ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ХАММУРАПИ.



Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии—Хаммурапи (1792—1750 гг. н. э.), Хаммурапи мастерски использовал по­литику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи за­ключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были уста­новлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побеж­ден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи.Теперь на территории Месопотамии ос­талось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю юж­ную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны».В 1759 г. до н. э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза,—появился под стена­ми Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государ­ство. Вскоре мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разру­шить его стены и сжечь дворец правителя. После этого разгрома государство Мари пе­рестало существовать, хотя сам город Мари довольно долго влачил скромное существо­вание (до III в. до н. э.).На севере осталась лишенная союзни­ков ослабевшая Ассирия, крупнейшие го­рода которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона.

35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской держа­вы, раскинувшейся по всей территории Ме­сопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политиче­ский и культурный центр Передней Азии.Несмотря на первоначальные успехи Вавилонская держава, созданная из многих покоренных областей и некогда самостоя­тельных государств, оказалась непрочной.Обострение внутренних противоречий, особенно связанных с разорением общинни­ков, воинов, налогоплательщиков и защитни­ков государства, и внешнеполитические трудности сказываются уже в правление сына Хаммурапи — Самсуилуны (1749—1712 гг. до н. э.).

Экономика Вавилонского государства времени Хаммурапи базировалась на даль­нейшем развитии ирригационного земледе­лия, садоводства, скотоводства, многооб­разных ремесел, внешней и внутренней торговли.Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет та­кой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой паль­мы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур. В законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают различные случаи небрежности или невнимания зем­ледельца-общинника к оросительным соо­ружениям на своем участке. В случае их прорыва и затопления поля соседей он обя­зан был возместить ущерб, в противном случае его имущество и его самого прода­вали в возмещение нанесенного соседям ущерба. Важным своим деянием вавилон­ский царь считал проведение грандиозного канала, названного «Рекой Хаммурапи», о котором говорилось, что это «богатство народа», приносящее «изобилие воды Шу­меру и Аккаду».Развивалось в крупных масштабах и скотоводство. Неоднократно в законах упо­минаются стада крупного и мелкого рога­того скота, ослы, для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.Ремесло представлено самыми различ­ными профессиями: строителя домов, ко­раблей, столяра, плотника, камнереза, портного, ткача, кузнеца, кожевника. К ре­месленным профессиям в то время причис­лялись также врачи, ветеринары, цирюль­ники, трактирщики. Для оплаты труда ре­месленников законы Хаммурапи устанавли­вали твердую, а также суровую ответст­венность за сделанную работу. «Если стро­итель отстроил человеку дом и свою работу сделал непрочно, адом, который он постро­ил, рухнул и убил домовладельца, этот стро­итель должен быть казнен»,— гласит статья 229. Оплата труда врача зависела от принад­лежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.

За неудачную операцию, сде­ланную свободному человеку, врачу отруба­ли кисть руки (статья 218).Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонско­го государства всей территории Месопота­мии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через до­лину Тигра и Евфрата, в одних руках.Предметом экспорта из Вавилонии бы­ло зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.Торговля была предметом особой забо­ты государства, и ею занимались специаль­ные торговые агенты —тамкары, которые вели крупную государственную и собствен­ную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредни­ков. Возможно, они устанавливали и моно­польные цены. За свою службу тамкары получали земельные и са­довые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных уча­стков общинников, а также нередко явля­лись крупными ростовщиками. Важней­шими торговыми центрами были Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все бо­лее четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек». Но сво­бодные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ре­месленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей.

Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей разли­чает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет раз­ную степень их ответственности за совер­шение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.Кроме свободных в вавилонском обще­стве имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работа­ли в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собствен­ности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ог­раниченными гражданскими правами. Чле­новредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Оплата лечения мушкену­ма была в два раза меньшей, чем свободного человека, и т. д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защи­щались, при этом имущество их рассматри­валось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой каба­ле, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, самопро­дажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность об­щинника в отношении оросительного соо­ружения), наконец, естественное воспроиз­водство рабов. Различались рабы частновла­дельческие, государственные (или дворцо­вые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали вна­ем, дарили, похищали. Они имели ряд от­личий: это могли быть таблички на груди.особая прическа, клеймо, проткнутые уши. распространенным наказанием раба было отрезание ему уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсе­чения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.Но в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, мог­ли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои граж­данские и имущественные права, дети от таких браков считались свободными. Рабо­владелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число законных наследников своего имущества.

Вавилонская семья была патриархаль­ной и находилась под властью домовладыки — отца и мужа. Браки заключались на основе договоров и сопровождались принесением со стороны жениха брачного дара, а со стороны невесты — приданого. Жена со­храняла права на свое приданое, на дары мужа, после его смерти распоряжалась се­мейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли честь, достоинство и здоровье женщины, но жестоко карали за дурное отношение к мужу и расточительст­во обращением в рабство, а за нарушение супружеской верности — смертью. Развод или вторичное замужество вдовы были за­труднительны. Право на наследование ро­дительского имущества «от соломы до золота» имели все дети обоего пола, однако некоторое преимущество отдавалось сы­новьямВавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной де­спотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполни­тельной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель: в Ларсе, например, он составлял 30—50 % обрабатываемой площади. Но структура го­сударственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III ди­настии Ура. Для последней было характерно создание в масштабе всей страны гигант­ского царско-храмового хозяйства, функ­ционирование которого обеспечивалось свободными (административный персонал, ремесленники, воины) и в основном рабами и подневольными работниками, получав­шими натуральное довольствие из казны. Для старовавилонского периода перспек­тивными в экономическом отношении ока­зались иные тенденции: поощрение об­щинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, мастерских, паст­бищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др.Сформировалось судебное ведомство. Видное место в нем занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать се­мейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составляв­шие судейский персоналФинансово-податное ведомство зани­малось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, про­дуктов ремесла.Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов —редум и баирум. Их права и обязанности были опреде­лены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предус­матривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролиро­валась царем, выполнял все его распоряже­ния. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями власти на местах: общин­ными советами и старостами общин. Суро­во боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисцип­линированностью, леностью.Создание централизованного Вавилон­ского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали это­му богу функции демиурга — творца Все­ленной и людей, царя богов.

37


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!