Глава I. Самопрезентация в обществе через селфи.



Классические теории личности в социологии

Селфи – это разновидность автопортрета, его эволюция. При всем этом, автопортрет явление не новое, одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма. Наибольшее распространение автопортрет получил в период Ренессанса, когда художники подчеркивали свою важность и противопоставляли свою высокоинтеллектуальную профессию ручному труду. Сегодня благодаря большому количеству автопортретов художников различных периодов, медики могут проводить анализ данных работ и выявлять различные отклонения (заболевания), как физического, так и психологического толка. Первым же фотоснимком, на котором отчётливо зафиксировано лицо человека, стала фотография Роберта Корнелиус1839 года, а вот первое селфи появилось в 1920 году.

 

В отличие от автопортрета, селфи не является уникальным продуктом творчества, в большей степени является симбиозом нашего представления себя в угоду общественному мнению, т.е. через селфи индивид делает собственную презентацию, рассказывает обществу о себе, своей жизни, местах, которые он посещает и явлениях, связанных с его культурными ценностями. Каждый индивид уникален и неповторим, но при этом всем каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

 

Если обратиться к социологическим теориям личности, можно проследить каким образом происходит взаимодействие индивида с обществом через публикацию собственных автопортретов.

 

Личность это первое с чем взаимодействует с обществом, через позиционирование своей личности в общество индивид отвечает на запросы общества. Рассматривая теорию «Зеркального Я»Чарльза Кули, в которой личность понимают как совокупность отражений реакций других людей, мы получаем возможность понять процесс взаимодействия. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

 

Чарльз Кули - представитель первого поколения американских социологов, выпускник Мичиганского университета, в котором в 1894 году защитил докторскую диссертацию и стал профессором этого же университета. Наибольший вклад в мировую социологическую мысль Кули внес теорией«Зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество.

 

Теория Ч. Кули «Зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:

 

1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;

2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;

3) люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.

 

Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.

 

В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.

 

На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и сексуальная социализация. «Можно не сомневаться,- замечает Кули, - что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимый образ самой себя, которым она может жить. Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку».

 

Отмеченные Кули гендерные особенности в формировании самости лишь подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от общества. Причем и женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных общественных институтов.

 

Такое гендерное разделение хорошо видно на примере социальной сети Instagram[2], которая специализирует на публикации фотокотента, в том числе и селфи. По данным компании comScore[3], занимающейся измерение интернет-трафика, на апрель 2016 года из 108 миллионов уникальных пользователейInstagram, в процентном эквиваленте соотношение мужской аудитории составляет 42% в тот момент как женских аккаунтов 58%. При этом если набрать в строке поиска Instagramхештег[4] Селфи, то соотношение мужских и женских селфи будет 1:10, это говорит о том, что женщины в 10 раз чаще публикуют свои фотографии, чем мужчины.

 

И сегодня, не только обыденной жизни «Зеркальное Я» проявляется повсеместно. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда командир одобряет их действия. Жена - более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке. Это же работает в публикациях своих фотографий через социальные сети, индивид получает отклики подписчиков и друзей о том, насколько он «правильно выглядит» с точки зрения самого общества. И если вектор поведения индивида и вектор одобрения обществом совпадают, это мотивирует индивида на публикации большего числа своих фотографий. Таким образом в сети появляются целые профили, где индивид публикует только свои фотографии, как наиболее прострой способ получения общественного одобрения.

 

Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификацию. Социолог делает вывод, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.

 

Идеи Кули развивал Джордж Герберт Мид. По Миду, личность индивида имеет двойственную природу: самость = «I» + «Me». I – это внутренний стержень личности, с позиций которого в конечном счете формируются социальные требования, а Me - совокупность установок других, которые, будучи усвоенными, образуют личностные ценностные ориентации.

 

Характер самовосприятия индивида, а также то, как он интерпретирует реакции окружающих на себя оказывает существенное влияние на сознание и все поведение человека. Так, если он на основе сложившегося самопредставления считает себя лидером социальной группы, то такой человек во всех ситуациях будет претендовать на управленческие роли. Даже если человек по тем или иным причинам лишается институциональных постов, его поведение определенное время будет детерминировано прежней самостью - в нем так или иначе сохраниться властная направленность.

 

Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом[5] других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. Обобщенный другой – это ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

 

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.

 

Джордж Герберт Мид также ввел понятие «значимых других»: в обществе существует несколько обобщенных других, и, естественно, не все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие на индивида. Среди множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим.

 

Используя этот метод, Нетусова Т.М. попыталась проследить симбиоз «I» и «Me», и посмотреть каким образом этот симбиоз отображается на селфи,используя для анализа 184 автопортретов присланных в 2014 года на конкурс сайта Adme.ru[6]. Отбор фотоматериала происходил максимально объективным образом, нивелируя ошибку выборки, поскольку все фотоматериалы конкурса предоставлялись фотографами.

 

Более 82 % анализируемых автопортретов было выполнено в цвете. Рассмотрев черно-белые фотографии, было выяснено, что их создают преимущественно женщины: соотношение цветных фотографий к черно-белым у женщин составляет 2 к 1, тогда как у мужчин это соотношение – 5 к 1. Социолог пришла ко мнению, что вероятно, за счет черно-белой гаммы женщины пытаются добавить эмоции, ценность и художественность в фотографию. Также, использовав черно-белую гамму, увеличивается контрастность изображения, что автоматически убирает некоторые текстурные изъяны кожи, волос, света и т.д.

 

В ходе пилотажного исследования исследователь предполагала, что автофотопортреты будут иметь горизонтальную или вертикальную ориентацию, указывая на фотографическую или портретную природу, но все проанализированные фотографии имели форму квадрата, что делает дальнейший анализ ориентации невозможным. Форма квадрата стала возможной за счет использования программInstagramдля мобильных телефонов, которые автоматически кадрируют фотографию. То есть можно говорить о новом формате изображения – селфи, который не является портретом или фотографией по своей природе, а имманентно созданной цифровой картинкой преимущественно не монтажной реальности.

 

Важным моментом в исследовании автофотопортретовстали атрибуты. Согласно Э. Кассиреру[7], рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчлененного потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание». Именно под этими элементами понимались атрибуты, изображенные на фотографии. Так, благодаря нагрудным знакам отличия можно было определить социальное положение человека, изображенного на холсте. Но если для портретного жанра изображение атрибутов было четко регламентировано, то в фотографии эти границы со временем были размыты. Сейчас фотопортрет является максимально гибким инструментом для самопрезентации. При рассмотрении фоторабот, предоставленные на конкурс, было выделено несколько основных категорий атрибутов, а именно:

1) одежда и аксессуары, культурные или религиозные детали;

2) жесты: «Класс!», «ОК», «Йоу»;

3) спортивные и экстремальные предметы: шлем, страховочный трос, сноуборд, серфинг и т.д.;

4) статусные предметы: часы, машина, фотоаппарат, шуба, яхта, мобильный телефон, ювелирные украшения;

5) тело человека, при этом основной акцент сосредоточен на макияже, глазах или волосах.

 

Также был выделен ряд элементов, которые технически не являются атрибутами портрета, но могут быть символами, указывающими на определенные моменты в жизни фотографов.

К этой группе были отнесены:

1. городские пейзажи и архитектура, указывающие на факт переезда или путешествия;

2. патриотизм и гордость за родину;

3. дети и животные, которые были объединены, поскольку они могут указывать на чувства покровительства и заботы со стороны авторов.

 

Если обращаться к числовым данным, то были получены следующие результаты. Самым распространенным атрибутом является одежда и аксессуары – 25 % фотографий. Это наиболее простой и дифференцирующий элемент, который позволяет отличить людей из различных культурных сред и социальных слоев. Как правило, данным атрибутом пользуются подсознательно, не уделяя большого внимания, причем для девушек это более характерно (44,9 % – для девушек и 43,6 % для мужчин). Так, зачастую они, подготавливаясь к запланированной фотосъемке, могут специально надеть юбку или платье, подчеркивающие свою гендерную принадлежность.

 

На втором месте – статусные атрибуты, которые составили 19 % фотопортретов. Данная цифра также показательна, поскольку в современном российском обществе одним из признаков успешности является достаток, который демонстрируется предметами определенной стоимости или брендами. Это применительно в первую очередь к мужчинам: на 60,7 % проанализированных статусных фотографиях изображены мужчины, и лишь на 33,9 % – женщины. Это происходит из-за того, что, во-первых, демонстрация благосостояния скорее прерогатива мужчин, поскольку их роль «кормильца» закрепилась уже давно, а во-вторых, статусные атрибуты, как машина или яхта – скорее предметы мужского жизненного мира. Также стоит отметить солнцезащитные очки, как особый статусный аксессуар, который был зафиксирован на 9 % всех фотографий. Это один из доступных способов показать статус и нередко завышенное социальное положение. Темные очки стали маркером успешности и некоторой привилегированности благодаря тому, что многие медийные личности используют их, чтобы вспышки от нежелательных фотоаппаратов журналистов не слепили глаза, а также чтобы большие очки закрывали максимальную часть лица. Так, это искусственно придало очкам видимость ценности. Не стоит забывать, что посредством фотопортрета можно не только заявить о своем положении, но и нередко приукрасить. Поскольку мужчинам больше свойственен мотив целедостижения, любительские автофотопортреты мужчин в большей степени отображают данную тенденцию посредством изображенных атрибутов.

 

Кроме этого было удивительно узнать, что на третьем месте по популярности и распространенности расположились атрибуты спорта и экстрима – 16 % фотографий. Данный показатель свидетельствует о векторе на здоровый образ жизни и активную жизненную позицию, который в настоящее время витает в умах современных москвичей.

 

Также хотелось особо отметить один атрибут, который присущ практически исключительно женщинам – это изображение тела и признаков красоты, т.е. макияжа, прически и т.д. Количество фотографий с женщинами в качестве моделей с данными атрибутами составили неимоверные 80 %, тогда как фотографий из той же группы атрибутов, но с изображением мужчин, было лишь 10 %. Идеалы красоты, транслируемые посредством СМИ и рекламы, не только воспринимаются женщинами, но и транслируются через любительские автофотопортреты.

 

Проанализировав ключевую идею создания автопортрета, путем определения основных ее акцентов, было установлено, что на первом по распространенности месте – фотопортреты, созданные как самоцель, то есть создание красивой художественной фотографии. Таких фотографий на конкурс было представлено 30 %. На втором месте – фотографии, сделанные с целью показать свое хобби и большую заинтересованность в спорте и экстриме – это 18 % фотографий. На третьем месте–фотографии, запечатлевшие интересные для фотографов-любителей места или природу, что составило 15 % фотографий. Наконец, на четвертом месте – фотографии, ключевой акцент которых указывает на человека, его позу, одежду и другие личные характеристики, что было отражено на 12 % фотографий. Таким образом, получается, что благодаря передаче неких смыслов об изображенном человеке через атрибуты, сюжет и композицию фотографии, можно говорить о самопрезентации индивида посредством любительского автофотопортрета. Однако утверждать, что автофотопортрет является более ярким инструментом самопрезентации по сравнению с любительской фотографией других жанров, представляется ошибочным. Автофотопортрет является лишь частным, пограничным, но при этом популярным на данный момент случаем портрета и любительской фотографии в целом.

 

Создатель проекта SelfieCity[8], М. Стефанер, считает, что «селфи – куда более сложное явление, чем было принято считать[9]. Оно не только отражает культурные матрицы, но и проявляет тренд движения нового поколения, которое уже сейчас диктует правила игры в мире». И действительно, данное высказывание подтверждается наблюдениями зафиксированных в Интернете трендов. Многие печатные издания отмечали зимой 2015 года появившуюся тенденцию создавать селфи с испуганным лицом, а большое количество фотографов-любителей, посещавших музеи и делавших автопортреты напротив предметов искусства, и вовсе заставило руководство многих музее запретить данную практику. Тенденции, генерируемые в обществе, транслируются через любительские селфи, и тем самым в дальнейшем влияют на общественную жизнь. Так, популяризация моноподов привела к тому, что в октябре 2014 года Роспотребнадзор Курской области пытался запретить селфи[10], поскольку, по его мнению, именно это увлечение фотографией привело к вспышке педикулеза среди подростков.

 

В результате исследования автор установил, что типичный современный автопортрет является некоей визуальной рефлексией синергии двух составляющих личности по концепции Дж.Г.Мида, а именно внутренней индивидуальности – «I» и множеством ожиданий – «Me». Но при этом большая часть портретов все же изображает маски или принятые роли. Примечательно, что, несмотря на то, что автофотопортрет является «последователем» живописного портрета, естественность и приближенность к действительности по-прежнему являются важными и ценными свойствами фотографии. Как правило, фотолюбители стремятся запечатлеть достигаемый социальный статус, в связи с чем сюжеты, подчеркивающие статус и благосостояние, являются одними из самых распространенных. А фальшивое отображение действительности характерно для художественных автофтопортретов, однако они не широко распространены.

 

Данное исследование наглядно показывает, что селфи является инструментом социализации в обществе, то как мы себя позиционируем находит отклики общественности в виде лайков[11]и комментариев, но и в этом вопросе существуют разные критерии оценки. Почему?

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!