О природе греха в душе человеческой



Мы видели (из всего сказанного), что душа наша - это прекрасное творение Божие.
Но такая ли она в действительности у нас?!

Почему так часто приходится обращаться к ней со словами: "Востани, что спиши?" И когда говорится: "Востани спяй и воскресни от мертвых" (Ефес. 5, 14), то и в том, и в другом случаях не говорится иносказательно, а разумеется действительный сон души. Как тело во время сна расслабевает, так и душа, спящая греховным сном, расслабевает в своих силах и бывает нечувствительна ко всему, что касается веры, надежды и любви. Спит - не слышит, не видит, не чувствует...

Душа - одуховленная Богом часть естества нашего, в силу своей способности воспринимать в себя подобно губке все духовное, подвержена влиянию не только Святаго Духа, но и противоположного духа, духа злобы. И от вторжения в нее духа злобы необходимо ее всячески оберегать. Что и обязан делать наш разум совместно с волей нашей.

Царство Небесное внутри вас есть,- говорит Господь (Лк. 17, 20). Но и царство диавола также внутри нас бывает через разные страсти житейские. Поэтому в молитве Господней и говорим: Отче наш, да приидет царствие Твое потому, что в нас царствуют различные страсти, коими орудует диавол с злодейственными бесами.

Душа по естеству своему не имеет плохих задатков, но если уклоняется от добра ко злу, то делает это исключительно по лености, допустив в себе оскудение добра.

И потому опытные старцы, подвижники и все, кто в жизни своей много, много потрудились над спасением собственной души и, желая, чтобы ни одна человеческая душа не погибла, предупреждают: "Не позволяйте себе легкомысленно давать волю своей душе. Ее всегда надобно держать на привязи и в мыслях, и в чувствах, потому именно, что они нехороши, недоброжелательны нам, они в заговоре с князем века сего, против Господа..."

"Не давайте свободы душе. За ней надо непрестанно следить как за злым и капризным ребенком, как бы он чего не напроказил, не набедокурил, не повредил себе и Бога не прогневал, потому что она все-таки не ребенок, а давно уже живет жизнью зрелого человека, немало жившего и испытавшего всяческие человеческие злоключения, ибо зло гнездится в человеке глубоко, и бесчисленные корни его надо отсекать тщательно и непрестанно".

По разъяснению преподобного Макария Великого, душа, если и подпадает под влияние злого духа, не соединяется с ним во единое целое, а только временно подчиняется ему, творя его злую волю.

У греха, навеваемого духом злобы, своя природа, и у души своя. (Подобно как в природе при солнечной, но ветреной погоде, у солнца свое действие, а у ветра - свое. Они действуют одновременно, но не совместно). Так и в душе человека, к которой примешался грех, у греха и у души своя особая природа, и до известного времени душа сопротивляется греху, ведя свою жизнь, а грех - свою. Подобно ручейку, который несет чистую воду, но на дне его лежит тина. И стоит всколыхнуть поверхность воды, как поднимется тина и замутит всю воду, и станет как бы едино, но все же не едино. Так и душа, когда возмутится, то на какой-то период времени подчинится злому духу и начнет творить его злые греховные дела. Оба духа при этом составляют что-то одно, оставаясь самостоятельными.

Поэтому у души, как бы она ни пала, сохраняется возможность действовать самостоятельно, вырваться из-под влияния зла и в слезной покаянной молитве вновь обратиться к Богу.

В сердце каждого человека существует расположение к грехам, которым он научился с юности. Это расположение оскверняет и душу, и тело. Грех - величайший разбойник, он убивает душу, если она не кается, удаляет ее от Бога, вливает смертоносный яд, постоянно обольщает и берет в плен и душу, и тело. Душа грешника моментально поражается грехом как параличом. Но она же чудно воскресает при глубоком покаянии.

Церковь знает три состояния души, благодаря которым человек бывает: "горяч", "холоден" или "тепл".

Горячий и холодный - это два совершенно противоположных свойства (это духовные полюса), но активность их одинакова.

"Теплота" - нечто пассивное, пребывание в застое. "Теплые" - это те, которые не отклоняются ни к одному из полюсов.

У "холодной" души активность направлена ко злу. Но "холодный" человек может мгновенно стать "горячим", к чему совершенно не способен "теплый".

Примером этому может служить: 1) Обращение ап. Павла из гонителя в первоверховного апостола. 2) Обращение благоразумного разбойника. 3) Покаяние грешницы...

Душа наша создана не для греха. Грех противен, чужд для души, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. Она не создана для греха. Наше духовное существо борется с грехом, потому что нам жалко потерять свою чистоту и невинность, потому что страшно оскорбить любящего нас Небесного Отца...

Но наша духовная природа так устроена, что все чувства, мысли, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собою. И грех, попадая в сердце через желания и через действия, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности.

Ты только допустил скверные дела, но уже помрачается твое духовное зрение, уже затрудняется в твоей душе вход добру. Надо следовать мудрому древнему правилу: "Внимай себе" (Втор. 15, 9), чтобы оградить душу от погибели.

Ведь всякий грех оставляет след в нашей душе. И задача каждого человека - сберечь душу. Жива душа - и ты жив. Погибла душа, и в тебе не будет жизни. А потому без жалости отсекай все, что несет с собою смерть душе.

Душа умирает, когда отходит от нее божественная благодать. Наступает растление души. При этом правильные и благие помыслы уступают место развращенным помыслам: зависти, лукавству, ненависти, вражде, брани, злопамятству и прочим многочисленным греховным помыслам...

Душа человека - бесценное сокровище, и потому так настойчиво святые Отцы призывают всех следить за своей душой, беречь ее.

Видеть состояние своей души во всей ее наготе мы никогда не можем без особой милости и помощи Божией, ибо внутренность нашей души сокрыта от нас. Поэтому-то Церковь и напоминает нам о необходимости заботиться о ней.

В великопостных песнопениях мы слышим: "... храм носяй телесный весь осквернен"... - это и о нашей душе говорится. Ведь она предназначена быть нерукотворным Храмом Божиим, а мы своей беспечностью, своими грехами осквернили его так, что в него не войдет уже, конечно, Бог, (хотя это Его законное место, Он Сам его себе уготовал).

Но мы имеем возможность возобновить этот пришедший в негодность храм (нашу падшую душу). Он омывается и очищается нашими слезами искреннего покаяния. Неусыпной заботой о своей бессмертной душе можем восстановить наш внутренний храм для того, чтобы он засиял и снова стал местом пребывания для Духа Святаго. И тогда смерть нашего тела (разрушение телесной нашей храмины) не испугает нас, так как с помощью благодати Божией приобрели мы вновь небесную духовную храмину, которая в день всеобщего воскресения прославит нашу телесную храмину.

Место пребывания в жизни вечной нашей бессмертной душе уготовано Богом в Небесном Чертоге. Но войти в Него могут только те, духовная одежда которых светла. А кто не приобрел ее при жизни, сможет только созерцать его, но не имеет дерзновения войти в него.

"Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь ..."

 

 

Список духовной литературы

1.Протоиерей, магистр богословия Григорий Дьяченко. Из области таинственного.- М., 1900 г.

2. Протоиерей, магистр богословия Григорий Дьяченко. Духовный мир.- М., 1900 г.

3. Протоиерей, магистр богословия Григорий Дьяченко. Духовные посевы.- М., 1900 г.

4. Митрополит Крутицкий и Коломенский, доктор богословия Николай (Ярушевич). Слова и речи.
Т. 1. (1941 - 1946).- М., 1947 г.
Т. 2. (1947 - 1950).- М., 1950 г.
Т. 3. (1950 - 1954).- М., 1954 г.
Т. 4. (1954 - 1957).- М., 1957 г.
Т. 5. (1957 - 1960).- СПб., 1994 г.

5. Псково-Печерский листок № 31 "Душа" (По проповедям митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича).

6. Кающийся грешник. Сборник. Размышления, взятые из сочинений Филарета, митрополита Московского; Иннокентия, архиепископа Херсонского; Димитрия, архиепископа Волынского; Феофана, б. епископа Владимирского; Порфирия, б. епископа Чигиринского и др.- СПб., 1901 г.

7.Плач кающегося грешника. Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося во Св. Горе Афонской.- М., 1913 г.

8. О конце мира. Журнал "Альфа и Омега" М., 1997 г.

9. О кончине мира и грядущих судьбах России. (Святитель Николай Японский). Из дневника архиепископа Никона.- 1914 год, № 4.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 199;