Синергетическая парадигма в современной науке.



Синергетика пытается понять взаимодействие между микро- и макроуровнем, понять взаимодействие между частью и целым. Г. Хакен проводит сопоставление между традиционным описанием сложных систем и синергетическим описанием. Единицей описания в традиционном подходе является отдельный элемент рассматриваемой системы, например, клетка, нейрон, компьютер. Единица описания в синергетике - это сеть, состоящая их клеток, нейронов, компьютеров. Если в обычном описании свойства приписываются индивидуальному объекту, в синергетике -  множествам объектов.

Хакен полагает, что синергетику можно рассматривать как самую развитую теорию самоорганизации. Синергетика изучает взаимосвязи, процессы самоорганизации. Предмет синергетики - это реальность взаимосвязей.

Другой исследователь синергетики - Пригожин акцентирует внимание на проблеме необратимости, на возможности в рамках синергетики рассмотреть, как организуется порядок из хаоса. Хаос в синергетике рассматривается в эволюционном ключе: не как последняя стадия в развитии систем, а как источник нового порядка.

В синергетике рождается новое статистическое видение мира, связанное с нелинейностью, имманентной случайностью.

Традиционно случайное понимается как отсутствие закономерности. При описании динамики диссипативных систем случайность стала рассматриваться как близкая по смыслу таким понятиям, как независимость, неоднородность, спонтанность, свобода, неопределенность, хаотичность.

Хаос может быть воспринят не как разрушающая сила, а как фактор самоструктурирования нового порядка. Открытие динамического хаоса положило начало науке о хаосе, как науки о процессах, а не о состояниях.

Хаос как объект постнеклассической науки есть типичное явление, он присутствует всюду. Хаос - это новый тип порядка.

Еще одна важная характеристика синергетической парадигмы связана с нелинейностью. Нелинейность в математическом смысле означает наличие более одного решения при одинаковых условиях. Физический смысл нелинейности в том, что имеется множество путей эволюции системы, выбор эволюционного пути выглядит спонтанным. Случайность в общем виде рассматривается как отсутствие закономерности. Бифуркационная модель демонстрирует, что на уровне результата нет непосредственных равновеликих, равнозначимых причин, его обуславливающих. В бифуркационной модели случайность выступает как следствие весьма сложного, запутанного, опосредованного многими факторами действия множества причин.

Когда система развивается нелинейным образом, она может пойти по разным путям. Нелинейные процессы будут возвращаться своим путем, а из начальных - идти по-разному.

Идея случайности существенно опирается на то, что причины не всегда могут быть разумно соотнесены со своими следствиями, что во взаимосвязях в материальном мире существует своего рода иррациональные, несоизмеримые элементы, однако это не означает, что случай беспричинен. В точках бифуркации случайность становится ответственной за перемены глобальных масштабов, и конструктивная роль случайности здесь неизмеримо возрастает, соответственно меняются основания ее включения в ход созидательных процессов. Описание сложной системы на основе методов самоорганизации процессов дистанцируется от траекторного подхода и, соответственно, от классического детерминизма.

Парадигма глобального эволюционизма в современной науке.

Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную ис­орию. Уже в XX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знаний, но воспринимались, скорее, как исключения по отношению к миру в целом. Вплоть до конца XX в. принцип эволюции не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что лидирующей научной дисциплиной была физика, которая на протяжении большей части истории в явном виде не включала в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.

Наука второй половины XX в. ликвидировала противоположность биологии и физики в понимании эволюции. Выяснилось, что процессы усложнения организации присущи не только биологическим системам, но и системам неорганической природы. Эволюция затрагивает не только макроскопические тела, но и мир элементарных частиц, основные типы физических взаимодействий. Таким образом, идея развития эволюции приобретает глобальное космическое значение, пределы применимости ее расширились от объектов микромира до метагалактики. Это привело к формированию концепции глобального эволюционизма как системы представлений о всеобщем процессе развития природы во всех его многообразных естественно-исторических формах

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции:

- эволюцию космическую,

- химическую,

-  биологическую и

- социальную.

Одной из целей глобального эволюционизма является потребность интегрировать естественно-научное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание, т.е. глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания.

 

По мнению В.С. Степина, обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синергетики.

В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.

Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.

Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам. Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной.

При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невозможно. Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.

Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «коэволюции», обозначающей согласованное существование природы и человечества. Механизмы «врастания» человечества в природу включают в себя биологические, технические и социальные аспекты. Это сложное интегративное качество взаимодействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть. Реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его будущего.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2097; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!