Какие художественные фильмы, созданные на основе сюжетов классических произведений, вы знаете? Дайте отзыв об одном из них.



На основе сюжетов классических произведений создано много фильмов: «Ромео и Джульетта», «Ревизор», «Капитанская дочка». Я посмотрел(а) две экранизации повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Историческая драма «Русский бунт» (1999) режиссера Александра Прошкина, снятый по мотивам повести Пушкина, никак не относится к педантичному пересказу литературного произведения. Это не «Капитанская дочка» в чистом виде. Фильм объединил два произведения Пушкина: «Капитанскую дочку» и «Историю Пугачевского бунта». О нем много писали, некоторые ругали за «кровавость». Но масштабные исторические экранизации редко обходятся без жестоких сцен, показывая ужасы войны. Это не только история любви Маши и Гринева. Режиссер постарался показать настоящий русский бунт и его мрачные последствия. В главных ролях снялись: М. Даменцкий, К. Грушка, В. Машков.

Мне больше понравилась старая версия фильма – «Капитанская дочка» (1958). Это черно-белый звуковой фильм, режиссера Владимира Каплуновского, получивший премию «Золотой парус» в Локарно (1959) как наиболее сенсационное произведение. А также, в 1960 году – Диплом III Международного кинофестиваля в Ванкувере и Диплом IV Международного кинофестиваля в Монреале. В главных ролях снялись О. Стриженов, И. Арепина, С. Лукьянов. По отзывам, многие считают этот фильм лучшей экранизацией произведения Пушкина на сегодняшний день.

Главная удачная роль всего фильма - это, конечно, Емельян Пугачёв. Исполнил эту роль замечательный советский актер Сергей Лукьянов: примерно так я и представлял(а) разбойника-бунтовщика. Актер, сыгравший Емельяна, передал его характер, отношение к жизни и мировоззрение, по моему мнению, именно так, как относился А.С.Пушкин к этой исторической фигуре. Я не мог(ла)смотреть его без сострадания к Емельяну Пугачеву. Да, именно таким я себе его и представлял(а). Грозный, великий, жестокий, но при этом милостивый и в душе добрый. Мне было очень жаль Емельяна Пугачева. Конечно, он знал на что идет. Осознавал неизбежную гибель, но в его сердце еще таилась надежда на спасение. Нет, не бегство. Казнь Пугачева, мне кажется, стала самым значимым фрагментом фильма, в то время как в самом романе ему отведена незначительная часть повествования. В более новой экранизации (2000) создалось впечатление, что Пугачев жестокий, нерассудительный, очень вспыльчивый человек, который необдуманно принимает решения, а вот в черно-белом фильме актер передал дух казачества: он кажется мудрым, более уравновешенным. Пугачёв неоднозначен, этим и заставляет задуматься о себе. Словно сплелось все разнообразие народного характера. В одно и то же время персонаж по-разбойничьи жесток, так как не боится проливать кровь, мудр, потому что понимает всю обречённость собственной затеи, но твердо знает для себя лично, что лучше бороться с несправедливостью и погибнуть, чем сидеть покорно. В то же время очень благороден, потому что помнит добро, оказанное ему когда-то давно, и готов осыпать человека своей милостью. Колоритный персонаж, внешностью своей напоминает былинного богатыря. На мой взгляд, это единственная экранизация, где так хорошо, ярко показан Пугачёв.

И Гринёв Стриженова, и Маша Арепиной, и Швабрин Шалевича сильно уступают Пугачёву в обаянии. Однако хочется отметить, что Ия Арепина великолепно подошла на роль Машеньки не только по внешнему виду, но и по характеру. Она показалась мне очень нежной, скромной, любящей, хрупкой девушкой, как я и представлял(а) её облик, готовой на всё, чтобы быть вместе с возлюбленным.

Одним из интереснейших моментов фильма, да и вообще романа в целом, является разоблачение Швабрина, заточившего Машу в комнате. Вячеслав Шавелич очень ярко выразил все бесчестие, низость и глупость Швабрина.

Билет №28

Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.

ТЕМА: В «Ревизоре» , — вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Этот замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив её жанр как комедии социально-политической. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки» . Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей» , чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение в пьесу и образов купечества и мещанства.

Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Здесь нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия.

Комедия начинается сразу с завязки, которая звучит в первой же знаменитой фразе Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. «У страха глаза велики», именно поэтому чиновники готовы в Хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» – живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. Под действием страха разоблачения чиновники и Городничий кидаются услужить Хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие.

Кульминацией– высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья Хлестакова. Человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. И подвыпивший Хлестаков сочиняет небылицы о себе и своём положении в обществе, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. Он на вершине своей славы, даже не замечает, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят.

Развязкой комедии – исходом событий – является чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, где открывается правда. Теперь всем ясно, что Хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, кому они адресованы. Все поражены: как можно было такое ничтожество принять за ревизора?

Но Гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». Это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 384;