Развитие идеи С. завершилось со смертью Маслоу.



 

Критика гуманистических концепций самоактуализации

Направления критики:

Первым объектом критики стало само исследование самоактуализирующихся людей, осуществленное Маслоу. По мнению многих, это исследование не отвечало критериям научности, — в частности, критерию повторяемости.

· Критика субъективности критериев выбора самоактуализирующихся людей. Д. Мак-Клелланд, Ш. Бюлер, М. Б. Смит указывают на то, что эти критерии не могут не находиться в прямой связи с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит.

· Э. Шостром обращает внимание на то, что многие из людей выбраны Маслоу как образцы самоактуализирующихся личностей лишь на основании их достижений на общественном поприще.

· . Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях

Критика теорий самоактуализации:

1. Присущая теориям самоактуализации эгоцентричную модель личности и ее развития, которая подвергается критике с самых разных позиций. Ансбахер и Уоллах утверждают, что истинная самоактуализация необходимо должна включать в свое определение содействие самоактуализации других. Эгоцентричность модели самоактуализирующейся личности отмечает и В. Франкл, противопоставляющий идее актуализации собственного Я концепцию реализации человеком трансцендентных ценностей и смысла жизни. Самотрансценденцию человеческого бытия Франкл рассматривает как общечеловеческий феномен, а самоактуализацию — как ее побочное следствие.

2. Критика второго уязвимого аспекта теории самоактуализации: рассмотрения самоактуализации как единственной конечной цели. Франкл пишет, что самоактуализация происходит спонтанно, она нарушается, когда ее превращают в конечную цель (цель реализация смысла).

Л. Геллер видит основную слабость теорий самоактуализации в признании вообще существования определенных конечных целей или ценностей, к реализации которых должен стремиться человек.

. Концепция Самоактуализация не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

3.  Третьим уязвимым аспектом концепций самоактуализации является отождествление позитивного развития человека с максимальным развитием заложенных в него потенций. В. Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решения о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. Критика положения о предзаданности развития человека, о том, что сущность человека предшествует его существованию.

4. Четвертый уязвимый аспект теорий самоактуализации заключается в отрыве личности от общества, утверждение о независимости развития личности от факторов социокультурного окружения (часто бывает, что культура способствует самоактуализации).

5. Разрыв между личностью и обществом в теориях самоактуализации тесно связан с пятым теоретическим уязвимым их аспектом — с биологизацией природы человека в теориях Маслоу и Роджерса. В критических работах Геллера убедительно показывается невозможность рассмотрения личности как некоей субстанции, первичной по отношению к каким бы то ни было социальным взаимодействиям. Теория Маслоу оказывается «... принципиально ущербной, поскольку она основывается на редукционистской логике» — логике сведения человеческого к набору биологических особенностей. Маслоу сделав предметом своего изучения высшие сущностные проявления человека, он пытается понять их не как проявление чего-то высшего по отношению к человеку, а как неотъемлемый и естественный атрибут самой природы человека. Однако природа человека для Маслоу (как и для Роджерса) исчерпывается его биологической природой.

 Пытаясь все же провести границу между человеком и животными, Маслоу делает шаг назад, утверждая, что инстинктоидные потребности человека слабы по сравнению с настоящими инстинктами у животных, и что культурные влияния могут легко пересилить их.

Поскольку самоактуализирующиеся личности, которых он изучал, были самодостаточными и не склонными поддаваться влиянию культурного окружения, для Маслоу осталось незамеченным, что именно социокультурный мир человека выступает как средоточие сущностных характеристик человека, которые следует искать вне комплекса свойств, характеризующих его биологическую природу.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 951; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!