Самопрезентация через подражание
Появление теории подражания, а также ее утверждение и развитие связано с именем французского социолога Габриеля Тарда. Книга «Законы подражания», написанная в 1890 году, на русском языке была издана в 1892 году. Основная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение, заключается в самом названии. Подражание рассматривается в качестве объяснительного принципа всей жизни, как индивидуальной, так и общественной.
Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания, которая, по его мнению, может быть как возрастающей, так и убывающей. Причем, при убывающей прогрессии развития социального, тенденция заполнить весь мир остается прежней, и если он перестает вызывать подражание, то виноваты в том его соперники («новые изобретения»). В подтверждение этому, он указывает на статистику потребления кофе, табака, число локомотивов, построенных с начала возникновения железнодорожного дела и т.д.
Подражание - это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо. Все изобретения и открытия, которые в последствие повторяются многими людьми, являются актами творчества талантливых, особенных, способных, уникальных людей, которых Г. Тард называет «новаторами».
Говоря о социальных сходствах, Тард замечает, что всякие сходства социального происхождения, замечаемые в мире общественном, представляют прямое или косвенное следствие подражания во всевозможных его видах: подражания-обычая или подражания-моды, подражания-симпатии или подражания-повиновения, подражания-обучения или подражания-воспитания, подражания слепого или подражания сознательного и т.д. И сегодня мы можем видеть картину подражание через популяризацию смартфонов, необходимость присутствие в социальных сетях, и как результат повальное увлечение селфи.
|
|
Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.
Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление»[30]. Продуктом подражания по Тарду являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.
|
|
Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель – ученик». Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу.
Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.
|
|
Популярные люди задают тренды, и подражание им, развивает и поддерживает распространение такого тренда как селфи сегодня. И не всегда подражание несет негативный контекст. Так, например, стало модно вести здоровый образ жизни, ухаживать за собой и больше внимания уделять своему образу. С другой стороны, очевидно, что индивиды становятся похожи друг на друга. Листая аккаунты в Instagramне всегда есть понимание различия между профилями индивидов: они фотографируются в одинаковой позе, или cодним и тем же выражением лица, носят одежду одних и тех же брендов, зачастуюувлечения примерно одинаковы. Например, распространение эстафет-флешмобов[31], таких как IceBucketChallenge[32] или MannequinChallenge[33], не всегда несет понимание индивидами того в чем, и для чего они учувствуют. И хотя, у эстафеты IceBucketChallenge была благотворительная идея, многие журналисты отмечали, что акция для большинства пользователейноситсамоуспокаивающей[34] характер, сфокусированной на развлечении и само-рекламе, а не на пожертвовании денег. Журналист «TheDailyTelegraph», Уильям Фокстон, описал акцию как «конкурс мокрых футболок среднего класса для диванных клик-тивистов» («a middle-classwet-T-shirtcontestforarmchairclicktivists») [35] УильямМакАскилл, вице-президент фонда GivingWhatWeCan, предположил что некоторые люди участвуют во флешмобе вместо того, чтобы заниматься настоящей благотворительностью. Он также указал, что привлекая пожертвования в фонд ALS, акция поглощает ресурсы, которые могли бы быть направлены в другие благотворительные фонды[36]. Скотт Гилмор из Macleans отмечает, что ALS является редкой болезнью, и она не входит даже в 20 основных смертельных заболеваний, но при этом привлекала значительное финансирование даже до акции. Он предлагает сконцентрироваться на финансировании исследований более важных заболеваний (рак, заболевания сердца) и на помощи более нуждающимся в данный момент людям помощи (гуманитарный кризис в Сирии), эпидемия Эбола. Американский актёр Steve-O указал, что многие знаменитости зачастую не упоминают в видео о необходимости сделать пожертвование, из-за чего фонд получает значительно меньше, чем мог бы, учитывая популярность участников. Он отметил, что среди просмотренных им роликов лишь Чарли Шин и Билл Гейтс объяснили, что смыслом акции является сбор пожертвований[37]. При этом даже очень состоятельные участники акции почти всегда жертвуют такие же небольшие суммы, как и обычные жители[38].
|
|
В обиходе появилось выражение «поколение селфи», а в зарубежных СМИ встречается аналогичный термин «TheMeMeMeGeneration», т.е. поколение ЯЯЯ. 20 мая 2013 года в журнале «Time»вышла статья «Millennials: TheMeMeMeGeneration»[39] в которой автор высказывает о том, что представитель поколения Y, или как его еще называют миллениал, не способен справляться с вызовами, которые готовит ему жизнь. «Посмотрите профили пользователей социальных сетей, у которых в фотоальбоме «Немножко меня» содержится около 300 собственный фотографий. Почитайте его твиттер, который он пишет так же, как и фотографирует в инстаграм — там пусто, ни смысла, ни идей, ничего. И тогда вы поймете, что проблема, которая затрагивается в настоящейстатье, является актуальной как никогда».
Журналист Джоэл Штейн, автор статьи в «Time», приводит данные о том, что нарциссическое расстройство личности встречается у нынешних двадцатилетних втрое чаще, чем у поколения тех, кому сегодня 65; студенты 2009-го года на 58% более нарциссичны, чем студенты 1982-го. По мере взросления, современные подростки получают такое количество поощрительных призов за участие во всевозможных конкурсах и соревнованиях, что 40% из них рассчитывают на повышение каждые два года, вне зависимости от успехов. Они одержимы славой: опрос 2007-го года показывает, что школьниц, которые хотят стать личным ассистентом известного человека втрое больше, чем тех, кто хочет стать Сенатором; тех, кто предпочтёт работу ассистента работе генерального директора крупнейшей корпорации — вчетверо больше.
Миллениалы[40] разных стран отличаются друг от друга, но, благодаря социальным сетям, глобализации и скорости перемен, у молодого человека из одной страны куда больше общего с людьми из другой страны, чем со старшими поколениями внутри его собственного народа. Даже в Китае, где семья исторически важнее индивида, Интернет, урбанизация и политика «одна семья — один ребёнок» формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей.
«Поколение Я» породило «Поколение ЯЯЯ», чьи технологии эгоизма стали только мощнее: в 1950-х типичная американская семья среднего класса вешала на стены своего дома свадебное, школьное и, возможно, армейское фото, то сегодня она окружена 85 фотографиями себя и своих питомцев. Сегодня они фиксируют каждый свой шаг (FitBit[41]), местоположение (Foursquare[42]), и генетические данные (23 andMe[43]). При этом, по сравнению с предыдущими поколениями, они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают участия в политической жизни.
Сегодня мобильные телефоны позволяют детям социализироваться ежечасно — по данным Pew[44], они отправляют порядка 88 сообщений в день, и живут под постоянным влиянием своих друзей. Они взаимодействуют с миром круглые сутки, но, в основном, через экран. Встречаясь друг с другом, продолжают писать сообщения в телефоне. 70% из них проверяют свой телефон каждый час[45], многие испытывают синдром фантомной вибрации в кармане.
Постоянный поиск дозы дофамина («Кто-то полайкал мой пост на Facebook!») снижает креативность. По данным Тестов Торранса, креативность молодежи росла с середины 1960-х до середины 1980-х. Затем падала, и резко обвалилась в 1998-м. Начиная с 2000-го года аналогичное падение показателей наблюдается относительно эмпатии, которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми и точками зрения. Это, вероятно, связано с ростом нарциссизма и нехваткой коммуникаций «лицом к лицу».
В чём они действительно мастаки, так это в умении превращать себя в брэнды с огромными хвостами из «фрэндов» и «фолловеров»[46]. Как и в случае с любыми другими продажами, позитив и уверенность в себе работают здесь на ура.«Люди раздувают себя, как шары, на Facebook», — говорит КейтКембл, профессор психологии университета Джорджии. Когда все рассказывают тебе о своих вечеринках и успехах, ты начинаешь приукрашать и собственную жизнь. Активничая в Instagram, YouTube и Twitter, ты можешь стать микро-звездой.
Современное поколение выросло на реалити-шоу, которые являются, по сути, документалками о нарциссах. Они подготовлены жить в этом жанре. «Большинство людей не само-идентифицируется до 30. Сегодня, однако, люди само-идентифицированы уже в 14, что можно считать серьёзным эволюционным скачком», — говорит ДоронОфир, директор по кастингу в таких популярных телешоу как JerseyShore, MillionaireMatchmaker, A ShotatLove и др.
В 1979 году Кристофер Лэч писал в своей «Культуре Нарциссизма»: «Медиа питают нарциссические мечты о славе, воодушевляя простых людей идентифицировать себя со звёздами и ненавидеть «стадо», тем самым делая банальность повседневного существования всё более невыносимой».
Самоактуализациямиллениалов — это скорее продолжение определённой культурно-исторической тенденции, нежели революция на фоне былых поколений. Они не являются новым видом, но лишь мутантами.
Благодаря онлайн-свиданиям, социальным сетям и возможности поддерживать интернациональные связи, людям больше не нужно вступать в брак с одноклассниками или даже гражданами одной с ними страны. Увеличение средней продолжительности жизни и развитие технологий позволяют женщинам забеременеть и в 40 — большие решения можно отложить. Средний возраст вступления в брак для американки вырос с 20.6 в 1967-м году до 26.9 в 2011-м.
В принципе, то, что считается типичным поведением этих людей — это то, как богатенькие детки вели себя всегда. Изменилось вот что: подобно Прометею, Интернет демократизировал общество, открыв молодёжи информацию и возможности, некогда доступные только обеспеченным.
Поскольку молодежь не уважает власть, она ею и не возмущена. Именно поэтому они являются первыми небунтующими подростками.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!