Архитектура и изобразительное искусство Древней Месопотамии.Искусство.



 В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.В XXIV—XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты С аргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царя-триумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю.В период Ш династии Ура в XXII— XXI вв. до н. з., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбана-пала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Она занимала 728,7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. На городской территории кроме дворцов и частных домов располагался громадный царский парк со всевозможными экзотическими деревьями и растениями, включая хлопчатник и рис, семена которых были доставлены из Индии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI в. до н. э. и занимал площадь в 404,8 га. В Вавилоне имелись улицы протяжен- , ностью в пять и более километров. Стены домов часто были толщиной до двух метров. Многие дома имели два этажа и были снабжены всеми необходимыми удобствами, включая ванные комнаты. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Полы были покрыты обожженным кирпичом, тщательно залитым природным асфальтом, а внутренние стены побелены известковым раствором. Рядом с домами богачей площадью до 1600 кв. м, имевшими несколько дворов и более двадцати комнат, находились дома бедняков, площадь которых не превышала 30 кв. м.В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно — в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

44

Арийская проблема в истории.

«Арийская» проблема — проблема происхождения и прародины, культурной роли и исторического наследия арийских племен – занимает мировую науку более двух столетий. Кто же такие арийцы-арии?

Арийскими называют народы, говорящие на языках иранской и индийской групп индоевропейской языковой семьи, а также кафиров (нуристанцев) и дардов. Их предки имели общее имя — «арья», «арьяна», сходные культуру и быт, жили на одной территории, но несколько тысячелетий назад покинули свою колыбель и начали переселяться в далекие друг от друга земли; постепенно арийское единство распалось. В настоящее время народы иранской группы живут в Осетии, Таджикистане, Иране, Афганистане, Турции, Сирии, Ираке и Пакистане, а также в граничащих с ними странах. Представители индоарийских этносов населяют Индию — главным образом центральные и северные ее районы, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш, Мальдивы, восток и юг Пакистана. Мигранты, потомки индоарийцев, образовали крупные колонии в Мьянме, Сингапуре, Малайзии, на островах Маврикий в Индийском и Фиджи в Тихом океане, в Вест-Индии (Карибское море) и в Гвиане, в ЮАР и на побережье Восточной Африки. Немалое число их осело в Северной Америке и в Европе. Дарды и нуристанцы живут в Кашмире и в прилегающих к Кашмиру провинциях Афганистана и Пакистана. Общая численность ариоязычных народов — порядка 1 млрд человек, они составляют примерно седьмую часть всего населения Земли. Из этого миллиарда индоариев насчитывается приблизительно 900 млн, иранцев — более 90 млн, дардов и нуристанцев — 5–6 млн человек.

Древние арии создали три высокоразвитые и своеобразные цивилизации — персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. — в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий — вплоть до III—IV веков н.э. — они были главными действующими лицами всемирной истории — пока не состарились и не уступили дорогу более молодым народам.

Среди индоевропейцев «арьяны» не были изолированной, лишенной родственных связей группой. К их наречиям близки славянские, балтские (летто-литовские), а также армянский и древнегреческий языки. Носители этих языков имели с индоиранцами множество общих, восходящих к единому праисточнику, этнографических признаков, культово-мифологических представлений, психологических черт. Это свидетельствует о том, что пращуры греков и армян, балто-славян и индоиранцев составляли в глубокой древности один культурно-исторический блок. Однако протогреки и протоармяне очень рано выделились из этого блока и не поддерживали с индоиранцами столь тесных родственных связей, как предки балто-славян. Гораздо дальше, чем перечисленные народы, отстоят от ариев носители других индоевропейских наречий, в частности, германцы и кельты. Поэтому у славян и балтов (литовцев и латышей) гораздо больше оснований именоваться арийцами, нежели у немцев, скандинавов, французов и прочих европейских народов.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1004; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!