О тождестве и различии душ человеческих



Души всех людей, по существу своему, тождественны, но в то же время каждая душа имеет свои личные особенности, проявляемые в различных формах душевной жизни человека, и обладают своеобразным развитием.

Источником этих, свойственных каждому человеку форм является сердце человека, благодаря которому и проявления души различны у всех людей (и жизнь различна), и мысли и поступки различны.

Как учили еще древние философы - душа человека безвидна и безОбразна, то есть она не имеет ни размеров (величины, отличающей одну душу от другой), ни формы (какого-либо очертания).

Она присуща данному человеку и является частью живой, природной организацией состава человека, а также и характеристикой особых внутренних свойств данного человека, проявляющихся в его деятельности и отличающей его от других людей.

Поэтому в жизни нередко приходится слышать выражение: О! Это человек большой души!"... - когда говорят о хорошем человеке. Или, давая отрицательную характеристику человеку, скажут: ..."да ведь это мелкая душонка"...

В этих случаях прибегают к метафорам. Но это отнюдь не значит, что у одного человека душа больших размеров, чем у другого. Здесь говорится о нравственном состоянии души. Точно так же про хорошего человека говорят: "Какой он душевный человек", а про злого, эгоистичного человека скажут: "Бездушный человек". Это опять-таки нельзя понимать, как отсутствие в ком-либо души, а лишь о высокой или низкой нравственности человека. Ибо душа - носительница нравственных качеств человека, это тот источник, из которого проистекает активность. И благодаря свободной воле, которой обладает душа, активность ее может быть направлена к добру или ко злу, смотря по тому, для восприятия какого духа (Божия или духа злобы) раскрылась эта душа.

Но под словом "душа" в различных случаях понимают и разумеют различное.

Часто под словом "душа" подразумевается просто жизнь. Как, например, в Евангелии (Мф. 16, 25)* (*...Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.). Почва из евангельской притчи "О сеятеле", в которую сеется семя - слово Божие,- это тоже наша душа, и бывает она у каждого из нас в разное время нашей жизни - разной. То каменистой, то придорожной, то заглушенной тернием, то плодородной. Семя Божие дается всем людям одинаково хорошим. А какой принесет плод, это зависит от состояния нашей души и тех стараний, какие она проявит в деле его выращивания.

В душе человека Бог силой Животворящего Духа творит обновленную природу человека, созидая Царство Божие внутри человека (в душе). Но как это происходит, это сокрыто от понимания и сознания людей (так же, как происходит скрытый процесс произрастания зерна в земле).

Зарождение в душе и развитие Царства Божия принимается нами как факт. От человека требуется лишь величайшая заботливость оберегать прорастание "зерна". Требуется жить с сознанием, что ты соучастник Божией тайны в деле создания в душе Царства Божия, ты бессменный страж, поставленный на это Богом.

Все зависит от способности души к духовному росту.

При глубоком понимании евангельских притч исцеление Господом слепых, глухих, косноязычных... человек видит в них исцеление духовно слепых и глухих душ человеческих. И некоторые из этих душ безнадежно потерялись в темноте, сбиты превратностями жизни с правильного пути, зашли в тупик.

И как мы видим в Евангелии, таких приводят к Христу. Точно так и "слепую душу" приводят к Богу чаще всего жизненные обстоятельства. А привести душу ко Христу - значит, прежде всего, вывести ее из мира, увести в сторону от греха людей, оставить наедине с Богом, освободить от разлагающего влияния земли (Христос перед исцелением отводит слепца в сторону).

А вот евангельский слепец Вартимей - это образ хорошей души! Это образ души, порвавшей с грехом (он сидит на дороге, ведущей из Иерихона в Иерусалим, от рассадника греха - к Святому Граду). И он не просто сидит, он кричит, он добивается, чтобы на него обратил внимание проходивший здесь Господь - он хочет прозреть!..

И евангельские бесплодные смоковницы... и виноградник, отданный для возделывания виноградарям,- все это людские души в различных степенях своего духовного состояния.

Бог насадил во вселенной виноградник жизни. Основная Лоза в нем - Сын Божий (Христос), и от этой Лозы идет бесконечное число черенков... Это все души человеческие (Ин. 15, 5). И каждая душа со временем превращается в некий Божественный сад, под благодатным окормлением Божьим душа распускается с искрящимися, как цветы под солнцем жизни, способностями ума, с ароматными гроздьями бесконечно переливчатого чувства, с упругою волей, как упруга полнокровная сочность плодов.

Истинно, истинно, что человеческая душа по природе есть Божественный сад, лучший виноградник земли.

Господь оградил душу оградой Евангельского закона. Водрузил в саде души сторожевую башню - совесть.

Бог насадил сады душ и роздал их людям, чтобы люди сами трудились над возделыванием этих садов, над спасением своих душ.

А Преображение Господне на Фаворе - это образ преображения души, пошедшей за Христом.

Иногда произнося слово "душа", мы подразумеваем совокупность нашей душевной деятельности, всех наших ощущений, восприятий.

Душа человека - это все наши мысли, все желания, все порывы сердца, это проявление любви к жизни.

Господь даровал такую душу первому человеку при творении и каждому из нас при рождении. Душу одуховленную, присутствие которой в теле непостижимо и таинственно...

Но она везде присутствует в нашем теле,- как говорит святитель Димитрий Ростовский,- нет ни одной частички нашего тела без души.

Душа сочетает воедино все тело, состоящее из многих частей, и содержит их в полной гармонии, и все части тела друг другу помогают, друг друга поддерживают.
И если в обычных наших житейских отношениях человек (по чисто человеческим понятиям) "не имеет души", он теряет к себе уважение окружающих, так как же нужна человеку душа для его духовной жизни!

 

 

О сердце человеческом

Бог даровал человеку бессмертную, разумную душу, и пребывает она в нашем теле в сердце.

Духовный опыт святых отцов свидетельствует, что именно сердце, а не разум чувствует присутствие Божие.

Из Священного Писания мы узнаем, что сердце есть орган наших желаний, источник воли и добрых (или злых) намерений наших. Из текстов Священного Писания видно, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется поведение человека и выбор им жизненного пути.

Именно сердце, а не ум (как пытаются доказать психологи) мыслит, размышляет, познает.

И новейшие исследования науки дают нам право считать сердце не только органом кровообращения, но и органом чувств.

Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше, чем наука. О сердце речь чуть ли не на каждой странице Библии, и ему придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовного воздействия.

И самое главное - сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания. Именно сердце обладает способностью ощущать Бога. Почти у всех людей есть способность иная, чем познание пятью чувствами. И чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания.

"Было в сердце моем как бы горящий огнь" (Иер. 20, 9).

Откуда этот огнь? Вам отвечает преподобный Ефрем Сирин: "Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе".

И можно сюда прибавить еще: "Созерцает Его без очей по слову Христову - "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят".

Святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) считает сердце органом чувства и высшего познания.

Он пишет: "В сердце есть множество струн и даже тончайших, чутко улавливающих все доброе и истинное, звучащих протестом против злого и неискреннего".

Именно сердце его тончайшими струнами имеет общение с Самим Богом в молитвах и откровениях, и через наше многострунное сердце говорит нам тихий голос совести.

Сердце - есть корень жизни (святитель Феофан Затворник), оно возбуждает к деятельности прочие силы. Казалось бы, следовало отдать полную власть ему над управлением жизнью (как это и бывает у многих), но страсти часто увлекают сердце в ненужном направлении, и потому только люди, очистившиеся от страстей, могут дать волю всецело своему сердцу.

В сердце же и корень греха.

"От сердца исходят помышления злые..." (Мф. 15, 19). Для сердца, оскверненного грехами, тяжка мысль о Боге. Поврежденное грехом сердце не пойдет туда, где говорят о Боге. Оно не любит Бога, а боится Его. Такое сердце старается помрачить и затмить очи ума, усиливается заглушить голос совести, громко говорящий о Боге, и нередко успевает в этом и доводит человека до безумия: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог" (Пс. 13, 1).

Сердце - центр физической жизни человека, и по связи душевной деятельности с физической оно же, как объединение душевных способностей, есть центр сознательной душевной деятельности. В нем формируется личность человека, и, когда душевная жизнь человека сложилась, тогда сердце делается регулятором добра и зла.

Сердце разносит кровь по организму, давая ему здоровье или болезнь, оно же в душевной жизни является проводником сил добра или зла. В тайниках сердца складывается добро человека или порок.

Преподобный Макарий Великий говорит: "Сердце правит всем, и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами душевными... там убо должно смотреть, написана ли благодать закона духа".

Все люди, живущие глубочайшей духовной жизнью, по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота... всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. И напротив, воздействие на сердце духа злобы рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод, безотчетное беспокойство.

"Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем,- говорит святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий),- что сердце может воспринимать вполне определенные внушения, прямо-таки глаголы Божии. И это не только удел святых". "И я,- продолжает Владыка Лука,- подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая Священное Писание, я вдруг получал потрясающие ощущения, что эти слова Божии обращены непосредственно ко мне..."

Сердце не только воспринимает воздействие Духа Божия, но, как центр нашей духовной жизни, совершенствуется и направляется к богопознанию (В притче о сеятеле Сам Господь говорит, что семя слова Божия сеется в сердце человеческое).

Сердцем осуществляется высшая функция духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему. Сердце есть средоточие любви. "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе" (Лк. 6, 45). В сердце нашем произрастают добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение; оно вместилище веры. Чистое сердце - это наше богатство, это наша слава. Поэтому оно и является местом пребывания нашей души.

Поэтому и просим мы: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Пс. 50, 12). Чистое сердце - Храм Божий, и Дух Божий живет в нем (1 Кор. 3, 16).

Как уже было сказано, что сердце, а не ум - мыслит, размышляет и познает. И преподобный Исаак Сирин учил, что "ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень".

Сердце обладает способностью само получать из духовного мира ощущения высшего порядка и передавать их уму (в мозг). Мы знаем, что человек часто интуитивно чувствует многое из того, что необъяснимо нашим умом. А интуиция и есть познание сущности вещей не умом, а сердцем. Сердцем человек ощущает все, как прекрасное и приятное, так и неприятное.

Сердцем же ощущает и Бога - высшую красоту. Любовь в сердце человека начинается от познаний ума о Боге... Когда сердце полюбит Бога, оно начинает стремиться к Нему, и в человеке все более и более умножается и утверждается ве%дение о Боге. Но для познания глубин Божиих - необходимо сердце чистое, насколько это возможно человеку, как созданному существу.

Сердце, любящее Бога, укрепляет волю человека, утешает его на тяжком пути, побуждает человека к исполнению нравственного долга, деланию добра ближним и даже врагам. Ведь только любовь способна на удивительные подвиги самопожертвования.

Как видим, именно желаниями и стремлениями нашего сердца определяется наше поведение в жизни, выбор жизненного пути.

Однако не одни добрые мысли, стремления и пожелания рождаются и проникают в наше сердце. Там часто возникают и противоположные чувства. Но об этом разговор будет потом.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "... ты знаешь, как сердце быстро, далеко и ясно видит (особенно предметы мира духовного), заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит.

У святых Божиих это око душевное доведено еще при жизни до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом,- оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Поэтому-то святые Божии видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды..."

 

 

Высшие свойства души

Поистине дивными, чудесными свойствами обладает человеческая душа, и это все она получила от Бога.

Главное и основное свойство ее - это ее духовность. И эта духовность есть высшее достижение человеческой души. Ибо дух человека имеет свое начало в Духе Божием.

В душе нашей есть какая-то глубина, и в этой глубине формируется нравственная природа души данного человека (из его мыслей, чувств, желаний), характер данной души (данного человека). В этой же глубине своего существа душа соединяется с Божественным Духом. И Дух Божий, соединившись с духом человека, направляет его к тому, чтобы очищать душу, а через нее и тело от всего греховного. Дает возможность в какой-то мере сделаться причастной тех свойств духовного тела, какие должно оно будет иметь в воскресении праведных. (И это мы своими телесными очами наблюдаем на примерах святых. Этим же был награжден и первый человек, но утратил эти свойства при падении).

Душа - самая большая ценность, которую Бог даровал человеку. В ней сокрыты и образ, и подобие Божие. И значит она должна обладать в какой-то мере (не в абсолютном смысле) свойствами Божества. И это нам видно в проявлениях нашей души.

Бог - вечен. Он не знает ни начала, ни конца Своему бытию. И наша душа, хотя она и имеет свое начало, но она не знает смерти, она бессмертна, такою сотворил ее Бог.

Бог всемогущий. И человека Он наделил чертами могущества: человек - хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Бог есть Дух вездесущий. Человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы часто бываем со своими близкими вместе, хотя мы и разделены при этом далеким пространством.

Прекрасный пример такому мысленному общению душ мы видим из жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского. Святитель Стефан проезжал в 10 верстах от обители преподобного Сергия, вышел из повозки, обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: "Мир тебе, духовный брате!" А в обители в это время братия находились на трапезе, и именно в этот момент преподобный Сергий, духом уразумев это приветствие, встал от трапезы и, взаимно молитвенно поклонясь, произнес: "Радуйся и ты, Христов пастырь, мир Божий да пребывает с тобой". И объяснил братии причину своего поступка.

Бог есть высочайший ум. И человека Бог наградил умом, способным необычайно быстро развиваться и получать необходимые познания.

Святитель Василий Великий учит, что ум и душа человека - едины. Ум - некая естественная часть нашей души. И этот ум (как часть души) владычествует и управляет нашим телом. Через него человек познает все, нас окружающее, познает и самого себя. Через ум же управляет самим собою и своим телом (которое является орудием души). Ибо душе человеческой дана способность не только мыслить, желать и чувствовать, но и, как в зеркале, видеть свои мысли, желания и чувства (самосознание человека).

Душа воспринимает все происходящее через соестественный ей ум и через разум (всеянный Богом при создании человека) и имеет возможность и способность рассуждать о полезных и вредных для человека мыслях и действиях и направлять деятельность человека по нужному пути.

Бог есть Дух всеведущий. Разум человеческий имеет печать этого Божьего свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память хранит в нем все эти знания.

Бог есть Дух всесвятый. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости.

Когда преподобный Серафим Саровский беседовал о духовной жизни или когда он молился,- окружавшие его видели особый свет, исходящий от него.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский - подвигом своей молитвы и праведной жизни получил от Господа силу исцелять болезни людей на расстоянии: одним только молитвенным вздохом перед Господом.

Божественная природа души проявляется во всех формах духовной жизни человека и особенно в стремлении к нравственному и эстетическому совершенствованию. Ее одуховленность видна во всех сторонах ее жизни. В способности мыслить, действовать, чувствовать. И во всех этих способностях проявляются высшие стремления, вызванные духом.

Одуховленность человеческой души святитель Феофан Затворник описывает так: "Вся душа человека, соединившись с духом, иже от Бога, преобразилась и из животной стала человеческой, с теми силами и стремлениями, о которых уже говорилось (т. е. с жаждой Бога, с совестью и с благоговением и страхом Божиим). Но кроме того, она, благодаря соединению с духом, в самой себе стала обнаруживать высшие стремления, поднялась как бы на одну ступень выше, являясь душой одуховленной".

И далее: "В ней появилось стремление к идеальности, чувство неудовлетворенности от одних только выводов, сделанных на основании жизненных опытов наблюдения. И желание, и стремление проникнуть в область познания Творца и Промыслителя. Дух вызывает в душе желание совершать бескорыстные поступки, стремление к высоконравственной жизни. Душа не чужда проявлять заботу обеспечения всем необходимым для нормальной жизни, но не видит в этом удовлетворения. Часто стремится к жертвенным поступкам.

Одуховленная душа стремится к любви, к красоте, часто к изяществу. Она стремится постичь не только внешнюю красоту, но и красоту внутреннего содержания, умносозерцаемую, идеальную...

Все эти влечения в душе, эти настроения души - гости из иного мира, от Духа Божия.

Душа, водимая Духом, не находит полного удовлетворения ни в чем сотворенном и ищет только красоты отражения душевно-телесного быта, но выражения в прекрасных формах идеально-прекрасного мира, куда влечет ее своим воздействием дух.

Среди душевных качеств человека есть совесть.

Совесть - это дивное отображение Божества в человеке.

Совести, как одному из свойств нашей одуховленной души, Бог поручил наблюдать над действиями души. Указывать что угодно Богу, а что неугодно. И не только указывать, а просто властно требовать делать угодное Богу и не делать противоположного. И душа сразу же ощущает и результат: при исполнении благой воли чувствует утешение, а при неисполнении испытывает угрызение совести.

Совесть - это зоркий страж и судия наш.

Преподобный Авва Дорофей так говорит:
Когда Бог сотворил человека, он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, просвещающий ум и показывающий ему, что - хорошо и что - плохо. Это наша совесть.

В Священном Писании совесть именуется "соперником", так как она всегда сопротивляется нашей злой воле.

Бог, творя душу человеческую, всеял в нее семена всех добродетелей. Для их правильного возрастания необходимо воздействие со стороны Бога. Но при наличии свободной воли в человеке может он сам решать: принимать или нет эти благодатные воздействия. Вот тут и должна проявить себя наша совесть.
Голос совести,- по мнению святителя Феофана Затворника,- это проявление действия в нас духа - высшего начала нашей жизнедеятельности. Он направляет деятельность нашей души на искание Бога, понуждает душу жаждать Его.
Человек получил от Бога свободную волю и способность разумно рассуждать и выбирать пути своей жизни. Умом, душой и сердцем он самостоятельно решает, как поступить и, соответственно, выполнять или не выполнять волю Божию. И тут уже дело совести нашей "подсказать" душе, на правильном ли она пути или уклонилась от него, отдалив себя тем самым от Бога и изгнав Его из своего сердца, то есть места Его законного пребывания в нас.

Суд совести в человеке объясняется тем, что Бог глубоко в душу человека вложил чувство совести для постоянного напоминания о том, что будет суд Божий над людьми. И это в какой-то степени облагораживает нашу земную жизнь.
Душа сотворена свободною (имеет свободную волю) и потому может добровольно склоняться либо к добру, либо ко злу. Но Бог в само существо души человеческой вложил иго нравственных обязанностей. В человеческую душу вложена духовная внутренняя сила, которая помогает человеку победить в себе все низменные и греховные устремления.

У людей с чистым сердцем душа прилепляется ко Господу, и Господь, любя такую душу, соединяется с ней, и тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум. Тело души остается поврежденным на земле, а ум ее всецело жительствует в небесном Иерусалиме, восходя до третьего неба, прилепляясь ко Господу и там служа Ему.

Но в такое состояние душа приходит не вдруг, а через испытания. Через многие труды и подвиги в течение долгих лет.

Душа имеет и свои глаза - душевные очи, т. е. наше внутреннее духовное чувство. А еще правильнее - это глубочайшая внутреннейшая сторона этого внутреннего духовного чувства, дающая возможность проникнуть в область Божественного, непосредственно соприкасаясь с ней, принимать живые впечатления и убеждаться в бытии Божием.

Не будь у нас этого чувства, мы не имели бы возможности осязательно убеждаться в бытии Божием.

Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский:
"У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением, которое есть только орудие нашего душевного ока, проводник, через который душа или думает, или познает все видимые предметы.
Какие предметы созерцает это духовное око? Явления мира духовного. Духовное око наше стремится больше всего ко Господу, и в этом случае действие его называется созерцанием и богомыслием, и оно может простираться в бесконечность и имеет свойство очищать душу от греха, усовершать и приближать все больше и больше к Богу, Источнику нашего света или нашей мысли и нашей жизни.

Затем - созерцаем ангельские чины... их духовную светоносную природу...
Еще духовное око обращается внутрь самого человека, и тогда его деятельность называется самоиспытанием, самоуглублением, священным бодрствованием или трезвением над своими помыслами и желаниями.

Сокровенное желание души истинно верующего человека - жажда познать Бога, видеть Его, соединиться с Ним навек... И встречи души человека с Богом обычно незабываемы (найдя драгоценную жемчужину, человек идет и продает все, что имел, и покупает ее).

В каждой душе живет врожденное стремление к святости, к украшению бессмертного духа, тоска по небесному жилищу, искание Бога. И сознает ли то человек или не сознает, но душа его носит в себе предощущение жизни бесконечной с возглавляющей ее Божественной красотой и порывается к своей вечной родине.

Душа наша жаждет Бога, тянется к Нему, ищет Его. И нельзя оставлять голодающую и жаждущую без насыщения. Духовный голод и духовная жажда страшнее телесных. Если не насыщать нашей души на пути ее земной жизни,- безмерно тяжек будет ее голод в вечности.

У бесмертной души нашей есть свои потребности, свой голод, свои болезни. Вот и ведет она нас в храм Божий для молитвы, т. к. пища ее - это прежде всего молитва.
Назначение души - сообщить (преподать) человеку святость. Помочь ему при содействии благодати Святаго Духа приобрести эту святость.

Образ Божий человек получил при творении, а приобрести подобие мы должны своей волей, и это дело нашей души.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: ... мы получили бессмертную душу для того, чтобы вполне подготовиться к будущей жизни и чтобы и тело получило бессмертие.
Но только одуховленная душа, подчинившаяся воздействию на нее Духа Святаго, способна тело, в котором она обитает, сделать бессмертным, подготовить к вечной жизни.

Душевность и телесность человека - естественны человеческой природе (так как и тело, и душа сотворены Богом), и сами по себе они безгрешны.

Но если в человеке развиты только душевные качества без подчинения души духу, человек легко может подчиниться греховным побуждениям.

Душа непременно должна подчиниться духу.

Святой Никодим Святогорец говорит: "Душа, как одна из трех составных частей человеческой природы (духа, души и тела), имеет своим назначением - устроять временную жизнь человека и, покоряясь Богооткровенной Истине, Ею освящает всю область своего ведения".

 

Душа - храм Святаго Духа

Святитель Василий Великий говорит: "Душа, находясь в теле, оживляет его".

Как небо и землю Бог сотворил для обитания человеку, так тело и душу человека Бог создал в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в его теле, как в Своем доме, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его.

Но для этого душа должна стать как бы выше чувственности, выше телесного, мрачного естества и проникнуть собою - чистым зрением сердца - в мир духовный. Тут-то ей будет хорошо, тут-то ее истинная жизнь, ее успокоение и радость.

Благодать, приходящая в сердце, возбуждает энергию духа, вызывает высшие стремления, отрешение от земных привязанностей.

Душа человека, в ком обузданы помыслы и сердце очищено от них,- становится благообразною, принимая все свои дивные качества, вложенные в нее Богом при творении.

Такая душа может стать жилищем Божиим, храмом Духа Святаго... Какой великой честью награждена душа человека! Даже чистые и безгрешные Ангелы не являются храмом Духа Божия...

Только душа человека может стать этим храмом - это ей даровано Богом. Но для этого она должна полностью подчиниться Духу Божию.

Душа только предназначена быть живым нерукотворенным храмом. Человек не рождается храмом Божиим. Он становится им только тогда, когда Дух Святой освятит душу во время крещения, когда Дух Святой посетит нас своими дарами в святом Таинстве Миропомазания.

Значит, не принявший святаго крещения, остается только предназначенным быть этим храмом.

Душа становится местом постоянного пребывания Духа Божия, только подчинив себя воздействию Духа Божия, вручив себя Его руководству.

Она, сама находясь в тесной связи с телом нашим, руководит им, и руководство ее будет плодотворным и спасительным для тела только тогда, когда она сама будет всецело руководима Духом Святым Божиим.

И вот только тогда она будет местом постоянного пребывания Духа Божия.

В душе Бог живет всегда, если мы грехами своими сами не удалимся от Него. Ибо в грешной душе Бог не обитает.

Бог любит обитать в душах человеческих,- говорит святитель Феофан Затворник,- но Он входит в души людей не насильственно, хотя Он и всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собой.

Бог не вселяется в души, в которых царит плоть, ибо орган общения Его с человеком есть дух.

Но когда душа своей свободной волею возымеет желание приблизиться к Богу, тогда и Бог как бы идет к ней навстречу и начинается одухотворение не только души, но и тела, то есть всего человека: и внутреннего, и внешнего.

Бог станет "всяческая во всех" в таком человеке - человек при этом, одухотворившись, обожится.

О таких сказано: "Придем и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). И будет осуществлено Царство Божие внутри человека - в его душе.

Еще в Ветхом Завете Дух Святой через пророков Божиих говорил: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом"... "И буду вам Отцом и вы будете моими сынами и дщерями" (Ср.: Лев. 26, 12; Иер. 3, 19).

Дух Святый пророчествовал о том времени, когда Бог вселится в бессмертную душу человеческую, когда Бог будет Отцом этой души, а душа будет чадом своего Небесного Отца.

И это совершилось с пришествием Сына Божия на землю.

"Царство Божие внутри вас"... и зародыш Божьего Царства именно в душе человека. Зародыш этот всегда ничтожно мал (как горчичное зерно), так как в миру душа обуревается стихиями мира, отличными от Божией стихии. Но когда это малое семя будет укреплено в душе усилиями воли самого человека (желающего жить жизнью Христовой), тогда уже Бог Своей творческой силой будет творить обновленного человека (без участия самого человека - от человека только требуется проявление воли в желании). И быстро, быстро силой Божией в бурном росте семя Божие в душе такого человека заглушит все терние, внесенное врагом.

Колос души зреет и наливается от Божией силы. В душе открывается Царство благодати. И совершитель этой новой жизни - Господь.

Он обильно распространяет повсюду свет и жизнь. И все зависит от способности души к духовному росту.

Назначение души не только самой сохранить полученную от Бога святость, но, как уже было сказано, сообщить святость и всему человеку. Будучи тесно связанной со всеми органами тела, душа своей жизненной силой оживляет чувства, направляет свою деятельность на отдельные органы его, которые являются как бы инструментами для деятельности души.

Когда тело полностью отдано в подчинение душе, тогда плотские страсти человека умерщвлены, и душа, просветившись, сделается храмом Божиим.

А душа, в которую вселился огнь Божий, подобна двукрылой птице, горе возносящейся по небесному воздуху. Крылья души, повинующейся Богу, это устремление огня Божия, которым она может воспарять горе к небу.

Бог, объемля и согревая покорившиеся Ему души, возбуждает их к духовной жизни. Но для этого душа наша должна быть умной, должна распознавать полезное и вредное в деле спасения.

Умную и добродетельную душу легко обнаружить даже во внешности человека, в его взгляде, походке, голосе, улыбке, разговоре и обращении с другими людьми.

Ведь именно душа "подсказывает" отдельным частям нашего тела (глазам, ушам, рукам и ногам), чего им нужно избегать, а что можно делать и как именно делать. Мы видим глазами, слышим ушами, имеем возможность куда-то пойти или чего-то коснуться руками. А вот что стоит делать и чего не следует делать, об этом рассуждать - дело нашей души. Нужно ли коснуться того или иного предмета, нужно ли слушать тот или иной разговор, стоит ли смотреть на то, что манит и привлекает наш взгляд?.. Обо всем этом должна рассуждать наша душа, руководимая и наученная Духом Святым Божиим, и руководить поступками нашего тела.

У каждой христианской души есть свое призвание, и она, обладая телом, начиная с самого рождения, должна смотреть на него как на орудие для исполнения Божественных предначертаний.

Тело, отданное в обладание душе, принимает участие в ее призвании, этим самым на него возлагается ряд особых обязанностей. И вот именно эти обязанности и составляют возвышенную сторону нашей физической жизни. Душа извлекает из тела не одни чувственные отправления, но согласовывает его деятельность с своим божественным призванием.

Преподобный Антоний Великий говорит, что душа, находясь в теле, проходит три состояния:

1) начало веры, 2) преуспеяние в вере и 3) совершенство.

Каждый из них длителен и зависит от состояния данной души. Душа должна создать благоприятную атмосферу для восприятия все новых и новых сил благодатных.
В такой заботливой душе нет места ничему злому и греховному.

Но душа наша, хотя она и разумная, мысленная сила, должна быть руководима и поддерживаема во всех добрых делах благодатию Святаго Духа. И как тесно соединена душа со всеми частями нашего тела, так и благодать Святаго Духа своей Божественною силою должна сочетаться с душой и оживотворять ее, являясь как бы душой души. Помогать ей различные помышления и пожелания сводить к единой воле Божией.

Как тело без души не имеет гармонии всех своих членов, так и душа с отличительными чертами своей разумности не может обладать должным своим поведением без благодати Св. Духа.

Душа человека, если не имеет в себе благодати Св. Духа,- мертва для Бога. Потому и естество наше, если не будет причастно благодати Св. Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия. Но душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и все тело свое; потому что, будучи в союзе с телом, находясь во всех его членах, сообщает им действие благодати Божией.

Когда душа и тело при земной жизни находятся в полном контакте и живут исключительно богоугодной жизнью, такую душу Бог освящает уже при исхождении ее из тела (а тело принимает нетление подобно душе). И так как душа в этом мире была участницей в перенесении всех тягот и скорбей, выпавших на долю тела, так в вечной жизни и телу будет передано состояние радости, которой уже пользовалась от Бога душа, пребывая некоторое время в разлуке с телом. Тогда душа поглотит собою все тело и будут едино с ним и дух, и ум, и все тленное и смертное тогда будет поглощено жизнью. Плоть поглотится душою силою Святаго Духа. Душою, которая была уже поглощена Богом, истинной жизнью.

О том, как необходимо при земной жизни нашей душе укрепляться Духом Святым, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святаго. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо.
Оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание необходимо на молитве и во всей жизни.

Без укрепления Святаго Духа душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной; она расслабевает, совершенно обессиливает от входящего в сердце зла и становится немощной для добра. Без укрепления Духа Святаго чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне этого зла. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень - это Св. Дух. Дух Святый воспламеняет душу любовию к Богу, навевает душе светлые и благие мысли, укрепляет в сердце сознание важности и необходимости трудиться, внушает необходимое терпение, которым преодолеваются все трудности. При общении с людьми вдыхает в человека уважение к данному человеку, который есть образ Божий (кто бы он ни был), и соединяет всех нас любовию и учит молиться".

И не только со стороны Св. Духа нужна помощь нашей душе, но и мы сами должны помогать ей украшаться той вечной и нетленной красотой, в которой она должна предстать пред Богом.

Эта красота души создается из смирения, чистоты, терпения и добрых дел любви.
И спасение души надо начинать смолоду, оберегая ее от житейской грязи. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души.

Преподобный Варсанофий (V век) постоянно наставлял приходивших к нему: "Дети мои, спасайте свои бессмертные души!"

 

 

Три периода жизни души

Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода (с двумя переходными гранями из одного периода в другой).

1-й период - жизнь души в теле человека.

2-й период - жизнь души, освободившейся от тела, начало вечной жизни.

Душа, отрешившись от тела в момент его смерти, вступает в новую форму своего бытия. Она делается способной видеть все уже не глазами, а новым ощущением и видеть саму себя. Движется она теперь уже силой воли и преодолевает огромные пространства мгновенно (все естественные препятствия теперь ее не задерживают). Она созерцает загробный мир. И в этом чудном загробном мире духовном она находит свое место. То место, до которого она духовно доросла при своей земной жизни. И в этом месте она должна пребывать до всеобщего Страшного Суда Божия.

Душа, находясь вне тела, с увеличенною силою продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни.

Вследствие этого, праведники утвердятся в добродетелях и преданности святой воле Бога, а нераскаянные грешники - в нечестии и раздражении против Бога. Добро раскроется во всей полноте и силе: оно будет развиваться со всей свободой, которой здесь (на земле) не имело, обнаружит все свое внутреннее достоинство, весь свой внутренний свет. Душа будет уже навеки тверда в добре, и никакое зло, ни внутреннее, ни внешнее, не сможет ни колебать ее, ни изменить, ни повредить ее блаженному состоянию. Она не будет праздною. Она будет своим просвещенным умом созерцать не постигнутые ею при земной жизни тайны: тайны Бога, мироздания, себя самой и вечной жизни.

Будет проникать в дело нашего искупления, совершенное Сыном Божиим, то великое и чудное дело, в которое желают проникнуть и ангельские умы, которым наше человеческое естество возведено, в Лице Богочеловека, на престол Божества.

Со смертью тела не умрет ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми здесь мы живем, и в условиях новой загробной жизни все это раскроется во всей глубине и силе.

Все те души, которые принесут с собою в вечность чистые и святые чувства: любовь к Богу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту, найдут в этих святых чувствах для себя источник возвышенной радости.

А души святых, угодивших Богу своей праведной, святой жизнью на земном пути, получат по смерти тела не только предопределение к блаженству, но и будут его уже переживать; вместе с тем получат от Бога и дерзновение молиться за нас и оказывать нам небесную помощь.

Душа после смерти тела продолжает жить тем запасом елея, который она накопила при земной жизни и который дает ей возможность вступить в более близкое взаимоотношение с Богом всем комплексом своих стремлений, склонностей, чувствований и пристрастий. И чем больше запас елея, т. е. благодати Духа Святаго, тем на более близкое и радостное взаимоотношение с Богом может рассчитывать душа.

Именно поэтому преподобный Серафим Саровский так настойчиво говорил каждому о необходимости "стяжания Духа Святаго Божия" - того елея, которого у мудрых дев оказалось в достаточном количестве и не хватило у юродивых.

Это то духовное богатство, которое приобретается душою только при земной жизни и не может быть пополнено после разлучения души с телом.

Это тот духовный капитал, который душа накопила, живя разумно на земле.

У святых он велик, и потому они имеют дерзновение в молитве и после телесной смерти, и Господь слушает их, как слушал при жизни, а может быть - и более.

Старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры так говорил своим духовным чадам: "Я после смерти буду гораздо более жив, чем сейчас". Оптинский старец Варсанофий считал, что после смерти тела молитва может совершенствоваться.
Но горе, если "елея" нет или его мало! После исхода из земной жизни никому уже нельзя преуспеть. Кто при земной жизни далек от Господа, останется далеким и по смерти тела.

И наконец 3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни.

Во время второго пришествия Господа для Страшного Суда начинается новая жизнь для видоизмененной и преображенной души, соединившейся опять и теперь уже навечно со своим, также преображенным телом.

Для истинных последователей Христа 3-й период жизни души будет жизнью непрерывающегося уже более общения с Богом на "новой земле", под "новым небом", где вместо солнца будет уже Сам Господь Бог.

Из указанных периодов жизни души:
1-й период исчисляется десятками лет.
2-й - простирается до всеобщего воскресения.
3-й период - простирается в вечность.
Это либо награда за правильно проведенный 1-й период, либо страшное наказание - вечное отлучение от Бога за греховно проведенную земную жизнь.
Самый короткий 1-й период, но он и самый ответственный, так как всецело определяет положение души как во 2-м, так и в 3-м периодах.

Но, к сожалению, мысль о важности именно этого периода очень часто отсутствует у многих из нас. А ведь только в этот период душа имеет возможность творить подвиги. Молиться и работать, несмотря на трудности и усталость тела; поститься, несмотря на голод; воздерживаться и лишать себя часто самого необходимого ради дел милосердия и терпеть без ропота болезни, разные скорби и лишения.

Все это уже недоступно во 2-й и тем более в 3-й периоды. Там жизнь по результатам поведения в 1-й период.

Интересно, что в Божием творении можно найти близкую аналогию для состояния души в трех состояниях при двух переходах.

Жизнь бабочки начинается с довольно непривлекательной гусеницы, ползающей по земле. Затем гусеница как бы умирает, и вместо нее мы видим куколку без каких-либо признаков жизни, завернутую в кокон,- как бы пелена и гробик. Но вот происходит чудо. Кокон разрывается, и на свет появляется бабочка изумительной красоты, с крыльями, переливающимися всеми цветами радуги, и свободно порхающая над цветами и питающаяся ими.

Какая близкая аналогия с душой человеческой, обезображенной вначале, после рождения тела, задатком первородного греха,- с развитием в ней страстей и пристрастий.

Тело умирает. Душа не проявляет себя, она, очевидно, таинственно преображается, если в ней при жизни зародилась любовь к Богу и ближним.

Наступает последний день мира - явление во второй раз Христа, и преображенные души, блистающие красотами добродетелей, облекаются в новые тела и идут навстречу Христу.

Когда истекает первый период - от жизни души в теле к жизни вне тела? Это тайна, которую лишь отчасти приоткрывает нам Свящ. Писание. Для христиан это нормально должно происходить тогда, когда в душе их воцарится Царство Божие.
В этом случае смерть не только естественна, но и необходима для подготовленного к ней.

Достигший определенной меры духовного возраста уже не может более жить земной жизнью и ее интересами. Чем ярче разгоралась любовь к Богу, тем тяжелее душе от разлуки с Богом, тем более ее тяготит жизнь на земле. Поэтому такие души желали смерти тела, желали скорее сбросить с себя его узы, чтобы душою соединиться с Господом.

О смерти одного подвижника, которая для окружающих казалась преждевременной, некий старец так сказал: "Достигший такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от сего, и потому Бог взял его".

Смерть телу посылается не ранее, как созревает плод, то есть душа христианина будет подготовлена для перехода в другой мир.

Иначе говоря, смерть посылается в наиболее благоприятный момент жизни души по ее готовности к Царству Небесному. Ибо если бы жизнь не прервалась, то душа через грех более теряла бы духовного богатства, чем вновь приобретала его. Этим и объясняются смерти, которые кажутся "преждевременными". Всеведущий и Милосердый Господь всегда пресекает земную жизнь человека в момент, наилучший для его спасения.

Иногда, наоборот, срок жизни продляется в случае духовного возрождения души человеческой при молитве и покаянии.

По учению святых Отцов - человек здесь на земле созидает себе то направление души, которое будет продолжением его жизни за гробом. Поэтому Бог и дает возможность каждой душе приобрести во время земной жизни все необходимое.

И в истории Церкви (и даже в повседневной обыденной жизни) известно большое количество случаев, когда Господь возвращал на землю души уже умерших людей, оказавшихся почему-либо не подготовленными для того мира.

Вернувшиеся из загробного мира рассказывали о своих переживаниях после разлучения их с телом.

Во всех рассказах неизменно повторяются следующие моменты:
1) Ушедшая из тела душа продолжает мыслить и чувствовать и переживать события так же, как и будучи в теле.
2) По смерти тела душа входит в общение с Ангелами или бесами.
3) Душа подвергается суду за все поступки.
4) Переживания души после смерти тела (во временном их разлучении) сохраняются в памяти после возвращения души опять в тело и оказывают на душу сильное впечатление.

Обычно эти переживания совершают в человеке духовный переворот; нерадивые души начинают жить богоугодно, иногда принимают монашество, а иногда - уходят в затвор.

Для всех земная жизнь обычно теряет свою привлекательность, и они начинают думать преимущественно о подготовке к будущей жизни, реальность которой они познали на своем личном опыте.

Для людей, не верующих в Бога и существование вечной жизни, наступает период глубоких размышлений и в большинстве случаев приводит к твердой вере. А иногда вера приходит сразу и становится непоколебимой.

Из врачебной практики от людей, отнюдь не религиозных (как врачей, так и самих переживших состояние временной смерти), мы узнаем, что многие из них теперь из опыта достоверно знают, что после смерти существует жизнь.

Врачи-психиатры, которых заинтересовали рассказы "вернувшихся с того света" людей, произвели записи опрошенных ими (причем опрошено было в различное время порядка 150-200 человек в различных местах и странах). Рассказы опрошенных или людей, приславших письма врачам с желанием поделиться пережитым ими необычным состоянием, очень сходны. Все говорят, что ощущали какое-то раздвоение в себе, что видели свое тело, наблюдали за ним как бы со стороны; встретились почти сразу после отделения от тела со своими умершими ранее знакомыми и родственниками; ощущали присутствие некоего света и т. п.

И самое глубокое впечатление оставляет у всех, переживших состояние смерти,- встреча с "Существом света", о котором говорится во всех описаниях.

Речь идет о свете то мягком, то сияющем. Но даже если блеск его становится максимальным, он не ослепляет и не мешает наблюдать окружающие события. Люди, видевшие этот свет, уверены, что речь идет о "Существе", от которого исходит тепло, любовь, притяжение, которое невозможно передать словами.

Хотя описания этого светящегося Существа во многом совпадают, разные люди определяют его по-разному. Христиане называют его Богом и Христом, евреи - "ангелом", а неверующие ограничиваются названием его "светящимся Существом". И с этим "светящимся Существом" как бы происходит разговор без произнесения слов. Спрашивается: готов ли человек умереть? Перед человеком как в молниеносном кинематографе проходит вся его жизнь. По рассказам складывается такое впечатление, что все моменты жизни встают перед глазами мгновенно и одновременно. И вместе с тем отчетливо различаются детали всех моментов жизни. И переживание всех минувших и уже забытых событий испытываются настолько сильно, что вернувшиеся к жизни в течение нескольких дней находятся под их впечатлением.

Люди, вернувшиеся к жизни и рассказавшие о всем пережитом, были как видно не готовы к смерти по тем или иным причинам и потому вернулись продолжать свою земную жизнь.

И в описаниях момента отделения души от тела тоже очень много общего. Все они говорят о сильных ощущениях почти молниеносного прохождения через какой-то коридор или темное длинное пространство, вроде трубы, что-то вроде туннеля.

"Мое существо,- пишет один молодой человек, - дух или душа, называйте это как угодно, вышло из тела. Оно имело какую-то плотность, не в физическом смысле слова, скажем в виде облака".

Или в другом письме: "Это было другое тело и даже не тело. Я чувствовал себя как бы в прозрачной оболочке или в сгустке энергии"...

Все говорят о том, что часть, отделившаяся от тела (душа), все видит, слышит, наблюдает над действиями врачей (старающихся вернуть тело к жизни), но не может обнаружить себя, не может ничем проявить себя, сказать людям, что не следует стараться вернуть человеку жизнь, потому что в новом состоянии человек чувствует себя очень хорошо. Человек, ушедший из этой жизни, чувствует себя лучше, чем в теле. И очень многие говорили именно о том, как им не хотелось возвращаться в свое тело.

Люди, религиозно настроенные, верят в бессмертие души. А у людей, прошедших через внетелесный опыт, речь идет уже не о вере, но об уверенности. И они, продолжая свою земную жизнь, уже больше не боятся смерти.

Как видим из приведенного выше, врачебная практика и опыт людей, различных по своему религиозному настроению, но переживших свое внетелесное состояние, схожи отчасти с опытом святых отцов и подвижников веры.

О загробной жизни душ мы знаем и из других источников. Это явления душ умерших, которые бывают по Промыслу Божию для известной цели. Явления эти бывают либо людям спящим, либо наяву. И из Святого Евангелия (притча о богатом и Лазаре) мы знаем не только о непрекращающейся жизни после смерти тела, но и о различных судьбах людей.

Если задуматься над вопросом о целесоообразности смерти тела, то по многим причинам можно понять ее пользу и даже необходимость для падшего человечества.

Поэтому смерть тела не "нелепа", как говорят про нее люди мира сего, а необходима и целесообразна. Смерть тела для многих - это средство спасения от духовной гибели.

Мы теперь четко представляем, что-то, что в обыденной жизни мы называем "смертью", относится только к части человека (состоящего из тела, души и духа) - к его телу, ставшему смертным после грехопадения. А главная часть человека - образ и подобие Бога - душа жива всегда.

Разлучившись с телом на какой-то отрезок времени (до Суда Божия), она продолжает жить в загробном мире, правда, несколько в другой форме, в других условиях. Но при этом она сохраняет индивидуальные качества данного человека, его личность, самосознание... Такой она предстанет на суд, т. к. она должна будет дать отчет в своих действиях при земной жизни.

Характер и свойства принадлежат душе, а не телу.

Каждая душа имеет свои естественные свойства, принадлежащие лично ей и отличающие ее от других душ (от другого человека). И с этими естественными (личными) свойствами душа переходит в загробную жизнь, такой она войдет и в вечную жизнь, опять соединившись с телом, в котором она обитала во время земной жизни (только и тело уже будет видоизмененным).

Таким образом, с наступлением смерти (телесной) не умирает ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми мы живем, и в условиях новой загробной жизни все это раскроется во всей своей глубине и силе.

Все те души, которые принесут с собою в вечную жизнь чистые и святые чувства: любовь к Богу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту - найдут в этих святых чувствах для себя источник возвышенной радости.

Души святых, угодивших Богу своей праведной святой жизнью на земном пути, получат по смерти не только предопределение к блаженству, но и счастье переживать его; и вместе с тем получат от Бога и дерзновение молиться за нас и оказывать нам небесную помощь.

Мы видим, что бессмертие человека состоит в том, что душа его по смерти тела продолжает жить отдельно от тела. Смерть не прерывает существование человека, а только изменяет его.

Тело же, созданное Богом из мертвого вещества, "персти земли", подвержено различным изменениям и разрушению. Оно одухотворяется "жизненным началом" - душою. И когда это "жизненное начало" покидает человека, тогда тело его умирает - тело без души мертво.

Господь заботится о нашей душе. Ради ее спасения Он вразумляет нас тем, что дает нам (в нужный момент) на себе ощутить и пережить то, что душа бессмертна и предназначена для лучшей, чем земная, жизни.

Второй переход - это соединение преображенной души с тем телом, в котором она пребывала, проводя свою земную жизнь. Этот переход совершится во второе пришествие Господа. Когда по гласу трубы мертвые воскреснут, а живые мгновенно изменятся.

Как это произойдет - от нас сокрыто. Но после этого наступит Страшный Суд и 3-й период жизни души (опять в теле человеческом). Уже не только душа, но весь человек получит определение Божие или к вечному блаженству, или к вечным мукам.

О том, что будет для праведных душ вечная жизнь, можно судить хотя бы из того, что Бог вложил в человека желание жить всегда, желание счастья и желание усовершенствования, кроме всех других желаний человеческой природы.

Желание жить всегда указывает на бессмертие нашей души (иначе зачем бы его иметь человеку, если бы оно не исполнилось никогда).

А желание счастья и усовершенствования не удовлетворяется здесь в земной жизни, хотя всеми силами своей души человек стремится к этому.

Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели!.. Но мы часто видим, что жизнь человека прерывается в расцвете его творческих сил. Значит ли это, что труды его были напрасны?! Конечно, нет.

Бог определил это беспредельное развитие и совершенствование в вечной жизни тем, кто в своей душе положил основание этому еще в земной жизни. Добродетельные души - это камни, предназначенные войти в сооружение великого здания. В земной жизни душа проходит как бы только детский свой период того длительного будущего века, который будет длиться вечность и в котором душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 196;