Концепция личностного знания М.Полани. Роль непосредственной передачи знания в процессе развития науки.



М.Полани (70-е годы XX в) привлек внимание к феномену личностного знания, делает шаг в сторону социологии науки. Его известное произведение «Личностное знание. На пути к пост-критической философии». Разумеется, эта концепция была встречена в штыки К.Поппером, который обвинял ее в иррационализме. По свидетельству Рорти, Куайн также упрекал Полани в том, что тот желает избавиться от понятия наблюдения. Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поэтому и знания, и процесс их производства не могут быть деперсонифицированными. А это значит, что людей (в том числе и ученых) со всеми их интересами, пристрастиями, целями и т.п. нельзя отделить от производимого ими знания или механически заменить другими людьми. Именно поэтому, считает Полани, любая попытка это сделать ведет не к объективности, а к абсурду. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного в понятиях, суждениях, теориях и других формах рационального мышления, и неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки», в общении и личных контактах исследователей.

В эпистемологии М. Полани значительно усиливаются антропологические ориентации. Основными тезисами является заключения:

- науку делают люди, обладающие мастерством;

- искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается лишь в непосредственном общении с мастером

- • люди, делающие науку, не могут быть заменены другими и отделены от произведенного ими знания;

- в  научной деятельности чрезвычайно важными оказываются мотивы личного опыта, заинтересованность ученого, личная ответственность.

Полани по-новому оценивает огромную роль веры в познавательном процессе: вера является источником знания. На ней строится система взаимного общественного доверия. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.

Полани демонстрирует свою богатую осведомленность ходом и течением развития философии науки: тем самым он косвенным образом указывает на все три этапа, пройденные философией науки, сводящие ее к экономичному описанию фактов, к конвенциальному языку для записи выводов и к формулировке на языке протокольных предложений данных наблюдений. Однако интуиция, на его взгляд, неустранима из познавательного процесса.

Личностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта добавка - не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания.

 

Общие закономерности развития науки.

Наука развивается обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития.

 

- Преемственность в развитии научных знаний -  каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях.

 

Объективной основой преемственности в науке является поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренними противоречиями.

Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Однако преемственность не есть механическое, пассивное заимствование. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки.

Процесс преемственности в науке может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположные диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.

Новация (в самом широком смысле) — это все то, что возникло впервые, чего не было раньше.

Традиции в науке — знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах.

 

- Единство количественных и качественных изменений в развитии науки

 

Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.

 

Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

 

На определенном этапе этого процесса происходит коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные революции.

 

Примерами таких глобальных революций являются создание гелиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), революция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, Н. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень.

 

- Дифференциация и интеграция наук

 

На разных этапах развития науки выявлялась взаимосвязь интегральных и дифференциальных тенденций в ее структуре.

 

На первоначальных этапах становления научного знания, начиная от его первых форм и до науки Нового времени, преобладал интегральный метод познания — стремление рассмотреть вещи, явления и процессы природы в их совокупности. Природный мир трактовался как некоторая целостная система. Для науки было характерно пассивно-созерцательное отношение к объективной реальности.

 

В Новое время сформировалось более активное отношение к природным процессам. В естествознании и в науке во­обще постепенно утверждается дифференциальный метод познания, при котором природа как бы расчленяется на от­дельные составные части, подвергаемые специальному рассмотрению.

 

При этом надо иметь в виду, что, во-первых, ни один из указанных методов исторически не действовал в "чистом виде", и, во-вторых, преобладание дифференциального метода уже к началу XX в. выявило свою ограниченность. Это и привело к "рокировке" методов — доминированию интегрального метода познания. Усиление интегративных тенденций ведет к дальней­шему междисциплинарному взаимодействию(Методологический плюрализм) между отдельными науками и их системами — это взаимообмен методами и приемами исследования, т. е. применение методов одних наук в других.

 

- Взаимодействие наук и их методов – в  процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических наук, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания.

- Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.

- Теоретизация и диалектизация науки - для современной науки характерно нарастание сложности и абстрактности знания. Все большее значение приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых определенные черты моделируемого объекта выражаются в весьма абстрактных формулах.

- Ускоренное развитие науки

Одна из важнейших причин ускорения развития науки состоит, с точки зрения Вернадского, в том, что в определенное время "скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу... Необходимо совпадение обоих явлений: и нарождения богато одаренных людей, их сосредоточения в близких поколениях, и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений". По существу именно этот факт вызывает возможность "взрыва научного творчества" и обеспечивает прогресс науки, ее ускоренное развитие. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!