Сельское хозяйство( месопотамия)



Основу экономики древневосточных государств составляло сельское хозяйство. На первых этапах развития древнего общества это было скотоводство. К западу от Евфрата простиралась Сирийская степь, которая создавала хорошие возможности для разведения овец, коз, крупного рогатого скота. Большие стада овец и коз стали основой получения сырья для ткачества, а быки -- рабочим скотом для земледелия.

Земледелиюспособствовали плодородные почвы, хороший климат. Но болотистые места в Месопотамии из-за ежегодных разливов Тигра и Евфрата требовали приложения большого труда в земледелии. Это же дало толчок развитию ирригационного хозяйства, созданию орудий труда, сохи, позже -- плуга. Приемлемый для растениеводства климат, упорный труд жителей давали хорошие урожаи. Главная зерновая культура -- ячмень давала урожай в среднем сам-36, а в хорошие годы урожай превышал сам-100.

Выращиваемый ячмень употреблялся не только для изготовления муки для хлеба, но и на производство пива (примерно 40%), технология которого была разработана в Месопотамии примерно 3000 лет до н. э. Качество производства и цена продажи пива регулировались государством. Так, в кодексе Хаммурапи было установлено, что лица, продающие пиво по завышенным ценам, наказывались сбрасыванием их в реку. Если торговцы не сообщали о своем занятии, тайно продавая пиво, то они могли быть приговорены к смертной казни.

Важной отраслью сельского хозяйства былосадоводство, виноградарство, овощеводство. Особое внимание уделялось разведению финиковой пальмы, которая даже считалась священным деревом. Финиковая пальма широко разводилась, облагораживалась. Для повышения урожайности уже 4000 лет назад применялось ее искусственное опыление. Государство всемерно поддерживало садоразведение и защищало сады. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф -- полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду. Большое количество в стране садов, их хорошее состояние стало основой легенды о Месопотамии как о райском саде.

Развитие земледелия, ранее создание государства, а с ним и царского двора, войска, чиновничества, городов послужило быстрому выделению из сельского хозяйства ремесла каксамостоятельной отрасли.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет назад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали. Такая технология ювелирного производства проникла и в Европу, однако в Средние века ее секрет был утерян и был открыт вновь лишь в1933 г.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Торговля и финансы

Создаваемая сначала в натуральном хозяйстве сельскохозяйственная и ремесленная избыточная продукция позволила начать ее обмен между производителями, затем в более широких масштабах -- внутри страны, а позже вывозить за пределы государства. Об уровне торговли и наличии в стране уже вIII тыс. до н. э. широких торговых связей свидетельствуют дошедшие до нас тексты торговых договоров на продажу не только сельскохозяйственной и ремесленной продукции, но и недвижимости (земельных участков, домов). В результате международной торговли в страну завозились необходимые товары. Из Индии привозили хлопок, яшму, из Ирана -- олово, лазурит, обсидиан, из Сирии -- кедровое дерево.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функции, а, следовательно, сбора налогов вводятсяденежная иналоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э„ стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра -- шекели, вес которых составлял примерно 8 г. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20--30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика. В Вавилоне в VI в. до н. э. уже была известна банковская династия «Эгиби и сыновья», в Ниппуре -- династия Мурашу. Уже в то время банки по богатству превосходили не только храмы, но и в ряде случаев государство, сосредоточивая в своем владении земли, дома, скот.

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоятельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов, многие из которых возникли уже в IV тыс. до н. э. О большой плотности городского заселения свидетельствует близкое расстояние между городами. Например, крупные города Ларса и Урук находились в 24 км друг от друга. В 3000 г. до н. э. население Урука составляло примерно 50 тыс. человек.

Города стали административными, хозяйственными и культурными центрами. Градостроение послужило основой для развития строительной техники. С древнейших времен для строительства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжигаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в началеIII тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты).

Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. Он имел высоту примерно60 м, восемь ярусов спиралью поднимались вверх. На вершине зиккурата был храм, отделанный золотом. Видимо, этот зиккурат стал основой библейской легенды о Вавилонской башне.

О масштабах строительных работ в Древней Месопотамии можно судить по судоходному и ирригационному каналу, длиной 1600 км, построенному более 4000 тыс. лет назад.

Естественно, возводились не только храмовые сооружения, но и дворцовые, административные и жилые здания. Строили и большие помещения для архивов, поскольку глиняные таблички с информацией занимали очень много места.

При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовленным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отделывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Такими были храм богини Иштар в Аш-шуре, дворцы и храмы в Уре, Вавилоне. Архитектура Месопотамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Градостроительство достигало внушительных масштабов. Геродот, бывший очевидцем, так описывал Вавилон «... лежит в широкой равнине -- громадный город в форме квадрата, стороны которого имеют длину более22 км, а вписываемый крут -- примерно 90 км. Не только размерами, но и красотой он превосходит любой город известного мира». Город был окружен стеной. Ширина стены была таковой, что на ее внутренней и наружной сторонах были размещены однокомнатные здания, между зданиями проходила дорога, на которой могла развернуться колесница, запряженная четверкой лошадей. В тот период в городе проживало примерно 500 тыс. чел. Для сравнения: в период расцвета Рима, т. е. через 500--600 лет население его составляло 900 тыс. чел., а в 1526 г. после эпидемии чумы -- лишь 55 тыс.

Города были не только большими, но и достаточно обустроенными. Дома горожан уже вIII тыс. до н. э. имели плиты, на которые можно было ставить сосуды для приготовления пищи. Во многих городах были водопроводы.

Первый в мире канал-водопровод был построен еще до2500 г. до н. э. в шумерском городе Лагаш. Примером высокого уровня сооружения водопроводов для городов может служить водопровод, построенный в 690 г. до н. э. для города Ниневии, длиной 57 км. Дно канала было залито асфальтом и выложено известняком, стены укреплены известняковыми блоками. При пересечении с рекой водовод был поднят на акведук длиной 2730 м и шириной 13 м.

Во дворцах царей и богатых людей уже в2300 г. до н. э. были туалеты. Нечистоты по покрытым битумом водостокам попадали в канализационные колодцы.

Обслуживание отраслей хозяйства требовало развития транспорта и транспортной сети. Для этих целей использовались естественные водные магистрали рек Тигра, Евфрата, многочисленные водные каналы. На суше прокладывались дороги, по которым с древнейших времен перевозились товары на колесных повозках, запряженных мулами. Первое изображение колесного транспорта, относящееся кIV тыс до н. э., найдено на территории бывшего Шумера.

Месопотамия дала миру не только первые образцы гражданской, но и военной техники и снаряжения. Примерно в3000 г. до н. э. здесь появились боевые колесницы. В I тыс. до н. э. были созданы осадные механизмы -- тараны. Это были деревянные башни на четырех -- шести колесах, имевшие либо плоские, либо заостренные тараны для пробивания каменных стен и крепостных ворот. В III тыс. появились защитные доспехи, сделанные из кожи.

Металлические шлемы стали использовать около2500 г. до н. э. Около 1000 г. до н. э. здесь появились первые чешуйчатые панцири-кольчуги, сделанные из железных колец.

Таким образом, уже в древнейшие времена экономика многих стран несла на себе груз производства вооружения, вынуждая эти страны искать внутри или за рубежом сырье, увеличивать его добычу или покупку, отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы.

42

Религия.В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере зозникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались -о всему Шумеру, хотя для каждого из них гыли и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это Зыли бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Белом) и бог -од Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был ~:?евний священный город Ниппур, был 'огом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, 'огиня любви и плодородия Инанна (в ва-зилонском и ассирийском пантеоне — Лштар) и бог вечно живой природы Ду-музи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, зерховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,— с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой :траны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала пасти вместе с политическим возвышением Завилона, покровителем которого он считался. Согласно вавилонскому мифу о сот-зорении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудовища был Энлиль.Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразныхболезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей', полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

43


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 5950; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!