Структура самосознания личности. Я-концепция



 

Самосознание личности – сложное явление. Поэтому неудивительно, что, говоря о самосознании, каждый автор теории личности вкладывает в понимание структуры, аспектов самосознания свой собственный жизненный опыт и отражает те теоретические позиции, которых придерживается. Психологи-когнитивисты рассматривают самосознание человека под углом зрения функционирования когнитивных схем, где само самосознание (Я-концепция) предстает в виде сложно организованной, структурированной на основе особых принципов когнитивной схемы личности. Сторонники ролевого подхода рассматривают самосознание как отражение в Я-концепции социальных ролей человека. В дальнейшем, рассматривая различные подходы в понимании самосознания, мы попытаемся отразить как когнитивистский, так и интеракционистский подходы.

Подходы к пониманию Я-концепции

Итак, Я-концепция – это все мысли и чувства человека относительно собственной личности, когда он сам для себя становится объектом исследования, или, проще говоря, когда он сам себя осознает. Хотя существует и другая точка зрения в понимании Я-концепции. Так, скажем, Рада Грановская и Ирина Никольская делят самосознание на две сферы – эмоциональную и рациональную. Эмоциональную они обозначают понятием Я-образ. И лишь рациональную сферу называют Я-концепцией. При этом предполагается, что Я-образ формируется у человека посредством воспитания: через подражания, заражения, имитации и моделирования – словом, того механизма подражания-научения, который описан Г. Тардом и А. Бандурой. В то же время Я-концепция является результатом целенаправленного осознанного обучения нормам, правилам и ценностям. Это, по мысли авторов, сфера рационального анализа и прогноза, возможных сознательных изменений в самом себе (Грановская Р., Никольская И., 1999).

Если учесть, что, действительно, Я-образ или представление о собственном физическом Я у ребенка формируется раньше, чем знание о других своих Я, и, кроме того, неразрывно связано с эмоциональным восприятием самого себя, то данная точка зрения заслуживает внимания.

Вместе с тем, большинство авторов, в том числе и сам К. Роджерс – автор термина Я-концепция, рассматривает ее как целостное, интегральное образование, включающее в себя и Я-образ.

Так или иначе, но Я-концепция – это особым образом организованное знание человека о самом себе, которое он использует как для объяснения и понимания своих жизненных состояний и переживаний, своего жизненного опыта, так и для объяснения и понимания внешнего, прежде всего, социального мира.

Психологи-когнитивисты рассматривают Я-концепцию как когни-тивную схему личности. Обычно ее определяют как обобщенное когнитивное представление о собственной личности, сформированное индивидом на основе жизненного опыта. В ней, таким образом, собирается, накапливается и организуется любая информация о самом себе, которой располагает человек. Так как жизненный опыт индивидов всегда уникален, то и схема личности, или Я-концепция, у каждого своя.

Но своеобразие Я-концепций предопределяется не только уникальностью жизненного опыта. Я-концепции людей могут различаться также по степени сложности и дифференцированности. Самая простая или даже примитивная Я-концепция формируется всего лишь из одного уровня – осознания своей внешности, своего физического Я, или Я-образа, как называют эту сферу самосознания Р. Грановская и И. Никольская. Поразительно жизненный образ Эллочки-Людоедки из "Двенадцати стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова превосходно иллюстрирует простейшую Я-концепцию.

Я-образ, или физическое Я, индивида может быть представлено осознанием себя как привлекательного/непривлекательного, красивого/некрасивого, крепкого/слабого, высокого/низкого, полного/худого и т. д. Кроме того, человеком осознается, причем часто болезненно, соответствие либо несоответствие своих конституциональных харак-теристик существующему стандарту. Любое несоответствие стандарту, как правило, вызывает повышенную озабоченность человека этим обстоятельством. У. МакГайр и А. Падавер-Сингер (1976) сообщают, что дети, чей рост выше или ниже среднего, в самоописаниях чаще упоминают о своем росте, чем те дети, чей рост соответствует среднему показателю. Помимо того, дети младше или старше своих согруппников также в первую очередь упоминают о своем возрасте.

Разумеется, дети наиболее остро реагируют на свою необычность. Но заострять внимание на своих особенностях свойственно не только детям. МакГайр с коллегами (1979) установили, что студенты 4-го курса гораздо чаще упоминали о своей гендерной принадлежности, если в своей семье они принадлежали к гендерному меньшинству. Так, принадлежность к женскому полу была более важной для самосознания девушек из семей, где было больше мужчин, чем женщин. Если же девушка была из семьи, где преобладали женщины, то ее тендерная принадлежность не воспринималась ею как значимая характеристика в самоописании. Студенты также оказались чувствительны к гендерному составу своей группы или компании. Если группа состояла даже из трех человек, то ее члены, описывая себя, чаще упоминали о своей тендерной принадлежности, если являлись единственными представителями данного пола в группе.

Если у человека неустойчивая или заниженная самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности или другие проблемы, то конституциональные или физические отклонения от стандарта, вошедшие в его Я-образ, могут вызывать болезненные переживания. Но правда и то, что низкая самооценка, высокая тревожность и т. д. могут быть уже следствием осознания "нестандартности" своего физического Я. Эта ситуация наиболее вероятна в том случае, когда физическому Я в самосознании индивида придается исключительно важное значение. К сказанному добавим, что неудовлетворительный для человека Я-образ формируется у него чаще всего под влиянием оценок окружающих, которые первыми замечают в его облике "отклонения от нормы ("гадкий утенок"), заостряют на этом внимание, агрессивно указывают на ту или иную внешнюю "нестандартность" индивида, чем побуждают его слишком часто сравнивать себя с окружающими, что может только усугублять болезненность его самосознания. И поскольку это, прежде всего, детская и подростковая проблема (хотя может обостренно восприниматься и взрослыми), то у ребенка или подростка формируется Я-образ, абсолютно неадекватный реальности. Любое несоответствие среднему показателю в своем облике он может начать воспринимать как физический недостаток или даже уродство. Именно таким путем развивается "стигматизированное" самосознание. К вопросу об идентификации со своей "отметиной", своим "знаком" или "пятном" (а именно так переводится древнегреческое слово "стигма"), мы в дальнейшем еще вернемся. Сейчас же укажем на другие особенности формирования и функционирования Я-образа.

Те люди, для которых физическое Я в их Я-концепции играет важную роль (а таких подавляющее большинство), всегда имеют такой идеальный образ самих себя, какими бы они хотели выглядеть или на кого хотели бы быть похожими. Поэтому люди лучше помнят те свои фотографии, на которых их изображения больше соответствуют их воображаемому представлению о своем облике. И хуже помнят те фотографии, где, как им кажется, они "не похожи на самих себя". Вспомните, как, глядя на свою фотографию, вы думали или говорили: "Здесь я совсем на себя непохож/непохожа". При этом случившееся на данный момент выражение лица на фотографии – серьезное, улыбающееся, глупое, встревоженное, удивленное и т. д. – не имеет значения для Я-образа. Главное в том, что фотография не соответствует образному материалу Я-концепции.

Кроме того, Я-образ, как и Я-концепция в целом, – устойчивое, трудно поддающееся изменению образование. Поэтому тот идеальный Я-образ, который имеется в самосознании индивида, сохраняется даже тогда, когда реальный облик человека изменяется. Человек же, чаще всего, не хочет признавать эту реальность, не желая с ней смириться. И сохранение в Я-концепции идеального Я-образа, не соответствующего реальному, является признаком того, что человек оказывает психическое сопротивление жизненным изменениям.

Разумеется, люди сопротивляются изменениям в самих себе не только ригидностью Я-образа. Не желая признавать факт старения, человек может, например, закрашивать седину, стараться избавиться от морщин и т. д. Но даже и безотносительно проблемы старения, большинство людей прилагают невероятные усилия, чтобы их внешность соответствовала идеальному Я-образу в их Я-концепции. В современном мире создана мощная, разветвленная индустрия для удовлетворения потребности человека идеально выглядеть. Люди расходуют огромные средства для приобретения украшений, косметики, модной дорогой одежды и других вещей, делают дорогостоящие косметические и пластические операции, чтобы добиться желаемого эффекта соответствия идеальному Я-образу.

Физическое Я– лишь одно из возможных в схеме личности. Кроме него в Я-концепцию могут входить и другие уровни самосознания: социальный и когнитивно-психический. Причем здесь срабатывает такая закономерность: чем выше уровень осознания, тем более расплывчатыми, неопределенными понятиями оперирует человек в своих самоопределениях. Это следствие того, что если для внешнего облика существуют какие-то определенные стандарты, на которые можно объективно ориентироваться, то для "внутреннего облика" таких объе-ктивных критериев нет. Человек сам определяет, какой он. Как правило, для самого себя – он самый замечательный, самый хороший. О самооценке мы поговорим чуть позже. Сейчас же добавим, что хотя, в принципе, люди в состоянии объективно оценивать как свои достоинства, так и недостатки, но делают они это довольно редко.

Социально-психологическое Яиндивида отражает его социальные характеристики и психические особенности: удачливый / неудачливый,          старательный / ленивый, аккуратный/неаккуратный,   самостоятельный / несамостоятельный, богатый / бедный, бережливый / щедрый и т. д.

Когнитивно-психическое Яотражает психические качества   человека: сообразительный / тугодум, способный / неспособный,               собранный / несобранный, внимательный / рассеянный, спокойный / вспыльчивый и т. д.

Более сложная схема личности может содержать в себе еще два уровня самосознания: морально-этическийи духовно-творческий.Первый отражает как осознание себя в целом, так и своих поступков с позиций справедливости/несправедливости, честности/нечестности, порядочности/непорядочности.

Сразу оговоримся, что для многих людей проблемы нравственного самоосознания просто не существует, поскольку их нравственная установка в отношении себя (а схема личности – это социальная установка индивида в отношении себя самого) жесткая и неизменная: я и мои действия изначально нравственны и иными быть не могут. Такая позиция может служить показателем того, что нравственность поведения индивида детерминируется стыдом, а не совестью. При этом под стыдом понимается чувство психического дискомфорта перед лицом либо реальных, либо потенциальных свидетелей, т. е. других людей. "Стыдливого" человека занимает вопрос: а что об этом подумают люди? Для "совестливого" человека не требуются внешние судьи. Его судья – собственная совесть. И он задается вопросом: как с этим я буду жить дальше? Поэтому и можно предположить, что уровень морально-этического Я существует не во всякой Я-концепции. Его может заменять простой принцип: я поступаю так же, как все. А если не всегда соблюдаю правила, то об этом никто не знает, этого никто не видит.

И наконец, уровень духовно-творческого Я, который также может либо присутствовать, либо нет в схеме личности. Он является осознанием своего творческого духовного потенциала, таланта, творческих способностей.

Опять-таки оговоримся, что речь здесь идет об идеальной модели, и выделение названных уровней является не более, чем теоретической конструкцией. Поэтому мы не можем говорить о четких границах между уровнями Я-концепции, тем более что все они находятся в сложных отношениях взаимовлияния, взаимообусловливания и образуют целостную структуру – Я-концепцию.

Возможные Я

Еще более дифференцированный вариант самосознания разработан в теории личности М. Розенберга (Кон И., 1967). В ней выделяется настоящее Я (каким я вижу себя в данный момент), динамическое Я (та личность, какой я поставил перед собой цель стать), фантастическое Я (каким я хотел бы быть, если бы все желания чудесным образом исполнялись), идеальное Я (та личность, какой, как я убежден, исходя из усвоенных норм и предписаний, я должен быть), будущее, или возможное, Я (представление о том, каким я могу стать при том или ином развитии событий), идеализированное Я (каким мне приятно себя видеть – сюда могут быть включены аспекты настоящего Я, идеального Я, будущего Я). Кроме того, самосознание, по Розенбергу, может содержать весь спектр демонстрируемых Я – тех образов и масок, которые демонстрирует индивид, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные или просто интимные черты и слабости своего актуального Я.

Все эти аспекты самосознания формируются как под влиянием социального опыта человека, так и благо-даря его когнитивной и коммуникативной активности. Идеальное Я, например, может быть результатом тех норм и правил, которые интериоризованы человеком, но может и просто отражать существующие в обществе стандарты и образцы. В первом случае оно будет весьма значимо для Я-концепции, во втором – не очень важно. Динамическое Я формируется в зависимости от социального положения человека. Поэтому индивид, ставя перед собой цели, сообразует свои действия с объективными условиями, определяет возможность достижения успеха. Что касается демонстрируемых Я, то есть масок, предъявляемых окружающим, то они, как правило, симулируют те качества, которые необходимы для исполне-ния определенной социальной роли, но которых у индивида нет (вспомним О. Бендера и его принцип надувания щек).

Поскольку роли человека меняются, одни уходят, другие приходят, то все это заставляет нас задумываться и беспокоиться о том, какими мы можем стать. Именно эта обеспокоенность своим будущим подчеркивается X. Маркусом и его коллегами, выступающими с позиций когнитивного направления. Они говорят о возможных Я в когнитив-ной схеме личности (Майерс Д., 1997).

По сути, концепция Маркуса – это упрощенная модель теории личности, разработанной Розенбергом, который, в свою очередь, основывался на теории личности У. Джемса. Новое здесь в том, что возможные Я могут ассоциироваться не только с процветанием и благополучием. Индивид может видеть себя в будущем известным, богатым, здоровым (Я знаменитый, Я богатый), или, наоборот, несчастным, бедным и больным (Я безработный, Я нищий, Я инвалид). Этот аспект, если, конечно, он представлен в Я-концепции индивида, должен, по мысли авторов, побуждать его стремиться к достижению желаемых возможных Я. Он же должен заставлять человека беспокоиться о том, чтобы избежать участи стать нежелательным Я.

Еще одна версия развития теории Розенберга содержится в концепции внутриличностного расхожденияТори Хиггинса. Он также обращается к проблеме возможных Я, но уже в связи с самооценкой и эмоциональными состояниями, которые порождает самооценка. Хиггинс полагает, что наряду с актуальным Яв самосознании представле-ны также идеальное Яи долженствующее Я1(Higgins Т., 1989).

Т. Хиггинс разводит идеальное и долженствующее Я. В идеальном Я воплощены все желания, надежды и мечты человека относительно собственной личности. Коротко говоря, это такое самосознание, каким человек мечтает обладать. Но, как справедливо замечает Игорь Кон, одно дело – эгоистическое желание, другое – моральное долженство-вание. Одно дело – абстрактное хотение быть всем сразу: умным, творческим, спортивным, богатым и т. д.; другое – иметь способности и возможности этого достичь (Кон И., 1967).

Иными словами, желаемое и должное, желаемое и возможное – не одно и то же. Поэтому долженствующее Я – это совокупность всех норм, правил, требований и предписаний, вошедших в Я-концепцию человека. Они обязывают его следовать долгу и нести ответственность. Вполне возможен вариант, когда индивид не хотел бы быть таким (поскольку в идеале он видит себя как раз свободным от всяких правил и предписаний), но считает себя обязанным соответствовать нормам и требованиям.

Концепция внутриличностного расхождения утверждает, что отри-цательные чувства в отношении себя самого возникают у человека не от того, что он осознает какие-то свои недостатки, а по другой причине – из-за расхождения между актуальным Я и идеальным Я, или долженствующим Я. То, какие именно чувства будет переживать человек, зависит от типа внутриличностного расхождения. Рассогла-сование между актуальным Я и долженствующим Я порождает чувство вины, тревоги, беспокойства. Допустим, например, что человек имеет твердое убеждение в необходимости всегда быть честным и поря-дочным: это предписывает ему долженствующее Я в его Я-концепции. Но вот в какой-то ситуации он обманывает знакомого или поступает по отношению к нему непорядочно. Когда и если он осознает явное расхождение между своими убеждениями и поступком, то, скорее всего, почувствует вину и беспокойство. Вероятно, при встрече с обманутым им человеком он будет испытывать неудобство, тревогу.

Если же расхождение образуется между актуальным Я и идеальным Я, то вероятнее всего возникновение уныния, чувства подавленности, депрессивного состояния. Например, в идеале человек может пред-ставлять себя независимым, самостоятельным, авторитетным. И в то же время он осознает, что в реальной жизни представляет собой жал-кую ничтожную личность – заискивает, никогда не принимает самос-тоятельных решений, с ним никто не считается, над ним смеются. В этой ситуации человек будет чувствовать себя подавленным, разоча-рованным, поскольку его идеальное Я так и остается недостижимым. Более того, разочарование этой гранью своей личности может распространиться и на другие аспекты его Я-концепции.

И напротив, уменьшение расхождения между актуальным Я и идеальным Я способно стать источником положительных эмоций. Если человек, решив соответствовать своему идеалу, начнет проявлять самостоятельность, заставит окружающих себя слушать и уважать, то, осознав это изменение в отношении к себе, он скоро почувствует удовлетворение, у него появится приподнятое настроение.

Понятно, что в различных Я-концепциях как долженствующее Я, так и идеальное Я представлены в самых разнообразных вариантах. Ведь у разных людей различные представления и об идеалах, и о долге.

Как видим, концепция внутриличностного расхождения поднимает еще одну важную тему, связанную с Я-концепцией, – тему самооценки.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!