Метод незаконченных предложений



Метод незаконченных предложений применяется в экспери- ментально-психологической практике давно.

C. Д. Владычко (1931) указывает на то, что он был разработан и применялся Н. Ebbinghaus и Th. Ziehen. В экспериментально- психологической лаборатории клиники В. М. Бехтерева метод незаконченных предложений применялся для исследования вооб- ражения (В. В. Абрамов, 1911, С. Д. Владычко, 1931). Существует множество его вариантов.

В педагогической психологии для определения типа личност- ной направленности использовался вариант метода незакончен- ных предложений A. Myersson (1919). Он отличался относительно высокой регламентированностью — окончание предложения об- следуемый должен был выдать из нескольких, предложенных ему. По мнению Н. Д. Левитова (1969), этот вариант был близок к тес- там коллизии. Регламентированность деятельности обследуемого в значительной мере снижает значение методики Мейерсона как проективной. Пример из методики Мейерсона:

В варианте A. F. Payne и A. Rhode обследуемому предлагается 66 незаконченных предложений, которые он должен дополнить. Инструкция содержит указание о необходимости делать это как


 

 

можно быстрее, без обдумывания, не пропуская ни одного из предъявленных предложений. На основании анализа и интерпре- таций полученных данных исследователь делает заключение об особенностях отношения обследуемого к окружающим, предста- вителям того же или противоположного пола, друзьям, учителям, людям вообще, каково его отношение к самому себе, своему бу- дущему, деньгам, законам, воспитанию и т. д. При этом могут быть выявлены наличие ипохондричности, мысли о самоубийстве, чрезмерная мнительность. По мнению Т. Bilikiewicz (1960), этот метод применим как для индивидуальных, так и для групповых исследований и помогает выявить скрываемые больным или даже не осознаваемые им переживания. Поэтому автор пишет о важном значении метода незаконченных предложений для построения психотерапевтической и психопрофилактической работы, а также для решения ряда социальных вопросов по устройству в обществе психически больных.

Приводим примеры неоконченных предложений в варианте A.

F. Payne и A. Rhode: Моя профессия... Будущее...

Хотел бы знать... Наша семья...

Если бы...

Известен также вариант метода незаконченных предложений J.

M. Sacks и S. Levy. Он включает 60 незаконченных предложений, дополнения к ним несколько больше детерминированы руслом на- чала фразы, чем в варианте A. F. Payne и A Rhode. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной мере систему отношений обследуемого к семье, к представи- телям того же или противоположного пола, к половой жизни, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Неко- торые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству созна- ния вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому и буду- щему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, жиз- ненные цели.

Следует отметить, что некоторые вопросы этого варианта ока- зываются неприятными для обследуемых, так как касаются ин- тимной стороны их жизни. Поэтому Г. Г. Румянцев (1969)


 

 

рекомендует в инструкции сообщать испытуемому, что исследо- вание производится с целью тренировки памяти или внимания.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приводим примеры предложе- ний и варианты ответов с оценкой:

Отношение к семье

По сравнению с большинством других семей моя семья:

1. Плохая, недружная, распалась, несчастливая, мещанская — 2.

2. Не очень хорошая, нервная, менее дружная — 1.

3. Не хуже и не лучше других — 0.

Отношение будущему Будущее кажется мне:

1. Очень мрачным, печальным, страшным, плохим — 2.

2. Не очень светлым, туманным, неприглядным — 1.

3. Светлым, розовым, неясным, неизвестным; таким же, как на- стоящее — 0.

Количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений, однако более перспективно качественное изучение дополненных предложений, проводимое с учетом анамнестических данных.

Многие больные, особенно рассматривающие исследование как нежелательную для них процедуру и стремящиеся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают формально-условные ответы, не отражающие систему их личностных отношений. Исследова- нию методом незаконченных предложений должно предшество- вать установление контакта между исследующим и больным, ос- нованного на доверии.

По данным Г. Г. Румянцева (1969), с помощью метода неза- конченных предложений выявляются характерные для больных шизофренией изменения системы личностных отношений. Мы применяли этот метод для обследования больных эпилепсией (И. В. Крук, 1981) и при неврозоподобных состояниях с целью фор- мирования групп для коллективной психотерапии. Б. Д. Карвасар- ский (1982) отмечает, что метод дает положительные результаты в экспресс-диагностике системы отношений личности, что


 

 

представляет интерес для практического врача в его повседневной деятельности, позволяя значительно ярче и полнее осветить об- щую картину нарушения отношений личности, жизненных уста- новок больного, его тенденций (осознанных и неосознанных). По- этому метод незаконченных предложений, крайне простой и не- сложный в интерпретации, может оказаться особенно полезным при пограничных нервно-психических, в том числе и психосо- матических заболеваниях.

Метод Вартегга

Предложенный знаковый (рефлексографический) тест Е. Wartegg (1963) рассматривает как психодиагностический, заклю- чающийся в графическом продолжении планомерно варьирован- ных зрительных графических раздражителей.

Обследуемому предлагают лист бумаги с белыми на черном фоне плоскостями для рисунка. Всего таких квадратов-плоскостей

8. Каждый квадрат содержит знаки-раздражители: точку, волни- стую линию, отрезки прямых в разных положениях, заштрихо- ванный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность.

Исследующий предлагает больному продолжить уже внесен- ные в квадрат знаки, рассматривая их как начальные линии и со- ставной элемент рисунка. Последовательность заполнения квад- ратов и необходимое для этого время не регламентируются. Пе- ред обследуемым кладут карандаши — простые и цветные. По мнению большинства исследователей, тест Вартегга должен быть отнесен к проективным методам. К. Meili (1969) проводит парал- лель между методами Вартегга и Роршаха на основе того, что оба они построены на переработке и интерпретации заданных стиму- лов.

Теория, созданная Е. Wartegg для объяснения полученных этим методом данных, представляется нам эклектической и спорной. Автор пытался сообразовать результаты своих исследований с принципами патофизиологии высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Так, диффузная чернота рисунка, асимметричная и ску- ченная персеверация знака, каракули рассматриваются им как проявление преобладания в коре большого мозга процесса воз- буждения, тогда как персеверативные штрихи на краю поля ри- сунка, симметричное повторение знаков или штрихов должны свидетельствовать о доминировании коркового торможения. Дис- социация между содержанием


 

 

рисунка и его интерпретацией расценивается как проявление на- рушений взаимоотношений между сигнальными системами. На основе такого рода анализа Е. Wartegg строит якобы присущий ка- ждому больному «рефлексографический профиль». Еще более со- мнительно построение «характерологического профиля», осно- ванного на достаточно произвольной оценке участия в рисунке тех или иных знаков. Знакам-раздражителям приписываются из- вестные характерологические свойства. Так, рисунки по второму знаку (волнистая линия) анализируются в плане характеристики таких свойств обследуемого, как аффективность, контактность; по третьему знаку (три последовательно увеличивающиеся прямые вертикальные линии) — целеустремленность. Нам представляет- ся, что произвольность этой символики в известной мере напоми- нает построения психоаналитиков.

Критически относясь к теоретической надстройке, мы апроби- ровали в нашей лаборатории (А. Г. Чередниченко, 1985) метод Вартегга при обследовании больных эпилепсией и шизофренией.  Обнаружено убедительное различие данных, полученных у боль- ных обеих групп. При оценке результатов обращали внимание на такие показатели, как характер рисунка (реалистичность, симво- личность, склонность к детализации), выбор цвета, привнесение в рисунок графически-вербальных компонентов, «стандартность» рисунка, его интерпретация обследуемым.

Тест выбора цвета Люшера

Тест выбора цвета Люшера разработан швейцарским психоло- гом М. Luscher (1947) и рассматривается как проективный метод, направленный на опосредованное изучение личности. В полном варианте теста используются 73 цветные карточки 25 различных цветов и оттенков. При проведении обследования по полному тес- ту Люшера в первой части исследования испытуемый располагает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвет. Во второй части испытуемый упорядочивает восемь класси- ческих цветов (составляющих сокращенный набор). В третьей, заключительной, части испытуемый осуществляет выборы попар- но сначала между основными четырьмя цветами, затем между че- тырьмя оттенками каждого из основных четырех цветов. Полный тест Люшера основан на сложной теоретической модели эмоцио- нального состояния — так называемом «эмоциональном кубе».


 

 

Чаще используется сокращенный набор, состоящий из 8 цвет- ных карточек. Четыре цвета — синий (темно-синий), желтый, красный и зеленый считаются основными, базисными, «психоло- гическими первоэлементами». К дополнительным цветам относят- ся ахроматические — коричневый (смесь желто-красного и черно- го), нейтральный серый, не содержащий никакого цвета и потому якобы не оказывающий какого-либо существенного воздействия на обследуемого, и черный, который рассматривается как «отри- цание цвета». Фиолетовый цвет не является ни основным, ни до- полнительным.

Перед обследуемым на белом фоне полукругом раскладывают карточки и просят его выбрать из них одну, окрашенную в наибо- лее приятный ему цвет. При этом обследуемого предупреждают, что на выбор не должны влиять ни его вкус, ни доминирующий в моде цвет, ни окраска интерьера. Выбранную обследуемым кар- точку переворачивают и откладывают в сторону, после чего его просят вновь выбрать из оставшихся наиболее для него приятную карточку. Таким образом исследование проводится до конца, и в результате исследующий получает возможность зафиксировать полученный цветовой ряд. Для обозначения оценки цвета обсле- дуемым прибегают к символам:

С помощью этого цветового ряда устанавливается ран- жирование карточек в нисходящем порядке.

Интерпретация результатов производится с учетом категорий функции и структуры цвета. Принципы работы теста Люшера ос- нованы на двух положениях.

Во-первых, каждый цвет характеризует определенную челове- ческую потребность, ассоциируется с ней, является символом этой потребности.

Во-вторых, структура цветовых предпочтений человека позво- ляет выявить структуру этой потребности.

Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует.

Под функцией цвета М. Luscher понимает субъективное от- ношение обследуемого к цвету, обусловленное его эмоциональ- ным  состоянием  в  момент  исследования.

235


 

 

Структура цвета определяется якобы объективным знанием цвета, его психологического содержания. В соответствии с функцией и структурой цвета с помощью специальных таблиц получают стандартные характеристики личностных свойств обследуемого.

Приводим в качестве примера сокращенное психологическое опи- сание структурного значения одного из основных цветов: так, си- ний цвет символизирует глубину чувства и является концентричным (то есть занятым сферой субъективного), пассивным, воссоединяю- щим, гетерономным, чувствительным, его аффективные компоненты

— спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязан- ность. Синий с функцией «+» в 1-й позиции указывает, что субъект будет действовать путем создания вокруг себя обстановки эмоцио- нального покоя, благожелательности со стремлением избежать каких- либо конфликтов или действий, требующих энергии и мобилизации сил. Синий со знаком «» наоборот, указывает на неудовлетворен- ность ситуацией, на неспособность самому изменить ее (эти качест- ва сочетаются с неуступчивостью, сопротивлением воздействиям со стороны), на раздражительность, беспокойство, склонность скры- вать свою ранимость.

В норме основные цвета обычно располагаются в начале и се- редине ряда, то есть занимают первые пять позиций, в то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех местах.

Пытаясь создать психологическую теорию, на которой бази- ровался бы разработанный им тест, М. Luscher дал своеобразную интерпретацию цветов, связанную, по его мнению, с жизнедея- тельностью человека. Так, темно-синий цвет рассматривается им как символ ночи, цвет покоя и пассивности, ярко-желтый — сим- вол дня, это цвет надежды и активности. Таким образом, автор выделяет факторы, управляющие человеком. Ночью (темно-синий цвет) прекращается активность человека, и, наоборот, днем (ярко- желтый цвет) деятельность человека, его активность стимулиру- ются. Эти гетерономные цвета рассматриваются М. Luscher как неподконтрольные человеку. Два других базисных цвета — крас- ный и зеленый — рассматриваются как автономные, саморегули- рующие. При этом красный цвет символизирует нападение, а зе- леный — защиту.

Помимо критериев гетеро- и автономности М. Luscher пользу- ется еще факторами активности и пассивности.

236


 

 

Синий цвет — гетерономно-пассивный, желтый — гетерономно- активный, красный — автономно-активный, зеленый — авто- номно-пассивный. Таким образом, цвета связываются с жизнедея- тельностью человека и функционированием личности. Выбор цвета в пределах основных цветов относится к сознательной сфе- ре психики, в пределах дополнительных цветов и оттенков связы- вается с бессознательной сферой. В случае, если потребность, вы- раженная основным цветом, является очень слабой или пол- ностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится непри- ятным и занимает одно из первых мест в ряду.

Вопрос о возможностях применения теста Люшера в патопси- хологии представляется нам спорным, и решение его не может быть однозначным. Тест Люшера выявляет эмоциональное со- стояние человека, которое может существенно меняться в зави- симости от ситуации.

Создаваемая в процессе исследования ситуация выбора цвета является весьма специфичной и не может отождествляться с пове- денческой реакцией обследуемого в любой ситуации вообще. Такая расширительная трактовка совершенно неправомерна. Более того, известные трудности представляет оценка самого акта выбора. Вы- бор цвета — сложная форма деятельности, зависящая от ряда су- щественных моментов, переменных, имеющих важное значение бу- дучи взятыми по отдельности и в различных сочетаниях. R. Meili (1961) совершенно справедливо указывает, что в настоящее время мы еще не можем достаточно полно оценить реакцию выбора. Ссы- лаясь на исследования самого М. Luscher и М. Pfister, R. Meili го- ворит о том, что выбор в ситуациях, моделируемых с помощью тес- тов Люшера и Пфистера (тест цветных пирамид), зависит не толь- ко от реакции на цвет. На него оказывает влияние ситуация, в кото- рой он происходит. Выбор цвета существенно зависит от мотивов деятельности (нужно ли что-то сделать с цветной карточкой или нет), от того, из какого количества цветных карточек обследуемый


 

 

производит выбор — из двух или из большего количества. Можно лишь утверждать, считает R. Meili, что существует зависимость выбо- ра цвета от настроения. В. П. Урванцев (1981) пишет о том, что на предпочтение того или иного цвета влияют слишком многие факто- ры, включающие как особенности цветового стимула, так и инди- видуально-типологические особенности человека. Так, к особен- ностям стимула автор относит влияние утомляемости и адаптации на эмоциональную оценку цвета, размеры цветного образца, аф- фективный контраст при рассматривании серии хроматических образцов, отличающихся по аффективному значению, цвет фона, насыщенность и яркость цветного образца. К особенностям вос- приятия цвета, зависящим от обследуемого, по Л. П. Урванцеву, относятся индивидуальная аффективная чувствительность к цвету, возраст, социокультуральные характеристики, пол, эмоциональное состояние в момент исследования (например, спокойное состоя- ние или психическая напряженность). Большинство из этих факто- ров в тесте Люшера не учитываются, что ни в коем случае не ком- пенсируется его строгой стандартизацией.

Еще более сомнительными являются теоретические обо- снования теста Люшера. Как и все другие авторитетные спе- циалисты в области психодиагностики, R. Meili пишет о том, что необходимое условие использования теста в практике — это тща- тельная научная разработка его основ. В основе теста Люшера не лежит какая-либо серьезная научная теория. Тест Люшера основан на положении о том, что субъективный смысл цветов для всех людей является одинаковым, но это допущение не всегда соответ- ствует действительности.

Приведенные выше рассуждения М. Luscher относительно структуры основных цветов основаны на сугубо мифотворческой символике и могут рассматриваться как спекулятивные. J. De Zeeuw (1957), анализируя тест Люшера, пишет о том, что некото- рые эмпирические данные, особенно полученные в клинике пси- хических заболеваний W. Furrer (1953), представляются ценными, интересными, но теория М. Luscher в большей своей части непри- емлема; и тест и интерпретация получаемых с его помощью дан- ных нуждаются в объективизации.

Приведенное выше не является поводом для полного отказа от теста Люшера. Отрицая возможность использования его для по- лучения сколько-нибудь полной, развернутой характеристики личности, следует подтвердить воз-


 

 

можность его применения для оценки эмоциональной сферы лич- ности. В связи с этим определенный интерес представляют пока- затели функции цвета, отражающие субъективное восприятие цвета обследуемым. Такой подход раскрывает достаточно инте- ресные перспективы использования теста Люшера в патопсихоло- гии для сравнения различных аффективных состояний в индиви- дуальных и особенно групповых исследованиях. Здесь тест Лю- шера может объективно показать динамику эмоционального со- стояния больного и, возможно, его глубину.

Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует, однако валидность его при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрас- те достаточно высока.

В последние годы появились основанные на научном клинико- психологическом подходе экспериментальные работы, в которых использовался тест выбора цвета Люшера. Так, С. Н. Боков (1988) применил методику Люшера для изучения аффективности больных параноидной шизофренией. Им была показана возможность ис- пользования этой методики для диагностики динамики мотиваци- онных нарушений у больных и установлено нарастание мотиваци- онной дезорганизованности (амотивационности) по мере увеличе- ния срока давности заболевания. Сходные с этими результаты были получены несколько ранее и В. А. Москвиным (1987), применив- шим тест Люшера у больных непрерывно-прогредиентной шизоф- ренией и возбудимых психопатических личностей и показавшим возможность использования методики для диагностики нарушений целеобразования, однако в его работе, в отличие от первой, не при- менялся динамический подход к оценке результатов.

Н. В. Агазаде (1988) методика Люшера была применена с це- лью выявления суицидальных тенденций. Автор указывает на то, что у здоровых испытуемых без аутоагрессивных переживаний цветовая пара эталонов № 3 и 4 (красный и желтый цвета) встре- чается во второй половине раскладки довольно редко (4—10 %), в то время как при суицидальных явлениях — более чем у половины испытуемых. Помимо этого, нередко наблюдалась также выражен- ная негативная эмоциональная реакция при выборе большей час- ти цветовых эталонов с высказываниями о неприятности всех предлагаемых цветов.


 

 

Т. А. Айвазян и И. А. Таравкова (1990), использовав цветовой тест Люшера в комплексном психолого-диагностическом обсле- довании больных гипертонической болезнью, делают вывод о возможности его применения в качестве скрининг-теста для выяв- ления группы больных с более высоким уровнем невротизации, тревоги, наиболее нуждающихся в проведении психотерапевтиче- ского вмешательства. При этом авторы указывают на необходи- мость проведения дальнейших работ по валидизации методики.

Л. Н. Собчик(1990) на основе теста Люшера предложила метод цветовых выборов (МЦВ). Обоснование метода подробно изло- жено во втором выпуске серии «Методы психологической диаг- ностики» (1990). Осуществлена попытка выявлять при помощи МЦВ прежде всего гипер- или гипостенический тип реагирова- ния. Представляют практическую ценность рекомендации по оп- ределению уровня тревожности при помощи МЦВ. Если основ- ные цвета, к которым относятся первые четыре, занимают одну из трех последних позиций ряда, это свидетельствует о неу- довлетворенности той или иной потребности, которая становится источником неудовлетворенности. По тому, расположены ли ос- новные цвета на последних позициях, оценивается тревога. На показатель тревоги влияет также появление дополнительных цве- тов (6, 7, 0) на одной из трех первых позиций. Тревога вычисляется в баллах по специальной схеме, ее максимальный показатель — 12 баллов.

Комбинация из 2, 3 и 4 цветов (в любой последовательности) на- зывается «рабочей группой», расположение ее в начале ряда выявляет хорошую работоспособность. «Разбитая» рабочая группа свидетель- ствует о снижении работоспособности.

Представляют интерес данные, полученные при помощи МЦВ Ю. А. Александровским, Л. Н. Собчик (1993) при исследовании здоровых лиц с гармоничным складом личности, акцентуирован- ных личностей, больных неврозами и неврозоподобными (патоха- рактерологическими) развитиями. Для здоровых характерными были предпочтение основных цветов, отсутствие показателей тревоги. Для акцентуированных личностей и лиц с доболезнен- ным эмоциональным напряжением характерны расположение цве- тов 6,0,5 или 7 на первых позициях, сдвиг рабочей группы вправо. При невротических состояниях цвета 6,0,7,6,0 или 6, 7 — на пер- вых позициях. Рабочая группа разбита, основные цвета — на по- следних позициях. При патологических развитиях


 

 

наблюдается соединение ахроматических и основных цветов на первых позициях, не полностью собрана рабочая группа, основ- ные цвета могут оказаться в индифферентной зоне (5-я—6-я по- зиции).

Подводя итоги исследований по МЦВ больных шизофренией и пограничными психическими расстройствами, Л. Н. Собчик дела- ет вывод о том, что методику нельзя считать стандартизованной.

В. М. Блейхер, С. Н. Боков (1994) применили сокращенный (восьмицветный) вариант теста Люшера для изучения связи функционального состояния отделов вегетативной нервной сис- темы и выбора цвета. Результаты проведенного ими исследования позволяют сделать вывод о том, что существует определенная связь между преобладающим функциональным состоянием раз- личных отделов ВНС и выбором цвета: при преобладании пара- симпатических влияний достоверно чаще предпочтение отдается зеленому, симпатических — желтому цвету

Применение теста Люшера как самостоятельной методики в практике психологической экспертизы, при профессиональном отборе или для решения задачи оценки персонала совершенно неприемлемо.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!