Вопрос Образование парфянского царства
Из Бактрии, по одной из версий, происходил и Аршак I Парфянский, основатель парфянской династии Аршакидов. Кочевые племена парнов (дахов) под его предводительством вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, расположенную на территории северо-восточного Ирана (238 г. до н. э.). В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили себе почти всю территорию Ирана, Месопотамию, а на востоке — области, отвоеванные у Греко-Бактрии. В начале I в. до н. э. при парфянском царе Митридате II (123-88 гг. до н. э.) устанавливаются первые контакты парфян с римлянами; в дальнейшем Парфия становится главным противником Рима на Востоке. Борьба между ними идет с переменным успехом: на поражения Красса и Антония (соответственно в 53 и 36 гг. до н. э.) римляне ответили походами императоров Траяна, Луция Вера (соправитель Марка Аврелия, боевыми операциями не руководил, будучи лишь номинальным командующим) и Септимия Севера (115—117, 162—165 и 198—199 гг. н. э.), в ходе которых они трижды захватывали парфянскую столицу Ктесифон на реке Евфрат. Изнурительные войны с Римом и отсутствие внутренней стабильности привели к ослаблению державы парфян. В этих условиях в провинции Парс (совр. Фарс) возвышается род Сасанидов, которые объявили себя наследниками персидских Ахеменидов. В 226 г. н. э. последний Аршакид царь Артабан V погиб в борьбе с Ардаширом (Артаксерксом) из рода Сасанидов.
Истории Парфии, Греко-Бактрии и Армении Юстин подробно описывает в XLI-XLII книгах своего труда «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“»[4].
|
|
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор — селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер — Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южного Туркменистана, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором, совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э., принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату, основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов, в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.
|
|
48.
Хурритский мир III-II тыс. до н.э. Государство Митанни.
В 3 тыс.до н.э. в Месопотамии, в ее северной части, а также по левому притоку реки Тигр, появился древний народ – Хурриты. До сих пор нет точных данных истории происхождения Хуритов. Известно лишь, что они относились к языковой группе, находящейся в далеком родстве с языками северо-кавказских народов. А позднее, участвовали в процессе создания армянского этноса.
В начале 2 тыс. до н.э. стали появляться первые хурритские царства. Самое древнее из них – Митанни. Область расположения царства занимала выгодное положение. Она являлась
своеобразным узлом маршрутов из южной Месопотамии к городам Финикии и юго-посточной малой Азии. А также связывала города, расположенные в средней части по реке Тигр, с берегами Средиземного моря. Митаннийское царство занимало достаточно большую территорию.
Население Митанни складывалось из хурритов и семитов. Войска Митанни обладали отличными знаниями в коневодстве и мастерством проведения колесничных боев. Большую роль в войне, и не менее важную роль в управлении государством играли колесничие, которые были дворцовой знатью. Возможно именно по этому, в результате войн были подчинены небольшие семитские государства и мелкие племена хурритов на всей территории от побережья Средиземного моря до окраин Ирана.
|
|
Благодаря природным условиям в Миттани достаточно хорошо было развито земледелие, скотоводство и коневодство. Ремесленники Митанни использовали металл, которых был в наличии в горах на севере Месопотамии.
Столица государства располагалась в Вашшуканни у верховья реки Хабур. Есть версия, что город Серекани в Сирии расположен именно на месте Вашшуканни. Значение слова «хурриты» происходит от «народ солнца». Образ крылатого солнца часто появляется в культуре хурритов. Предполагается, что изображение солнца является символом хурритской государственности. О внутреннем политическом устройстве Митанни малоизвестно. Объединенные в одно государство мелкие племена платили дань митаннийскому царю. А во время завоевательских войн предоставляли воинскую помощь.
Политическое превосходство хурритов на просторах Верхней Месопотамии преобладает в 17 в. до н.э. Хурритские группы племен приходят к власти почти на всей территории Сирии. На протяжении четырех столетий развивалась особая цивилизация хуритов. Многовековой период истории древней Митанни мало изучен. Имена некоторых царей известны только благодаря завоеваниям, которые увеличивали территорию Митанни.
|
|
Самым могущественным царем Митанни считается Саусаттар. Его титул звучал как «царь Миттани, царь воинов хурри». Ему подчинились многие города-царства восточной части полуострова Малая Азия.
Расцвет митаннийской культуры приходится на 15-14 вв. до н.э. На культуру соседних государств, в т.ч. Сирии и областей хеттского царства, Митанни в это время оказывает наиболее сильное влияние. Сохранившиеся до наших дней памятники хурритской культуры изучены недостаточно.
Основными чертами хурритской митаннийской архитектуры являются приземистость и
массивность. Эти характерные особенности наблюдаются у множества строений - дворцов, культовых сооружения, стен крепостей. Также, в архитектуре Миттани встречаются строения типа «дом-галерея». Яркий пример - Дворец в Тель-Халафе. Он был построен во времена в начале 1 тыс. до н.э., в период царствования Капары. Что интересно, такой тип зданий «дом-галерея» был распространен в традиционных жилых постройках Северной Сирии. Дворец-храм царя Капары прямоугольной формы, имеет мощные башни в виде выступов, как будто стерегут находящийся между ними портик. На противоположной стороне дворца также расположены выступы и башни, таким образом, строение Капары представляло собой крепость. Само здание было построено из кирпича–сырца. Дворец располагался высоко на холме и был обращен к городу глухой задней стеной. Благодаря окраске его стен штукатуркой цвета желтой охры он был отлично виден
издалека. При близком рассмотрении было заметно, что светлые стены сооружения украшали множественные скульптурные декорации.
У хурритов было мифопоэтическое видение окружающего мира. Согласно их представлениям, мир разделен на три сферы. Вверху – небо, на котором обитали «боги верха», молодые поколения божеств. Земля и населяющие ее люди. И подземное царство, где живут древние боги и «боги низа», старшие поколения божеств. Единобожие не было присуще хурритам. Пантеон богов состоял из общехуритского ядра божеств и локальных пантеонов: митаннийских, западносемитских и анатолийских. В мифологии хурритов наиболее развиты были теогонические и космогонические мифы.
Упадок Миттани связывают с зависимостью от хеттского государства, в которую Миттани попал в результате споров и войн за территории. Ранее входившие в состав Миттани государства освободились от власти и расширили границы своих государств. Ассирия предприняла наступление на ряд городов царства и в результате Вашшуккани был захвачен. Попытки освободиться от ига ассирийцев не привели к успеху и постепенно Митанни перестает существовать. Некогда большое самостоятельное государство распадается на мелкие части.
Власть над мелкими царствами и важное торговое значение перешло к Ассирии. И постепенно, начиная с 1 тыс. до н.э. последние хурриты расселяются среди других народностей – армян, арамеев, мидийцев.
49.
Город-государство Ашшур: предыстория империи
С III тыс. до н. э. на Среднем Тигре существовало номовое государство Ашшур с центром в одноименном городе на правом берегу реки. Оно было основано особой, отделившейся от основной массы аккадоязычных племен группой аккадоязычного населения (в науке их называют «ассирийцы»), поселившейся на Тигре еще около 3000 г. до н. э. Они поклонялись племенному или местному богу Ашшуру. Сам город Ашшур, возможно, был основан еще аборигенным населением в 1-й половине III тыс. до н. э., к середине того же тысячелетия его заняли аккадоязычные пришельцы.
В XXIII–XXI вв. Ашшур входил в державы Аккада и Ура в качестве одного из их административных центров. При падении державы III династии Ура Ашшур заняли хурритские князья из соседних хурритских племен. Они обосновались в городе и отстроили его, возведя новые городские стены и новый храм бога Ашшура. С этого момента ассирийцы впоследствии отсчитывали начало своей государственности; в самом деле, именно тогда Ашшур из провинциального центра великих держав вновь стал суверенным государством.
Около 1970 г. до н. э. власть в Ашшуре перешла в руки династии из коренных аккадоязычных ашшурцев (ассирийцев). Последующие шесть веков Ашшур был центром их самоуправляющейся номовой общины (Ассирии в современном словоупотреблении), большую часть времени сохранявшей политический суверенитет. Лишь в XIX и XVIII вв. до н. э. ее дважды ненадолго аннексировали другие государства – царства Шамши-Адада и Хаммурапи. В остальное время Ашшурский «ном» то был совершенно независим, то признавал данническую зависимость от соседних великих держав.
Верховная власть принадлежала совету старейшин (со сменяющимся составом), представлявшему общинную верхушку, и наследственному князю-градоправителю, который председательствовал в нем. Князь еще не встал над общиной, а был лишь ее верховным представителем, и потому титуловался исключительно ишшиаккумом (аккадская форма шумерского энси – градоправитель), а не царем. Ишшиаккум возглавлял исполнительную власть и имел право созывать совет, но не мог без его санкции принимать важные решения.
В науке условно выделяются Староассирийский (XX–XVI вв. до н. э.), Среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.) и Новоассирийский (X–VII вв. до н. э.) периоды. Это деление в основном соответствует этапам развития ассирийского диалекта.
Ашшур находился на самой окраине месопотамского мира, в окружении враждебных и чуждых народов. Плодородной земли здесь было мало, зато недалеко лежали горы, богатые лесом и металлами. В то же время город стоял на перекрестке важнейших торговых путей, пересекавших весь Ближний Восток – от Эгейского и Средиземного морей до Персидского залива и Ирана. По ним в Месопотамию из окрестных горных стран шли металлы, а в противоположную сторону – продукты сельского хозяйства и ремесел. Благодаря такому выгодному географическому положению, Ашшур стал необычайно богатым торгово-перевалочным центром и мог организовать и снабжать большую и отлично вооруженную армию.
Ашшур стремился поддержать свою торговлю и силой оружия: в XX в. до н. э. его правители проложили военно-торговыми экспедициями путь на запад, к побережью Сирии и рубежам Анатолии. В результате в XIX в. до н. э. в Восточной Малой Азии расцвела основанная ашшурцами сеть самоуправляющихся торговых колоний с центром в Канише (современный Кюль-Тепе в Турции). Ашшурские купцы доставляли в Малую Азию крашеные шерстяные ткани, а взамен отправляли в родной город сырье – металлы, шерсть и кожу. Находившиеся на территории различных малоазиатских царств колонии пользовались в них внутренней автономией. Поскольку управлявшая ими выборная верхушка состояла из ассирийцев – членов ашшурской номовой общины, – в своих внутренних делах сеть колоний дополнительно подчинялась Ашшуру, облагавшему ее торговлю большим налогом.
Богатство и местоположение Ашшура привлекали к нему внимание завоевателей. В конце XIX в. до н. э. верхнемесопотамские земли к западу от Ашшура неожиданно были объединены удачливым завоевателем, выходцем из племенной общности амореев-ханеев Шамши-Ададом, сыном мелкого племенного предводителя Илакабкабу, правившего в одном из городков Северной Месопотамии. Их имена свидетельствуют, что и отец, и сын были до крайности честолюбивыми, самонадеянными и гордыми людьми: Илакабкабу дословно значит «Мой бог – звезда», Шамши-Адад – «Мое Солнце-Шамаш – бог грома Адад», т. е. «вместо бога солнца я чту бога грома». В обоих случаях подчеркивается нетрадиционный, сугубо индивидуальный и дерзкий выбор бога-покровителя.
Столица державы Шамши-Адада располагалась в Шубат-Эллиле (современный Лейлан). Шамши-Адад провел длительную войну с Ашшурским номом и в 1810 г. до н. э. полностью аннексировал его. Поначалу он присвоил себе титул ашшурского ишшиаккума. Затем, около 1798 г. до н. э., Шамши-Адад передал область Ашшура своему старшему сыну Ишме-Дагану в качестве особого «вице-царства» с центром в Экаллате (первый крупный город Ашшурского нома, захваченный Шамши-Ададом в ходе войны с ашшурцами). В 1795 г. до н. э. Шамши-Адад захватил ханейско-аккадское царство Мари на Среднем Евфрате и передал его в качестве аналогичного «вице-царства» своему второму сыну Ясмах-Ададу.
Держава Шамши-Адада (в науке она долгое время была известна как Староассирийская, а современники обычно именовали ее Субарту) непосредственно охватила всю Верхнюю Месопотамию и бассейн Среднего Тигра, включая его левобережье с Арбелой, Аррапхой и предгорьями Загроса. Вся эта огромная территория была разбита на 14 единообразно организованных военных округов. Глав этих округов назначал Шамши-Адад. Общинная администрация сохранялась, но теперь уже утверждалась на своих местах царем при условии ее полной лояльности (в том числе поднесения даров и клятвы беспрекословно подчиняться требованиям царских чиновников). Фактически общинное самоуправление было парализовано.
Кроме того, вассальную зависимость от Шамши-Адада признавали Хаммурапи Вавилонский, царство Катна в Южной Сирии с окрестными областями вплоть до гор Ливана и Средиземного моря и, наконец, области Приурмийского региона и смежных территорий Северо-Западного Ирана. Каркемиш (один из крупнейших торговых и стратегических центров Северной Сирии, где была главная переправа через Евфрат) стал союзником Шамши-Адада. Основными противниками Шамши-Адада были аморейское царство Ямхад в Северной Сирии (именно из страха перед ним к Шамши-Ададу обратились правители Катны и Каркемиша) и аккадское царство Эшнунна на Дияле вместе с примыкающими к нему племенами Северного Загроса. Ни там, ни там Шамши-Адад так и не добился победы.
Войско Шамши-Адада состояло из гвардии – постоянного царского полка – и ополченцев, выставлявшихся общинами и племенами (чаще прочих призывали ханеев, из среды которых вышел сам царь). Личная охрана царя поручалась евнухам храма богини Иштар. Доверенных царских людей высоких рангов перемещали из одного города в другой, пресекая таким образом возможность злоупотребления властью. Царские служащие почти не получали от государства землю – подавляющему большинству служилых людей, включая высших чиновников, государство платило лишь жалованье натурой.
Военнопленных и чужеземное население массами обращали в государственных невольников, после чего сажали на царскую землю или посылали в царские мастерские. Используя их труд и опираясь на служилую верхушку, не связанную с определенными общинными структурами, Шамши-Адад мог чувствовать себя полным властелином и не считаться ни с общинами крупных центров своей державы, ни с их главными оплотами – городскими храмами, которые были переданы в ведение царского двора.
В 1777 г. до н. э. Шамши-Адад умер, и престол перешел к Ишме-Дагану, который фактически давно уже являлся соправителем отца. Держава стремительно развалилась: Ясмах-Адада тут же выгнал из Мари Зимрилим, представитель старой династии Мари (изгнанной когда-то Шамши-Ададом), большая часть прочих областей приобрела независимость. Ишме-Дагана пытались сместить оставшиеся было в его подчинении местные правители. Он сохранил престол в Экаллате, признал зависимость сначала от Элама, а потом от Хаммурапи Вавилонского и с переменным успехом пытался удерживать верховную власть хотя бы над соседними областями востока Верхней Месопотамии (в том числе над Ашшуром и былой столичной областью своего отца – Шубат-Эллилем).
Ашшур при Ишме-Дагане пользовался самоуправлением, но не выходил из-под его власти и признавал его своим ишшиаккумом (как ранее – Шамши-Адада). После смерти Ишме-Дагана все его владения, включая Ашшур, были немедленно аннексированы его сюзереном Хаммурапи (1757 г. до н. э.). Однако в 1742 г. до н. э., в связи со вторжением касситов в Верхнюю Месопотамию, Ашшур восстановил свою независимость под властью сына Ишме-Дагана Мут-Ашкура, ставшего новым ишшиаккумом. Его потомки еще некоторое время правили в Ашшуре, но около 1700 г. до н. э. эта династия была свергнута, и после многолетней смуты ишшиаккумом стал некий Адаси, потомки которого и правили в Ашшуре в последующие века.
Великодержавие Шамши-Адада произвело на ассирийцев огромное впечатление. Пользуясь тем, что он присвоил себе титул ашшурского ишшиаккума, а несколько его потомков побывали таковыми и на деле, ашшурцы вписали не только дом Шамши-Адада, но и всех его кочевых предков в свой царский список. Время его правления они считали блестящей страницей своей истории. Поэтому ученые поначалу и назвали его державу Староассирийской, хотя в действительности Шамши-Адад был иноземным покорителем Ашшура.
В конце XVI в. до н. э. ашшурскому ишшиаккуму Пузур-Ашшуру III удалось отбить натиск Касситской Вавилонии и заключить с ее царем Бурна-Буриашем I договор о границе. Этим событием ассирийцы столетием позднее начали официальный перечень своих внешнеполитических триумфов на южном направлении. Как уже говорилось, еще в XVII в. до н. э. в Верхней Месопотамии на смену ханейским племенным княжествам явилась хурритская держава Ханигальбат. В XVI в. до н. э. власть в ней перешла к пришлой династии индоарийского происхождения (вопрос о том, как эти индоарии попали в Переднюю Азию, до сих пор является предметом споров), которая дала Ханигальбату новое официальное название – Митанни. В 1467 г. до н. э., опасаясь Митанни, Ашшур даже установил дружественные связи с египетским фараоном Тутмосом III, который вел с Митанни ожесточенную войну. В ответ в середине XV в. до н. э. митаннийский царь Сауссадаттар разграбил Ашшур (вывезя, в частности, драгоценные декоративные врата Ашшура, выполненные из золота и серебра) и принудил его признать зависимость от Митанни. Лишь около 1400 г. до н. э. ишшиаккумАшшурбелнишешу сделал робкий шаг к восстановлению ашшурских сил, построив новые стены города.
В 1-й половине XIV в. до н. э. Ашшур смог восстановить независимость благодаря дипломатическим талантам ишшиаккума Эриба-Адада I (1380–1354 гг. до н. э.). Начинал он свое правление как вассал Митанни, но, воспользовавшись династическими смутами, вскоре разразившимися там, избавился от митаннийского верховенства ценой признания вавилонского, а потом освободился и от него. Преемник Эриба-Адада, Ашшурубаллит I (1353–1318 гг. до н. э.), в переписке с Эхнатоном – первым из правителей Ашшура стал именовать себя «царем» – шарру (правда, внутри страны он так себя не титуловал, используя по-прежнему титул ишшиаккума). Известно письмо царя Вавилонии Бурна-Буриаша II в Египет (к Эхнатону или Тутанхамону), в котором он пытался протестовать против приема фараоном ашшурских послов (речь, по-видимому, шла либо о посольстве Ашшурубаллита, либо, возможно, о каком-то более раннем посольстве Эриба-Адада). Однако фараон принял ашшурских послов.
50 вопрос
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 650; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!