Научные традиции и научные революции. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности.



Традиция - форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую иторико-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Научная традиция — это система канонизированных, общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания.

- во-первых, традиция - это то, что передается (определенный и важный для данного общества объем социокультурной информации);

- во-вторых, это то, как осуществляется эта передача, т.е. определенный способ взаимодействия людей (целых поколений) в рамках той или иной культуры.

Традиция обеспечивает воспроизводство выдержавших испытание временем образцов прошлой деятельности.

Не всякий опыт становится традицией. Традиции воплощаются всюду, однако самым непосредственным образом они обнаруживают себя в следующих отношениях и действиях:

- в личных контактах ученых;

- в отношениях «учитель—ученик»;

- в создании научных школ и направлений.

Степин выделяет виды традиций по двум основаниям:

а) по способу существования (вербализованные и невербализованные; явные и неявные);

б) по их роли в науке (способствующие получению нового знания, влияющие на принципы организации научного знания).

Противопоставление явных и неявных традиций дает возможность провести и более глубоко осознать различие между научными школами и научными направлениями.

Неявные традиции отличаются друг от друга не только по содержанию, но и по механизму своего воспроизведения. В основе этих традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов.

Традиции второго блока либо задают способы получения новых знаний, либо задают принципы их организации. Ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся пока не заданы традиции организации знания.Научные революции как перестройка оснований науки

Традиция всегда оставляет простор для новаций, творчества в науке. Именно новации и революции являются источником появления нового знания:

- во-первых, научные революции связаны с перестройкой основных научных традиций;

- во-вторых, они затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, изменяя нередко сам стиль мышления ученого.

Кун проанализировал структуру научных революций, выделив парадигму, как то ядро, разрушение которого и есть научная ре­волюция.

Революцииявляются видом новаций и отличаются своими последствиями для развития науки и культуры. Научные революции - это целостная динамическая система, перестраивающая фундамен­тальные основания и принципы науки. Понятие парадигмы и научной революции было выработано Куном.

В период конкурентной борьбы ни одна из двух соперничающих парадигм не может полностью решить все имеющиеся в данной науке проблемы. Сообщество выберет ту парадигму, которая решит проблемы, признанные важнейшими. Однаковесовых аргументов для выбора парадигмы не достаточно, необходимо доверие среди содружества ученых.

На выбор парадигмы существенное влияние по Куну оказывают иррациональные и социокультурные факторы. (индивидуальность ученого, его национальность, репутация, среда воспитания)

Кун также пытался решить вопрос: как смена парадигмы может привести к накоплению нового знания? При переходе от прежней парадигмы к новой некоторые старые проблемы устраняются, передаются другим наукам или отменяются. Новые проблемы вырастают из прежних — тривиальных или ненаучных.

В борьбе двух парадигм не может быть правой и неправой стороны. Массовый переход ученых на сторону новой парадигмы происходит тогда, когда в результате ее применения будут достигнуты два очевидных результата. Во-первых, будут успешно решены те осознанные спорные проблемы (аномалии), ради которых появилась эта парадигма. Во-вторых, будут решены или появится перспектива решить большинство проблем, решаемых также и прежней парадигмой.

Классификация научных революций. В соответствии с разделением наук на общие и частные выделяют:

- частнонаучпые революции: изменяют основания частных наук, таких как химия, математика и др.;

- общенаучные революции: изменяют основания всех наук, например, при появлении теории относительности Эйнштейна.

С учетом изменяемых научной революцией предметных, теоретических, мировоззренческих и методологических оснований выделяют революции, приводящие:

- к построению новых фундаментальных теорий- кардинальные сдвиги в познании мира (например, ньютоновская механика, теория относительности Эйнштейна);

- к внедрению новых методов исследования, что меняет не только проблемы, но и стандарты научной работы, приводя к появлению новых областей знания.;

- к открытию новых миров, связанному с обнаружением каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности, например, мира атомов и молекул,

По масштабу изменений выделяют революции:

- глобальные, которые меняют все основания науки, единую научную картину мира. Процесс глобальных революционных изменений долгий. Выделяются четыре глобальные научные революции;

- локальные, в ходе которых перестраиваются картины исследуемой реальности без существенного изменения ранее сложившихся идеалов и норм науки и философских оснований.

Степин полагает, что научные революции совершаются через изменение оснований науки и выделяет два пути их перестройки:

- за счет внутридисциплинарного развития знаний, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, что регулирует изменения оснований данной научной дисциплины;

- за счет междисциплинарных связей, «прививки» парадигмальных установок одной науки на другую.

Кроме этого на реализацию научных революций существенное влияние оказывает культура, социокультурные факторы.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!