходимо много заниматься самоанализом. Мы приняли наше бессилие, столкнулись с духовной неполноценностью и перепоручили заботу о нашей воле и нашей жизни нашей Высшей Силе. С помощью Бога и открывшейся у нас объективностью мы теперь готовы по новому и скрупулезно проанализировать свою жизнь. Мы будем искать у себя как положительные, так и отрицательные черты характера. Мы исследуем свою жизнь с целью выяснения того, какие черты характера выработались у нас под влиянием того или иного типа поведения и посмотрим, какое воздействие оказывают на нашу жизнь те или иные особенности нашего поведения. Мы проводим объективный, беспристрастный анализ и принимаем меры к тому, чтобы не позволить себе вернуться к нашей старой привычке всеобщего отрицания.

Отрицание - это наш коварный враг в процессе работы над программой Двенадцать Шагов. Это глубоко укоренившаяся привычка взрослых детей алкоголиков. Многие из нас использовали его в детстве для того, чтобы выжить в неблагоприятном окружении, а также избежать глубокого эмоционального осознания таких вещей, которые мы вряд ли смогли бы контролировать и снять с себя ответственность за то, добьемся положительных изменений. Мы использовали отрицание для того, чтобы прикрыть воли ? страх, злость и ощущение бесполезности. Оно хорошо служило нам, но и глубоко ранило. Если мы не откажемся от отрицания и не будем принимать меры к тому, чтобы оно не появилось вновь, то оно может серьезно затормозить наш прогресс в выздоровлении.

Теперь честно и со смирением мы можем составить список наших сильных и слабых с нравственной точки зрения сторон характера. Это поможет нам напомнить себе в чем мы сильны и какие имеем достоинства. Мы можем увидеть, что наша сила состоит в том, что на нас работают помощь и воля нашей Высшей Силы. Это напомнит нам о наших слабостях и недостатках, а также о порожденном ими поведении, которое ранит нас самих и окружающих. Мы проводим инвентаризацию на данный момент ищем черты характера, которые сейчас у нас есть и недавние примеры поведения, вызванного этими чертами. Это помогает нам глубоко и бесстрашно оценить себя и свою жизнь. Мы можем бесстрашно действовать только тогда, когда придем к смирению и примем в свою жизнь нашу Высшую Силу. Пока мы отрицали наличие проблем, а контроль и манипуляции составляли основу нашего поведения, мы не могли честно посмотреть на себя и на нашу жизнь. Не признав всепрощающую любовь нашей Высшей Силы, мы не могли бесстрашно предстать перед реальностью. Сейчас поскольку мы сдали свою силу воли, мы можем доверять тому, что Бог уберет все препятствия с нашего пути. Нам нечего бояться, когда наша Высшая Сила направляет нас.

Сила написанного слова.

В нашу инвентаризацию мы вносим не только черты нашего характера и поведения. Мы также фиксируем наши восприятия: убеждения, идеи отношение, на которых формируется основа наших действий. Независимо от их связи с объективной реальностью (или отсутствия таковой) наши восприятия - это то на основе чего мы действуем. Поскольку мы являемся взрослыми детьми алкоголиков, наши восприятия затуманены страхом и чувством обиды. Эти восприятия могут расцениваться как ошибочные, поскольку сформированы в нездоровой обстановке. Проводя инвентаризацию, мы можем вспомнить о том, чтобы передать наши страхи и чувство обиды нашей Высшей Силе и честно, основательно и со смирением попросить у нее помощи.

Наш инвентаризационный список мы можем написать на бумаге. Написанное слово имеет такую силу, которая превосходит силу мыслей и изустных слов. Когда мы пишем что-то, то придаем ему осязаемую материальную форму. Оно становится для нас реально существующим. Это помогает нам преодолеть наше глубокое и всеобъемлющее отрицание. Мы стали специалистами в деле мысленного одурачивания самих себя. Мы часто отрицаем то, что сказали, говоря себе и другим: «Это не то, что я думал» или «Я имела в виду не то, что на самом деле произошло». Но когда скрупулезная и честная инвентаризация себя и своей жизни нами записана, мы можем прочитать ее снова, принять ее, владеть ею и использовать как инструмент в процессе собственного исцеления. Она может открыть нам такую правду, которую мы просто не способны были видеть.

История Карла

«Когда я провел свою первую инвентаризацию, то подумал, что точно знаю какие будут последствия» - говорит карл, взрослый ребенок алкоголиков, которого иного обижали в детстве. «У меня вошло в привычку истязать себя по любому даже самому мизерному поводу. Без сна я лежал ночью в кровати и думал о том, как выкручивался в течение прошедшего дня. Обвинял, упрекал и ненавидел себя за то, какой я есть и за то, как живу».

Карл приучился относиться к себе подобным образом еще в детстве, живя в буйной и скорой на расправу семье. Но работа над инвентаризацией по Четвертому Шагу дала ему такой опыт, которого он не ожидал.

«Я думал, что инвентаризация сведется к тому, чтобы выписать на бумагу все то, за что я себя презирал. Я делал это очень методично. Я разделил свою жизнь на сферы: работа, семья, друзья и так далее. Страницу за страницей я заполнял темп, как мне казалось, ужасными вещами, которые я делал и недостатками, которые были частью того, кем я являлся - в общем всем тем, по поводу чего я агонизировал по ночам. «Когда я прочитал свою инвентарную опись, мне стала ясной сложившаяся система. На работе я случайно сломал копировальную машину. Является ли это изъяном характера или плохим поведением?. Конечно нет. Никто кроме меня самого даже не упрекнул меня за это. Я забыл купить что-то необходимое из бакалейных продуктов или меня не оказалось дома, когда ко мне неожиданно заехал приятель. Можно ли это отнести на счет моих недостатков или слабостей? Подобные вещи случались со мною довольно часто. Я записал десятки случаев, которые не имеют никакого отношения к деструктивному поведению. Все это, как я думал, делало меня ужасным человеком».

Карл использовал первую инвентаризацию в качестве подспорья для составления новой. В последней он сосредоточил внимание на реальных проблемах своей жизни и начал с приниженного чувства собственного достоинства. «Когда я записывал все это, то впервые в жизни многое для меня стало ясным, я начал осознавать, что незначительные ошибки и инциденты, имевшие место в жизни не были губительными, губительным было то, что я чувствовал в связи с этим. Процесс инвентаризации помог мне сосредоточиться на действительных, настоящих проблемах, и я престал тратить время и энергию на самобичевание себя за то, что являюсь человеком».

Глядя на нашу жизнь

Как и Карл, многие из нас, выросших в дисфункциональных семьях, имеют склонность очень строго относиться к себе. Честная и реалистичная инвентаризация может помочь выправить положение. Мы можем перестать отрицать наши истинные недостатки и в то же время признавать резкие и неправильные суждения, которые допускаем по отношению к себе. Затем мы можем начать работу над действительно существующими проблемами и освободиться от воображаемых.

Нижеследующие страницы будут посвящены обсуждению черт характера, присущих взрослым детям алкоголиков. Будут также приведены примеры таких черт. Впишите для себя те из них, которые свойственны вашему характеру. Опишите, каким образом каждая из них проявляется в вашей жизни. Приведите специфические, свежие примеры таких проявлений, назовите людей, которые были вовлечены в это, где и когда тот или иной инцидент имел место, что вы делали и что говорили. Излагайте все полно и точно насколько это возможно. Помните, что это упражнение направлено на познание самого себя. Не спешите, работайте столько, сколько необходимо для того, чтобы инвентаризация получилась завершенной и честной. Будьте внимательны к тому, что у вас может появляться желание отрицать наличие проблем. Делайте обозрение, не судите. Помните, что в вашем распоряжении ваша Высшая Сила, которая поможет вам и направит вас в нужное русло если в этом будем необходимость.

Изоляция

Мы часто, возможно, чувствовали, что семьи, в которых прошло наше детство, были маленькими островками, отделенными от всего остального мира. Чтобы там ни происходило держалось в секрете. Мы усвоили правило не подвергать себя риску, приобретая друзей в школе или широко общаясь с окружающими. Мы усвоили правило не позволять кому бы то ни было сближаться с нами или слишком хорошо знать нас. Мы построили внутри себя тюрьму, убежденные в том, что раскрытие наших тайн может привести к отрицанию и причинить боль.

Став взрослыми, мы часто продолжаем затворничество. Мы не способны разорвать привычку держать людей на расстоянии. Мы наглухо изолировали свою жизнь и постоянно беспокоимся о том, как бы наши отношения с коллегами по работе не переросли в личные, а соседи не стали друзьями. Возможно, нам удобно так жить, называть себя домоседами и одиночками. И все же ощущаем оторванность от окружающего нас мира. Эта болезненная разобщенность с людьми может проистекать из нашего нездорового прошлого.

Причины, по которым мы можем бояться допускать людей в нашу жизнь возможно, запрятаны глубоко в нашем сознании. Организация простой вечеринки с ужином может вызвать у нас такое беспокойство, что мы решим, а стоит ли все это делать. Мы можем отказываться от приглашений или даже не показываться на глаза тому, кто как мы знаем, намеревается пригласить нас, из-за того же беспокойства или из-за того что на приглашение надо отвечать взаимностью. Мы можем поймать себя на том, что избегаем установления любых новых дружеских отношений.

Теперь мы можем перечислить все то, что привело к этой внутренней изоляции нашей жизни. В нашем списке могут оказаться свежие примеры поведения, показывающие когда, где и как мы изолировали себя от людей. В нем могут также оказаться люди, которые вовлечены во все это и наши отношения с ними. Затем мы можем записать то, что по нашему убеждению, относится к основным чувствам и ощущениям, которые сформировали наше поведение. Мы должны помнить, что не надо судить, надо изучать с помощью наблюдения.

Мы можем испытывать смущение или опасаться выглядеть глупо если, например, напишем: «Я думаю, что никому не понравлюсь, если они узнают, что я из себя представляю на самом деле». Но чувства и восприятие не всегда разумны и логичны. Если мы даже знаем что-то, что, как мы чувствуем, не соответствует действительности, то все равно можем принять это за истину.

Страх перед людьми и начальниками

Эта черта характера подобна (сродни) изоляции, но содержание ее гораздо шире, чем просто быть наедине с собой. Мы возможно воспитали в себе такое качество, как недоверие к людям, и особенно к начальству. В детстве в наших неблагополучных семьях возможно были авторитарные лица, которых не волновали наши потребности и чувства. При этом, они, возможно, были ненадежны, часто злые и даже жестокие. В детстве мы усвоили, что занимаем в этом мире весьма незначительное место; что бы мы ни делали все было мало и не приносило счастья родителям и другим людям. Мы, возможно, с молоком матери впитали автоматический страх перед авторитарными лицами и с детства запуганы ими.

У нас уже взрослых этот страх проявляется в том, что мы исключительно тонко чувствуем любого человека, которого рассматриваем как лицо, обладающее какой-то властью. Мы можем сравнивать себя с другими и чувствовать неполноценными. Мы можем вести себя агрессивно, оскорбительно по отношению к другим и не уметь постоять за себя. Или же можем принять самоуверенно настойчивость кого-то из окружения за выпады против нас.

Основой для такого поведения может служить наше восприятие себя, как людей слабых, неполноценных, не заслуживающих внимания, и бесполезных. Записывая эти особенности нашего поведения, мы вновь можем заметить разницу между тем, что думаем и тем что чувствуем. На уровне разума и логики мы можем сказать себе, что у людей, окружающих нас, нет каких-либо особых оснований причинять нам боль, и все же остро реагировать на любое самое незначительное критическое замечание, впадая в депрессию, испытывая тревогу или бурную злость. Мы можем сказать себе, что властные люди обладают большими знаниями и имеют больший опыт по сравнению с нами, и они, как и мы, пытаются сделать все, что в их силах. И тем не менее наши старые подсознательные (неосознанные) реакции могут быть спровоцированы просто тем, что они занимают руководящее положение. Теперь мы можем внести в свой список специфические свежие примеры проявления этой черты характера на работе, в ходе общения с врачами, адвокатами, министрами, чиновниками, полицейскими, банкирами и другими. Люди с властными полномочиями - это не обязательно только наши начальники. Много раз нас пугали незнакомые нам люди из числа, например, официантов, слесарей. Мы можем испытывать чувство вины, страха или покорности поскольку рассматриваем их как людей, стоящих выше нас. Мы можем одобрить то, как нас подстригли, хотя нам это и не нравится, плохо приготовленные блюда и чрезмерно завышенные счета. Мы даже можем обвинять себя за забитую канализацию или неисправные трубы.

Это ненужные и нездоровые чувства. Мы можем увидеть их истинное значение только после того, как внимательно изучим, какое слияние они оказали на формирование нашего поведения. Мы определяем круг участников, когда и где мы проявили страх, что делали и что говорили. Испытываем ли мы чувство депрессии и собственной никчемности, когда кто-то из людей «с властью» облагодетельствовал нас своим расположением или осыпал комплиментами? Допускаем ли мы, что были не правы, выразив несогласие, а прав был другой человек? Вызывает ли у вас даже незначительная критика чувство неудачи и неполноценности? Перечисление в нашем списке конкретных случаев может помочь нам увидеть реальность, которая стоит за нашим восприятием.

Стремление получить одобрение

Мы, как выросшие в дисфункциональном окружении дети, возможно никогда не получали безусловной любви и слов одобрения от членов семьи. Соответственно, будучи взрослыми, мы, возможно, не станем говорить о личных потребностях или выражать свое мнение, дабы не рисковать получить неодобрение со стороны других. Мы можем врать, делать вид или же подавлять и отрицать наши чувства. Может случиться так, что мы в своих суждениях и решениях попадем в зависимость от других людей и будем делать все возможное, чтобы подыграть им.

Одной из причин такого поведения может быть то, что мы не знаем, кто мы такие. Если бы мы действовали так, что наша деятельность позволяла бы нам верить в то, что мы в результате получим одобрение, в котором отчаянно нуждаемся, мы, возможно, поступились бы такими вещами, которые нам необходимы для выздоровления и благополучия. Мы, возможно, даже пытались добиться счастья через других. Давая другим то, что, как мы думали, они хотели, мы верили, что получи ответ любовь и одобрение. Когда этого не происходило, то обвиняли себя, и еще больше старались угодить. В течение своей жизни мы часто во взаимоотношениях с другими поступали подобным образом. Несмотря на то, что мы не получаем от общения с кем-то ничего хорошего, мы можем упорно держаться за эти отношения. Поступая таким образом мы ищем утверждения со стороны других своего права на само наше существование.

Мы можем внести в список тех лиц, которые вовлечены в такие взаимоотношения. Мы можем внести в список свежие, характерные примеры поведения, когда мы искали одобрения и пренебрегали нашими потребностями и чувствами. Что же такое особенное, характерное мы делаем, веря, что это окажет необходимое воздействие на других и мы понравимся им? Что, может случиться, если мы прекратим угодническое поведение? Каким образом мы загнали себя в сети подобного образа жизни? Испытываем ли мы затруднения, когда отказываем кому-то в просьбе? Мы думаем, как будут реагировать другие, если мы скажем нет? Осознание характерных особенностей своего поведения в этой области помогает нам уменьшить зависимость от одобрения других и лучше сознавать свои чувства, потребности и мнение.

Забота о других

В детстве мы часто брали на себя заботу о семье. Мы ухаживали за родителями, оберегали их от неприятностей, покрывали их алкоголизм, успокаивали их боли. Мы, возможно, выполняли родительские функции по отношению к нашим братьям и сестрам: присматривали за ними, помогали выполнять домашнее задание, возили их на какие-то игры или в школу. Мы готовили пищу, убирались, утешали, защищали и выступали посредниками. Такое поведение задерживало наш рост, поскольку у нас развивалась неутолимая потребность быть нужным кому-то.

Забота о других подобна поиску одобрения, с той лишь разницей, что вместо того, чтобы давать другим все, что они хотят, омы даем им то, что им, как мы думаем, нужно. Мы берем ответственность за них на себя, стараясь выручать их или решать их проблемы. Для них мы становимся незаменимыми. Такое поведение помогает нам игнорировать свои собственные проблемы, избегать их. Мы теряем себя в системе отношений с людьми, о которых заботимся, не проявляем заботу о себе. Мы становимся вечными мучениками тех, кто как нам думается, зависит от нас.

По мере пополнения нашего списка случаями сверх заботливого поведения мы можем обнаружить, что люди не очень то нуждаются в нашей помощи. Мы можем мешать им искать свои собственные пути, открывать свою собственную связь с Высшей Силой и жить по своему разумению. Мы, в свою очередь, также уходим от своих проблем и задач по собственному развитию. Очень легко скатиться к отрицанию и убедить себя в том, что люди отчаянно нуждаются в нас. Возможно мы нашли другого алкогольно зависимого человека, о котором хотим проявить заботу, так же как мы заботились своих родителях (или видели как один из родителей заботился о другом). Возможно мы вынужденно брали на себя заботу о наших детях, не сознавая, что сдерживаем развитие их индивидуальности, силы и чувства собственного достоинства. Возможно где-то в глубине души мы верим, что другие люди не любят нас, не хотят видеть нас рядом с собой, если не нуждаются в нас. Наша инвентаризация может продемонстрировать, каким образом мы, принимаясь решать проблемы других, уходили от решения своих.

Замороженные чувства и подавленная злость

Как взрослым детям алкоголиков, нам зачастую бывает трудно выражать свои эмоции. В детстве мы усвоили необходимость скрывать свои чувства, поскольку они делали нас уязвимыми в царившей в семье обстановке или потому, что мы дома часто наблюдали беспричинные и пугающие взрывы неконтролируемых эмоций. Что бы ни происходило в нашем доме, видимо, надо было хранить в тайне от окружения; нам, возможно, не следовало говорить об этом даже дома, в кругу семьи. Наши чувства также держались в секрете. Мы научились подавлять эти переполнявшие нас чувства. Мы, видимо, для себя решили, что нельзя хранить в себе или выражать какие-то эмоции, не подвергая себя опасности. Мы отвергали свои чувства и выработали глубоко укоренившуюся привычку подавлять их.

Став взрослыми, мы можем не осознавать наличия у нас невыраженных эмоций, не видеть их связи с нашими депрессией, чувством обиды и даже физическим заболеванием. Мы, возможно, стали эмоционально немыми, со своего рода мертвыми зонами внутри нас, и все из-за того, что не позволяем себе отличать владеющие нами чувства, выражать их. Но не выраженные чувства не покидают нас. Они уходят в глубины нашего сознания, создавая стрессы, состояние тревоги, вызывая болезни. Привычка подавлять чувства может также создавать у нас взрослых проблемы в интимных и другого рода отношениях. Состояние бесчувственности может быть настолько естественным, что мы совершенно искренне можем сказать, что не знаем, какие чувства владеют нами в тот или иной момент, в той или иной ситуации. Мы, возможно, лишили себя способности распознавать и выражать положительные чувства, так же как и отрицательные, пугающие нас. Утратив контакт сов своими эмоциями, мы можем верить в то, что ничего не чувствуем.

Во время составления списка наших поведенческих состояний, нам, видимо, надо основательно разобраться с каждой ситуацией и взаимоотношениями с людьми, чтобы открыть чувства, которые мы автоматически прячем глубоко в себе. Сначала мы могли бы внести в список случаи, когда мы никак не реагировали на людей, события и обстоятельства. Мы можем зафиксировать все, что обнаружили, не вынося каких-то суждений, а только делая обзор своих открытий. Возможно, побывав у друзей, мы вернулись домой с ужасной головной болью или каким-то другим физическим недугом. Это как раз и есть признак наличия у нас подавленных эмоций. Возможно мы, не зная почему, сердимся или обижены на кого-то, на жизнь как таковую. Возможно, наша озлобленность и чувство обиды проистекают из чего-то общего, они подспудно накапливаются по мере того, как мы взаимодействуем с людьми.

Взрослые дети алкоголиков часто держат в себе подавляемое раздражение. В детстве наше раздражение по отношению к родителям и другим людям, возможно, пугало нас, и мы отвергали и подавляли его. У нас уже взрослых подавленное раздражение может создавать ощущение наличия внутри нас бомбы с часовым механизмом. Оно (это ощущение) может вызывать серьезное чувство обиды и депрессии. Это, в свою очередь, может порождать острые физические заболевания или же связанные со стрессом болезни. Подавленное раздражение само по себе не уходит. Оно становится частью нас до тех пор, пока мы не вытащим его на свет и не предпримем какие-то меры по его устранению.

При составлении списка подавленных ощущений мы можем испытывать серьезные трудности в выявлении эмоциональных состояний, на которых эти ощущения базируются. Мы можем начать отслеживать состояние физического и душевного здоровья, неадекватные и искаженные реакции на раздражители. Нам необходимо внимательно следить за проявлениями обиды и зависти, необъяснимого горя и депрессии. Основой всего этого являются старые подавленные эмоции.

Контроль

В детстве в наших семьях мало что контролировалось. Когда мы были детьми, то ничего не контролировали. Жизнь была непредсказуемой. Мы часто жили под давлением напряжения и страха, во власти семейных проблем. Став взрослыми, мы, как бы реагируя на свой детский опыт, можем броситься в другую крайность. Мы можем попытаться взять под контроль все и вся. Мы можем попытаться контролировать свои чувства и поведение, а также впечатления, которые складываются у других о нас.

В детстве мы не могли полагаться на других, а взрослыми можем даже и не попытаться делать это. Мы можем стараться быть не только самодостаточными, но и командовать людьми и событиями. Желание контролировать может просто поглотить нас, поскольку мы можем считать, что отсутствие контроля повлечет за собой хаос и неразбериху, от которых мы страдали в детстве.

Этот подспудный страх может проявиться в наших болезненных реакциях на любые изменения. Мы можем быть слишком требовательными к людям или чрезмерно строгими для того, чтобы получить какие-то преимущества, воспользовавшись неожиданно предоставившейся возможностью. Мы можем быть нетерпимыми к чужому мнению, новым идеям или к новым направлениям деятельности. Нас может охватывать тревога в ситуациях, вышедших, как нам кажется из-под нашего контроля. Эти строгость и потребность в контроле могут создавать для нас трудности в вопросах доверия людям, не позволят нам расслабиться и получать удовольствия. Мы можем быть просто неспособными наслаждаться свободным временем и незапланированными удовольствиями.

В нашу инвентаризацию мы можем включить свежие, характерные примеры поведения, когда мы манипулировали и контролировали. Вмешивались ли мы в естественно складывавшиеся отношения или ситуации? Как мы реагировали на неожиданные события? Как мы отвечали на новые мысли и идеи других людей или же людям, которые не соглашались с нами? Не отказывали ли мы людям в доверии жить так как им хочется или же мы манипулировали ими и событиями, которые происходили в их жизни? Чувствовали ли мы вынужденную потребность говорить людям, что они должны делать, причем в случаях, когда никто не спрашивал нашего мнения? Стали ли мы водителями с заднего сиденья для других людей, в том числе в их автомашинах? Что мы чувствовали и как вели себя, когда люди вели себя не так как нам хотелось? Внося в список характерные примеры нашего негибкого поведения, мы можем придти к тому, что начнем видеть свое подспудное стремление к тотальному контролю.

Приниженное чувство собственного достоинства

Эта черта характера свойственна взрослым детям алкоголиков. Она может пронизывать все стороны нашей жизни, отрицательно воздействовать на все, что мы делаем. Многие элементы и особенности нашего поведения, которые мы увидели, работая над Четвертым Шагом сформировались под воздействием этой черты характера. В детстве в наших семьях мы, возможно, не получали искренней любви и надежной заботы, необходимых для того, чтобы мы могли воспитать уверенность в себе, чувство собственного достоинства и самобытность.

Поскольку мы были окружены людьми с приниженным чувством собственного достоинства, то, возможно, не развили в себе такую ключевую составляющую здоровой и счастливой жизни в зрелые годы, как истинное осознание собственного я.

Приниженное чувство собственного достоинства скрывается за многими поведенческими масками. Оно может проявиться в форме чрезмерной зависимости, стремлении к совершенству и даже в холодном, высокомерном отношении к людям. Или же оно может проявиться в форме отсутствия напористости, в ощущении неполноценности или негативного самовосприятия. Оно может привести даже к саморазрушительным, принудительным видам поведения, таким, например, как обжорство.

Когда мы записываем различные особенности нашего поведения, порожденные низкой оценкой чувства собственного достоинства, наш список может оказаться очень длинным. Низкая самооценка может привести к таким разновидностям поведения, как стремление получить одобрение других или чрезмерно опекать окружающих. Низкая самооценка может привести к изоляции и породить чувство страха. Другими симптомами низкой самооценки могут быть: сверхответственность, нездоровое сексуальное поведение и боязнь быть покинутым другими. Мы можем не обладать способностью распознать какие-то наши достижения и получать удовлетворение от этого. Мы можем убедить себя в том, что чтобы мы ни делали и чего бы не хотели - не имеет никакого значения или же не заслуживает такого же уважения, с каким мы сами относимся к другим. Составляя список характерных свежих примеров разновидностей поведения, мы можем помочь себе увидеть закрытый ими недостаток - заниженное чувство собственного достоинства.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!